Какие уроки успеха мы можем взять у животных. Учимся у животных

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9»

Исследовательская работа

Чему человек может научиться

у животных?

Выполнила: ученица 1 «А» класса

Ульяна Елисеева

Руководитель: учитель начальных классов О. А. Малышева

Помогала: Ю. А. Елисеева

г. Саранск

2011–2012 уч. год

I. Введение

В огромной и бескрайней Вселенной наша планета Земля уникальна – на ней есть жизнь. Живой мир Земли чрезвычайно разнообразен: сегодня науке известны 1,5 миллиона видов животных, причем каждый из них по-своему приспособлен к среде обитания. И все-таки вершиной эволюции традиционно считается человек. Просматривая один из томов энциклопедии для детей издательства «Аванта+», я нашла удивившие меня строки древнегреческого драматурга Софокла:

Много есть чудес на свете,

Человек – их всех чудесней.

Неужели человек – действительно самое главное чудо Земли? Ведь он не умеет многое из того, то умеют представители животного мира. Так, птица золотистая щурка может перелетать на огромные расстояния, затрачивая количество энергии, равное примерно 10 граммам топлива. Ни один даже самый современный вертолет не может соревноваться по маневренности с обыкновенной стрекозой, а система вентиляции и теплорегулирования, созданная слепыми термитами в термитнике, по экономии энергии превосходит все созданные людьми системы в несколько раз. Многочастотный передатчик, которым наделены летучие мыши, по своей чувствительности и эффективности лучше любых радаров, сооруженных людьми… Зато человек превосходит животных своим умом, интеллектом.

Из этих размышлений родилась тема моего исследования: «Чему человек может научиться у животных?» Сначала я поставила перед собой цель :

узнать, что современный человек может с пользой для себя заимствовать у своих «братьев меньших», и…

как уроки животных влияют на его жизнь.

Поставленная цель потребовала решения ряда исследовательских задач :

1. Найти и изучить научно-популярную литературу по теме исследования:

– энциклопедии, словари, справочники;

– статьи в газетах и журналах;

– интернет-материалы.

2. Провести наблюдение за дикими животными в зоопарке и организовать мини-эксперимент: устроить соревнование между мной и моей собакой Томом, чтобы узнать, кто у кого должен учиться.

3. Собрать коллекцию предметов, созданных человеком по аналогии с животным миром.

4. Выявить области, в которых человек пока проигрывает животным, познакомиться с наиболее важными разработками, основанными на использовании их отдельных свойств и способностей, а также составить рейтинг самых перспективных исследовательских направлений.

Хотя я учусь в первом классе и только начинаю постигать азы научно-исследовательской работы, мне бы хотелось самой организовать настоящий эксперимент, понаблюдать за животными, сравнить их поведение с поведением людей, сделать выводы. Мне кажется, это будет полезно для занятий в кружке «Я – исследователь», которые мне очень нравятся.

Перед началом исследования я поговорила с мамой, которая давно занимается научной работой, и узнала, что любое исследование начинается с выдвижения гипотез, то есть предположений о результатах. Вместе мы выдвинули две гипотезы , которые будут конкурировать друг с другом в ходе исследования:

– животные могут многому научить людей в самых разных сферах их деятельности, и этот процесс может породить много интересных открытий;

– человек – «царь природы», и ему глупо учиться у животных, стоящих ниже его по разуму.

Объект исследования животный мир планеты как источник человеческих открытий и изобретений.

Предмет исследования – свойства и способности животных, которые люди могут использовать в технике, медицине, архитектуре и других областях.

Также я узнала, что мое исследование должно проводиться по определенному плану, и разработала его.

План исследования

1. Выявить и изучить материалы по теме исследования.

2. Провести наблюдения и организовать эксперимент.

3. Сформировать профильную теме исследования предметную коллекцию.

5. Обобщить найденную информацию.

II. Исследовательский этап по плану

В моей домашней библиотеке довольно много книг и фильмов (документальных и художественных) о животных, потому что я интересуюсь их миром. Однако, просмотрев имеющиеся материалы, я не нашла нужной информации. Поэтому на первом этапе исследования потребовалось задействовать ресурсы библиотек – школьной, Мордовской республиканской детской библиотеки и даже Научной библиотеки им. М. М. Бахтина Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева. Выяснилось, что выбранная мной тема относится к такой относительно новой науке, как бионика . В ее названии стыкуются такие далеко отстоящие друг от друга отрасли, как биология и техника. Я вывела для себя простую формулу:

В биологических энциклопедиях и справочниках я нашла следующее определение:

Бионика – это наука, изучающая применение свойств и функций живых существ в технических устройствах . То есть бионика берет у природы самые лучшие ее изобретения и использует их на благо человека.

Еще я узнала, что в бионике выделяется несколько направлений:

 биомиметика (подражание живой природе);

 нейробионика (изучение работы мозга, механизмов памяти, органов чувств животных для создания искусственного интеллекта);

архитектурно-строительная бионика (использование принципов строения живых существ в архитектуре и строительстве).

Наибольший интерес у меня вызвала биомиметика. Оказывается, еще первобытные люди внимательно наблюдали за животными и в чем-то подражали им. Например, в древних рубящих и режущих орудиях использовались камни, по форме напоминающие острые зубы медведя.

Плуги в Древнем мире рыли землю подобно свинье или кроту, без переворачивания пластов.

Но особенно ярко заимствования проявились позднее, при изучении полета птиц и конструировании первых летательных аппаратов. Всем известен красивый древнегреческий миф об Икаре, сделавшем себе крылья из птичьих перьев, скрепленных воском, но так и не сумевшем подняться к Солнцу. Гениальный художник и инженер эпохи Возрождения Леонардо да Винчи пытался построить летательный аппарат с машущими крыльями, как у птиц, – орнитоптер. Но и эта задумка не была воплощена в жизнь, потому что не было легкого и мощного двигателя, который приводил бы крылья в движение.

Интересно, что сегодня идеи Леонар-до снова востребованы в самолетострое-нии: конструкторы внедряют принцип морфинга – превращения самолетных крыльев, чтобы придать им больше сходства с настоящими. Таким образом, бионика – наука, которая имеет богатую историю и продолжает активно развиваться в настоящее время.

Далее, в соответствии со вторым этапом исследования , я решила понаблюдать за поведением диких животных. Для этого мы с мамой отправились в Саранский зоопарк. Я была в нем много раз, но раньше не обращала особого внимания на способности его обитателей. Конечно, в клетках они не могут проявиться полностью, однако некоторые особенности животных все равно заметны. Например, окраска тигра в виде черных полосок выполняет функцию маскировки: благодаря ей тигр менее заметен в зарослях джунглей. Человек использовал этот прием в маскировочной одежде.

Рысь в одной из кле-

ток прямо с пола смог- ла запрыгнуть на дово- льно высокий помост:

любой спортсмен поза-

видовал бы такой пры-гучести! Верблюд от-

личается огромной вы- носливостью, может за-пасать в своих горбах влагу.

Наблюдения я решила дополнить экспериментом . У меня есть собака Том, которая очень любит сосиски. Я взяла пластиковую упаковку из-под киндер-сюрприза, дала Тому понюхать сосиску и поместила ее в плотно закрывающийся контейнер. Потом мы с Томом вышли из комнаты, и мама спрятала сосиску. Когда мы вошли, Том сразу стал принюхиваться. Я тоже попыталась это сделать, но ничего не почувствовала. Мы стали искать сосиску вместе, но Том меня опередил. Он нашел контейнер за 45 секунд.

Чтобы объяснить свое поражение, я обратилась к научно-популярной литературе и выяснила, что собаки живут в мире запахов. Если наш нос приносит нам менее 1 % всей информации об окружающем мире, то собаки ориентируются именно по запахам, а глаза, наоборот, дают им мало информации: оказывается, они не различают цвета, видят окружающее в черно-белом цвете. Из-за прекрасно развитого обоняния собак часто используют при разведке полезных ископаемых: они успешно различают минералы, находящиеся глубоко под землей и содержащие хром, магний, алюминий, медь, серебро, золото. В последние годы ученые работают над созданием так называемого «электронного носа», который мог бы широко использоваться в медицине, химической промышленности.

Да, человеку действительно есть чему поучиться у животных! Я решила составить небольшую коллекцию предметов, которые люди придумали благодаря «братьям меньшим», что стало содержанием третьего этапа исследования . Я сгруппировала предметы по парам: природный аналог – изобретение человека. Вот что попало в коллекцию:

1. Перо птицы + застежка-молния (у пера есть бородки различных порядков, оснащенные крючками, которые обеспечивают надежное сцепление; в застежке-молнии использован тот же принцип соединения зубцов).

2. Улитка (раковина) + терка (язык улитки снабжен радулой – своеобразной теркой, покрытой 25 тысячами хитиновых зубчиков, при помощи которой она соскребает пищу, а затем проглатывает. Прием перетирания пищи использован и в терке).

3. Плавательный пузырь рыбы + воздушный шар (пузырь рыбы наполнен газом и помогает ей находиться на определенной глубине; воздушный шар – тоже оболочка, наполненная воздухом / определенным газом).

4. Паутина + рыболовная сеть (паук выделяет специально вещество из своих желез и плетет паутину, чтобы поймать в нее насекомых; человек плетет сеть из нитей или веревок для ловли рыбы).

5. Жало пчелы + шприц (тонкое жало насекомых послужило прообразом медицинского шприца с иглой).

6. Птичье гнездо + корзина (принцип переплетения прутьев и веток был использован человеком при создании корзин).

В будущем моя коллекция наверняка будет пополняться. Мне бы хотелось, чтобы в этом мне помогали мои одноклассники. Тогда этот проект станет коллективным.

По ходу работы я все больше погружалась в удивительный мир бионики, и, пожалуй, самым увлекательным для меня стал четвертый этап исследования , который заключался в создании своеобразного рейтинга самых передовых направлений этой науки.

1 место – проблема бессмертия . Она волнует человечество на протяжении тысячелетий, однако еще никому из людей не удалось стать бессмертным. Между тем в живой природе есть такие уникумы. Например, морской еж, живущий в Красном море, практически бессмертен: он не стареет, а просто растет, увеличиваясь в размерах. Другой пример биологического «вечного двигателя» – пресноводная гидра. Возле ее щупальцев расположена зона постоянно делящихся клеток, которые перемещаются вниз по телу, вытесняя прежние. Может быть, когда-нибудь ученые откроют рецепт бессмертной жизни и для человека.

2 место – явление эхолокации . Некоторые животные, в частности, дельфины, летучие мыши, морские свинки, крысы используют для ориентации в пространстве эхолокацию, то есть распознают звуковые волны, отраженные окружающими объектами. Оказывается, люди тоже могут развить у себя такую способность. Это важно для слепых, которым необходимо научиться ориентации в пространстве без помощи зрения. А еще чуткие эхолокаторы могут пригодиться при создании сверхдальней космической связи.

3 место – использование электрических импульсов . Огромная проблема современного обществамассовая гибель людей в автомобильных авариях. Как предотвратить столкновение машин? Решение снова подсказывает природа: стая саранчи, насчитывающая миллионы особей, движется согласованно, и насекомые никогда не сталкиваются из-за слабых электрических импульсов, которые они испускают. Тот же принцип позволит не сталкиваться автомобилям на магистралях.

4 место – совершенствование систем полета самолетов , например, устранение шума и завихрений воздушных потоков около крыльев. Исследователи обратились к совам, которые славятся бесшумным полетом. Выяснилось, что это достигается благодаря строению перьев.

Использование природных изобретений в области самолетостроения поможет улучшить характеристики летающих машин.

5 место – светоотражающие технологии . У бабочек, отличающихся разнообразной и красивой окраской крыльев, нет красящих пигментов: цвет образуется благодаря тому, что крылья покрыты тонкими прозрачными чешуйками, отражающими лучи определенной длины. На это свойство обратили внимание дизайнеры, и уже разработан специальный состав для покрытия машин, которые смогут менять цвет. В области военной техники можно будет создавать самомаскирующиеся средства, незаметные для противника.

III. Заключение

Изучив научно-популярную литературу по теме, проведя наблюдения и эксперимент, сформировав предметную коллекцию и выстроив рейтинг перспективных направлений науки, я пришла к выводу , что человек, несмотря на свое особое положение в мире, не должен забывать о родстве с животными и считать, что он достиг вершин познания. На одном из интернет-сайтов я нашла прекрасные слова, полно выражающие эту мысль: «То, что мы произошли от обезьян, подтверждается и нашей уникальной способностью все копировать у природы. У птиц мы подсмотрели умение подниматься выше облаков и даже превзошли их, хотя у нас нет крыльев. У рыб мы переняли способность плавать и погружаться в немыслимые даже для них глубины, и нам наплевать на отсутствие жабр. Мы научились передвигаться быстрее самого стремительного зверя, несмотря на то, что это не предусмотрено нашей анатомией. Мы уже способны видеть зорче любого живого существа на планете, да к тому же еще и в темноте. Мы овладели талантом рыть под землей такие норы, что кроты, если бы были зрячими, не знали бы, куда деть глаза от позора – такие они дилетанты. Кузнечики, прыгающие в десятки раз выше своего роста, по сравнению с нами, допрыгнувшими до Луны, просто дергаются на месте. За последние несколько веков мы обрели практически все способности, которые не были нам даны, продолжаем их совершенствовать и приобретать новые».

Все эти способности приобретены благодаря обращению человека к миру живой природы. Таким образом, я считаю, что гипотеза о том, что животные могут многому научить людей в самых разных сферах их деятельности, нашла свое подтверждение и была доказана в ходе работы. Гипотеза же о том, что человек – «царь природы», и ему глупо учиться у животных, стоящих ниже его по разуму, была опровергнута.

В ходе исследования я заинтересовалась проблемой понимания человеком животных, без чего трудно глубоко проникнуть в тайны их жизни. Поиск общего языка между людьми и животными – вот предполагаемая тема моего будущего исследования.

Источники

1. Архитектурная бионика / под ред. Ю. С. Лебедева. – М. : Стройиздат, 1990. – 269 с.

2. Биология: энцикл. для детей. – М. : Аванта+, 2007. – 456 с. : ил.

3. Литинецкий, И. Б. Бионика / И. Б. Литинецкий. – М. : Просвещение, 1976. – 336 с. : ил.

4. Бионика [Электронный ресурс] : [материал из Википедии]. – Электрон. дан. – [Б. м.], 2011. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org . – Дата обращения: 16.10.2011.

5. Судак, И. Можно ли научится бессмертию у животных? [Электронный ресурс] / И. Судак // Школа жизни: познават. журн. – Электрон. дан. – [М.], 2008. – Режим доступа: http://www.shkolazhizni.ru/archive/0/n-12537

6. Чему человек может научиться у животных? [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 200-]. – Режим доступа: http://www.epochtimes.ru/content/view/32994/7 . – Дата обращения: 21.10.2011.

7. Что такое биомиметика? [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М.], 2008. – Режим доступа: http://www.cleandex.ru/articles/2008/07/07/biomimetic-1 . – Дата обращения: 10.10.2011.


Почти все, что изобрел человек, уже существовало в природе. Стрекоза была раньше вертолета, рыбы — перед подводными лодками, паутина — прежде всех материалов, а стебли и деревья — до небоскребов. Сегодня мы расскажем, как и чему человек учился у природы.

Плыть, как рыба

Морские животные вдохновили людей на массу изобретений. Их обтекаемая форма послужила прототипом для создания кораблей, подводных лодок, атомных бомб.

Акулья кожа, покрытая мелкими чешуйками, стала основой для разработки энергосберегающего покрытия для авиалайнеров, теплоходов и лопастей ветряных электростанций. По подсчетам немецких ученых-разработчиков, если покрыть самолеты и морские суда этим материалом — особой краской, снижающей сопротивление потоку, можно сэкономить до 4,5 млн т топлива в полетах и около 2000 т в год в морских рейсах.

Сейчас ученые из Гарвардского университета пытаются воссоздать кожу акулы мако с помощью 3D-печати, их конечная цель — изготовить высокотехнологичный костюм для дайвинга, который уменьшит сопротивление воды.

Еще одно современное ноу-хау: робот-разведчик, напоминающий рыбу черная ножетелка, что обитает в донных водах Амазонки. Робот, разработанный американскими инженерами, позаимствовал у ножетелки уникальную способность ориентироваться в полной темноте. Исследователь Малкольм МакИвер занимался изучением сенсорной и двигательной систем этих рыб в течение многих лет. Он выяснил, что для ориентации ножетелка посылает слабый электрический импульс, создаваемый особым органом, а для передвижения совершает волнообразные движения длинным нижним плавником. Оба этих свойства были «подарены» новым роботам-водолазам, которые смогут проводить разведку в труднодоступных и малоосвещенных местах, таких как затонувшие корабли.

Тропическая рыба желтый пятнистый кузовок с ее необычными очертаниями вдохновила компанию Mercedes-Benz на создание бионической машины Bionic Car, которая повторяет форму рыбы и благодаря ей передвигается с большой эффективностью.

Летать, как птица

Птицы, бабочки, стрекозы и другие насекомые издавна вдохновляли людей на создание разнообразных летательных аппаратов. Один из пионеров авиации — Леонардо да Винчи зарисовывал полеты птиц разных пород и летучих мышей и пытался воссоздать их способ передвижения. В 1487 году он разработал орнитопер — летательную машину, основанную на птичьем полете. Еще одна идея да Винчи — втяжные лестницы, прототипом для которых служат ноги стрижа. И хотя придуманные да Винчи машины так и не полетели, идеи, позаимствованные у природы, со временем были воплощены другими изобретателями летательных аппаратов.

Например, стрекоза стала прообразом вертолета. Как и насекомое, машина взлетает с места без предварительного разбега, «зависает» в воздухе, садится без пробега. Ее удивительные летательные способности вдохновляли, в частности, изобретателя Игоря Сикорского. Один из его вертолетов был почти точной копией стрекозы: в распоряжении ученого были 2000 воссозданных на компьютере маневров стрекозы в воздухе.

В настоящее время французские инженеры пытаются максимально приблизить конструкцию крыла самолета к крыльям крупных хищных птиц. «Это позволит повысить подъемную силу самолета при малых скоростях, понизить сопротивляемость воздуха, затраты энергии на полет, и, возможно, даже уровень шума, воздействуя на уровень турбулентности потоков», — поясняет разработчик Марианна Браза, представившая крыло-новинку в этом году. Одним из ноу-хау стали тонкие пластинки, которые вибрируют и снижают турбулентность, — у птиц эту задачу выполняют мелкие перья, расположенные на задней кромке крыльев.

Видеть, как кошка

Видеть в темноте человек учился у кошек и сов. Принципы их зрения были использованы при разработке приборов ночного видения.

Кошачьи глаза легли в основу еще одного изобретения — светоотражателя. Его придумал англичанин Перси Шо, когда на темной трассе увидел отражение фар своей машины в глазах кошки. Изобретение «кошачий глаз» было запатентовано в 1934 году и вскоре появилось на дорогах Великобритании, увеличив их безопасность.

Ловить ультразвук, как летучая мышь

Летучие мыши помогли ученым открыть эхолокацию — способ определения положения объекта в пространстве по времени задержки возвращений отраженной волны. Первооткрывателем стал итальянский натуралист и физик Ладзаро Спалланцани: в конце XVIII века он наблюдал за перемещениями летучих мышей в темной комнате и заметил, что эти животные прекрасно ориентируются. В ходе опыта он ослепил нескольких особей и обнаружил, что они летают так же хорошо, как и зрячие. После опыта его коллеги, который залепил воском уши летучих мышей и констатировал, что они натыкаются на все предметы, стало очевидно, что эти животные ориентируются по слуху. Эти знания пригодились лишь в XX веке, когда стало известно об ультразвуке. Ученые создали ряд приборов, в том числе сонар для подводных объектов и морского дна. К эхолокации способны не только летучие мыши, но и киты и дельфины, в меньшей степени некоторые птицы (гуахаро, саланганы), землеройки и мадагаскарский еж тенрек.

Недавно британские инженеры из Саутгемптонского университета представили новый тип радара, который позволит извлекать лыжников из-под лавин и шахтеров из подземных завалов. Автор проекта Тимоти Литон придумал это устройство, удивившись сверхспособностям дельфинов: они ориентируются даже в мутной воде благодаря издаваемым импульсам и безошибочно отыскивают пищу.

Менять окрас, как хамелеон

Многие животные умеют менять окрас и сливаться с окружающей средой. Эту их способность позаимствовали создатели камуфляжа. Разработки в этой области продолжаются. Например, в январе 2014 года американские ученые из Гарвардского университета сообщили, что изучают способности к перемене окраса у каракатицы — они надеются, что это исследование поможет улучшить защитную одежду для солдат.

Позже коллектив ученых из университетов Хьюстона и Иллинойса представил материал, который анализирует окружающую обстановку и автоматически меняет собственную окраску, подстраиваясь под цвет фона. Источником для разработки послужили головоногие моллюски: осьминоги, кальмары и каракатицы.

Прилипать, как геккон

«Липкие» лапы геккона легли в основу ноу-хау от ученых из Стэнфордского университета. Они придумали специальные перчатки с присосками, надев которые любой человек может вскарабкаться на вертикальную стену. Силиконовые присоски, как и лапы геккона, покрыты тысячами волосков, и благодаря межмолекулярному притяжению (Ван-дер-Ваальсовы силы) материал словно приклеивается к поверхности. Испытания прошли в этом году и были похожи на съемки фильма о Человеке-пауке.

Приставать, как репейник

Репейник с его маленькими крючками-зацепками стал прототипом текстильной застежки — липучки. Ее придумал швейцарский натуралист и инженер Жорж де Мистраль, когда чистил от репейника свою собаку после прогулки в горах в 1948 году и задумался, отчего так трудно отлеплять эти плоды растения от шерсти.

Приклеиваться, как моллюски

Рыба-прилипала, моллюски, морские черви и многие другие живые организмы на планете обладают способностями вырабатывать сверхлипкое вещество. Именно они натолкнули людей на изобретение клея. В последнее время ученые занимаются усовершенствованием клейкого вещества: последняя разработка из Гарвардского университета — суперклей на основе слизи моллюсков для «залатывания» стенок сердца и сосудов. Ноу-хау от американских ученых — искусственный клей для операций на внутриутробном плоде, воссоздающий свойства слизи морских червей Phragmatopoma californica.

Плести сети, как паук

Паучья нить отличается необыкновенной прочностью: она в пять раз превышает прочность стали. Согласно расчетам ученых она смогла бы остановить даже авиалайнер, если бы имела толщину карандаша. Неудивительно, что люди издавна пытались воссоздать паучью нить. И в конечном итоге у них получилось произвести столь же прочные материалы, например, полиакрилонитрил. Но ученые пошли еще дальше: в Университете штата Юта паучьи гены были добавлены в ДНК козы, в результате паутину можно отфильтровывать из молока. В 2011 году голландские ученые пытались пойти еще дальше: они соединили искусственную кожу с паутиной, полученной из молока генетически измененных коз, и создали пуленепробиваемую ткань: в ходе испытаний она отразила пули калибра 5,56. В их планах было вживление паутины в человеческую кожу, однако до сих пор о появлении Человека-паука ничего не известно.

Добывать свет, как светлячки

Недавно корейские инженеры изучили наноструктуру брюшка светлячков и создали на ее основе сверхъяркие и более эффективные светодиоды: для этого они изменили микроструктуру поверхности светодиода, повысив его прозрачность. О том, как еще используются свойства светлячков и других светящихся животных, .

С самых ранних этапов развития человечества люди пристально наблюдали за животным миром. Конечно, в первую очередь им это нужно было для выживания — ведь трудно добыть животное, не зная его повадок, будь то мамонт, или утка.

Но со временем, люди стали подмечать те черты животных, которые могли бы служить для них примерами подражания. Так родились школы боевых искусств в Китае, которые названы именами животных: школа Тигра, школа Змеи, и так далее.

Животные и в настоящее время могут нам подсказать, как действовать, или каких придерживаться принципов, чтобы в том деле, которое мы задумали. Природа мудра и рациональна, и, наблюдая за ней, мы многому можем научиться сами.

Пять уроков успеха, которые мы можем почерпнуть у животных

Первый урок успеха: «Урок фокусировки ». Ему мы можем научиться у дятла. Дятел — очень большой реалист, и делает только то, что ему необходимо.Ничего лишнего. Он не пытается перерубить дерево одним ударом своего клюва, не стучит по всему стволу, где попало, в самых разных местах. Он целенаправленно бьет в одну точку, пока не добудет своего червяка. Затем он будет бить еще в одну точку, чтобы добить другого червяка. Мы же пытаемся добыть сразу не червяка, а целую змею, и не в плотной древесине, а среди листвы.

Второй урок успеха: «Урок потока ». Рыба всегда плывет против потока, и это — очень мудрая тактика. Рыба вовсе не стремится усложнить себе жизнь, или создать себе трудности, которые она потом будет героически преодолевать. Дело вовсе не в этом. Просто, таким образом рыба пропускает через свои жабры больше воды, насыщая себя кислородом. Жизнь рыбы, плывущей против течения, насыщеннее и богаче. Мы же все время норовим плыть по течению, пользуясь любой возможностью перестать прикладывать усилия. И хотя вокруг одна и та же вода, а кислорода становится все меньше, выходить из зоны комфорта совсем не хочется, пока не становится совсем невмоготу. В результате вместо 40 лет жизненного опыта мы получаем однолетний опыт 40 раз, и сетуем на то, что жизнь была скучна и однообразно, а возможностей что-то изменить к лучшему не было вовсе. Мы хотим выиграть миллион в лотерею, даже не покупая лотерейного билета.

Третий урок успеха: «Запачкайте морду кровью ». Львята не учатся на курсах, а приобретают опыт на деле. Они знают — чтобы преуспеть на охоте, нужно запачкать морду кровью. Мы же садимся за курсы, и слушаем зайца, а может, и льва, который учит нас охотится на бизонов. И если у нас ничего не получается, идем слушать другого зайца или льва. А когда наступает время действия, время активной охоты, боимся запаха крови, и не понимаем, почему.

Четвертый урок успеха: «Повиляй хвостом первый ». Собака не считает, что сначала ее нужно накормить, а уже потом она начнет вилять хвостом. Она первая отдает свою привязанность, свои чувства и эмоции. Собака не заставляет, и не упрашивает никого давать ей то, что ей нужно — она делает так, что у нас самих появляется желание сделать это.

Пятый урок успеха: «Не стоит ныть ». Змея не жалуется на то, что у нее нет рук, ног, что она родилась не в том месте, и не в то время, что ее никто не любит, что у нее плохое зрение, и родители о ней не заботились. Она не перекладывает ни на кого ответственность за то, что с ней происходит. Змея использует то, что дала ей природа, и настолько эффективно, что люди боятся этого животного-инвалида. А если змее что-то не нравится, она сбрасывает кожу, и уползает без особых сожалений, не оглядываясь назад.

Более подробные сведения Вы можете получить в разделах "Все курсы" и "Полезности", в которые можно перейти через верхнее меню сайта. В этих разделах статьи сгруппированы по тематикам в блоки, содержащие максимально развернутую (насколько это было возможно) информацию по различным темам.

Также Вы можете подписаться на блог, и узнавать о всех новых статьях.
Это не займет много времени. Просто нажмите на ссылку ниже:

Мы предлагаем поговорить о тех полезных качествах, которыми обладают животные, и которым у них было неплохо поучиться каждому из нас.

1. Научиться у дятла - фокусировке

Возможно, кто-то из вас думает: ну, что за глупая птица тарабанит весь день? А вот и зря. Когда дятел стучит по дереву, он делает это весьма успешно и самое главное осознанно.

Для того чтобы продолбить дупло, дятел выбирает одну точку на дереве, которую и начинает долбить. Птица фокусированно бьет в одно и то же место, пока не доберется до червячков и никогда не отказывается от своей цели прежде, чем получит желаемый результат.

2. Научиться у рыбы – умению плыть против течения

Мало кто знает, но рыба всегда плывет против течения. Ее цель простая – пропустить мимо себя как можно больше воды, еды и кислорода.

Некоторым людям также не помешало бы взять на вооружение эту привычку, и начать движение вперед, выйдя из привычной зоны комфорта. Как показывает опыт многих успешных бизнесменов, иногда идеи, которые не принимает общество, в последствии оказываются одними из самых успешных и стоящих. Главное, не бояться вовремя оспорить свою точку зрения и не бросить начатое дело в начале пути.

3. Научиться у собаки – уметь радоваться жизни просто так

На самом деле, конечно, собаки обладают куда большим количеством полезных качеств, которым было бы неплохо научиться и человеку. Но умение радоваться каждому дню и веселиться просто так, пожалуй, одно из главных, которое хотелось бы у них перенять.

Жизнь становится намного проще и счастливее, когда мы перестаем от нее ждать заоблачных высот и отпускаем все, что нас гложет. По-настоящему счастливым может быть лишь тот человек, который умеет и не боится устраивать себе маленькие передышки независимо от количества накопившихся дел. Жизнь прекрасна. Разве это не повод хотя бы на пару часов в день забыть о своих заботах и попробовать просто немного побыть собой?

4. Научиться у кошки – всегда знать себе цену

Тот, у кого есть кошка, наверняка знает, что кот – это главное животное в доме. Это не он у вас живет, это вы пришли в его дом. Кошки знают, как заявить о себе и не позволить дать себя в обиду или вести себя с ними так, как им не нравится.

Пожалуй, сложно найти второе такое же столь самодостаточное и независимое животное, как кот. Кошки никогда не делают того, что им не нравится, не обращают внимания на чужое мнение и уж, конечно, не позволяют себя оскорблять.

5. Научиться у всех - жить настоящим

Не бывает плохих дней, бывает плохое настроение, на которое мы провоцируем себя сами. Как бы там ни было, никто не хотел бы прожить меньше, поэтому научитесь у животных умению ценить каждый прожитый день.

Равно как в каждой своей прогулке во дворе, который знаком до мелочей, собака находит что-нибудь интересное, учитесь видеть смысл в каждом прожитом дне. А если в вашей жизни вдруг что-то пойдет не так, просто вспомните о животных, и возможно тогда вы тут же увидите - и в ежедневной рутине можно найти что-то интересное, нужно только приложить к этому немного усилий.