Преосвященнейший никанор, епископ енисейский и лесосибирский, отец виктор зимин и члены енисейского духовенства посетили пансионат "прибрежный". Значение имени никанор, характер и судьба Любовь и брак

25 января в Свято-Троицком Храме с. Казачинское Красноярского края Преосвященнейший Никанор, Епископ Енисейский и Лесосибирский, отец Виктор Зимин, настоятель Свято-Троицкого Храма, а так же духовенство Енисейской Епархии совершили Божественную литургию на день памяти Святой мученицы Татьяны Римской.

Святая Татьяна была человеком редкой духовной силы и чистоты. Много добра сделала мученица: будучи диаконисой, Святая Татьяна посещала больных женщин, ухаживала за ними, готовила их к крещению. Святая подверглась гонениям, её пытали и заставляли отказаться от веры в Истинного Бога, но мученица стойко пережила все страдания и только укрепилась в своей вере. Господь поддерживал Святую, исцеляя её тело, и мучители, видя чудеса Господни, обратились в истинную христианскую веру.

По окончанию Божественной литургии Преосвященнейший Никанор в сопровождении отца Виктора и духовенства Енисейской епархии посетили пансионат для граждан пожилого возраста и инвалидов «Прибрежный». Каждый житель пансионата имел возможность пообщаться с членами Енисейской епархии, рассказать о своих проблемах и получить совет. Владыка Никонор окропил ветеранов и инвалидов святой крещенской водой, и благословил иконами Нерукотворного Образа Спасителя. Преосвященнейший Никанор подарил подарки всем жителям пансионата.

Владыка напомнил всем, что забота о ближних наших, страждущих и обездоленных, крайне важна, а вера является главным стержнем нашей жизни и помогает преодолеть все жизненные трудности.


19 августа звонницы храмов Енисейской епархии одномоментно возвестили праздничным трезвоном о начале работы фестиваля звонарского искусства «Енисейский перезвон - 2017», который проводится в Енисейске под патронажем Енисейской епархии уже во второй раз.

Праздник Преображения Господня не случайно выбран временем проведения фестиваля «Енисейский перезвон» .

Это главный праздник для енисейской епархии. Ведь именно с монастыря началось возрождение православия на енисейской земле, а монастырь стал своеобразной кузницей. Из его стен вышли многие и многие священники, которые сейчас служат во всех уголках Енисейской епархии, раскинувшейся на миллион квадратных километров.

Потому и престольный праздник монастыря стал духовным объединяющим началом всех храмов епархии. Отсюда пошло возрождение православия. Он был первым возрожденным храмом после долгих лет богоборческой власти, первой возрожденной обителью нашего края.

Преосвященнейший Никанор, епископ Енисейский и Лесосибирский совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе Спасского мужского монастыря города Енисейска. За богослужением молились насельники монастыря, паломники из городов Красноярска, Лесосибирска и Канска, организаторы и участники II фестиваля звонарского искусства «Енисейский перезвон» , прихожане.

В завершение Литургии епископ Никанор возглавил крестный ход вокруг храма, совершил освящение плодов нового урожая, а также обратился к народу с архипастырским словом, в котором рассказал о смысле и значении праздника Преображения Господня для православного человека.

В своем слове епископ Никанор подчеркнул, что сегодняшний праздник призван показать людям мастерство звонарей и коллективов, вдохновить участников к укреплению православных традиций и подарить людям прекрасное настроение.

В память о престольном торжестве всем богомольцам были вручены иконочки Преображения Господня с архипастырским благословением.

По окончании богослужений состоялось открытие на монастырской площади II фестиваля звонарского искусства «Енисейский перезвон» .

В фестивале приняли участие звонари храмов и монастырей Енисейской епархии, творческие и музыкальные коллективы учреждений культуры городов Енисейска и Лесосибирска . А проводится фестиваль при поддержке Управления общественных связей Губернатора Красноярского края и Центра духовной культуры «Красноярское Воскресение».

С приветственными словами по случаю открытия фестиваля к присутствующим обратились епископ Енисейский и Лесосибирский Никанор и глава Енисейска Игорь Антипов .

Поздравляя собравшихся, глава города Енисейска Игорь Антипов сказал: «Енисейский перезвон - это очень показательное и знаковое мероприятие для нашего города. Сегодня огромное внимание уделяется возрождению Енисейска не только в материальном, но и в духовно-историческом и культурном плане. И то, что у нас сегодня существует Епархия Енисейская и Лесосибирская , и то, что есть наш Владыка, это так же верный и правильный путь к возрождению Енисейска.

Сложно переоценить значение таких мероприятий проходящих под эгидой Русской православной церкви. Благодаря русской православной церкви на этой земле появились казаки, появился наш народ. И это стало началом освоения новых земель государства российского. Да и сама история основания Енисейска должна считаться, наверное, не с 1619 года, а с того момента, когда в далеком 1575 году здесь поселился инок Тимофей Иванов . Его вера, его божье слово шло в народ, готовя добрую почву для воссоединения народов и расширения границ Российского государства.

Так и сегодня православная церковь берет на себя миссию посланца доброй воли, чтобы люди всех вероисповеданий, всех политических взглядов жили в мире и согласии, творили на благо нашей великой Родины».

Говоря о фестивале, Епископ Енисейский и Лесосибирский Владыка Никанор отметил: «Проведение его на нашей земле не случайно. Ведь именно с Енисейска началась история Енисейской губернии. Именно он по праву считается колыбелью Красноярского края. И перезвон его колоколов дает начало колокольному звону всех храмов Красноярья. Это историческая память. Отсюда пошло освоение Сибири: с юга на север, с запада на восток.

Возрождая фестиваль, мы собираем сюда всех звонарей храмов Енисейской епархии. Сегодня свое мастерство будут демонстрировать и наши самые маленькие звонари - воспитанники воскресных школ епархии. И это так замечательно, что звонарское искусство не умирает, что оно обретает новую жизнь.

Колокольный звон он ведь настолько умиротворяет душу, дает ощущение благодати божьей. Даже идя по улице, человек, услышав колокольный звон, невольно прислушивается, задумывается о своей жизни, о духовных ценностях. Колокольный звон - это наш голос, который мы несем всему миру проповедью слова Божьего.

На сегодняшний день действующих, восстанавливаемых и вновь строящихся храмов в Енисейской епархии - 84. Звонарей - около двадцати. К сожалению, пока еще не во всех восстанавливаемых храмах есть колокола, есть колокольни. И это от того, что не в каждом храм есть возможность приобрести колокола. Но все еще впереди».

Поздравительный адрес от Губернатора Красноярского края Виктора Толоконского огласил консультант Управления общественных связей Губернатора края Сергей Щеглов.

Также он вручил благодарственные письма от Управления общественных связей Губернатора Красноярского края за большой вклад в развитие духовной культуры и сохранение межнационального мира и согласия.

Мастер-класс по колокольному звону провел старший диакон Крестовоздвиженского кафедрального собора г. Лесосибирска Ростислав Матюнин. Мастерство звонаря он осваивал в Москве.

Ростислав Матюнин открыл занятие кратким рассказом о бытовании колокольных звонов в России, объяснением смысла и порядка работы на колоколах. Далее были продемонстрированы приемы и техники различных школ звона.

Стоит отметить, что и в Енисейской Православной гимназии юные звонари так же проходят хорошую школу звонарного искусства. Как сказал Владыка Никанор , тот, кто хорошо знаком с мастерством звонаря, сразу может отличить, кто стоит на колокольне - юноша или девушка. У девочек, по его словам, колокола поют как-то по-особенному, тепло и нежно.

Участник фестиваля Корнева Евгения - звонарь Успенского кафедрального собора г. Енисейска, Халевина Наталья - звонарь Иверского женского монастыря г. Енисейска, Ивлютин Павел, Галимов Павел, Крупин Леонтий - звонари Крестовоздвиженского кафедрального собора г. Лесосибирска представили свое звонарное мастерство на суд собравшихся.

К слову сказать, попробовать позвонить в колокола в этот день смогли все желающие. А то, что звон - дело непростое и совершается только с молитвой, понял каждый участник мастер-класса.

В рамках фестиваля прошел круглый стол на тему «Православные звоны Приенисейской Сибири».

Настоящим сюрпризом для собравшихся стало то, что круглый стол прошел в стенах Енисейского краеведческого музея, вновь открывшегося после реставрационных работ.

Вниманию собравшихся была предложена выставка по истории православия, которую великолепно провела Лысаковская Марина Альбертовна. Иконы, получившие вторую жизнь после реставрации, редкие книги, Евангелие в золоченом уборе, элементы убранства храмов, сохранившиеся в запасниках музея - все это малая толика того, чем богат краеведческий музеи и было представлено изумленным взорам собравшихся.

В рамках дискуссии участники круглого стола обсудили вопросы возрождения традиций енисейской школы колокольного звона. Состоялся серьезный разговор о необходимости укрепления и расширения обмена опытом звонарского искусства между приходами.

Мастера колокольного звона отметили, что фестиваль «Енисейский перезвон» не только возрождает древние традиции, но и открывает новые страницы истории колокольных звонов Сибири.

Ярким продолжением фестиваля стала концертная программа, в которой приняли участие Образцовый ансамбль «Сюрприз» ДХШ, ансамбль ДМШ «Тропинка», Анастасия Русакова и обучающиеся Центра дополнительного образования, Григорий Кротов и многие другие.

Второй фестиваль колокольного звона на енисейской земле закончился. Но у каждого, кто в этот день стал его свидетелем, надолго останутся в памяти ни с чем не сравнимые, проникающие в самое сердце колокольные звоны, как и сотни лет назад плывущие над городом, ставшим первой столицей Енисейской губернии.

Белогур Н.

Фото Почекутовой Н., Давыдова А.





Родился 23 февраля 1970 г. в г. Белово Кемеровской обл. в рабочей семье.

В 1977-1987 гг. обучался в школе № 23 г. Белово. В 1987 г. поступил в Новосибирский сельскохозяйственный институт. В 1988-1989 г.г. проходил службу в армии. С 1989 г. продолжил учебу в Новосибирском сельскохозяйственном институте.

В 1992 г. переехал в Ижевск. 7 апреля 1992 г. епископом Ижевским и Удмуртским Палладием (Шиманом) рукоположен в сан диакона. С 22 июня 1993 г. - штатный диакон Георгиевского храма г. Глазова Удмуртской Республики.

5 декабря 1993 г. архиепископом Ижевским и Удмуртским Николаем пострижен в монашество с именем Никанор в честь апостола от 70-ти.

5 января 1994 г. назначен штатным священником Александро-Невского собора г. Ижевска. 15 сентября 1994 г. назначен настоятелем Петропавловского храма с. Тылавыл-Пельга. С 26 октября 1994 г. - настоятель храма свв. Константина и Елены с. Селты Удмуртской Республики.

15 июня 1995 г. принят в клир Южно-Сахалинской епархии, назначен вторым священником Воскресенского кафедрального собора г. Южно-Сахалинска.

16 августа 1996 г. назначен настоятелем Пантелеимонова прихода в п. Синегорье с сохранением прежнего места служения. 2 мая 1997 г. назначен настоятелем храма свт. Иннокентия в г. Южно-Сахалинске. 11 августа 1997 г. назначен настоятелем Воскресенского кафедрального собора г. Южно-Сахалинска.

19 марта 2001 г. принят в клир Красноярской епархии. 27 марта 2001 г. назначен настоятелем храма прп. Евдокии с. Сизая.

В 2003-2008 гг. обучался на заочном секторе Московской духовной семинарии.

В 2008-2012 гг. обучался на заочном секторе Киевской духовной академии.

Решением Священного Синода от 6 октября 2008 г. (журнал № 88) назначен наместником Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Енисейска.

К празднику Святой Пасхи 2009 г. возведен в сан игумена.

30 июня 2010 г. назначен настоятелем Успенского кафедрального собора и благочинным Енисейского благочиния с сохранением наместнических обязанностей.

Решением Священного Синода от 30 мая 2014 г. (журнал № 37) избран епископом Енисейским и Лесосибирским.

5 июня 2014 г. за Литургией в Иоанно-Предтеченском храме Красноярска митрополитом Красноярским и Ачинским Пантелеимоном возведен в сан архимандрита.

Наречен во епископа 7 июня 2014 г. в Тронном зале Патриарших покоев Троице-Сергиевой лавры. Хиротонисан 22 июня за Божественной литургией в Софийско-Успенском соборе Тобольского кремля. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Фото В. Светличный

Как сын шахтера — мальчишка из Грамотеина — стал архимандритом Владыкой Никанором. Епископ Енисейский и Лесосибирский дал корреспондентам «БВ» эксклюзивное интервью.

Богатство беловской земли не только в ее недрах, наш город — родина многих именитых людей. Александр Панкратов-Черный – популярный артист театра и кино, Евгений и Анатолий Рыбаковы – мастера спорта международного класса, и это только из Грамотеина. Совсем недавно в редакции газеты состоялась встреча с еще одним уроженцем Грамотеина — епископом Енисейским и Лесосибирским.

- Владыка, ваше детство и юность прошли здесь. Что запомнилось?

Я рос обычным ребенком, учился в школе №23, занимался с удовольствием, в аттестате среди отличных оценок было всего четыре «четверки», очень любил историю, обществознание, у меня была тяга к механике, ходил в кино, играл в футбол. Не скажу, что наша семья была неверующей, но мои родители редко ходили в церковь. Папа - Николай Фотиевич Анфилатов – был шахтером, работал в Грамотеинском шахтоуправлении, мама – Тамара Андреевна - работала заведующей магазином. К церкви меня приобщила наша любимая бабушка Тася. Она была простым человеком, даже школу не закончила, но удивительно светлым, всю свою любовь вложила в нас - своих внуков. Мой брат - Александр Николаевич Анфилатов - в настоящее время работает тренером по хоккею в СК «Грамотеинский».

- Как вы пришли на духовный путь?

Знаете, в обществе издавна сложился стереотип, что в Церковь ходят из-за несчастной любви или из-за каких-то проблем. Меня - Господь привел. Мы жили в советское время, тогда отношение к Церкви было совсем другое, но на моем жизненном пути встретились замечательные люди. В Белове в Вознесенском Храме служили отец Михаил Кизюн, отец Григорий Тарасов и отец Петр Гутович. Я часто бывал на службах, и на меня обратили внимание, позже отец Михаил стал моим духовником. После окончания школы, в 1987 году, поступил в Новосибирский сельскохозяйственный институт, стал учиться и по-прежнему посещал службы. Познакомился с интересными, образованными людьми. Пропаганда в те годы твердила, что в церквях собираются отсталые мракобесы, а оказалось, все наоборот.

- Как реагировали окружающие?

По разному, кто-то подсмеивался, кто-то не понимал, но я твердо стоял на своем.

- А в армии проблем не было?

В армии служил рядовым, хотя в институте была военная кафедра. После «учебки» назначили командиром танка, получил звание -гвардии младший сержант. Оружие в руки взял уверенно, конфликта в душе не было. Любой православный человек вам скажет: «Кто душу положит за други своя, тот спасет ее». А как ее не положить за свою землю, за родителей? Православная Церковь знает святых воинов – это Дмитрий Донской, Александр Пересвет, Родион Ослябя, недавно был канонизирован в лике святых Федор Ушаков – адмирал флота. Они положили души, защищая Отечество.

В армии я встретил православных ребят, и хотя открыто не говорил, что верующий, но у меня был крестик и от руки написанная молитва. Офицер нашел листочек, посмотрел и отдал. Сказал: «Убери, нельзя». Я переложил ее в другой кармашек.

- Когда наступил переломный момент и вы точно решили, что духовная стезя – это ваше?

Переломного момента, когда я стоял на перепутье и думал: «По духовному пути мне пойти или по мирскому?», не было. Меня Господь ведет по жизни. Серьезный конфликт был дома: в советское время ребенок учится в институте и ходит в церковь. Для родителей это была проблема, но не для меня! Почти 25 лет, как я избрал свой путь, и ближе и роднее ничего нет. Я ни разу не пожалел и не раскаялся. К окончанию учебы светская стезя меня не привлекала. У меня появился духовник - отец Серафим, сейчас, когда я бываю в Москве, навещаю его. В сан диакона меня рукоположил епископ Палладий (Шиман), это было в Ижевске в апреле 1992 года, в сан священника архиепископ Николай (Шкрумко).

С тех пор прошло 23 года. За это время вы служили диаконом в Удмуртии, вторым священником в Южно-Сахалинске, настоятелем храма в Красноярской епархии (с. Сизая), наместником мужского монастыря в Енисейске, окончили Московскую духовную семинарию и Киевскую духовную академию. В мае 2014 года вас избрали епископом Енисейским и Лесосибирским. Вы уже год – епископ. Какие впечатления?

Енисейская епархия охватывает 980 тыс. кв. км площади, на ней действуют 52 прихода, а проживает всего 167 тыс. населения. Численность очень низкая, но, вопреки убеждению, что в церковь ходят одни старушки, радует то, что в церкви много детей и молодежи.

Помимо административных задач передо мной стоят и духовные — это строительство храмов, молодежное движение и социальная работа. Епархия по численности небольшая, но у нас работает антикризисный центр «Спиридоновский», где люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию, и, не имея возможности обратиться в госструктуры, получают крышу над головой, одежду, еду. Всего в центре — 50 человек, 10 из них — лежачие. Подумайте только: каково каждый день ухаживать за лежачим больным? Но самоотверженные люди есть – это наши прихожане и сестры милосердия. У нас есть реабилитационный центр по борьбе с пьянством и наркоманией, реконструируется богадельня на 15 человек. В Енисейской епархии действует единственный Музей современного христианского искусства, а также музей Истории и традиций Русской армии. Больше 20 лет работают 2 православных гимназии в г. Енисейске и в г. Лесосибирске. Это полноценные лицензированные учебные заведения. Уже есть выпускники, которые окончили гимназию, получили высшее образование и пришли к нам работать учителями!

- На какие средства живет епархия?

На пожертвования прихожан. Наши социальные инициативы основаны на взаимопомощи и поддержке друг друга в большинстве приходов есть материальный склад, куда люди могут отнести вещи, которые им больше не нужны. Вещи хорошие, чистые, и те, кто нуждается, - берут. А Спиридоновский центр нам помогают содержать предприниматели, которые жертвуют продукты, стройматериалы, лекарственные средства и предметы гигиены и оказывают помощь в хозяйственных работах.

В беловской семье был случай: бабушка учила внучку: если согрешишь, а потом покаешься, то все будет хорошо, и грехи будут отпущены. Девочка убила человека…

Печально. Эти наставления бабушки никакого отношения к православию не имеют. Первая заповедь Божия гласит: не убий! Жаль, что люди редко ходят в храмы! Не бабушка, а священник должен был объяснить девочке, что истина и что зло. Особенно много выдуманных традиций связано с погребением. На кладбище в Родительский день такое впечатление, что на языческую тризну попал, а не на православное поминовение: все пьянствуют! А усопшим нужна молитва.

- Как складываются отношения со светской властью?

- Церковь отделена от государства, поэтому мы можем только просить власти посодействовать в каких-то делах. Слава Богу, все понимают, что противостояние не приносит пользу ни обществу, ни государству. Мы очень рады, что Президент России подписал Указ о праздновании 400-летия Енисейска, что начала работать специальная программа по сохранению памятников истории, в том числе православных храмов!

Вообще, у нас много общих задач. Не секрет, что молодые семьи часто распадаются. И Церковь, и государство ратуют за сохранение нравственных основ, свойственных нашему народу, стремятся к тому, чтобы они стали фундаментом общества.

- Енисейску почти 400 лет. В храмах сохранились старинные иконы?

Город основан в 1619 году, Спасский монастырь - еще раньше: в 1593. К сожалению, многие святыни были уничтожены, но сохранилась святыня Спасского монастыря икона Спаса Нерукотворенного 17 века, когда-то висевшая над входом в монастырь, а так же святыня нашей епархии - плачущая икона Казанской Божией Матери. Икона старинная, мироточивая, почитаема прихожанами. На окладе висят колечки, сережки. Люди не просто так отдают - это благодарность. Знаю пару, которая 12 лет ждала ребенка, и вымолили, потом крестили у нас ребенка. Это чудо. Чудо происходит каждый день, просто мы этого не видим, заняты хлебом насущным.

- Владыка, не могу не спросить: ваше отношение к событиям на Украине?

Каждую службу во всех храмах епархии читается молитва за Украину. Гибнут наши братья, нас это не может не волновать. Также Украину «раздирают» различные религиозные расколы, уния, секты. Самая страшная вражда – религиозная!

- Это наказание Господа?

Нет. Это проверка на духовную зрелость украинского народа.

- Вы лично знакомы с Патриархом Кириллом. Расскажите о нем.

Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию арзимандрита Никанора (Анфилатова) во епископа Енисейского и Лесосибирского- Патриарх - добрый, отзывчивый и внимательный человек. Ему небезразлична судьба русского народа, он несет на плечах огромную ответственность. Мудрость Патриарха позволяет ему сохранять ровные отношения с властями зарубежных стран, ведь наши епархии разбросаны по всему миру - это и Западная Европа, и Австралия, и Америка. Огромная заслуга Святейшего Патриарха и в том, что Церковь объединяет людей. В православных приходах многих стран молятся не только выходцы из России, но и иностранцы открывают свои души и воспринимают красоту Православия!

- Что вы думаете о новых религиозных объединениях?

Господь сказал: «Создам Церковь мою и врата ада не одолеют Ее». Церковь одна, а все остальное от лукавого. Очень часто чтобы оправдать свою бездуховность люди принимаются толковать Евангелие так как они его понимают и тем самым многих вводят в заблуждение. Православная Церковь на протяжении своего существования постоянно сталкивалась со лжеучителями, по разному себя именовавшими, но мы твердо знаем, что Церковь создал Господь наш Иисус Христос призвав Апостолов, а они в свою очередь через возложение рук поставили епископов, священников и диаконов для сохранения в чистоте веры Христовой. Эту истину Церковь и хранит на протяжении уже двух тысяч лет. Да, в наше время мы видим множество течений именующих себя христианскими и каждый из них претендует на истину. А истина в словах Христа: «Создам Церковь мою и врата ада не одолеют ее», и эта Церковь - Православная.

- Как вы поддерживаете физическую форму?

Соблюдаю монашеское правило, а оно включает в себя множество поклонов.

- Любимая светская книга?

- «Повесть о настоящем человеке».

- Как проводите свободное время?

Езжу по строительным магазинам! У нас идет стройка. Все внимание ей.

- Кто ваши друзья?

Самых близких – два, в том числе мой духовник.

- Ваше хобби?

Книги, редкие издания.

— Владыка, ваши пожелания беловчанам.

Любви Христовой. Чтобы человек строил жизнь не только для себя, но и для своих родных, близких, детей, тогда все встанет на свои места.

Первенствующим епископом Русской Православной Церкви является ее Предстоятель, носящий титул - Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Следующей по значимости ступенью церковная иерархия называет высших чинов, которые управляют епархиями (территориально-административными церковными округами). Они носят объединяющее название - архиерей. К ним относятся: митрополиты, архиепископы и епископы.

Выберите рубрику АВТОКЕФАЛИЯ И НАЦИОНАЛИЗМ (120) АГАПЫ (9) АДОГМАТИЗМ (5) АМОРАЛИЗМ (155) АНТИХАЛКИДОНИТЫ (127) АПОКАТАСТАСИС (16) АТЕИЗМ (15) БАПТИЗМ (25) БИБЛЕЙСКАЯ КРИТИКА (17) БИОЭТИКА (18) БЛАГОСЛОВЕНИЕ НА ГРЕХ (27) БОГОСЛУЖЕБНАЯ РЕФОРМА (167) БОГОСЛУЖЕНИЯ В ИНОСЛАВНЫХ ХРАМАХ (19) БОЕВЫЕ КЛИРИКИ (27) БРАДОБРИТИЕ (1) БУДДИЗМ (54) ВНЕШНЕЕ БЛАГОЧЕСТИЕ (31) ВОСЬМОЙ СОБОР (63) ГЛОССОЛАЛИЯ (1) ГНОСТИЦИЗМ (4) ГУРУИЗМ (31) ДУХОБОРЧЕСТВО (3) ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (261) ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ГРУППЫ (1) ЕРЕСЬ АРХИМ. ТАВРИОНА (БАТОЗСКОГО) (3) ЕРЕСЬ АФТАРТОДОКЕТИЗМА (1) ЕРЕСЬ МИТР. АНТОНИЯ СУРОЖСКОГО (1) ЕРЕСЬ О ПЕРВОРОДНОМ ГРЕХЕ (4) ЕРЕСЬ О ПРИРОДЕ ХЛЕБА И ВИНА (1) ЕРЕСЬ О. АЛЕКСАНДРА МЕНЯ (26) ЕРЕСЬ О. АЛЕКСАНДРА ШМЕМАНА (5) ЕРЕСЬ О. ПАВЛА ФЛОРЕНСКОГО (3) ЕРЕСЬ О. СЕРГИЯ БУЛГАКОВА (8) ЕРЕСЬ ПРОФ. ОСИПОВА (2) ЕРЕСЬ ФЕОДОРА МОПСУЕСТСКОГО (3) ЕРЕТИЧЕСКИЕ КНИГИ (82) ЕРЕТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ (30) ЕРЕТИЧЕСКИЕ СМИ (21) ЗАПАДНЫЙ ОБРЯД В ПРАВОСЛАВИИ (2) ЗНАМЕНИЯ ВРЕМЕН (53) ИКОНОБОРЧЕСТВО (13) ИНДУИЗМ (21) ИНТЕРКОММУНИОН (19) ИСЛАМИЗАЦИЯ (249) ИУДАИЗМ (129) КАЛЕНДАРНАЯ РЕФОРМА (35) КАРАИМЫ (1) КОЛЛАБОРАЦИОНИЗМ (21) КОЧЕТКОВЩИНА (80) КОЩУНСТВО (266) КРИПТОХРИСТИАНСТВО (3) КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ (5) КУРАЕВЩИНА (8) ЛЖЕМИССИОНЕРСТВО (98) ЛЖЕПРАВОСЛАВИЕ В ЛИЦАХ (6) МАРИОЛОГИЧЕСКАЯ ЕРЕСЬ (3) МАРОНИТЫ (4) МАСОНСТВО В ЦЕРКВИ (21) МИРОЛОГИЯ (38) МОЛИТВЫ С ЕРЕТИКАМИ (321) НЕСВЯТЫЕ СВЯТЫЕ (45) НИКОДИМОВЦЫ (10) ОБМИРЩЕНИЕ (281) ОККУЛЬТИЗМ (46) ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (12) ОТРИЦАНИЕ ЧУДЕС (9) ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОБРАЩЕНИЯ К СВЯЩЕННОНАЧАЛИЮ (18) ПАНТЕИЗМ (1) ПАПИЗМ (661) ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ (46) ПРАВОСЛАВНАЯ МЕДИЦИНА (13) ПРАВОСЛАВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (34) ПРАВОСЛАВНАЯ ЭКОЛОГИЯ (22) ПРАВОСЛАВНОЕ ИСПОВЕДАНИЕ ВЕРЫ (41) ПРАВОСЛАВНЫЕ БАЙКЕРЫ (15) ПРАВОСЛАВНЫЙ БАНКИНГ (1) ПРАВОСЛАВНЫЙ ГЛАМУР (25) ПРАВОСЛАВНЫЙ СПОРТ (114) ПРАВОСЛАВНЫЙ ЮМОР (10) ПРАЗДНОВАНИЕ С ЕРЕТИКАМИ (175) ПРОИСШЕСТВИЯ (16) ПРОТЕСТАНТИЗМ (214) ПЦУ (33) РЕВИЗИЯ ЦЕРКОВНОГО ПРЕДАНИЯ (59) РЕФОРМА БОГОСЛУЖЕБНОГО ЯЗЫКА (54) РЕФОРМА ПОСТА (29) РПЦЗ (3) СВЯТЫНЮ ПСАМ (58) СИНТОИЗМ (9) СКАУТЫ (4) СОДОМСКИЙ ГРЕХ (70) СОЦИАЛЬНОЕ ХРИСТИАНСТВО (49) СТАРООБРЯДЧЕСТВО (13) СТЯЖАТЕЛЬСТВО (14) ТАБАКОКУРЕНИЕ (3) ТАИНСТВО БРАКА (33) ТАИНСТВО ЕЛЕООСВЯЩЕНИЯ (1) ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ (17) ТАИНСТВО СВЯЩЕНСТВА (15) ТОЛЕРАНТНОСТЬ (83) ТРАНСГУМАНИЗМ (5) УНИАТЫ (20) УРАНОПОЛИТИЗМ (3) ХРАМОВЫЙ МОДЕРНИЗМ (44) ХРИСТОЛОГИЧЕСКИЕ ЕРЕСИ (15) ЦЕРКОВНАЯ ПОЛИТИКА (154) ЦЕРКОВНАЯ ЦЕНЗУРА (7) ЦЕРКОВНЫЕ ОБЛАЧЕНИЯ (18) ЦЕРКОВНЫЙ ФЕМИНИЗМ (92) ЦЕРКОВЬ И КУЛЬТУРА (476) ЭВОЛЮЦИОНИЗМ (18) ЭККЛЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЕРЕСИ (47) ЭКУМЕНИЗМ (1 105) ЯЗЫЧЕСТВО (31)