Выбор зоны фокусировки и работа с точками автофокуса. Фокусировка камеры: Использование ручного и автоматического режима

Как и любая автоматика, автоматический фокус не всегда срабатывает идеально. Иногда, система автофокуса может фокусироваться совершенно не на том участке кадра, на котором хотите акцентировать внимание вы, в своей фотографии.

Не поймите нас неправильно: сегодняшние зеркальные и беззеркальные фотоаппараты способны фокусировать так быстро, как никогда ранее. Однако, для создания по настоящему творческих и художественных фотографий, вам необходимо самостоятельно настраивать фокус.

В каких случаях автофокус будет работать неправильно?

Ваша камера может ошибиться в автоматической фокусировке тогда, когда ей не хватает света или при съемке однотонных объектов, например, при фотографировании коричневой собаки в чистом поле. В данном случае камера просто не сможет определить точку для фокуса.

В таких ситуациях, объектив будет двигаться взад и вперед, пытаясь зафиксироваться хоть на какой-то точке. Если в данном случае, есть какой-то объект переднего плана – куст, ветка и т.д., то, скорее всего, фотоаппарат сфокусируется именно на нем.

Движущиеся объекты могут оказаться очень проблематичными объектами съемки для автоматической фокусировки. Для такой съемки необходимо удостоверится, что вами был выбран правильный режим фокусировки, только так есть шанс сделать красивые, четкие и резкие изображения.

Какие режимы фокусировки стоит использовать и когда?

Первое, что нужно решить, хотите ли вы использовать автофокус или переключитесь в режим ручной фокусировки. Есть несколько ситуаций, когда ручная фокусировка является лучшим вариантом. Для того, что бы убедится, что вы работаете в автоматическом режиме, посмотрите, что бы на объективе было установлено значение AF, а не MF.

Автофокус предлагает два различных режима, один из которых необходимо установить на камере. Это One-Shot AF (Canon) / Single-Servo AF (Nikon) и AI Servo AF (Canon) / Continuous-Servo AF (Nikon). One-Shot/Single-Servo лучший вариант для съемки неподвижных объектов. После того как система сфокусируется на нужном объекте, вы можете смело делать свой снимок.

Как следует из названия, в режиме AI Servo AF / Continuous-Servo AF, камера непрерывно фокусируется на объекте, этот режим более удобный для слежения за перемещением объекта. В данном случае, вы можете сделать снимок в любой момент съемки, даже если объект находится не в фокусе. Это предусмотрено для более быстрой и продуктивной работы.

Многие камеры предлагают еще один режим автофокусировки: AI Focus AF (Canon) или Auto AF (Nikon). В этом режиме камера автоматически определяет, является ли объект неподвижным или движется, и в зависимости от этого переключается в соответствующий режим.

Не стоит путать выбор режима автофокусировки с выбором зоны фокуса, которая также может быть установлена автоматически или вручную.

В чем разница между режимом автофокуса и зоной фокуса?

Режим фокусировки определяет то, как объектив будет фокусироваться , а зона автофокуса определяет, где камера сфокусируется . Зоны фокусировки могут быть разными на разных моделях фотокамер, и у разных производителей.

Работая с камерой, у фотографа есть возможность выбрать будет ли она фокусироваться по одной точке, или по нескольким. Смотря в видоискатель и зажав на половину кнопку спуска затвора, вы увидите, как фокусируется фотокамера. При фокусировке по одной точке, вы можете передвинуть точку.

Сколько точек автофокусировки стоит использовать?

Все зависит от того, что вы снимаете. Если вы устанавливаете фокусировку по нескольким точкам, то камера автоматически выбирает какие использовать, чтобы сосредоточиться на объекте.

При этом, если объект съемки достаточно большой, то, вас может не устроить то, как фокусируется камера. Например, при съемке памятника, фотоаппарат может сфокусироваться на ногах статуи, в то время как хотелось бы, что бы фокус был на лице. Кроме того, в таком случае есть риск фокусировки на объектах переднего плана, в то время как объект съемки находится на заднем плане.

В то же время, автоматическая фокусировка по нескольким точкам может оказаться более продуктивной при съемке объекта на однотонном фоне , например, при фотографировании птиц на фоне голубого неба. Чем больше точек автофокусировки в камере, тем точнее она будет фокусироваться и лучше следить за объектом по мере его движения в кадре. В других случаях будет предпочтительнее использовать фокусировку по нескольким точкам.

Из всех доступных точек автофокусировки, центральная точка, обеспечивает наилучшую точность . Лучше всего фокусироваться именно по этой точке, а потом, зафиксировав фокус, переместить камеру так, что бы композиционно создать привлекательную фотографию.

Когда использовать ручную фокусировку?

Ручная фокусировка может пригодиться тогда, когда фокусное расстояние, остается неизменными. Например, фотографируя автогонку, вы можете автоматически сфокусироваться на трассе, а затем, когда машина будет подъезжать переключиться на ручную фокусировку и, следя за авто, фокусироваться вручную.

Ручная фокусировка также единственный вариант тогда, когда камера не может сконцентрироваться самостоятельно. Некоторые объективы позволяют постоянно корректировать фокусировку камеры вручную, для этого вам не придется все время переключатся с ручного режима на автоматический.

Как сфокусироваться с Live View

Live View отлично фокусируется в ручном режиме. При переходе в автоматический режим фокуса, не ожидайте чудес от своей камеры.

Автоматическая фокусировка

Автоматический режим в Live View может работать по-разному, в каждой модели фотокамеры. Большинство камер обладают возможностью быстрого автоматического фокуса и более медленного, но более точного режима с возможностью обнаружения лиц.

Ручное управление

Live View помогает при ручной фокусировке, так как с помощью экрана вы можете увеличить часть экрана и сделать более тонкую настройку фокуса. Это особенно удобно при пейзажной фотографии и макро. Задача фотографа произвести очень точную настройку, так как разница между резким и четким, может оказаться существенной.

Все современные фотокамеры имеют функции автоматической фокусировки. Так почему же фотографами до сих пор часто используется ручная фокусировка? В каких обстоятельствах она применяется и как с ней работать - читайте в нашем уроке!

Когда может понадобиться ручная фокусировка?

Сложные случаи для автоматической фокусировки. Несмотря на то что с каждым годом системы автофокуса совершенствуются, они всё ещё иногда испытывают сложности. Наверняка вы сталкивались с ситуацией, когда автоматика ну никак не хочет фокусироваться в определённом месте. Вместо этого она начинает «рыскать», фокусируя объектив туда-сюда, но никак не попадая в цель. Разберём основные затруднительные для автофокуса случаи.

  • Фокусировка на малоконтрастных, полупрозрачных объектах . Попробуйте сфокусироваться на гладком белом потолке или сфотографировать поверхность оконного стекла. Автофокус в таких случаях вполне может спасовать.
  • Автофокус может не справляться тогда, когда объект съёмки перекрывается объектами переднего плана . Простейший пример - съёмка животного в зоопарке через решётку: автофокус вполне может начать «цепляться» за решётку. Вместо того чтобы мучить систему автофокуса, в таких условиях вполне можно переключиться на ручную фокусировку.

Nikon D600 / Nikon 85mm f/1.4D AF Nikkor

Между мной и моделью - полупрозрачное стекло (именно оно даёт блики). При съёмке автофокус периодически «цеплялся» не за лицо, а за трещинки на стекле.

    Съёмка в сильном контровом свете. К примеру, снимая против яркого закатного или рассветного солнца, вы столкнётесь с тем, что автофокус будет работать хуже обычного.

    Ночная съёмка. Если условия городской ночи автофокусу, в общем-то, по плечу, то при съёмке пейзажей со звёздным небом за городом остаётся лишь наводиться вручную. Автоматический фокус тут вам не помощник.

Nikon D810 /Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor

Съёмка звёздного неба. Если в предыдущих случаях автофокус всё же можно победить и заставить сфокусироваться там, где нужно, то в условиях кромешной ночи однозначно придётся настраивать резкость вручную.

Использование неавтофокусной оптики. Существует множество объективов, которые не поддерживают функции автоматической фокусировки. Среди них есть как снятые с производства старые объективы, так и вполне современная оптика. Многие фотографы испытывают интерес к старинной оптике, так как она даёт своеобразную, «винтажную» картинку. Благо, объективов, которые можно установить на современные цифровые зеркалки (в том числе через переходники), великое множество.

Nikon MF 50mm f/1.2 Nikkor - сверхсветосильный объектив с ручной фокусировкой

Кадр сделан старым портретным объективом с ручной фокусировкой. Такие объективы, как правило, используют для того, чтобы побаловаться с боке - интересным размытием в зоне нерезкости.

Съёмка пейзажа. При съёмке пейзажей часто бывает так, что передний план (на который обычно производится фокусировка), находится на периферии кадра, где нет ни одной точки фокусировки. Один из вариантов фокусировки в этой области - использование ручного фокуса. Также продвинутые фотографы при съёмке пейзажа часто используют наводку на гиперфокальное расстояние . Для этого требуется сфокусировать объектив на определённой дистанции, и это проще сделать вручную с помощью шкалы дистанций фокусировки на объективе, нежели с помощью автофокуса.

Съёмка макро. При макросъёмке автоматическая фокусировка очень затруднительна. Так получается, во-первых, из-за того, что глубина резкости при макросъёмке крайне мала. Малейшее изменение дистанции между камерой и объектом съёмки (даже на несколько миллиметров) приведёт к потере фокуса. Во-вторых, чем ближе к объективу находится снимаемый объект, тем больше приходится перемещаться линзам объектива для фокусировки, а это сильно замедляет работу автофокуса. Поэтому фотографы предпочитают при съёмке макро фокусироваться вручную, полностью контролируя весь процесс и исключая тем самым возможные ошибки автоматики. При этом для макросъёмки характерен особый способ фокусировки: не с помощью вращения фокусировочного кольца, а посредством перемещения самой камеры чуть ближе или чуть дальше от объекта. Но об этом ниже.

Nikon D600 / Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor (с макрокольцами)

Чем мельче снимаемый объект, тем меньше необходимая дистанция съёмки. Чем короче дистанция съёмки, тем меньше глубина резкости и тем труднее работать автофокусу.

Как включить ручную фокусировку?

На камерах начального уровня (например, Nikon D3300, Nikon D5500), всё просто: для этого необходимо перевести переключатель AF/M (Auto Focus/Manual) на объективе в положение M.

На моделях начального уровня (например, Nikon D3300 и Nikon D5500) необходимо перевести переключатель A/M в положение М (Manual).

Теперь автофокус отключён. Фокусировка будет производиться путём вращения кольца фокусировки на объективе (выделено синим).

На камерах продвинутого уровня (начиная с Nikon D7200) есть два переключателя автофокуса: как на объективе, так и на камере. Как ими правильно пользоваться? Если на камере установлен объектив, AF-S, оснащенный ультразвуковым приводом фокусировки (им оснащено большинство объективов Nikon), то достаточно будет перевести в положение “М” только переключатель на самом объективе.

Обратите внимание, что если отключить автофокус рычажком на камере, а на объективе оставить переключатель в положении “А”, то можно сорвать привод автоматической фокусировки, объектив придётся сдавать в ремонт. Исключение составляют объективы, имеющие режим автофокусировки с ручной донастройкой - в таком случае, на объективе переключатель автофокуса и ручной фокусировки будет иметь вид М/А-M. Подробнее об этом режиме будет рассказано ниже. Если же вы пользуетесь объективом AF (а не AF-S), то переключение рычажка на камере обязательно: ведь такие объективы физически сцеплены с камерой “отвёрточным” приводом фокусировки. И чтобы этот привод отключить, нужно повернуть данный рычажок.

Подытожим: при использовании объективов AF-S, лучше пользоваться переключателем на объективе. А при использовании “отвёрточных” объективов AF, необходимо переключать прежде всего рычажок на фотокамере.

Как узнать, каким приводом автофокуса оснащен ваш объектив - AF-S или AF? Для этого достаточно посмотреть на его полное название.

Объектив, оснащенный приводом AF-S : Nikon AF-S 50mm f/1.8G Nikkor
Работая с объективами AF-S, для включения ручной фокусировки, достаточно повернуть в нужное положение переключатель на самом объективе.

Объектив, оснащенный “отверточным” приводом AF: Nikon 50mm f/1.8D AF Nikkor. При использовании таких объективов, необходимо пользоваться переключателем на фотокамере.

Теперь камера будет фокусироваться только вручную - для этого нужно крутить кольцо фокусировки на объективе. Обратите внимание, что кольцо фокусировки на разных моделях объективов может находиться в разных местах на оправе объектива: чуть ближе к камере или чуть дальше. Кроме того, кольцо фокусировки не стоит путать с кольцом зуммирования объектива (с его помощью мы «приближаем-отдаляем» картинку.)

Способы ручной фокусировки

Итак, мы знаем, когда может потребоваться ручная фокусировка. Теперь разберёмся с тем, какие способы ручной фокусировки бывают.

Фокусировка на определённую дистанцию

Пожалуй, самый простой метод фокусировки, особенно если ваш объектив оснащён шкалой дистанций фокусировки. Просто установите нужную дистанцию на этой шкале, и готово - резкость будет на выбранном расстоянии. Этот способ хорошо подходит для съёмки пейзажа, когда нужно навестить на гиперфокальное расстояние или на бесконечность. На этом сфера применения данного способа, пожалуй, заканчивается. С фокусировкой на “бесконечность” всё просто: она нужна тогда, когда находящиеся предметы находятся очень далеко от нас.

С какого именно расстояния начинается “бесконечность” для объектива? Тут всё зависит от фокусного расстояния объектива. Чем больше фокусное расстояние - тем дальше находится и “бесконечность”. Обычно речь идет о десятках метров. В случае с широкоугольной оптикой, речь может идти о нескольких метрах. Но что делать, если объект съемки находится близко к нам, но при этом, хочется сделать резким весь кадр, не размывая фон? Тут на помощь приходит гиперфокальное расстояние. Гиперфокальное расстояние - это дистанция, при фокусировке на которую всё от ½ этой дистанции до бесконечности попадет в глубину резкости.

Гиперфокальное расстояние будет зависеть от фокусного расстояния объектива и от значения диафрагмы, при котором ведется съемка. Как рассчитать гиперфокальное расстояние? Для этого существует специальная формула, с которой можно ознакомиться в нашей специальной статье по продвинутой работе с глубиной резкости. Но проще для этого пользоваться специальными программами-калькуляторами. Они доступны в интернете, так же, выпущены специальные приложения для смартфонов. Вот некоторые из них:

Гиперфокальное расстояние имеет смысл использовать при пейзажной съемке, при работе с широкоугольной оптикой, там оно даст значительный выигрыш в глубине резкости, позволит использовать ее максимально рационально.

Фокусировка на дистанцию не позволит сфокусироваться очень точно, лишь приблизительно. А значит, такой способ не подходит для съёмки на открытой диафрагме портретов, репортажа.

Пейзаж с фокусировкой на гиперфокальное расстояние

Фокусировка путём изменения дистанции съёмки

Этот метод часто используется при съёмке макро. У каждого объектива есть минимальная дистанция фокусировки. Почему бы её не выбрать? Теперь, когда объектив настроен на минимальную дистанцию съёмки, просто поднесём аппарат к объекту съёмки на нужную дистанцию. Держа аппарат в руках, мы можем его немного двигать назад или вперёд, чтобы поймать фокус в кадре.

Фокусировка с помощью видоискателя и дальномера камеры

Современные зеркальные камеры Nikon оснащены специальным механизмом, который может подсказать фотографу, что сейчас находится в фокусе и куда крутить кольцо фокусировки, чтобы сделать резким то, что находится в точке фокуса. Давайте разберёмся, как это работает.

В видоискателе аппарата (в левом нижнем углу) вы можете заметить показанные ниже условные обозначения. Появляются они и во время автоматической фокусировки, но при ручном фокусировании объектива они будут наиболее полезны.

Условные обозначения процесса фокусировки в видоискателе:

Фокусировка произведена
Объектив сфокусирован ближе, чем нужно
Объектив сфокусирован дальше, чем нужно

(мигает)

Автоматика не может определить точность фокусировки. Такое бывает при недостаточном освещении или попытке навестись на очень однородный, малоконтрастный объект (например, белый потолок). В таком случае попробуйте совместить точку фокусировки в видоискателе с каким-то контрастным объектом на вашем будущем кадре.

Чтобы сфокусироваться таким образом, для начала нужно выбрать необходимую точку фокусировки в видоискателе аппарата. Именно по ней будет работать дальномер. Теперь, ориентируясь на стрелки «влево» и «вправо», крутите в соответствующую сторону кольцо фокусировки до тех пор, пока в видоискателе не загорится кружок. Готово: вы сфокусировались!

На младших зеркалках Nikon (Nikon D3300, Nikon D5500) используется упрощённая схема работы дальномера. Там нет никаких стрелок «вправо» и «влево», а есть только кружок, подтверждающий фокусировку. Для ручной фокусировки на этих камерах просто крутите кольцо объектива до тех пор, пока в видоискателе на загорится тот самый кружок.

Этот способ фокусировки весьма точен. Следовательно, он подойдёт и для работы на открытых диафрагмах. С его помощью удобно снимать портреты на «ручную» оптику.

Фокусировка по экрану Live View

Очень интересный, быстрый и точный способ ручной фокусировки предлагает режим Live View. При ручной фокусировке через Live View фотограф может увеличить нужную зону изображения, и по этому увеличенному фрагменту можно идеально навестись на резкость. На мой взгляд, этот способ обеспечивает наиболее точную фокусировку. К тому же мы можем контролировать резкость кадра ещё до съёмки, тогда как в видоискателе ситуация с резкостью не так заметна: приходится сильно напрягать глаза, чтобы понять, что в кадре резко, а что нет.

Итак, включаем экран Live View, выбираем зону кадра, которую будем увеличивать, и нажимаем на кнопку с лупой (точно так же, как мы это делаем при просмотре отснятых изображений). После этого остаётся лишь крутить кольцо фокусировки объектива, ориентируясь на экран аппарата. Я часто использую этот способ в самых сложных ситуациях, в том числе при съёмке портрета светосильными портретными объективами. При таких съёмках глубина резкости может составлять считаные миллиметры, а значит, наводка на резкость должна быть идеально точной. Поскольку в портрете фокусировка происходит по глазам, я увеличиваю с помощью Live View область кадра с глазами модели и фокусируюсь.

Автофокусировка с ручной донастройкой. Режим М/А

Некоторые объективы Nikon могут работать в весьма интересном режиме, совмещающем автоматическую и ручную фокусировку. На некоторых объективах вместо обычного переключателя между ручным и автоматическим автофокусом можно встретить переключатель M/A-M.

В этом режиме, удерживая кнопку спуска полунажатой, вы можете взять управление фокусировкой на себя в любой момент. Как только вы повернёте кольцо фокусировки, автофокус отключится, уступив наводку на резкость вам. Это удобно тогда, когда вы хотите перед съёмкой немного подправить фокусировку вручную. Допустим, камера не может сфокусироваться, и объектив «рыскает» туда-сюда в поиске резкости. В этот момент вы можете тут же взять управление на себя, сфокусировав объектив там, где надо, и не тратить при этом время на переход в режим ручного фокуса.

Распространённые ошибки, связанные ручной фокусировкой

    Изменение дистанции съёмки после фокусировки. Помните, что при смене дистанции съёмки фокусировка будет теряться. Достаточно вам (или объекту съёмки) придвинуться поближе или отодвинуться назад (даже на чуть-чуть), как фокусировка собьётся. Особенно это критично при съёмке с небольшой глубиной резкости: портретов, макро… После того как вы сфокусировались вручную, не раздумывайте - сразу снимайте! Помните, что каждый новый кадр потребует от вас новой фокусировки.

    Выбор ручной фокусировки тогда, когда она неуместна. Не зная, как настроить систему автофокуса, многие начинающие фотографы при съёмке каких-то сложных для них сюжетов просто отключают её и пытаются сфокусироваться вручную. Из этого редко получается что-то удачное. Ручная фокусировка не очень подходит для динамичных сюжетов, съёмки репортажа, спорта, портретов. Помните, что зачастую лучше суметь настроить автофокус, разобраться с его режимами работы и выбором точек фокусировки, чем переключаться на ручной фокус.

    Самонадеянность фотографа плюс неавтофокусная светосильная оптика. Главная ошибка многих начинающих фотографов кроется в убеждении, что наводиться на резкость вручную легко. Этим их заблуждением обусловлена покупка всевозможных светосильных объективов (советских, например) с ручной фокусировкой. Дескать, зачем платить за дорогой автофокусный портретник, когда за три копейки можно купить отличный портретный объектив с ручной фокусировкой. Из-за такой самонадеянности фотографа со съёмки может получиться 2–3 резких кадра из сотни. Причина в том, что в видоискателе камеры будет совершенно не видно, точно вы сфокусировались или промахнулись. Точность фокусировки через видоискатель можно оценить лишь очень приблизительно. «Но ведь раньше фотографы как-то фокусировались с этой оптикой», - может сказать читатель. Надо понимать, что раньше и фотокамеры были другие, более приспособленные для ручной фокусировки. Они (а точнее, их видоискатели) оснащались специальными фокусировочными экранами, способными значительно повысить точность ручной фокусировки. Да и технические требования к снимкам в те давние времена были ниже, так что на небольшие огрехи фокусировки редко кто обращал внимание.

Типичная ошибка фокусировки при работе с ручной светосильной оптикой. В видоискателе кот казался вполне резким. Как видите, на самом деле до резкости ему далеко.

Ручная фокусировка со светосильной оптикой сложна и требует от фотографа твёрдой руки и крепких нервов. На мой взгляд, фокусироваться вручную со светосильным объективом удобнее всего в режиме Live View с увеличением. А вообще, для съёмки портретов я однозначно порекомендую пользоваться автофокусными объективами.

Вместо заключения

Умение фокусироваться вручную - важный для фотографа навык. Он выручит его в сложных съёмочных ситуациях и при съёмке на технику без автофокуса. Надеюсь, эта статья помогла вам познакомиться с темой ручной фокусировки. Чтобы научиться быстро и точно фокусироваться вручную, нужна практика, тренировка. Не откажите себе в удовольствии выйти на фотопрогулку! Будьте для своих работ не адвокатом, а критиком - тогда с каждым разом они будут становиться всё лучше и качественнее!

Данная глава предназначена прежде всего для тех, кто перешел с мыльницы на зеркалку. Автофокус компактного фотоаппарата достаточно прост в использовании - почти всегда имеет функцию распознавания лиц, которая позволяет фотографу вообще не обращать внимание на выбор точки фокусировки - автофокус сам наведется куда нужно. Даже если автофокус мыльницы немного промахнется, не страшно - глубина резкости почти всегда достаточно большая и объекты получаются четко от 1.5 метров до бесконечности (разумеется, если автофокус по ошибке не занесет в зону макро, при этом случае все будет размыто). Единственная задача фотолюбителя - исключить серьезный промах автофокуса и вуа-ля - фотографии получаются четкими.

С зеркалкой все не так просто. Глубина резкости намного меньше, чем у мыльницы и "абсолютно резкими" получаются только те объекты, на которые навелся автофокус. Все что ближе и все что дальше получается в той или иной степени размытым. Однако, благодаря возможности управлять глубиной резкости у аппарата с большой матрицей возможно достижение "мыльничного" эффекта, когда все резко - и передний и задний планы.

Еще сложность вызывает два совершенно разных режима фокусировки - через видоискатель и по экрану (liveview). Какой режим лучше использовать, как правило в инструкции не написано.

Но и это не все! Еще желательно разобраться с такой функцией, как выбор точки фокусировки, так как автомат не всегда правильно понимает нашу задумку и упорно фокусируется не туда куда надо (например, при съемке через стекло мы хотим сфокусироваться на бесконечность, а автомат упорно фокусирует объектив на пыль на стекле).

Итак, рассмотрим по порядку все вопросы, касающиеся эффективного использования автофокуса зеркалки.

Что лучше - LiveView или видоискатель?

Картинка в зеркальный видоискатель попадает, отразившись от зеркала и пройдя через пентапризму (у некоторых аппаратов - пентазеркало), таким образом, видоискатель позволяет фотографу видеть "через объектив". Режим LiveView (живой просмотр) подразумевает собой отображение картинки на ЖК-экране камеры, то есть он отображает то, что "видит" матрица. Разницы в качестве фотографий при этом нет никакой, но у каждого из этих режимов визирования есть особенности, о которых следует знать, чтобы максимально эффективно использовать возможности камеры.

При работе в режиме LiveView съемка на зеркалку ничем не отличается от съемки на мыльницу. Это на первый взгляд удобно и привычно, поэтому такому виду съемки отдает предпочтение значительное количество начинающих фотографов-зеркальщиков. Но на самом деле, недостатков у LiveView гораздо больше чем достоинств. Попробуем их перечислить...

Я думаю, этих трех доводов достаточно, чтобы пересмотреть свое отношение к режиму LiveView. Однако, если этот режим реализован, значит он все же для чего то нужен, не так ли? В каких случаях использование LiveView предпочтительнее перед использованием зеркального видоискателя?

  • Съемка со штатива . Режим LiveView незаменим, если высота штатива больше или меньше вашего роста. Если использовать при этом зеркальный видоискатель, то в первом случае вам придется вставать на цыпочки, чтобы заглянуть в видоискатель, во втором - сгибаться в три погибели или даже ползать на животе, если съемка ведется в очень низкой точки. То же самое касается съемки без штатива, например, держа камеру высоко над собой (над головами толпы) - в этом случае съемка идет вслепую и процент брака очень велик. Включение LiveView позволит в этом случае чуствовать себя намного комфортнее и хоть как-то видеть, что попадает в кадр.
  • Использование ручного фокуса . Особенно это актуально при использовании неавтофокусной оптики, среди которой есть весьма интересные стекла. У большинства любительских камер зеркальный вилоискатель относительно небольшого размера и навестись вручную по нему бывает весьма проблематично. В LiveView же есть отличная функция - увеличение центрального фрагмента. Это позволит наводиться на резкость в ручном режиме с первого раза и с весьма высокой точностью.
  • Живая гистограмма, линейки, уровень экспозиции . При использовании LiveView на экран могут выводиться очень полезные вещи - сетка, по которой удобно выравнивать линию горизонта (у некоторых аппаратов выводится "уровень"), гистограмма, которая позволяет избегать появления пересвеченных и недосвеченных участков. Подробнее об этих вещах можно почитать в Фотоучебнике - глава Экспозиция, выдержка, диафрагма .

    Некоторые "пафосные" фотографы считают, что эти функции "для полных чайников" и не рекомендуют их использовать, потому что это, якобы, "отупляет мозг". Лично я с ними не соглашусь, эти функции могут быть весьма полезны, поскольку позволяют получать нормальные снимки с первого раза, а не с десятого. В конце концов, какая разница для зрителя, каким образом был получен данный кадр?

Если постараться, можно вспомнить еще какие-то достоинства LiveView перед зеркальным видоискателем, но и так понятно, что в ряде случаев режим LiveView может быть очень полезен.

Итак, что же лучше использовать - видоискатель или LiveView? В большинстве случаев лучше использовать зеркальный видоискатель , поскольку скорость работы фотоаппарата при этом намного выше, а энергопотребление меньше. Если же речь идет о неторопливой съемке со штатива, об использовании неавтофокусной оптики, а также съемке в сложных условиях (например, против солнца), режим LiveView сделает съемочный процесс более комфортным и продуктивным - главным образом за счет того, что вы будете на экране заранее видеть примерный результат и в случае чего, сможете внести необходимые корректировки в настройки. Расплачиваться за удобство придется повышенным энергопотреблением и низкой скоростью работы автофокуса.

Использование зеркального видоискателя

Итак, мы с вами договорились, что в повседневных съемках мы будем использовать зеркальный видоискатель, чтобы максимально эффективно использовать скоростные возможности зеркалки. Однако, и тут есть одна вещь, с которой следует разобраться, а именно - как настроить систему автофокусировки на максимально быструю и предсказуемую работу.

Если заглянуть в видоискатель, то на фокусировочном экране можно увидеть небольшие квадратики. Они расположены в тех местах, в которых стоят датчики фокусировки. По умолчанию автоматика фотоаппарата сама определяет, по каким датчикам производить наводку на резкость. Логика немудреная - резкость наводится на ближайший объект, который попадает на датчик фокусировки. Какие бывают датчики фокусировки?

Самые точные датчики фокусировки ставятся в центр кадра (крестообразные, двойные крестообразные), линейные датчики занимают место по периферии кадра.

Для простоты будем использовать небольшое количество датчиков фокусировки. Такое расположение датчиков фокусировки было в первой недорогой цифрозеркалке Canon EOS 300D. У современных аппаратов датчиков фокусировки намного больше, но общая картина в общем и целом не изменилась - в центре стоят крестообразные датчики, по периферии - линейные.

Если выбор датчика автофокуса предоставлен автоматике фотоаппарата, при фокусировке происходит опрос всех датчиков - и центральных и периферийных, и на основе этих данных принимается решение - на какой объект наводить резкость. Почти всегда эта схема работает корректно, но иногда возникают "спорные ситуации". К примеру, если на переднем и на заднем плане присутствуют равнозначные с точки зрения автоматики объекты, автофокус начинает "метаться" между ними (на фотожаргоне - "елозить"), и это продолжается до тех пор, пока автоматика не надумает, на чем же ей остановить выбор. Как назло, такие номера автофокус любит выкидывать в самый неподходящий момент, чем способен вывести фотографа из себя:) Как с этим бороться?

Логично предположить, что если принудительно задать фокусировку только по одному датчику, работа автофокуса будет гораздо более предсказуемой - он без раздумий наведется на тот объект, которой расположен под выбранным датчиком. В любой зеркалке можно задать датчик, по которому будет производиться фокусировка. Какой датчик выбрать?

В этом вопросе мнения разделяются. Кто-то предпочитает выбирать датчик в зависимости от расположения объекта съемки в кадре:

Такой подход удобен при съемке со штатива, когда сначала происходит компоновка кадра, а потом фокусировка и съемка.

Если нужно действовать оперативно, каждый раз выбирать точку фокусировки неудобно, поэтому многие фотографы действуют следующим образом - выставляют принудительную фокусировку по центральной точке (мы помним, что центральный датчик самый быстрый и точный), фиксируют фокус на нужном объекте полунажатием кнопки спуска, а затем компонуют кадр таким образом, чтобы объект занял нужное положении, в соответствие, например, с правилом третей. Рассмотрим конкретный пример...

Предположим, мы решили заснять вот такой пейзаж:

В центре кадра находится довольно темный объект, на который автофокус может не навестись. Зато справа на точно таком же расстоянии от нас есть гораздо более контрастный участок, на который автофокус, без сомнения, наведется очень быстро.

Что мы делаем? Наводим центральную точку на контрастный объект и делаем полунажатие на кнопку спуска:

Автофокус быстро навелся и выдал нам подтверждение в виде звукового сигнала и подсветки точки фокусировки. Не отпуская кнопки , смещаем камеру таким образом, чтобы композиция соответствовала нашему творческому замыслу:

Пока мы держим кнопку спуска полунажатой, автофокус зафиксирован. После того, как кадр скомпонован должным образом, дожимаем кнопку до конца. Затвор срабатывает, фотография готова!

Описанный выше способ очень удобен при съемке с рук и очень быстро доводится фотолюбителем до полного автоматизма - наводим на нужный объект, делаем полунажатие, компонуем кадр как надо, дожимаем кнопку. Плюс ко всему, этот способ самый быстрый и точный.

Несмотря на все свои достоинства, фокусировка по центральной точке имеет ряд ограничений. Чаще всего они проявляются при съемке с очень близкого расстояния с малой глубиной резкости. Предположим, мы снимаем цветок крупным планом. Разместили его по центру кадра, сфокусировались, скомпоновали кадр, нажали спуск. Но потом, к своему разочарованию обнаруживаем, что резкость немного ушла. Почему? Смотрим картинки...

1. Фокусировка

Есть такое понятие - нодальная точка . Это точка, в которой пересекаются лучи света, проходящие через объектив. Если ось поворота будет совпадать с нодальной точкой, то объект останется в фокусе. Положение нодальной точки никак не связано с местом крепления штатива к камере.

2. Смещение и спуск затвора

На практике поворот камеры строго вокруг нодальной точки возможен только при применении специальной головки штатива, на которой можно выставить положение для конкретного объектива. Если поворачивать фотоаппарат в руках или на обычном штативе, это вызовет паралакс - смещение плоскости фокусировки, из-за этого резкость на нужном объекте может потеряться.

К счастью, подобный паралакс наблюдается только при съемке с очень малой ГРИП, например, при макросъемке. Но мы уже договорились, что для макросъемки лучше использовать LiveView и ручную фокусировку и, по возможности, штатив. В остальных случаях паралаксом можно пенебречь.

Система автоматической фокусировки камеры настраивает объектив, чтобы сфокусироваться на объекте и может обеспечить разницу между чётким снимком и упущенной возможностью. Несмотря на кажущуюся очевидность задачи «чёткость в точке фокусировки», скрытая работа, необходимая для фокусировки, к сожалению, далеко не так проста. Данная глава призвана повысить качество ваших снимков, обеспечив понимание принципов работы автофокуса и тем самым позволив вам извлечь максимум из его возможностей и избежать его недостатков.


Примечание: автофокус (AF) работает либо с использованием сенсоров контраста в камере (пассивный AF ), либо посылая сигнал для подсветки или оценки расстояния до объекта (активный AF ). Пассивный AF может осуществляться методами контрастного или фазового детектора, но оба метода для достижения точного автофокуса опираются на контраст; вследствие этого с точки зрения данной главы они считаются качественно идентичными. Если не указано обратное, данная глава рассматривает пассивный автофокус. Мы рассмотрим также метод вспомогательного луча активного AF ближе к концу.

Концепция: сенсоры автофокуса

Сенсор(ы) автофокуса камеры расположены в различных частях поля зрения изображения и являются целой системой, стоящей за достижением чёткого фокуса. Каждый сенсор измеряет относительный фокус по изменениям контраста в соответствующей области изображения, и максимальный контраст считается соответствующим максимальной резкости.

Изменение фокусировки: Размытие Полуфокус Резкость

400%


Гистограмма сенсора

Основы контраста изображений описаны в главе о гистограммах изображений .
Примечание: многие компактные цифровые камеры в качестве сенсора контраста используют собственно сенсор изображения (используя метод, называемый контрастным AF) и необязательно оборудованы несколькими дискретными сенсорами автофокуса (которые чаще встречаются при использовании фазового AF). Диаграмма вверху иллюстрирует контрастный метод AF; метод фазового детектора отличается от него, но тоже основывается на контрасте как критерии автофокуса.

Процесс фокусировки в общих чертах работает следующим образом:

  1. Процессор автофокуса (AFP) незначительно изменяет дистанцию фокусировки.
  2. AFP считывает сенсор AF и оценивает, как и насколько изменился фокус.
  3. Используя информацию из предыдущего шага, AFP настраивает объектив на новую дистанцию фокусировки
  4. AFP последовательно повторяет предыдущие шаги, пока не будет достигнут удовлетворительный фокус.

Весь процесс обычно занимает доли секунды. В сложных случаях камера может не достичь удовлетворительного фокуса и начнёт повторять вышеописанный процесс, что означает отказ автофокуса. Это ужасный случай «охоты за фокусом», когда камера постоянно гоняет фокус вперёд-назад, не достигая фокусировки. Однако, это не значит, что фокусировка на выбранном предмете невозможна. Следующий раздел рассматривает случаи и причины отказа автофокуса.

Факторы, влияющие на автофокус

Предмет съёмки может иметь огромное влияние на степень успешности автофокуса, зачастую даже большее, чем разница между моделями камер, объективов или параметров фокусировки. Три наиболее важных фактора, влияющих на автофокус, - это степень освещённости, контрастность предмета и движение камеры или предмета .

Пример, иллюстрирующий качество различных точек фокуса, показан слева; наведите курсор на изображение, чтобы увидеть преимущества и недостатки каждой из точек фокуса.

Заметьте, что все эти факторы взаимосвязаны; другими словами, автофокус достижим даже на слабо освещённом предмете, если он имеет при этом высокий контраст, и наоборот. Это имеет важные последствия для вашего выбора точки автофокуса: выбор точки фокуса, которая находится на чёткой границе или выраженной текстуре, поможет достичь лучшего автофокуса , при прочих равных условиях.

Пример слева выгодно отличается тем, что точки наилучшего автофокуса совпадают с положением предмета. Следующий пример более проблематичен, поскольку автофокус лучше работает на фоне, чем на предмете. Наведите курсор на изображение внизу, чтобы отметить области хорошей и плохой работы автофокуса.

На снимке справа, если сфокусироваться на быстродвижущихся источниках света за предметом, сам предмет может оказаться вне фокуса, если глубина резкости невелика (как обычно и бывает при съёмке в условиях низкой освещённости наподобие показанных).

Иначе, фокусировка на внешней подсветке предмета, возможно, была бы наилучшим подходом, за вычетом того, что эта подсветка быстро меняет расположение и интенсивность в зависимости от положения движущихся источников света.

Если сфокусировать камеру на внешней подсветке не удаётся, менее контрастной (но более статичной и достаточно хорошо освещённой) точкой фокуса могут быть выбраны ноги модели или листья на земле на одинаковом расстоянии с моделью.

Однако, вышеописанный выбор затрудняется тем, что его зачастую нужно сделать в течение долей секунды. Дополнительные специфические техники автофокусировки для неподвижных и движущихся объектов будут рассмотрены в соответствующих разделах ближе к концу этой главы.

Количество и тип точек автофокуса

Устойчивость и гибкость автофокуса в первую очередь являются результатом числа, положения и типа точек автофокуса, которые доступны в данной модели камеры. Зеркальные камеры высшего класса имеют 45 точек автофокуса и более, тогда как другие камеры могут иметь даже всего лишь одну центральную точку. Два примера расположения сенсоров автофокуса показаны ниже:

На примерах слева и справа приведены камеры Canon 1D MkII и Canon 50D/500D, соответственно.
Для этих камер автофокус невозможен для диафрагм, меньших чем f/8.0 и f/5.6.


Примечание: «вертикальным» сенсор называется только потому, что обнаруживает контраст
вдоль вертикальной линии. Ирония в том, что такой сенсор, как следствие,
наилучшим образом обнаруживает горизонтальные линии.

Для цифровых зеркальных камер количество и точность точек автофокуса может также меняться в зависимости от максимальной диафрагмы используемого объектива, как показано выше. Это важный фактор при выборе объектива: даже если вы не планируете использовать максимальную диафрагму объектива, она тем не менее может помочь камере достичь более высокой точности автофокуса . Далее, поскольку центральный сенсор автофокуса практически всегда наиболее точен, для предметов вне центра зачастую лучше всего сперва использовать этот сенсор для наведения на фокус (перед изменением композиции).

Несколько сенсоров AF могут работать одновременно для повышения надёжности или по отдельности для повышения своеобразия, в зависимости от выбранных параметров настройки камеры. У некоторых камер есть также «АвтоГРИП», вариант для групповых фотографий, который обеспечивает попадание всех точек кластера фокусировки в приемлемую степень фокуса.

Режимы AF: следящий (AI SERVO) или разовый (ONE SHOT)

Наиболее широко поддерживаемым режимом фокусировки камеры является разовый, который наилучшим образом подходит для статичных изображений. Этот режим подвержен ошибкам фокусировки для быстродвижущихся объектов, поскольку не рассчитан на движение, вдобавок он может затруднить отслеживание движущихся объектов видоискателем. Разовая фокусировка требует достижения фокуса, прежде чем снимок может быть сделан.

Многие камеры поддерживают также режим автофокуса, который непрерывно адаптирует дистанцию фокусировки для движущихся объектов. Камеры Canon называют этот режим «AI Servo», а камеры Nikon - «непрерывной» фокусировкой. Следящий режим работает на основе предположения о местоположении объекта в следующий момент времени на основании расчёта скорости движения объекта по данным предыдущих фокусировок. Камера затем фокусируется на предугаданную дистанцию с опережением для учёта скорости спуска (задержки между нажатием спуска и началом экспозиции). Это существенно повышает вероятность правильной фокусировки на движущихся объектах.

Примеры максимальных скоростей слежения показаны для различных камер Canon ниже:

Значения справедливы для идеальных контраста и освещённости при использовании объектива
Canon 300 мм f/2.8 IS L.

Вышеприведенный график можно использовать для приближённого подсчёта возможностей других камер. Действительные предельные скорости слежения зависят также от того, насколько неравномерно движение объекта, контраста и освещённости объекта, типа объектива и количества сенсоров автофокуса, используемых для слежения. Имейте также в виду, что использование следящего фокуса может значительно сократить время жизни батареи вашей камеры, так что применяйте его только при необходимости.

Вспомогательный луч автофокуса

Многие камеры комплектуются вспомогательным лучом AF, видимым или инфракрасным, который применяется в методе активного автофокуса. Это может быть очень полезно в ситуациях, когда объект недостаточно освещён или недостаточно контрастен для автофокуса, хотя использование вспомогательного луча имеет также и свои недостатки, поскольку автофокус в этом случае работает намного медленнее.

В большинстве компактных камер используется встроенный источник инфракрасного света для работы AF, тогда как цифровые зеркальные камеры часто используют встроенную или внешнюю вспышку для подсветки объекта. При использовании вспомогательной вспышки достичь автофокуса может быть затруднительно, если предмет заметно смещается между вспышками. Поэтому использование вспомогательной подсветки рекомендуется только для неподвижных объектов.

На практике: съёмка движения

Автофокус практически всегда будет лучше всего работать при съёмке движения в следящем (AI servo) или непрерывном режиме. Эффективность фокусировки может значительно повыситься при условии, что объективу не нужно осуществлять поиск в большом диапазоне дистанций фокусировки.

Пожалуй, наиболее универсальный способ этого добиться - это предварительно сфокусировать камеру на области, в которой вы ожидаете появления движущегося объекта . На примере с велосипедистом предфокус может быть осуществлён по обочине дороги, поскольку велосипедист наверняка появится поблизости от неё.

На некоторых объективах для зеркальных камер присутствует переключатель минимальной дистанции фокусировки, установка его на предельно возможную дистанцию (ближе которой предмет ни в коем случае не окажется) также повысит эффективность.

Учтите, однако, что в режиме непрерывного автофокуса снимки могут быть сделаны, даже если точная фокусировка ещё не достигнута.

На практике: портреты и другие статичные снимки

Статичные снимки лучше всего снимать в режиме разового фокуса, который гарантирует, что точный фокус был получен до начала экспозиции. Обычные требования к точке фокусировки касательно контраста и освещённости применимы и здесь, но требуется ещё и незначительная подвижность предмета съёмки.

Для портретов наилучшей точкой фокусировки является глаз, поскольку это стандарт и поскольку он обеспечивает хороший контраст. Несмотря на то, что центральный сенсор автофокуса обычно наиболее чувствителен, наиболее точная фокусировка для нецентральных объектов достигается использованием нецентральных точек фокусировки. Если использовать центральную точку фокусировки для фиксации фокуса (и далее изменять композицию), дистанция фокусировки всегда будет несколько меньше действительной, и эта ошибка нарастает с приближением объекта. Точная фокусировка особенно важна для портретов, поскольку они обычно имеют малую глубину резкости .

Поскольку наиболее общеупотребимые сенсоры автофокуса являются вертикальными, может быть уместно побеспокоиться о том, какой контраст преобладает в точке фокусировки, вертикальный или горизонтальный. В условиях малой освещённости порой автофокуса можно достичь, только повернув камеру на 90° на время фокусировки.

На примере слева ступеньки состоят преимущественно из горизонтальных линий. Если фокусироваться на дальней из передних ступенек (в расчёте на получение гиперфокального расстояния), чтобы избежать отказа автофокуса, можно на время фокусировки сориентировать камеру в ландшафтное положение. После фокусировки можно при желании повернуть камеру в портретное положение.

Заметьте, что эта глава рассматривает, как фокусироваться, а не на чём фокусироваться. За дальнейшей информацией по данному вопросу изучите главы о глубине резкости и гиперфокальном расстоянии .

Автофокуса. Однако точная и быстрая фокусировка немыслима без умения фотографа работать с точками и зонами фокусировки. Часто приходится снимать детей или животных, которые то и дело «убегают» из фокуса. А иногда требуется очень точная фокусировка: например, на глазах модели при съёмке портрета.

Как заставить камеру сфокусироваться в нужном месте?

Как работать с точками фокусировки в различных съёмочных ситуациях? Как заставить фотоаппарат взять в резкость то, что нужно? Давайте разберёмся.

Фотографу важно помнить, что камера - механизм хоть и очень совершенный, но разумом не наделённый. Автоматика аппарата может распознавать тип снимаемой сцены благодаря датчику экспозамера и соответствующим образом работать с фокусировкой. Тем не менее фотоаппарат не может быть в курсе всех творческих идей фотографа - он не знает точно, на что именно в кадре вы хотите сфокусироваться.

Как заставить аппарат сфокусироваться в нужном месте? Камере нужно указать на ту точку, которая должна находиться в фокусе. Сделать это можно путём выбора зон и точек фокусировки. Выбор точек фокусировки доступен как при работе с покадровым автофокусом AF-S, так и с непрерывным AF-C.

Как выбрать нужный режим зоны автофокуса?

На камерах начального уровня (Nikon D3300, Nikon D5500) выбор режимов зоны автофокуса осуществляется через меню, вызываемое кнопкой i. В соответствующем пункте нужно просто выбрать оптимальный вариант.

Рассмотрим варианты работы с точками фокусировки. Каждый из них выгоден в определённых съёмочных ситуациях.

Одноточечная автофокусировка

Наведение на резкость происходит по одной-единственной точке фокусировки, которую выбирает сам фотограф с помощью мультиселектора. Режим одноточечной АФ (автоматической фокусировки) даёт ему полный контроль над наводкой на резкость. Этот режим особенно удобен для статичных сюжетов. К ним относятся пейзажи, натюрморты и портреты, если человек стоит на месте, позирует нам.

Режим одноточечной фокусировки обычно используют по умолчанию продвинутые и профессиональные фотографы. Он даёт отличные результаты при работе со светосильной портретной оптикой: когда мы снимаем ею на открытых диафрагмах, глубина резкости будет крайне мала. Следовательно, малейшая погрешность с фокусом грозит тем, что кадры будут попросту нерезкими.


Если нужна точная фокусировка со светосильной оптикой, то легче всего добиться её при работе в режиме одноточечной АФ.

Но у этого режима есть и минусы. Если в кадре присутствует быстрое движение (резвящиеся дети, животные, спортсмены), мы можем не успеть выбрать нужную точку фокусировки, и снимаемый объект просто «убежит» из фокуса. Это справедливо даже для съёмки с непрерывным автофокусом AF-C , ведь при ведении объекта он может легко уйти за пределы выбранной точки фокусировки, и резкость будет потеряна. В таких случаях пригодятся следующие режимы зоны АФ.

Динамическая АФ

Этот режим доступен только при следящей фокусировке (AF-C). В нём мы выбираем основную точку фокусировки так же, как и при одноточечной АФ. Но при фокусировке камера учитывает и информацию с других, соседних точек фокусировки. Таким образом, если объект ушёл из вашей основной точки фокусировки, камера всё равно будет за ним следить, опираясь на данные других датчиков.

Все современные зеркальные аппараты Nikon, кроме самого простого Nikon D3300, позволяют выбирать, сколько точек фокусировки будет задействовано в слежении за объектом - датчики на всей площади кадра либо расположенные рядом с выбранной фотографом точкой. Чем меньше точек будет задействовано, тем аккуратнее будет фокусировка, но тем проще потерять снимаемый объект из резкости. И наоборот: чем больше задействовано датчиков, тем сложнее будет потерять объект из резкости, но тем большие погрешности могут возникнуть при фокусировке.

Динамическая АФ отлично подходит для съёмки быстро движущихся объектов. Например, птиц в полёте.

При работе с динамической АФ не стоит забывать, что главной точкой фокусировки всё равно будет та, которую выбрали вы. Так что для наиболее точной фокусировки нужно стараться держать её на снимаемом объекте, не давая ему уходить далеко от неё.

3D-слежение

Этот метод, в отличие от предыдущего, позволяет перемещать активную точку фокусировки прямо вслед за нашим героем автоматически.

При следящей фокусировке AF-C фотограф выбирает нужную точку автофокуса. После этого, если объект перемещается, камера использует метод 3D-слежения, перемещая вслед за ним и точку фокусировки. Таким образом, вы не потеряете из резкости даже очень быстро двигающийся объект. Самое главное, чтобы объект не покидал пределов кадра. В противном случае на нём придётся фокусироваться заново.

При 3D-слежении камера регистрирует цвета в исходной точке фокусировки и в дальнейшем следит за их перемещением в кадре. Поэтому 3D-слежение наиболее эффективно тогда, когда снимаемый объект отличается по цвету от фона. В противном случае 3D-слежение может не дать желаемых результатов, и фокусировка будет «перескакивать» на сходные по цвету объекты. Тогда стоит воспользоваться режимом динамической или групповой АФ.

Групповая АФ

В продвинутых моделях фотокамер Nikon (начиная с Nikon D750) есть возможность выбрать для наведения на резкость не одну точку, а сразу группу одновременно активных точек. Одноточечная АФ позволяет точно навестись на резкость, но порой важнее не точность, а скорость. Фокусировка по группе точек хорошо подойдёт для репортажных съёмок, съёмок движения. Она пригодится и там, где пасует метод 3D-слежения (когда объект и фон примерно одного цвета, при работе в слабо освещённом помещении).

Съёмка динамичных сцен в условиях слабого освещения - настоящее испытание для фотографа. Режим групповой АФ хорошо подходит для таких условий.

Автоматический выбор зоны АФ

Включив этот режим, вы позволите автоматике фотоаппарата самостоятельно решать, в какой точке кадра нужно сфокусироваться. Но учтите: автоматика не знает, что конкретно вы хотите взять в фокус. Её мнение с вашим может не совпадать. Обычно автомат предпочитает фокусироваться на расположенных ближе всего к камере объектах. Не факт, что таковыми станут ваши герои. Для корректной работы автоматической зоны АФ важно, чтобы снимаемый объект выделялся контрастом, яркостью относительно фона. Желательно располагать объект ближе к центру кадра. Также не стоит перекрывать объект съёмки каким-то передним планом (например, снимать портрет сквозь ветви цветущего дерева) - в таком случае фокусировка будет то и дело «убегать» на передний план.

Режимы зоны фокусировки, доступные при работе через Live View

Мы знаем, что в режиме Live View работает совершенно иной тип фокусировки - контрастный. Поэтому в этом режиме вы не найдёте привычных режимов работы с точками фокусировки. Здесь имеется ряд своих интересных режимов, подчас открывающих перед фотографом новые возможности.

Одним из достоинств контрастной фокусировки в режиме Live View является то, что мы можем сфокусироваться по любой области кадра, даже на самом краю. Для этого достаточно переместить в нужное место кадра область фокусировки с помощью мультиселектора, а в камерах с сенсорным дисплеем (например, Nikon D5500) - простым касанием. В фотокамерах Nikon мы можем задать определённый размер области фокусировки.

  • Нормальная область АФ представляет из себя маленький прямоугольник, по которому и происходит фокусировка. Поскольку площадь прямоугольника мала, фокусировка будет очень точной. Этот режим, как и режим одноточечной АФ, при работе через видоискатель, отлично подходит для съёмки статичных сюжетов.

Nikon D810 / Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor
При фотографировании с малой глубиной резкости точность фокусировки должна быть идеальной. Режим нормальной зоны АФ будет отличным выбором при таких съёмках.

  • Широкая область АФ подойдёт для более быстрой, но более грубой фокусировки: наводка на резкость происходит по той области, которая крупнее. Режим широкой области АФ можно применять там, где в приоритете скорость фокусировки - при съёмке репортажа, записи видео.

Режим широкой АФ уместен при съёмке кадров с большой глубиной резкости, при работе на закрытых значениях диафрагмы. В таких ситуациях идеальная точность фокусировки не требуется - большая глубина резкости нивелирует огрехи фокусировки.

Кадр с большой глубиной резкости. В данном случае вполне возможна фокусировка по широкой зоне АФ.

АФ с приоритетом лица - функция, доступная только при контрастной фокусировке. Она станет идеальным решением при съёмке людей. Автоматика сама распознает лицо в кадре и дальше будет за ним следить, даже если герой будет перемещаться. Эта функция хорошо подходит для съёмки репортажа, для работы с универсальными зум-объективами. Но если вы снимаете светосильной портретной оптикой, для идеально точной наводки на резкость я советую пользоваться режимом нормальной области АФ. В сочетании с режимом непрерывной фокусировки AF-F АФ с приоритетом лица подойдёт и для динамичных сюжетов с участием людей (допустим, спортивных состязаний), ведь камера сама будет держать лицо человека в резкости.

Если в кадре присутствует несколько лиц, аппарат по умолчанию будет фокусироваться на ближайшем из них. Чтобы выбрать для фокусировки другое лицо, воспользуйтесь кнопками мультиселектора.

Сложности могут начаться, если человек периодически отворачивается от камеры или вы вообще снимаете его со спины. Такое часто бывает при репортажной съёмке, съёмке спортивных мероприятий. Если в кадре камера не найдёт лиц, фокусировка будет происходить так же, как и в режиме широкой области АФ - по большому прямоугольнику.

Ведение объекта - ещё одна интересная функция, доступная в режиме Live View. Во многом она напоминает режим 3D-слежения. В режиме ведения объекта вам сначала необходимо совместить область фокусировки со снимаемым объектом и нажать центральную кнопку мультиселектора. Теперь камера будет следить за перемещениями объекта в кадре.

Интересно, что слежение за объектом может осуществляться как в режиме покадрового автофокуса AF-S, так и в режиме непрерывной фокусировки AF-F. В режиме AF-S аппарат будет держать выбранный объект в рамке фокусировки, но на резкость наводиться станет лишь по вашей команде - при полунажатии на кнопку спуска. В режиме AF-F фокусировка будет вестись постоянно. Он отлично подойдёт для съёмки динамичных сюжетов! Важно помнить лишь о том, что фокусировка в режиме Live View более требовательна к свету, нежели обычная. В условиях плохой освещённости лучше пользоваться обычной фокусировкой через видоискатель.

Константин Воронов

Занимаюсь профессиональной фотографией более 8 лет. Сфера деятельности - свадебная, портретная, пейзажная фотография. По образованию журналист. Разработал несколько курсов для сервиса онлайн-обучения фотографии Fotoshkola.net . Преподаватель, ведущий мастер-классов.