Иррациональный страх. Фобия: что это такое и как она проявляется

Боязнь за собственную жизнь, здоровье родственников и окружающих членов социума - вполне нормальное явление, заложенное в человеке на генном уровне. Иррациональные страхи присутствуют у большинства людей, однако, в отличие от рациональных страхов, они отравляют существование и приводят к развитию серьезных проблем с психикой.

Понятие «фобия» происходит из греческого языка, где слово «phobos» означает «ужас» или «страх». Под данным термином принято понимать боязнь, не поддающуюся контролю и причиняющую человеку неудобства в определенных ситуациях, повторения, которых он пытается всеми силами избежать. Фобия представляет собой необоснованный провоцирующий перманентную тревожность, неизбежно приводящую к деформации личности.

Страх является своеобразным сигналом, который возникает на почве стрессовой ситуации, эмоционального потрясения или утраты, и информирует человека о воображаемой либо реальной опасности. В случае, если страх становится навязчивым и носит невротический характер, он превращается в фобию. Страхи бывают:

  • рациональными;
  • иррациональными.

В первом случае идет речь о страхах, присущих человеку на уровне генетики. С их помощью он может предотвратить опасность либо выйти победителем из затруднительных ситуаций, требующих высокой концентрации внимания и собранности. Подобные страхи выполняют полезную функцию, поскольку защищают от укуса животного или падения с высоты. Реальный страх упрощает процесс адаптации субъекта к условиям окружающей действительности. К примеру, когда человек стоит на балконе, перегнувшись через перила, такой страх не дает ему упасть и разбиться, вызывая вполне резонные опасения.

Ощущение беспокойства во время нахождения в зоне турбулентности считается нормальным проявлением страха, однако отказ от посещения свадьбы старого друга по причине панической боязни полетов на самолетах является нездоровой фобией. В качестве примера негативного влияния фобий на жизнь можно привести человека, которому предложили престижную высокооплачиваемую работу, но он отказывается от нее из страха каждый день подниматься на 11 этаж.

Надуманные (или иррациональные) страхи возникают в случаях, когда реальные страхи глубоко внедряются в подсознание. Их появление никак не связано с реальной угрозой и сигнализирует о несуществующей опасности. Иррациональный страх представляет собой ложную тревогу, которая не приносит человеку абсолютно никакой пользы, но оказывает отрицательное воздействие на психику.

Принято считать, что чувство тревоги возникает в миндалевидном теле. Здесь же происходит закрепление ассоциаций между источниками паники и реакциями на их возникновение. В случае повторного столкновения с объектом, представляющим опасность, в миндалевидном теле происходит выработка гормонов, которые приводят организм в состояние боевой готовности. Человек воспринимает его как некомфортное вследствие , выброса адреналина и выступления пота.

Разновидности и симптомы фобий

У большинства детских страхов есть тенденция к плавному угасанию вплоть до полного исчезновения к определенному возрасту. К примеру, боязнь темноты у ребенка проявляется в просьбах к взрослым оставлять свет на ночь. Подобные страхи обыкновенно не представляют серьезной угрозы. Однако в случае, когда они не продолжают тревожить взрослого человека, необходимо принимать меры по их искоренению.

МКБ признает следующие категории фобических расстройств:

  1. Изолированные (или специфические) фобии, которые ограничены конкретными ситуациями и объектами. К ним относится боязнь определенной разновидности животных или насекомых, клаустрофобия (страх закрытого пространства), боязнь крови или авиаперелетов.
  2. Социальные фобии мешают продвижению по карьерной лестнице, установлению нормальных взаимоотношений с коллегами и приобретению новых друзей. Человек, страдающий социофобией, испытывает страх перед общением по телефону или публичными выступлениями.

В отдельную категорию специалисты выделяют , которая считается противоположностью клаустрофобии. Страх открытого пространства мешает выйти из зоны комфорта, такой как пространство собственного дома, а также препятствует полноценной жизнедеятельности, поскольку подверженный ей субъект панически боится насмешек и общественного порицания за любой мало-мальски значимый поступок.

Симптоматика фобий варьируется в зависимости от степени тревожности и глубины эмоционального переживания страха. В числе основных проявлений фобий на физиологическом уровне:

  • усиленное потоотделение;
  • покалывание конечностей;
  • головокружение, тошнота;
  • ощущение «сжатия» в области грудной клетки;
  • частое сердцебиение;
  • резкие перепады температуры тела.

На эмоциональном уровне фобии могут проявляться в виде ощущения неминуемой потери сознания, страха сойти с ума или утратить контроль над телом, диссоциации и трудно контролируемого желания сбежать в укромное место, где не будет поводов для паники или беспокойства. Прочно устоявшиеся фобии влекут за собой , депрессивные расстройства, и могут спровоцировать шизофрению.

Иррациональные страхи могут быть объяснены при помощи модели Павлова, когда отрицательные стимулы сочетаются с нейтральными, и у человека происходит закрепление негативных реакций на нейтральные стимулы. Ярким примером данного утверждения является опыт, проводимый знаменитым психологом и основоположником бихевиоризма Джоном Уотсоном. Он решил провести исследование для получения информации о возникновении фобий в детском возрасте, для чего ему пришлось прибегнуть к весьма неоднозначному и даже жестокому эксперименту.

Главным действующим лицом данного опыта стал девятимесячный мальчик, не испытывавший страха по отношению к белым крысам, поскольку общался с ними начиная с двухмесячного возраста. Во время эксперимента ребенку на протяжении 60 дней показывали такие объекты, как: вата, маска Санта Клауса, белый кролик и крыса аналогичной расцветки. После обстоятельного знакомства с перечисленными выше предметами мальчику давали поиграть с крысой, усадив его по центру комнаты.

Спустя несколько минут после начала игры крысы и Альберта (так звали подопытного мальчика) Джон брал в руки металлический молоток и ударял им по железной пластине, отчего на всю комнату раздавался громкий отталкивающий звук. Некоторое время спустя контакт с животным стал вызывать у малыша отрицательные эмоции. Через 7 дней перед выпуском крысы в комнату раздавался удар по железной пластине, вызывавший у Альберта слезы. Спустя еще несколько дней удалось установить, что ребенок боится не только грызуна, но также бороду Санта Клауса, кроликов белого цвета и вату.

Данный эксперимент позволил установить, что иррациональные страхи возникают из-за переноса реальных причин на сопутствующие стимулы. Фобии могут быть приобретены также и посредством чужого опыта. К примеру, человек, видевший, как его родственника или товарища покусала собака, нередко начинает испытывать панический страх при виде животных даже во время обычной прогулки по парку. Некоторым людям достаточно услышать живописную историю для того, чтобы предмет опасения рассказчика стал вызывать в них невроз и панические настроения.

Согласно теоретической базе классического психоанализа, фобии возникают на почве запретных желаний, которые человек не может реализовать либо принять их по причине осуждения со стороны социума. Желания подавляются и воспринимаются субъектом как мнимая опасность, источник которой находится не внутри него, а снаружи. Сам отец психоанализа Зигмунд Фрейд испытывал страх папоротников, однако до корней этой необычной фобии он так и не сумел докопаться.

Как избавиться от иррациональных страхов?

Для избавления от иррациональных страхов прежде всего необходимо желание самого человека. Кроме того, от субъекта, решившего устранить фобии, отравляющие существование, потребуется:

  • способность к самоанализу;
  • зачатки критического мышления;
  • готовность работать над собой.

Тем, кто чувствует в себе достаточно силы для , стоит начать с простых шагов, которые рано или поздно приведут к положительным результатам. Для начала необходимо признаться себе в наличии необоснованного страха, после чего можно переходить к попыткам расслабиться в момент тревоги или надвигающейся паники. В избавлении от приступа страха помощь способны оказать следующие средства:

  • успокаивающая музыка или звуки природы;
  • спокойное размеренное дыхание;
  • принятие комфортной позы, располагающей к расслаблению.

Людям, не обладающим способностью к самостоятельной работе над искоренением фобий, стоит обратиться за помощью к специалистам. Зачастую для избавления от различных фобий прибегают к когнитивно-поведенческой терапии. С ее помощью можно преодолеть сознательные и подсознательные негативные убеждения и установки, приводящие к возникновению панических атак и прочих нервных расстройств.

В психотерапии для борьбы с фобиями нередко применяют специальные медикаментозные средства. Используются преимущественно препараты следующих групп:

  1. Бензодиазепины. Обладают антиксиолитическим (противотревожным) и седативным воздействием.
  2. Бета-блокаторы. Избавляют от отрицательной психосоматической симптоматики и снижают стимулирующий эффект адреналина.

Фармацевтические средства, направленные на обратный захват серотонина (СИОЗС), предназначены для регуляции уровня серотонина, недостаток которого приводит к подавленному настроению и паническим атакам. Для борьбы с фобиями полезно иметь представление о техниках, позволяющих достичь максимального расслабления. Принцип «лестницы страха» основан на постепенном осторожном контакте с предметом, спровоцировавшим фобию. К примеру, человеку, испытывающему панический страх при виде собак, стоит для начала издалека понаблюдать за животными. Спустя определенное время можно предпринимать осторожные шаги по сближению с собаками.

Иррациональные страхи - это нарушения, которые могут быть откорректированы с помощью юмора. Способность посмеяться над собственными страхами является важным инструментом в задаче избавления от фобий. Экспозиционированием называют встречу лицом к лицу с объектом, вызывающим панику. Данная методика должна быть реализована под наблюдением специалиста. Десенсибилизацией называют проработку ситуаций, провоцирующих развитие иррационального страха.

Эффективные техники избавления от иррациональных страхов

Считается, что иррациональные страхи активизируются в правом полушарии головного мозга. Поэтому восстановить душевное равновесие можно при помощи левого полушария, отвечающего за рационализм и логическое мышление. Специалисты, практикующие рациональную терапию, в случае возникновения панических настроений дают следующие рекомендации:

  1. Определить объект, вызывающий панику. Необходимо отключить эмоции и, с точки зрения логики, подумать о том, насколько реальную опасность он представляет.
  2. Отвлечь внимание от объекта, провоцирующего испуг. В случае активной умственной либо физической деятельности мозг перестает концентрироваться .
  3. Если вести себя так, будто объект не вызывает испуга, эмоциональное и физическое состояние автоматически стабилизируются.

Специалист должен выявить реальный страх, стоящий за иррациональным, и искоренить его при помощи действенной методики, подобранной в индивидуальном порядке. Зачастую настоящие страхи уходят корнями в глубокое детство и не сохраняются в памяти. В подобных случаях необходима помощь гипнотизера, который сумеет вынести их на поверхность для грамотной проработки с последующим избавлением от фобий.

Одним из успешных специалистов в области психологии и гипноза является Никита Валерьевич Батурин. Он помогает людям избавиться от панических атак, страхов и другой психосоматики. Советуем посмотреть аудиотранс «От панических атак и страхов»:

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption 45 лет назад гомосексуальность перестала считаться психическим заболеванием в США

Ученые уже давно отказались от мысли о возможности изменить сексуальную ориентацию человека, поскольку существует консенсус, согласно которому нельзя лечить то, что не признано болезнью.

Гомофобия же, напротив, все чаще становится предметом внимания ученых, которые стремятся понять ей происхождение.

"Иррациональные страхи"

Американский психолог Джордж Вайнберг, который придумал этот термин в 60-е годы прошлого века, дал ему следующее определение - "гомофобия есть страх пребывания в тесном контакте с гомосексуалом".

В своей книге 1972 года "Общество и здоровый гомосексуал" доктор Вайнберг писал: "Я никогда не признал бы пациента здоровым, если тому не удается преодолеть свои предубеждения против гомосексуальности".

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption Число исследований гомофобии с точки зрения психологии, культуры и религии неизменно растет

Эммануэль А. Джаннини, профессор эндокринологии и медицинской сексологии из Римского университета Тор Вергата, считает, что гомофобия - лишь верхушка айсберга. По его словам, это явление связано с определенными чертами личности и, если сопровождается насилием, может быть признана душевным заболеванием.

Джаннини вызвал в профессиональной среде споры своей публикацией в Journal of Sexual Medicine в 2015 году, в которой проводит связь между гомофобией и психотизмом (чертой характера, отмеченной склонностью к проявлениям гнева и враждебности).

Консервативно настроенные критики назвали эти предположения сексолога "чепухой в пользу ЛГБТ". Однако в беседе с корреспондентом Би-би-си Джаннини отстаивал свои исследования, указывая, что он считает личность с гомофобными склонностями изначально слабой.

"[Слабая] - это не научный термин, а мой собственный, которым я пользуюсь для того, чтобы меня лучше понимали", - говорит профессор.

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption В 1990 году решение декриминализации гомосексуальности было принято Всемирной организацией здравоохранения

Шкала гомофобии

В своей статье Джаннини предлагает использовать разработанную им так называемую шкалу гомофобии, которой он пользовался для измерений ее уровня в группе, в которую вошел 551 итальянский студент. Он сравнивал полученные результаты с измерениями других психологических параметров.

В статье Джаннини высказывает предположение, что более выраженная склонность к гомофобии коррелирует с такими чертами характера как психотизм и незрелые механизмы защиты, а вот стойкая привязанность к родителям свидетельствует скорее о низкой склонности к гомофобии.

Речь здесь идет о проблемах психики, которые можно вылечить, утверждает Джаннини.

"Предположим, вам не по нраву поведение гомосексуалов. Но это вовсе не означает, что вы обязательно будете всем втолковывать, что вы сами не гомосексуал, что вы их терпеть не можете, что вы не согласны, чтобы учителя-гомосексуалы учили ваших детей", - говорит доктор Джаннини.

"Мы столетиями спорили о том, является ли гомосексуальность болезнью, и вот теперь впервые мы показали, что настоящей болезнью, которую надо лечить, является гомофобия", - продолжает он.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Бразильские психологи обратились в Верховный суд страны с просьбой восстановить запрет на так называемые терапии по изменению сексуальной ориентации, отмененный в 2017 году

Фактор культуры

Однако социальные и культурные факторы оказывают мощное воздействие на формирование личности, и в более свежей статье Джаннини и его соавторы изучили, как определенные типы культур, которым свойственны заметные компоненты гипермаскулинности, женоненавистничества и морализаторства, коррелируют с уровнем гомофобии.

В статье, опубликованной в 2017 году, они сравнили результаты обследования 1048 студентов из трех стран с тремя различными религиями - Италии (преимущественно католическая страна), Албании (преимущественно мусульманская страна) и Украины (преимущественно православная страна).

"Интересно, что сама по себе религия не коррелировала с уровнем гомофобии. Скорее фундаменталистские убеждения во всех трех религиях воздействовали на уровень гомофобии в той или иной культуре", - говорит доктор Джаннини.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Религиозная пропаганда способна влиять на отношение общества к сексуальным меньшинствам

Сила догмы

"Мы нетерпимы к греху, но не к тем, кто грешит", - говорит Вахтанг Кипшидзе, заместитель председателя Синодального отдела по отношениям РПЦ с обществом и СМИ.

По его словам, Русская Православная церковь не может изменить своего отрицательного отношения к гомосексуальности, потому что эта догма исходит не от церкви, а от Бога.

  • "Мне сказали прямо: мы тебя убьем". Истории чеченцев, бежавших из-за своей сексуальной ориентации
  • В Баку прошли массовые полицейские облавы на геев

"Мы считаем, что люди, которые поддерживают однополые связи, являются жертвами своей греховности и в качестве таковых заслуживают духовной поддержки", - заявил он в разговоре с корреспондентом Би-би-си.

Однако далеко не все деятели РПЦ придерживаются такой мягкой позиции.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Православие считает гомосексуальность грехом, но умеренные деятели церкви утверждают, что она не одобряет гомофобии

"Я понимаю возмущение русских людей. Священное писание повелевает побивать камнями всех этих ребят нетрадиционной ориентации", - заявил в 2012 году православный священник Сергий Рыбко, комментируя нападение вооруженных людей на гей-клуб в Москве.

Но Вахтанг Кипшидзе говорит в ответ: "В Новом Завете нет ничего, что может указывать на побивание камнями грешников любого вида".

По его словам, церковь не криминализирует грех прелюбодеяния, и равным образом она не поддерживает криминализацию однополых отношений. Однако он согласен с тем, что многие верующие не понимают писания и используют его для оправдания своей склонности к насилию.

Сила языка

"Не подлежит сомнению, что некоторые выражения, используемые многими деятелями церкви в проповедях, распространяют негативное отношение к членам ЛГБТ-сообщества", - говорит Тиернан Брейди, ирландский активист и политик, который часто выступает в поддержку сексуальных меньшинств среди католиков.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Папа Франциск мягче относится к ЛГБТ, чем его предшественники

Он является директором движения Equal Future, которое было основано во время визита Папы Римского Франциска в Дублин в августе этого года. "Гомофобия не является прирожденным свойством человека. Она усваивается нами извне", - утверждает Брейди.

Отношение к ЛГБТ в наше время меняется во многих странах мира, включая восточную и центральную Европу, Индию и Китай, но трудно рассчитывать, что эти перемены в одночасье отменят столетия враждебности и клеветы, продолжает он.

"Но церковь - лишь часть жизни людей, и гомофобия усваивается из таких сфер общественной жизни как спорт, политика, культура", - отмечает активист.

Культура в консервативных странах может усиливать строгость самых строгих религиозных запретов, говорит Брейди.

"Страны, в которых мы наблюдаем рост гомофобии - это страны, в которых члены ЛГБТ-сообщества незаметны, потому что в таких странах легче создавать атмосферу страха и недоверия", - заключает Брейди.

Сила стереотипов

Патрик Р. Гржанка является профессором психологии в университете Теннесси и редактором журнала Journal of Counseling Psycholog. Его исследования указывают на то, что гомофобия также связана со стереотипами.

Они вычленили четыре категории представлений:

  1. Люди, принадлежащие к сексуальному меньшинству, родились такими;
  2. Все члены одной сексуальной группы похожи друг на друга;
  3. Один человек может принадлежать только к одной сексуальной группе;
  4. Если вы знакомитесь с человеком из одной группы, вы узнаете о всей группе в целом.

Неудивительно, что среди американских студентов отмечается высокая степень согласия с первым утверждением, которое гласит, что принадлежность к сексуальному меньшинству возникает с рождением. С этим соглашались респонденты из всех сексуальных групп.

Однако согласие с тремя другими утверждениям выделяло респондентов с самым сильным негативным отношением к сексуальным меньшинствам.

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Люди с негативным отношением к гомосексуалам отказываются видеть в них личность с особым складом

Гржанка называет это явление "имплицитным предпочтением" в сознании людей, которое облегчает им принятие определенных предрассудков.

Он считает, что просвещение является самым надежным способом преодоления этих предубеждений в отношениях между людьми, что может привести к уменьшению уровня гомофобии.

  • Премьер Сербии - открытая лесбиянка. Но активисты ЛГБТ против ее участия в гей-параде
  • Киев: стычки и задержания на "Марше равенства" в поддержку ЛГБТ-сообщества
  • Умер активист, придумавший радужный флаг ЛГБТ

"Нам следует проводить кампании по просвещению и информированию людей, и убеждать людей, что геи вовсе не все похожи друга на друга, а сексуальная ориентация - не что-то, что можно поменять", - говорит Гржанка.

"Нет ничего, что порождает иррациональные страхи перед сексуальными меньшинствами. В истории человечества случались времена, когда гомосексуальное поведение не преследовалось, а даже приветствовалось и было под защитой закона", - отмечает он.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Большая открытость в обсуждении темы ЛГБТ способствует большей терпимости в США

Имеются данные о том, что просвещение может оказывать заметное воздействие на представления общества о спорных предметах.

В 1999 году около двух третей американцев возражали против однополых браков и только треть была согласна с их легализацией. Об этом свидетельствуют опросы, проведенные агентством Гэллопа.

А спустя всего 20 лет все обстоит прямо наоборот - более двух третей американцев поддерживают однополые браки и менее трети возражает против них.

Исследователи указывают, что более 10% взрослых членов ЛГБТ-сообщества состоят в однополых браках, а открытость в обсуждении этой темы в обществе содействует преодолению гомофобных настроений.

Остается неизвестным, можно ли лечить гомофобию как психическое отклонение, но ученые считают, что приближаются к пониманию ее природы.

Ф. - это иррациональный страх, к-рый может проявляться в виде боязни специфических одушевленных и неодушевленных объектов, напр. боязнь змей (офидиофобия); страх перед определенной группой или классом людей (ксенофобия, боязнь чужаков; андрофобия, боязнь мужчин); страх надвигающихся или предвосхищаемых событий (астрофобия, боязнь молнии; боязнь школы или экзаменов) или страх, в сущности, всего представимого. Далее приводятся некоторые из наиболее часто встречающихся в клинической литературе фобий:

Название Объект страха
Акрофобия Высокие места
Агорафобия Выходить из дома
Клаустрофобия Закрытые пространства
Кинофобия Собаки
Кипридофобия Венерические заболевания
Электрофобия Электричество, в особенности удар током
Генофобия Секс
Гинофобия Женщины
Годофобия Путешествия
Гидрофобия Вода
Гипнофобия Сон
Какоррафиофобия Неудача
Мизофобия Грязь
Патофобия Болезнь

Танатофобия Смерть

Объективная оценка любого страха обычно яв-ся спорной в отношении того, до какой степени и при каких обстоятельствах объект или событие, вызывающие опасения, представляют реальную опасность. Два критерия, не связанные с оценкой потенциальной опасности, дифференцируют фобии от рационального, не невротического страха.

Во-первых, Ф. имеют обсессивную природу. Больной с Ф. часто вынужден застревать на своем страхе в гораздо большей степени, чем это необходимо в объективных обстоятельствах.

Вторая характеристика, которая дифференцирует Ф. от реалистичного страха, касается модуса проявления тревоги. Ф. обычно сопровождается столь высоким уровнем тревоги, что больной оказывается обездвиженным, лишенным возможности действовать эффективным для снижения тревоги образом. Нет полного согласия относительно дифференциальной диагностики между фобическим страхом и генерализованной тревожностью; по всей вероятности, это зависит от конкретности объекта или события, вызывающего опасения.

Причины фобий

Нет единого общепринятого объяснения этиологии Ф. Принято, однако, считать, что возникновению некоторых фобий, в отличие от других, предшествуют конкретные события. Эти события наз. преципитирующей травмой или преципитирующим событием; они могут рассматриваться или не рассматриваться в качестве непосредственной причины Ф., в зависимости от теорет. ориентации психолога, выносящего свое суждение. Существуют три основные модели Ф. - психоаналитическая, поведенческая и когнитивная.

Психоаналитическая модель. Фрейд категоризовал Ф. как часть совокупности симптоматических неврозов, названную им истерией страха (anxiety hysteria или Angst hysterie). В эту же совокупность входит конверсионная истерия. Ф. яв-ся выражением вытесненных сексуальных фантазий, обычно эдиповой природы, в борьбе с защитными механизмами, призванными помочь сдержать эти чувства.

Поведенческие (соц. научения) модели. Объяснения Ф. с т. зр. бихевиоризма или теории соц. научения сосредоточены на том, как индивидуум усваивает неадекватную, провоцирующую страх реакцию на первоначально нейтральный или не вызывающий волнения раздражитель. Используются три основные парадигмы: классическое обусловливание, оперантное обусловливание и моделирование.

Этиология Ф. была предметом исслед. в одном из основных экспериментов в поведенческой психологии, представляющим собой и спустя десятилетия с момента опубликования рез-тов важную веху в ее развитии. Джон Б. Уотсон и Розалия Рейнер вызвали фобию у Альберта, ребенка в возрасте 11 месяцев, используя модель классического обусловливания, открытую И. П. Павловым в его знаменитых экспериментах с собаками.

Согласно парадигме оперантного обусловливания Б.

Ф. Скиннера, Ф. развиваются не только в результате случайного или даже преднамеренного совпадения стимулов, но тж и вследствие преднамеренных, произвольных действий в окружающей среде и последствий этих действий (подкреплений).

Парадигма моделирования (научения посредством наблюдения), разработанная в значительной степени Альбертом Бандурой, исходит из того, что Ф. - по крайней мере отчасти - усваиваются при восприятии тревоги или иррациональных страхов, испытываемых др. людьми, в особенности близкими, с которыми имеется эмпатическая связь.

Когнитивная модель. Когнитивно-динамическая концепция Ф., разработанная Альбертом Эллисом, дифференцирует и разъясняет мыслительные процессы, участвующие в расстройстве. Эллис утверждает, что ассоциации с мыслью «это хорошо» становятся такими положительными эмоциями чел., как любовь или радость, тогда как ассоциации с мыслью «это плохо» становятся отрицательными эмоциями, окрашивающими мучительные, злобные или депрессивные чувства. Ф. представляет собой алогичную и иррациональную ассоциацию, связывающую «это плохо» или «это опасно» с вещами, к- рые в действительности таковыми не яв-ся.

Другие объяснения. Представители экзистенциального направления Ролло Мэй и Виктор Франкл рассматривают Ф. как отражение отчуждения, бессилия и бессмысленности современной жизни, отчасти как последствие индустриализации и обезличивания. Представитель гуманистической психологии Абрахам Маслоу рассматривает Ф., подобно неврозам в целом, как нарушение роста личности, крах возможностей реализации челов. потенциала.

Некоторые теоретики обращают внимание на физиолог. и генетические аспекты Ф. Эдвард О. Уилсон видит в Ф. след нашей генетической эволюции. «На ранних этапах развития человечества, - пишет Уилсон, - фобии расширяли возможности выживания человека».

Лечение фобий. Сторонники приведенных выше теорий используют технические приемы и методы лечения Ф. в соответствии с тем, что они считают их причиной. Психоаналитики, считая Ф. продуктом вытесненного содержания, скрытого под слоями психол. защиты, используют свободные ассоц., анализ сновидений и интерпретации для того, чтобы сорвать слои защиты и дойти до сути конфликта. Тогда через катарсис - внезапное эмоционально насыщенное высвобождение вытесненного материала - пациент сможет преодолеть Ф. и выздороветь.

Психологи поведенческой ориентации разработали впечатляющий набор технических приемов для лечения Ф. Двумя наиболее широко используемыми парадигмами яв-ся систематическая десенсибилизация и фладинг (наводнение).

Систематическая десенсибилизация представляет собой форму классического обусловливания, при к-рой вызывающие страх стимулы совмещают с реакциями торможения либо в воображаемой (замещающая десенсибилизация), либо в реальной жизненной ситуации (десенсибилизация in vivo).

Фладинг (наводнение) представляет собой «метод лечения фобий быстрой экспозицией вызывающему страх объекту или ситуации в реальной жизни с поддержанием максимально переносимого страха, пока он не начнет снижаться, с последующим повторением экспозиций, пока пациент не будет чувствовать себя спокойно в ситуации, ранее вызывавшей страх». Хотя этот метод считается быстрым и эффективным, по крайней мере в короткой перспективе, его использование сопровождается вызыванием у пациентов высокого уровня тревоги, к-рый ряд специалистов считают слишком высоким - и потому потенциально опасным.

Процесс рационально-эмотивной терапии представляет собой сообщение психотерапевтом (часто в весьма эффектной, впечатляющей форме) пациенту об искажениях в его мышлении. Это похоже на психопедагогический прием, и он действительно направлен на то, чтобы больной узнал о том, как алогичное мышление приводит к алогичному и фобическому стилю поведения.

Все четыре метода - психоанализ, систематическая десенсибилизация, имплозивная и рационально-эмотивная терапия - яв-ся высокоэффективными. Данные эмпирических исслед. подтверждают это, во всяком случае в сравнении с лечением таких расстройств, как депрессия и шизофрения.

См. также Тревога, Расстройства личности

„Гордость делает человека уязвимым
ровно в той степени, в какой он одержим ею.
Задеть ее одинаково легко у снаружи, и изнутри"
Карен Хорни

Подробно о ГОРДЫНЕ И ТЩЕСЛАВИИ мы говорим в разделе о самоценности человека. Там мы разбираем пути и механизмы развития гордыни, стараясь понять, почему она занимает такое важное место в жизни немалого числа (если не сказать - всех) людей. Здесь же мы остановимся на тревожных состояниях, связанных с опасением фрустрации гордости.

Одна из причин такой фрустрации – неудача, которая преследует человека в следовании требованиям его гордыни, которые могут охватывать все аспекты жизни человека, оказавшихся важными для торжества гордыни. Эти так называемые внутренние предписания „НАДО и НЕЛьЗЯ “) превращают человека в своего раба, заставляя из кожи вон лезть, чтобы соответствовать своему собственному ИДЕАЛУ . Точнее – торжеству своего ИДЕАЛЬНОГО Я .

Это торжество может касаться и аспекта, который гордец считаем своим особым нравственным совершенством, но которое является все же ни чем иным, как ИСКУССТВЕННОЙ МОРАЛЬЮ И ИЗВРАЩЕНИЕМ ЦЕННОСТЕЙ .

„Внутренние предписания („НАДО и НЕЛЬЗЯ“), в чем-то более радикальные, чем другие пути поддержания идеального образа самого себя, имеют целью не реальные перемены, а немедленное и абсолютное совершенство : их цель – заставить исчезнуть несовершенства или сделать так, чтобы совершенство показалось достигнутым, - пишет Карен Хорни, - поэтому многие реакции уныния, раздражения или страха наступают у пациента не в ответ на то, что он обнаружил у себя неприятную проблему, а в ответ на чувство, что он не в силах разделаться с ней немедленно “.

Реакции фрустрации гордыни очень мощные, поскольку гордец вкладывает массу энергии в то, чтобы удовлетворить требования своего ИДЕАЛЬНОГО Я , компульсивно ведущие человека к воображаемой и вожделенной СЛАВЕ . Карен Хорни подчеркивает, что в реакциях фрустрации гордыни "присутствует подспудный страх, но преобладает гнев и даже ярость“. Об этих чувствах мы поговорим в главе, посвященной ЧУВСТВАМ ПРИ ТРЕВОГЕ УЯЗВЛЕННОЙ ГОРДОСТИ .

Здесь же мы рассмотрим страхи, возникающие в результате тревожных ожиданий пугающих человека последствий фрустрации его гордыни. Каждый из этих страхов возникает в связи с „угрозой“ гордыне в той или иной сфере человеческой психики, где эта гордость имеет место и где человек опасается потерять ее воодушевляющее и маскирующее правду о нем самом влияние.

В первую очередь, человек опасается потерять то, что прикрывает и от его сознания, и от глаз других свое столь им ненавидимое ПОДЛИННОЕ Я . Он боится потерять выстроенные его гордыней маски и фасады, которые он в ослеплении принимает за свою подлинную сущность и стремится к тому, чтобы и другие в это верили. Рассмотрим ниже важнейшие иррациональные страхи, свойственные человеку с уязвленной гордыней.

Подчеркну еще раз, что это именно иррациональные страхи (точнее было бы назвать их опасениями) свойственные тревоге. У этих страхов нет реального объекта (что бывает у нормального СТРАХА), у них есть лишь гипертрофированное опасение потери того или иного аспекта гордыни или раскрытие того, что человек так тщательно скрывает от других и от себя.

СТРАХ КРАХА ИДЕИ ВСЕМОГУЩЕСТВА

Это страх, думаю, является основным, поскольку основу гордыни составляет именно ощущение того, что человек не имеет никаких препятствий для достижения целей, которые ставит перед человеком его ИДЕАЛЬНОЕ Я . Мало того, идея всемогущество может касаться и самих способов достижения этих целей. Все происходит как бы по мановению волшебной палочки, без риска и приложения особых усилий. Здесь сказывается влияние МАГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ . Человек принимает при этом желаемое за действительное, то, что нужно изменить – за уже измененное. В своем сознании человек уже как бы совершил то, что он увидел в своих фантазиях – ведь он уже увидел себя как героя некоего ОБРАЗА БУДУЩЕГО , в котором уже достигнуты его вожделенные цели.

Можно утверждать, что практически всегда в подсознании человека сидит опасение, что его всемогущество – не более, чем захватывающая ФАНТАЗИЯ . Такое СОМНЕНИЕ человека в основах своей ИДЕНТИЧНОСТИ , частью которых становится гордыня, может переживаться очень мучительно. Поэтому всякие подобные мысли человек гонит от себя – и его подсознание принимает все, что ВЫТЕСНЕНО из сознания.

Когда же реальность вносит свои коррективы в представление человека о своем всемогуществе, когда оказывается, что ему не удается быть таким, делать то и добиваться того, что и как он хочет, тогда врываются переживания, связанные с крахом иллюзий о себе, как о чем-то особенном, не таком как все. Оказывается на поверку, что человек-то самый обычный – и слетает с него шелуха напыщенности и самомнения, и становятся всем видно его истинное лицо.

Для многих гордецов такой „удар СУДЬБЫ “ оборачивается катастрофой, обидой на весь свет за его НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ . И лишь немногие способны использовать это отрезвление для того, чтобы стать САМИМ СОБОЙ , чтобы жить ПОДЛИННОЙ ЖИЗНЬЮ – жизнью своего ПОДЛИННОГО Я .

Гордец считает себя не только вправе, но и абсолютно уверен в своей неограниченной способности контролировать других людей и все, что с ним проис ходит. С другой стороны, он уверен в том, что и его ВНУТРЕННЯЯ РЕАЛЬНОСТЬ находится под его полным КОНТРОЛЕМ . Здесь можно говорить о связе рассматриваемого вида вторичной тревоги с ТРЕВОГОЙ ПОТЕРИ КОНТРОЛЯ .

“Только с величайшей неохотой признает он в себе какие-то бессознательные силы, то есть силы, не подчиняющиеся контролю сознания, пишет Карен Хорни, - Это мука для него – признать, что в нем существуют конфликт или проблема, которые он не может разрешить (то есть справиться с ними) немедленно… Как только можно долго он держится за иллюзию, что может сам устанавливать для себя законы и выполнять их. Собственная беспомощность перед чем-то внутри себя ему ненавистна так же, если не больше, как беспомощность перед внешними обстоятельствами“.

Еще одной из причин такого страха Карен Хорни считает чувство общей неуверенности относительно своих прав, которое нередко испытывает гордец: „внутренний мир, где он чувствует право на что угодно, настолько нереалистичен, что в реальном мире он приходит в замешательство относительно своих прав“. Чувство, что у него нет никаких прав может быть внешним выражением его страданий и средоточием жалоб, поскольку он не уверен в иррациональных требованиях своей гордыни. А требования эти, как отмечает Хорни, „откровенно фантастичны, все они пропитаны ожиданием ЧУДА; требования являются необходимым и неизбежным средством воплощения ИДЕАЛЬНОГО Я в действительность“.

СТРАХ “РАЗОБЛАЧЕНИЯ” И САМООБВИНЕНИЯ

Гордыня, как мы знаем, есть самообман и обман окружающих. Конечно, это, в основном, не ЛОЖЬ намеренная. Человек попросту подменяет свое ПОДЛИННОЕ Я масками и фасадами ИДЕАЛЬНОГО Я. Все, что не соответствует требованиям гордыни, ВЫТЕСНЯЕТСЯ . Но содержания БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО прорываются в сознание, не оставляя человека в покое. Правда о нем самом, как ее ни скрывай, рано или поздно заставит его задуматься о несоответствии его ОЖИДАНИЙ от себя самого реальному положению дел, о расхождении его мнения о том, что он из себя представляет, и его подлинной сущности.

Правда о себе подлинном - это крах иллюзии о собственном всемогуществе. Поэтому г ордец всегда в глубине души опасается того, что его маски будут сорваны, что он не в состоянии будет поддерживать свои фасады в надлежащем качестве. И в результате всем (в том числе и ему самому) станет ясно, что весь его блеск был лишь пусканием пыли в глаза, и всем станет видна его подлинная сущность.

Страх разоблачения совершенно нормален при совершении каких-либо деяний, не принятых с точки зрения окружения или совести. Иррациональный же страх разоблачения возникает при несоответствии реальных (с точки зрения человека) его свойств тем свойствам, которые он старается развивать в себе в угоду своему ИДЕАЛЬНОМУ Я .

Некоторые гордецы, утверждает Карен Хорни, особенно подвержены страху разоблачения. В таком человеке „постоянно живет тайный страх, что он просто мошенник“:

„Даже если он добился успеха или почета честным трудом, он по-прежнему будет считать, что достиг их, введя других в заблуждение. Это делает его чрезвычайно чувствительным к критике и неудачам, даже к одной лишь возможности неудачи или того, что критика вскроет его "мошенничество"…“.

Нередко гордец будет стараться разглядеть в себе изъяны, движимый желанием вовремя их устранить. Однако, будучи склонным к чрезмерному самонаблюдению, такой человек, как отмечает Карен Хорни, „чувствует себя "виноватым" или неполноценным, и в результате его заниженная самооценка еще более занижается“. То есть страх разоблачения толкает человека, считает Хорни, на самокопания и самообвинения:

„Самообвинения в мошенничестве и обмане (страх, который возникает у него в ответ на самообвинения – страх быть уличенным: если бы люди знали его лучше, они бы увидели, какая он дрянь).

Другие самообвинения ударяют не столько по существующим затруднениям, сколько по мотивации что-либо сделать (например, за неискренность намерений, за скрытые намерения).

Самообвинения могут быть сосредоточены на внешних неблагоприятных условиях, неподконтрольных данной личности. Эти внешние факторы не должны быть неподконтрольными. Следовательно, все, что идет не так, бросает на него тень и разоблачает его позорные ограничения.

Человек может обвинять себя за действия или установки, которые при внимательном рассмотрении кажутся безвредными, законными и даже желательными (тот, кто гордится своим аскетизмом, обвинит себя в "обжорстве"; тот, кто гордится смирением, заклеймит уверенность в себе как эгоизм). Самое важное в этом виде самообвинений то, что они часто относятся к борьбе против проявлений ПОДЛИННОГО Я “.

Именно в силу такой склонности к самообвинениям гордецы (то есть люди, пренебрегающие интересами своего ПОДЛИННОГО Я , оказываются, нередко, жертвами МАНИПУЛЯТОРОВ , играющих на разжигании в них ЧУВСТВА ВИНЫ .

Хорни отмечает, что, благодаря механизму ПРОЕКЦИИ , склонность к самокопанию и самообвинения выносятся вовне. При этом человеку кажется, что именно другие люди постоянно пытаются уличить его в обмане. „В результате он уверен, что все окружающие приписывают всем его поступкам нехорошие мотивы, - пишет Хорни, - Это чувство может быть настолько реальным для него, что он негодует на окружающих за НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ “.

Хорни указывает на тщетность самообвинений, на их всего лишь обличающий характер. Гордец, обвиняющий себя в духе ненависти к себе, волей-неволей стремится „обороняться против любых самообвинений препятствует развитию способности к конструктивной самокритике и тем самым снижает вероятность, что мы научимся чему-нибудь на ошибках“.

СТРАХ НЕВОСТРЕБОВАННОСТИ

Гордыня человека нередко „питается“ убеждением в том, что окружающие не могут без него обойтись. Эта востребованность придает ему ощущение силы и влиятельности, поднимая его самооценку и душевное самочувствие. Человек впадает в зависимость от подпитывающего его гордыню ощущения своей востребованности.

Отсюда понятны опасения человека, что он (таким, как он сам себя представляет) окажется невостребованным другими людьми. И его гордыня, страшащаяся краха, подталкивает его на все новые и новые уловки, чтобы сохранить статус кво или даже завоевать еще более прочные позиции в его отношениях с другими людьми.

СТРАХ ОБЕСЦЕНИВАНИЯ

Гордыня, как и здоровое самолюбие, требует высокой оценки человека как со стороны окружающих, так и его САМООЦЕНКИ . Ценимый другими и самим собой, гордец чувствует себя на коне. Он жаждет похвал и делает все для того, чтобы их получать (см. ТЩЕСЛАВИЕ КАК ЛОЖНАЯ САМООЦЕНКА).

Однако где-то в подсознании гордеца всегда сидит опасение, что он, такой замечательный, не будет оценен, как он считает, “по заслугам”, будет недооценен или даже даже обесценен. Это может случиться, если сияющие черты его гордыни окажутся на поверку блеклой подделкой, а через прорехи масок и фасадов станет видна его весьма неприглядная истинная сущность.

Речь может идти о любой черте характера, о любом свойстве, о любой внешней или внутренней „СУБСТАНЦИИ “, которую человек считает своей ЦЕННОСТЬЮ и хочет, чтобы она была высоко оценена и другими. В случае гордыни мы имеем дело с гипертрофированием тех или иных черт и свойств, которые ИДЕАЛЬНОЕ Я человека считает его важнейшим достоянием. По сути, речь идет о личине, которая прикрывает так ненавидимое им его ПОДЛИННОЕ Я . Человек опасается, что спадение с него этой личины и обнажение его подлинной сущости заставят не только окружающих изменить в негативную сторону мнение о нем, но и он сам, перестав себя ценить, станет себя презирать.

Процесс самообесценивания может достигать гигантских размеров, считает Карен Хорни: „Даже люди, имеющие подлинные интеллектуальные достижения, иногда чувствуют, что лучше настаивать на своей глупости, чем открыто признавать свои стремления, потому что им любой ценой надо избежать опасности быть осмеянными; с тихим отчаянием они принимают собственный приговор, отвергая свидетельства и уверения в противоположном“. Человек как бы думает, что лучше самому себя обесценить, упиться самоуничижением, посмеяться над собой – чем пережить то же самое со стороны других людей.

СТРАХ НЕНАВИСТИ СО СТОРОНЫ ДРУГИХ

Если человек ввергнут задетой гордыней в пропасть презрения к себе, то, чтобы оградить себя от мучительных и жестоких самобичеваний, его ненависть к себе выносится вовне: с помощью защитного механизма ПРОЕКЦИИ агрессивные тенденции приписываются другим людям. Таким образом, опасность как бы угрожает человеку со стороны. Это может вызвать подозрительность, приступы тревоги и страха перед окружающими.

СТРАХ ПЕРЕД УСИЛИЯМИ

Некоторым гордецам свойственна убежденность в том, что они могут превосходить всех, не прилагая к этому каких бы то ни было усилий. „Причина глубоко спрятанного страха перед постоянными усилиями состоит в том, что они угрожают разрушить иллюзию неограниченной силы и власти“, - отмечает Карен Хорни. То есть необходимость прилагать усилия является для таких людей чем-то „постыдным“, показывающим и им, и окружающим, что о всемогуществе, которое есть предмет его гордости, нет и речи.

Гордецу может быть свойственно, по словам Хорни; „глубочайшее отвращение к любым усилиям“:

„Бессознательное требование его гордыни таково, что одного только намерения должно быть достаточно для достижения, для устройства на работу, для того, чтобы стать счастливым или преодолеть трудности. Он имеет право получить все это без всяких затрат энергии. Иногда это означает, что реальную работу должны выполнить другие. Если этого не происходит, у него есть причина быть недовольным. Часто случается, что он устает от одной перспективы "лишней" работы“.

Человек снимает с себя тем самым ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за выход из неприятных ситуаций, за улучшение своего положения. "Это другие виноваты в моих бедах – они и должны все исправить. А то что же это будет за исправление, если я сам буду все делать?", - так, по мнению Хорни думает гордец.

СТРАХ ОТВЕРЖЕНИЯ

Одним из внутренних требований гордыни может быть требование быть обожаемым другими людьми. Гордец может считать, что другие обязаны быть ему рады и принимать его всегда с распростертыми объятиями, что ему “положено” расположение со стороны других. Однако сознание (пусть и подавляемое гордыней) говорит человеку, что такие требования и ожидания нереалистичны. В этом - причина тревожных ожиданий отказа.

Столкновение с реальной ситуацией отказа может обернуться вспышками ТРЕВОГИ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ с проявлением соответствующих эмоций и применением характерных для этой тревоги защит.

СТРАХ НЕОДОБРЕНИЯ

Если САМООЦЕНКА человека зависит от внешних оценок и обратной связи со значимыми (а то и даже незначимыми) другими, то следует ожидать значительных колебаний настроения в зависимости от этой внешней оценки – от ВООДУШЕВЛЕНИЯ похвалой (в какой бы форме она не осуществлялась) до ОТЧАЯНИЯ в случае даже справедливой и дружеской критики. Кроме того, на негативную обратную связь гордец склонен реагировать презрением в отношении того, кто его негативно оценивает.

Человек может опасаться неодобрения со стороны других как его самого, так и отдельных его свойств и черт, его поведения, его поступков, а также стиля и методов их осуществления. Этот страх проявляется непереносимостью упреков и критики.

СТРАХ НЕДОСТАТОЧНООЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ МОЩИ

Гордецы ставят свои интеллектуальные способности вообще очень высоко. Они полагают себя умнее и хитрее других людей. При этом они могут считать свою хитрость, находчивость, способность к обману одними из своих самых важных качеств.

Однако на деле и в этой области часто не все так, как гордец себе представляет. Так он может считать себя способным без усилий И глубоких раздумий находить правильное решение. Такая “непреодолимая потребность казаться всемогущим может повредить способности к обучению“, утверждает Карен Хорни. Также вследствие такой веры в свое превосходство и в легкость осуществления интеллектуальных процессов нарушается и способность принимать правильные, взвешенные решения.

Гордецы, как мы знаем, склонны к тому, чтобы игнорировать реалии, неприятные им свойства их ПОДЛИННОГО Я . Это негативно влияет на интеллектуальную деятельность в целом „Общая тенденция затемнять личные вопросы может затемнить и ясность мышления: как люди, ослепившие себя по отношению к своим внутренним конфликтам, они могут не обращать внимания и на другие виды противоречий, - пишет Хорни. Работа интеллекта ставится на службу игнорирования ПРАВДЫ , а, по сути на службу ЛЖИ .

Далее, гордецы, по словам Хорни, "бывают слишком зачарованы славой, которой им надо добиться, чтобы в достаточной мере интересоваться работой, которую они выполняют“. Это касается и качества, и интенсивности интеллектуальной работы, и усилий, которых эта работа требует.

АГРЕССИВНОСТЬ (в отношение себя и других людей), свойственная людям с уязвленной гордостью , также может препятствовать критическому мышлению, затмевая ясность ума.

Одним словом, у гордеца имеется немало оснований быть недовольным своим умом, являющимся нередко предметом его гордости. Вследствие этого гордец может сильно страдать от самоукоров или от тяжких разочарований по поводу неэффективности (неважно, реальной или просто им предполагаемой) своего разума.

Однако вера в превосходство разума остается одной из важнейших внутренних защитников гордеца. Отсюда понятно его стремление постоянно укреплять всеми возможными и невозможными способами свою опору на интеллект, что является одной из важных ЗАЩИТ ОТ ТРЕВОГИ УЯЗВЛЕННОЙ ГОРДОСТИ.

СТРАХ НЕОБХОДИМОСТИ ОТКАЗА ОТ ЖЕЛАНИЙ И ТРЕБОВАНИЙ ГОРДЫНИ

По словам Карен Хорни, гордецу трудно дается „признание ограниченности времени, сил, денег, знание о своих реальных желаниях и умение отказаться от менее важных ради более важных“. Это происходит оттого, что, с одной стороны, такой человек уверен в неограниченности своих возможностей, вплоть до веры в свое всемогущество (МАГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ , в частности, как часть системы МАНИАКАЛьНОЙ ЗАЩИТЫ), с другой, его желания происходят не из его подлинных ПОТРЕБНОСТЕЙ, а являются результатом компульсивных требований его гордыни (НАДО).

Следствием этого является невозможность ранжировать желания по значимости: для него все они одинаково важны, поэтому ни от одного из них он не может ни отказаться, ни поверить в невозможность исполнения того или иного желания (или всех сразу). Это становится причиной глубокой фрустрации человека, которая усугубляется еще и тем, что он в глубине души своей осознает или чувствует, что его всемогущество – лишь фикция, самообман и обман других.

Одним важным следствием этого является, по словам Карен Хорни, „чувство общей неуверенности относительно своих прав“: внутренний мир, где гордец чувствует право на что угодно, настолько нереалистичен, „что в реальном мире он приходит в замешательство относительно своих прав; чувство, что у него нет никаких прав, может быть в таком случае внешним выражением его страданий и может стать сосредоточием его жалоб, в то время как он не уверен в своих иррациональных требованиях“.

Важно отметить, что гордец часто вообще не может различать свои желания И требования своей гордыни, которые толкают его на компульсивные действия, совершаемые им как бы помимо своей ВОЛИ. Человека это требования как бы тащат по жизни.

Всеобъемлющая функция требований гордыни, по мнению Карен Хорни, – „увековечить иллюзии гордеца о себе и переложить ответственность на внешние факторы: он возлагает ответственность за себя на других людей, на обстоятельства, на судьбу:

„Требования гордыни не доказывают его превосходство достижениями или успехом: они обеспечивают ему необходимые доказательства и алиби. И пусть даже он опять и опять видит, что другие не принимают его требований, что закон писан и для него, что он не стоит выше обычных неприятностей и неудач – все это не доказывает отсутствия у него неограниченных возможностей. Это доказывает лишь то, что с ним все еще творится НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ . Но если только он будет защищать свои требования, в один прекрасный день они будут выполнены.

Несправедливо, что у него вообще есть проблемы. Он имеет право хотя бы на жизнь устроенную так, чтобы эти проблемы его ни в коем случае не беспокоили. Он требует: мир должен быть устроен так, чтобы он не сталкивался со своими конфликтами и не был бы вынужден их осознавать“.

СТРАХ ДЕМОНСТРИРОВАТЬ „ПОСТЫДНЫЕ“ ЧУВСТВА

Гордец старается (точнее, ему НАДО) сохранять хорошую мину при любой игре. Поэтому он не должен и виду подавать, что у него случилась неудача или драма, или трагедия. Для этого он не должен дать другим людям увидеть его чувства, показывающие, что он переживает или стыдится. Ведь показать другим, что ему плохо – это значит собственноручно расписаться в несостоятельности потуг собственной гордыни. “Страдание он считает позором, который нужно скрывать“, пишет Карен Хорни.

Гордец, уверенный в своем идеальном совершенстве и абсолютной правоте, может даже при ударах по своей гордыне не выказывать чувства стыда, которого он ужасно стыдится. „Чувство собственной правоты перекрывает путь чувству СТЫДА“, пишет Хорни.

Если человек горд своей неуязвимостью, то эта гордость запрещает ему признавать у себя чувство обиды. Такой гордец, согласно Карен Хорни, находится перед дилеммой: „он до абсурда уязвим, но его гордость не позволяет ему быть уязвимым вообще. Божество может в принципе разгневаться на несовершенства смертных, но он должен быть достаточно велик, чтобы быть выше этого, и достаточно силен, чтобы перешагнуть через это. Это внутреннее состояние во многом отвечает за его раздражительность“.

"Таков порок, присущий нашей природе: вещи невидимые, скрытые и непознанные порождают в нас и большую веру, и сильнейший страх" (Юлий Цезарь)

Страх знаком каждому человеку с раннего детства. Это психическое состояние человека, связанное с мучительными переживаниями и вызывающее действия, направленные на самосохранение. Страхи бывают разные. Сегодня не будем говорить о реальных рациональных страхах. Для них в нашей быстро меняющейся жизни есть множество причин. Поговорим о невротических страхах, иррациональных, которые появляются как сигналы о неизвестной опасности, исходящей от наших собственных инстинктов (влечений), запретов, вины, потери, контроля, утраты, отделения, слияния, неизвестности и много другого.

З. Фрейд говорил, что " бессознательное либидо отвергнутого представления появляется в форме страха". То, что когда-то представляло опасность и превзошло возможности психики человека (ребёнка) справиться, было подавлено, отброшено на периферию, не переработано психикой, не интегрировано в опыт, может возвращаться к человеку в течение его жизни в виде страхов. Лакан говорил, что " то, что было отброшено и не принято внутрь душевного пространства, возвращается извне в форме страха".

Страх - сигнал об опасности реальной или иллюзорной, воображаемой. Страхи часто появляются не на "пустом месте", а после стрессовых ситуаций, потерь, утрат, болезней, потрясений, аффективных состояний.

Обычно в психоаналитической терапии, проводя исследование, клиент находит причины своих иррациональных страхов, обычно в детстве, когда мир представлялся магическим, таинственным, неизвестным и неожиданным.

Повторяющийся навязчивый невротический страх на определённый раздражитель называется фобией. Человек обычно боится какой- то конкретной ситуации или определённого объекта, например, пауков. Однако, это конкретное не является причиной страха, которое лежит в основе этой фобии. При фобии опасность проецируется на символический объект. Например, часто в основе клаустрофобии, фобии грабителей, пауков, военного вторжения, по мнению Розенфельда, лежит страх стать заключённым и преследуемым из-за детской фантазии о нападении и садистическом проникновении в материнское тело.

Иногда невротические страхи, фобии появляются вообще без видимых причин и сопровождаются неприятными соматическим проявлениями, приводя к болезням, несчастным случаям, "роковым" событиям. Бывает, что сам страх вообще не осознаётся, а человек только болеет и всё время чувствует себя плохо.

Для того, чтобы страх оставил человека, необходима внутренняя работа по символизации, по нахождению и осознанию смысла страха и проживанию этого опыта. Ресурсы для освобождения от страха всегда есть в самом человеке.

Хочется описать здесь коротко историю одного невротического страха, фобии рака. Молодая женщина обратилась за помощью по поводу страданий на протяжении двух лет от фобии ракового заболевания. Эта фобия началась через некоторое время после замужества и потери родственника, болевшего онкологическим заболеванием. Брак был счастливым, по любви, но из-за страха всё разладилось. Сексуальная жизнь сошла на нет, поскольку клиентка себя всё время плохо чувствовала. Она оставила работу и всё время отдавала поликлиникам, больницам и бесконечным обследованиям. Сюда же уходила и большая часть заработка мужа. Несмотря на то, что организм клиентки был многократно обследован вдоль и поперёк, всё время возникали новые поводы для очередных обследований.

Клиентка пришла в терапию, так как семейная жизнь " трещала по швам" и дело шло к разводу. В терапевтическом исследовании клиентка обнаружила, что за страхом рака скрывались совершенно другие страхи. Одним из её увлечений была астрология. Она много внимания уделяла предсказаниям и прогнозам по знакам зодиака. Оказалось, что её муж по знаку зодиака был раком. Она боялась рака - своего мужа, вернее сексуальной близости с ним (от чего и защищалась). Далее исследование показало, что она боялась забеременеть, хотя сознательно хотела иметь детей. Она боялась умереть при родах. Оказалось, что когда её мама была беременна ею, то мучилась от страха умереть, так как когда-то сама потеряла свою любимую тётю (умерла при родах).

Всё это скрывалось в семье, и никогда об это никто не вспоминал. Клиентка узнала об этих фактах в процессе терапии. У мамы роды прошли сложно и несколько месяцев она провела в больнице, а за клиенткой ухаживала няня. После возвращения домой чувствовала сильную вину перед ребёнком, что оставила дочь без своей заботы, бросила. И эту вину бессознательно транслировала дочери (вложила в неё). Клиентка говорила, что в течение всей своей жизни, если ей приходится противоречить матери, отказывать, настаивать на своём, делать что-то без материнского одобрения, ей всё время становится плохо. Кажется будто она отказывается от матери, бросает её, отвергает. В результате терапии клиентка обнаружила в себе громадное чувство вины, которое до этого не осознавалось. Отказать матери было подобно смерти, а умереть означало бросить мать. Страх смерти тянул за собой страх забеременеть (есть возможность умереть), далее отказ от сексуальных отношений с мужем и страх мужа, т.е рака. Вот такой оказался запутанный клубок, который клиентка распутывала продолжительное время.