Логопедические тесты для проверки фонематического слуха у учащихся младших классов. Олимпиады по логопедии Аттестационные тесты для учителей логопедов

Преимущества нашего сервиса

На портале «Солнечный Свет»

клиентов

На нашем портале свыше 2 000 тестов , олимпиад и викторин

Довольны порталом и становятся постоянными клиентами

Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз , суммарно участвовало 300 000 человек

1 шаг

Пройдите тестирование по выбранной теме

2 шаг

Результат

Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет

3 шаг

Введите данные для оформления диплома победителя

Более 20-ти шаблонов и образцов

для ваших дипломов и свидетельств


Тесты по логопедии для педагогов

Если вы воспитатель, педагог младших или даже старших классов, вы должны значить некоторые моменты из логопедической сферы. Каждый учитель -логопед, должен правильно поставить речь учащемуся, чтобы тот умел грамотно и четко излагать свои мысли. На протяжении нескольких лет будущий учитель изучает, как можно обучить ребенка правильному произношению слов, как проявить любовь к знаниям и так далее. Наш международный педагогический портал «Солнечный свет» представляет возможность любому педагогу, студенту педагогического университета, и воспитателю пройти тесты для собственного оценивания своих знаний. Узнав о том, что вам не хватает, вы можете подтянуть свои знания, так вы сможете и саморазвиваться, и грамотно обучать, помогать своим ученикам. Логопед - это важный человек в жизни практически каждого ребенка. В начальных классах, каждый учитель должен знать основы логопедии, таким образом, чтобы правильно поставить речь ребенку дать ему правильный багаж слов, с которыми он будет в дальнейшем работать и еще больше развиваться. Тесты для учителей - логопедов, обязательно смогут и помочь будущим учителям, и учителям со стажем, возможно что-нибудь вспомнить, возможно набраться опыта, или же подтянуть свои знания. Мы предлагаем каждого пройти бесплатную олимпиаду по логопедии.

Онлайн олимпиады по логопедии за 2018 год

Учителя с логопедическим образованием могут пройти бесплатный тест, по завершению которого вы сможете получить свой диплом. Для участия в конкурсе, Вам необходимо выбрать тест, ответить на 20 вопросов, узнать результат, после чего, вы можете зайти в личный кабинет, создать диплом и скачать его. Онлайн тесты предусмотрены таким образом, что их можно пройти несколько раз, за которые вы сможете получить несколько дипломов. Полученные дипломы вы можете вложить в свое портфолио и использовать их в дальнейшем, как материалы для аттестации педагога или же просто использовать их, как личные награды. Участие в тестах бесплатное, а вот получение диплома является платным. Вы оплачиваете оргвзнос, который по своей стоимости может доходить до 100 рублей за диплом в электронном варианте. Оплата производится посредством онлайн системы, по завершению теста. То есть после результатов теста вы сможете создать свой диплом, если результат вас конечно же устраивает. Говоря о способах оплаты можно отметить, что оплатить оргвзнос можно посредством: электронных денег, банковской картой, через терминал, и так далее.

Создать диплом на педагогическом портале «Солнечный свет»

В настоящее время создавать дипломы намного проще вам не придется ждать день-два, неделю или месяц, чтобы получить свой сертификат, или свидетельство о пройденной олимпиаде по логопедии. Получить диплом можно после оплаты оргвзноса. После оплаты, вы можете зайти в свой личный кабинет, создать свой персональный диплом, после чего его можно будет скачать на свой компьютер и распечатать его. То есть все очень просто и быстро, а главное недорого и вы сами создаете для себя, свой личный диплом, по вашему вкусу.

Приглашаем всех воспитателей, педагогов и студентов педагогических ВУЗов принять участие в онлайн олимпиадах по логопедии. Олимпиады по логопедии, позволяют всем преподавателям и воспитателям, которые работают с детками и обучают их, проверить свои теоретические знания и умения. Практические задания, которые даются в тестах позволяют выявить уровень знаний учителя, и грамотность работы учителя в работе по формированию качественного словарного запаса у ребенка, который страдает общим недоразвитием речи. Пройти олимпиаду по логопедии может каждый, так как тесты на нашем портале совершенно бесплатны. Чтобы получить оценку своих знаний, пройдите тест прямо сейчас.

татьяна кудинова
Тесты по логопедии с ответами

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Формой контроля степени усвоения слушателями знаний, умений и навыков, сформированных при изучении курса «Организация и содержание работы логопеда в условиях реализации ФГОС» выбран письменный тест . Преимущества данной формы заключаются в ее стандартизированном характере. Тест состоит из 20 тестовых заданий . Для успешного прохождения теста слушатели должны владеть знаниями по основным те-мам курса. При решении тестовых заданий необходимо внимательно прочитать все варианты ответов .

1. Логопедия - это .

а) наука о психофизических особенностях развития детей с психическими и

(или) физическими недостатками, закономерностях их обучения и

воспитания

б) наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и

устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия

изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений

речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.

в) отрасль дефектологии, изучающая проблемы воспитания и обучения

умственно-отсталых людей и вопросы их социальной реабилитации.

2. Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями : (исключить неверный ответ )

а) Они соответствуют возрасту говорящего

б) Связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических

механизмов речи

в) Часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое

развитие ребенка

г) Носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают

3. Под структурой речевого дефекта понимается :

а) совокупность признаков (проявлений) нарушения речевой деятельности

б) сйовокупность (состав) речевых и неречевых симптомов данного

нарушения речи и характер их связе

в) характер отклонений в функционировании процессов и операций,

обусловливающих возникновение и развитие нарушений речевой

деятельности.

4. Педагогический процесс, направленный на коррекцию и

компенсацию нарушений речевой деятельности, на воспитание и

развитие ребенка с речевым нарушением - это.

а) коррекция нарушений речи

б) логопедическое воздействие

в) компенсация

5. Восстановительное обучение - это.

а) двусторонний управляемый процесс, включающий активную

познавательную деятельность детей по усвоению знаний, умений и навыков

и педагогическое руководство этой деятельностью

б) процесс, в котором осуществляются коррекция и компенсация

личностных особенностей лиц с нарушениями речевой деятельности

в) процесс, который направлен на восстановление нарушенных речевых и

неречевых функций

6. Какая ведущая форма деятельности в дошкольном возрасте?

а) предметно-действенная

в) эмоционально-положительное общение со взрослым

7. Брадилалия - это.

а) патологически замедленный темп речи

б) патологически ускоренный темп речи

в) нарушение темно-ритмической организации речи, обусловленное

судорожным состоянием мышц речевого аппарата

8. Нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной

иннервации речевого аппарата - это…

а) ринолалия

б) алалия

в) дислалия

9. Сколько форм речевых нарушений выделяют в логопедии (клинико-

педагогическая классификация?

10. Нарушение процессов формирования произносительной системы

родного языка у детей с различными речевыми расстройствами

вследствие дефектов восприятия и произношения фонем - это.

а) общее недоразвитие речи

б) фонетико-фонематическое недоразвитие речи

в) афазия

11. Кто одним из первых в Европе ввел в научное обращение термин

«дислалия» ?

а) В. Олтушевский

б) Р. Шультесс

в) И. Франк

12. Предметом логопедии как науки является :

а) нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством

речевой деятельности

б) человек (индивидуум, страдающий нарушением речи

в) патологический механизм, обусловливающий возникновение и развитие

нарушений речевой деятельности.

13. Как называется явление, когда звук произносится как

несвойственный фонетической системе родного языка по своему

акустическому эффекту (ненормированного воспроизведения звуков в

силу неправильно сформированных отдельных артикуляторных

а) искажение

б) смешение

в) взаимозамена

14. Р. Е. Левина классифицировала замены и смешения звуков как.

(какие) дефекты, при которых нарушена система языка

а) фонологические

б) фонематические

в) антропофонические

15. Дефект произношения звуков [р] и 1р]называется.

а) параротацизмом

б) ротацизмом

в) сигматизмом

16. Как устаревшее название дислалии?

а) гнусавость

б) слухонемота

в) косноязычие

17. Кто впервые сформулировал принципы анализа речевых

нарушений?

а) Р. Е. Левина

в) М. Е. Хватцев

18. Что не относится к причинам функциональной дислалии?

а) педагогическая запущенность

б) недоразвитие фонематического слуха

в) укороченная уздечка языка

19. Форма дизартрии, при которой нарушается произвольная моторика

артикуляционного аппарата (по проявлению в сфере

звукопроизношения напоминает моторную алалию)

а) бульбарная

б) корковая

в) мозжечковая

20. Недостатки произношения звонких согласных звуков,

выражающиеся в замене звонких согласных парными глухими звуками

называются

а) дефектами озвончения

б) дефектами смягчения

в) дефектами произношения небных звуков

21. Что не входит в основные задачи подготовительного этапа по

формированию правильного звукопроизношения

а) развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического

восприятия

б) устранение недостаточности развития речевой моторики, проведения

подготовительных речевых упражнений для развития подвижности органов

периферического речевого аппарата

в) устранение неправильного звукопроизношения

ответы 1-б , 2-а, 3-б,4-б,5-б, 6-б,7-а. 8-в,9-в, 10-б, 11-в,12-а, 13-а, 14-б, 15-б, 16-в,17-а, 18-в, 19-б,20-а, 21-в

1.Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями как социокультурный, педагогический феномен - это...

Г) объект общей педагогики.

2.С какими предметными областями специальной педагогики наиболее связаны следующие отрасли медицинских знаний: отоларингология, офтальмология (исключите лишнее)

А) сурдопедагогика;

Б) тифлопедагогика;

В) олигофренопедагогика;

Г) логопедия.

3.Закончите предложение, выбрав наиболее точный вариант. "В специальной педагогике применяются..."

А) только специальные методы воспитания и обучения;

Б) как общепедагогические, так и специфические методы обучения и воспитания;

В) только наглядные методы;

Г) только методы словесного обучения.

4.В специальной педагогике, наряду с другими, выделяют следующий принцип организации коррекционно-образовательного процесса:

А) хроногенности;

Б) динамического изучения в сочетании с качественным анализом результатов;

В) коррекционно-компенсирующей направленности;

Г нет правильного ответа.

5.Личность ребенка, имеющего особые образовательные потребности, на которого направлено изучение, воспитание, обучение и коррекционно-педагогическая помощь в специальной педагогике - это

А) предмет специальной педагогики;

Б) объект специальной педагогики;

В) субъект специальной педагогики;

Г) объект общей педагогики.

6.С какой целью в содержание специального образования включены специфические учебные предметы:

А) для формирования представления о необходимом уровне образования;

Б) для преодоления последствий первичных нарушений развития;

В) для организации индивидуального подхода к детям;

Г) специальные предметы не включаются.


7.Процесс и результат предоставления человеку с ограниченными возможностями прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах жизни наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии - это...

А) дифференциация;

Б) интеграция;

В) сегрегация;

Г) адаптация.

8.Теоретические и практические вопросы изучения, обучения, воспитания детей с отклонениями в развитии - это

А) предмет специальной педагогики;

Б) объект специальной педагогики;

В) субъект специальной педагогики;

Г) объект общей педагогики.

9.Задачами специальной педагогики являются:

А) изучение социологических проблем, связанных с интеграцией;

Б) изучение педагогических закономерностей развития личности в условиях ограниченных возможностей;

В) разработка методов психологической диагностики отклонений в развитии;

Г) все ответы верны.

10.К числу недостатков развития, характерных для всех категорий лиц с особыми образовательными потребностями, относятся:

А) замедленное и ограниченное восприятие;

Б) недостаточная по сравнению с обычными детьми познавательная активность;

В) пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире;

Г) все ответы верны.
Ответ: Г

11.Интегрированное обучение означает:

А) совместное обучение детей с отклонениями и без отклонений в едином образовательном пространстве;

Б) обучение в системе учреждений дифференцированного обучения;

В) раздельное обучение в соответствии с диагнозом;

Г) все ответы верны.

12.Какая группа детей с отклонениями в развитии в настоящее время не выделяется в
отдельную категорию:

А) с нарушением зрения;

Б) с умственной отсталостью;

В) с психоэмоциональными нарушениями;

Г) дети с синдромом Дауна.

13.Для преодоления недостатков развития, характерных для всех категорий лиц с особыми
образовательными потребностями:

А) вносятся изменения в содержание общеобразовательных предметов, вводятся пропедевтические разделы;

Б) дети направляются на надомное обучение;

В) уменьшаются сроки обучения в образовательном учреждении;

Г) нет правильного ответа.

14.Укажите видовой порядковый номер школ (интернатов) для детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата

15. Основанием для организации надомного обучения детей-инвалидов является заключение:

А) педагога;

Б) медицинского учреждения;

В) логопеда;

Г) психолога.

16. Укажите наиболее полное определение умственной отсталости:

А) это нарушение познавательных возможностей детей-дошкольников;

Б) это стойкое физическое нарушение;

В) это стойкое нарушение деятельности основных анализаторов;

Г) это стойкое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения головного мозга.

17. Понятие «умственно отсталый ребенок» включает в себя следующие состояния:

А) олигофрения, деменция;

Б) задержка психического развития;

В) педагогическая запущенность;

Г все ответы верны.

18. Сравните понятия "умственно отсталые дети" и " дети- олигофрены"

А) одно является частью другого;

Б) обозначают разные категории;

В) используются в разных областях;

С) тождественны.

19.Согласно международной классификации ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), умственная отсталость включает несколько степеней снижения интеллекта. Укажите их верное количество:

20.В соответствии с наиболее распространенной клинико-педагогической классификацией олигофрении, предложенной М.С.Певзнер, наряду с олигофренией неосложненной формы, олигофренией с нарушением функций анализаторов выделяют:

А олигофрению с преобладанием процессов возбуждения или торможения;

Б олигофрению с психопатоподобным поведением;

В олигофрению с выраженной лобной недостаточностью;

Г все ответы верны.

21.Экспериментальные исследования умственно отсталых детей позволили выделить следующие особенности высшей нервной деятельности: слабость замыкательной функции коры головного мозга, недостаточную дифференцированность условно-рефлекторных связей,.. (укажите недостающие)

А) нарушение взаимодействия первой и второй сигнальных систем;

Б) преобладание охранительного торможения;

В) инертность нервных процессов;

Г все ответы верны.

22.В ходе выполнения задания умственно отсталые дети обычно руководствуются:

А) задачей в целом;

Б) далекой перспективой;

В) близкими мотивами;

С) все ответы верны.

23.Умственно отсталые дошкольники лучше запоминают материал в следующей последовательности: (укажите правильный ряд)

А) реальные предметы - слова, обозначающие предметы - картинки, изображающие предметы;

Б) слова, обозначающие предметы - картинки, изображающие предметы - реальные предметы;

В) картинки, изображающие предметы - реальные предметы - слова, обозначающие предметы;

С) реальные предметы - картинки, изображающие предметы - слова, обозначающие предметы.

24. Экспериментальное изучение самооценки у умственно отсталых детей в целом подчеркивает ее:

А) адекватность;

Б) неадекватность в сторону занижения;

В) неадекватность в сторону завышения;

Г не исследовалась.

25. К «ядерным» признакам умственной отсталости, согласно Л.С.Выготскому следует
отнести:

А отставание в моторном развитии;

Б недоразвитие высших психических функций;

В дефицит любознательности, плохую восприимчивость ко всему новому;

Г нет правильного ответа.

26. Принципами организации занятий с умственно отсталыми дошкольниками являются:
многократная повторяемость программного материала.. (укажите недостающее)

А частая смена видов деятельности;

Б обеспечение переноса усвоенного в новые условия;

В обеспечение игровой формы занятий;

Г все ответы верны.

27.Слабое развитие моторики умственно отсталых дошкольников проявляется:

А) в продуктивных видах деятельности;

Б) в трудовой деятельности;

В) во всех видах деятельности;

С)не отмечается.

28.Среди умственно отсталых детей дошкольного возраста по уровню развития речи можно выделить

А) совсем не говорящих;

Б) с малым запасом слов;

В) с набором «речевых штампов»;

Г) все ответы верны.

29.Перспектива развития детей с умственной отсталостью определятся:

А) глубиной имеющегося недоразвития;

Б) структурой нарушения;

В) своевременностью начатой коррекционной работы;

Г) все ответы верны.

30. Нецензовый характер носит образование, получаемое умственно отсталыми детьми в
специальной коррекционной школе:

31.Основная задача учреждений для детей с диагнозом умственная отсталость в умеренной степени:

А) усвоение знаний, соответствующих программе начальных классов общеобразовательной школы;

Б) усвоение знаний, соответствующих программе начальных классов вспомогательной школы;

В) привитие навыков самообслуживания, воспитание адекватного поведения, формирование

элементарных навыков трудовой деятельности, элементарных учебных навыков;

С) усвоение знаний, соответствующих программе всех классов вспомогательной школы.

32.К субъективным методам обследования слуха относятся (выберите не верный вариант ответа):

А) анализ слуховых вызванных потенциалов;

Б) пороговая тональная аудиометрия;

В) обследование с помощью шепотной н разговорной речи;


Похожая информация.


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Курганский педагогический колледж»

Тест по дисциплине «Основы логопедии с практикумом»

Темы: «Закономерности речевого развития»

«Строение речевого аппарата»

Подготовил: преподаватель

коррекционной и специальной педагогики

Дубровских Елена Николаевна

Курган, 2015

1 вариант

Выберите правильный ответ

    Лепетные сочетания

А) несут смысловую нагрузку

Б) не несут смысловой нагрузки

2. Слоговая структура слова закладывается

А) в фазу лепета

Б) в фазу гуления

В) на этапе формирования фонематического слуха на чужую речь

3. В 1,5 месяца ребенок способен передавать интонацию голоса взрослого

А) нет

Б) да

    К одному году ребенок должен произносить около

А) 4-5 слов

Б) 10-12 слов

В) 20-25 слов

5. Слова, которые ребенок знает, понимает их значение, но в собственной речи не использует, составляют

А) активный словарный запас

Б) пассивный словарный запас

6. Ребенок может регулировать свое поведение по речевой инструкции взрослого

А) в 1 год

Б) в 1,5 года

В) в 3 года

7. В три года фраза у ребенка состоит

А) из 2 слов

Б) из 3 слов

В) из 5 слов

8. Чтобы построить рассказ ребенку 5 лет

А) необходима наглядная опора

Б) нет потребности в наглядной опоре

9. Формирование фонетической стороны речи заканчивается

А) к 4 годам

Б) к 5 годам

В) к 6 годам

10. Периферический речевой аппарат иначе называют

А) регулирующий

Б) исполнительный

11. Центр Вернике является

А) речеслуховой областью

Б) двигательной областью

12. Центр Брока расположен

А) в сомкнутом состоянии

Б) в разомкнутом состоянии

В) в полусомкнутом состоянии

15. Речь образуется

А) в фазе вдоха

Б) в фазе выдоха

2 вариант

Выберите правильный ответ

    Первой фазой доречевого периода является

А) лепет

Б) гуление

2. В возрасте 6 месяцев у ребенка должно присутствовать

А) гуление

Б) лепет

В) фразовая речь

3. Фаза лепета у детей с тяжелыми нарушениями речи

А) появляется вовремя

Б) отсутствует

В) задерживается

А) гуление

Б) лепет

5. Механизм слоговой структуры слова закладывается в фазу

А) гуления

Б) лепета

В) фразовой речи

6. Фразовая речь появляется у ребенка

А) к 2 годам

Б) к 4 годам

В) к 6 годам

7. В возрасте 1-1,5 лет для ребенка важнее

А) интонация

Б) лексическое значение слов

8. Слова, которые ребенок знает, понимает их значение, использует в собственной речи, составляют

А) активный словарный запас

Б) пассивный словарный запас

9. У ребенка в 3 года сформирован фонематический слух

А) только на собственную речь

Б) только на чужую речь

В) оба ответа верные

10. Центральный речевой аппарат иначе называют

А) регулирующий

Б) исполнительный

11. Центр Брока является

А) речеслуховой областью

Б) двигательной областью

12. Центр Вернике расположен

А) в лобной доле коры головного мозга

Б) в теменной доле коры головного мозга

В) в височной доле коры головного мозга

13. Центр Брока относится

А) к центральному речевому аппарату

Б) к периферическому речевому аппарату

14. Во время речи длиннее

А) вдох

Б) выдох

В) вдох и выдох одинаковы, как и вне речи)

15. С помощью чего НЕ осуществляется контроль за речью

А) зрения

Б) слуха

В) кинестетических ощущений

Ключ к тесту:

1 вариант

2 вариант

Список использованных источников:

1. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов Л.С. Волкова [и др.]; под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998.-680с.

2. Правдина, О.В. Логопедия / О.В. Правдина. — М: Просвещение, 1969. — 310с, ил.

3. Филичева, Т.Б. Основы логопедии [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В.Чиркина. — М: Просвещение, 1989. -223с, ил.

Тест №1

1) Зачеркните неверную букву

ш т ш д з в

мы..ка пли..ка но..ка зага..ка ска..ка тра..ка

ж д ж т с ф

2) Зачеркните неверную букву

т ж д д г

кро.. чи.. са.. площа..ь сне..

д ш т т к

(веселые) чиж.., верш..на, ч..жой, ч..йник, щ..риться (на солнце), щ..вель.

б..реза, вет..р, в..робей, гор..д, з..вод, м..шина.

Тест №2

1) Зачеркните неверную букву

з з п ф ш ж

с с б в ж ш

2) Зачеркните неверную букву

д з т б г д

лё.. моро.. сле.. сугро.. дру.. тор.

т с д п к т

3) Впишите по порядку в пустые клетки пропущенные в словах буквы

(длинные) нож.., (мышь) шурш..т, ч..лок, дач.., щ..пальце, чащ..

4) Впишите по порядку в пустые клетки пропущенные в словах буквы

Зык, з..яц, к..пуста, к..рова, м..дведь, с..бака.

Анкета для учителей начальных классов

1. Что вы понимаете под понятием орфографическая грамотность? Что она включает в себя?

2. Какие причины низкой орфографической грамотности вы можете выделить?

3. Насколько актуальна проблема формирования орфографического самоконтроля в начальной школе, по вашему мнению?

4. Как вы оцениваете уровень орфографического самоконтроля ваших учащихся?

5. Какие методы и приемы работы над формированием орфографического самоконтроля вы используете в своей работе?

6. Какие способы для формирования орфографического самоконтроля Вы знаете?

а) работа над ошибками; б) карточки с орфографическими заданиями; в) орфографические задачи; г) тестирование с элементами самоконтроля.

7. Какие из них, на Ваш взгляд, дают наиболее эффективный результат?

8. Какие из них Вы чаще всего используете в своей работе? (Назовите не более 2-х вариантов).

9. По каким причинам Вы редко используете не названные Вами методы самоконтроля?

Тесты для младших школьников с ФФНР

Тест №1

1) Зачеркните неверную букву

ш т ш д з

мы..ка пли..ка но..ка зага..ка ска..ка

ж д ж т с

2) Если в слове Ь знак обозначает мягкость согласного, поставьте в клетке под словом знак «+»; если Ь знак разделительный, то знак « −»

ель деревья вьюга листья осень

3) Впишите по порядку в пустые клетки пропущенные в словах буквы

(веселые) чиж.., верш..на, ч..жой, ч..йник, щ..риться (на солнце), щ..вель

л…сок - з…мля - в…да - тр…ва - гр…бы –

художник(Т,т) юбик
(Т, т) юбик краски

деревня (К,к)узнецы
ловкие (К,к)узнецы

(от) морозить нос
(от) мороза;
спрятаться

7) Впишите по порядку в пустые клетки пропущенные в словах буквы

б..реза, в..робей, з..вод, м..шина, одежда

Текст диктанта для младших школьников с ФФНР

Осенью

Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пестрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.

Муравей и голубка

Муравей спустился к ручью, захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку. Она увидела - муравей тонет и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей по дорожке подполз к охотнику и укусил его за ногу. Охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

Алгоритм для определения ошибкоопасного места

1. Определяю ошибкоопасное место

Следующие шаги выбираются из вариантов А, Б или В

Вариант А

Вариант Б

вариант В

2. Если нашел ошибку, то определяю, можно ли проверить написание по основному закону русского письма (по сильной позиции);

2. Если не нашел слово с ошибкой, то проверяю каждое слово по словарю.

2. Если не могу сам обнаружить ошибку, то обращаюсь к соседу по парте, к консультанту, к учителю и через наводящие вопросы нахожу ошибку, потом перехожу к варианту А или Б.

3. Если сильной позицией нельзя определить написание, тогда нахожу морфему, в пределах которой находится орфограмма.

3. В случае обнаружения ошибки обращаюсь к варианту А.

4. Вспоминаю правило, регламентирующее конкретное написание, и определяю вид орфографической ошибки.

5. Устанавливаю возможную причину ошибки.

6. Устанавливаю способ исправления ошибки.

7. Запоминаю правильное написание, зафиксировав его в таблицу учета результата редактирования.

Какографические упражнения

1. На уровне слова.

Дед лучину щипал, внук котёнка щепал.

Мать поласкала бельё. Машутка полоскала кошку.

Старик поседел на завалинке. От старости дед посидел и сгорбился.

Мать примеряла драчунов. Покупаемую обувь нужно примирять.

Дети, спишите в кино! Дети, спешите это предложение.

Петя запевает лекарство водой. Валя запивает песню.

На балконе дома развивается флаг. Народные промыслы развеваются.

Коля слизал с дерева. Собака слезала ранку на лапе.

Наколите железо докрасна. Накалите дров для печки.

Птица свела гнездо. Девочка свила малыша вниз по лестнице.

Щенок проживал мясо. Семья прожевала в посёлке.

2. На уровне словосочетания.

Уронила солнце

Лучик золотой,

Вырос одуванчик

Первый, молодой.

Царь Салтан дивились чуду.

«Коли жив я только буду,

Чудный остров навещу

И у князя погощу».

Задания с выборочным ответом

Задание 1. Проверьте написание безударных гласных в корне в данных словах. Запишите правильный ответ вместе с проверочными словами. Объясните (устно), почему вы считаете неправильными и другие ответы

Слова

Ответы

вареный маслёнка отпилить

Варенье

маслить

пилить

варит

масло

пилка

сварить намаслить

пила

Задание №2. Выпишите слова с непроверяемыми безударными гласными в корне. Безударные гласные подчеркните. Составьте и запишите с этими словами предложения

Слова

Ответы

барометр доказать иллюстрация капель мизинец спешить тетрадь

барометр иллюстрация мизинец тетрадь

доказать

капель

мизинец спешить барометр

барометр доказать иллюстрация мизинец тетрадь

Задания для проверки усвоения написания е – и в словах с чередующимися гласными в корнях

Для проверки усвоения написания е – и в словах с чередующимися гласными в корнях даются следующие словосочетания:

1. Соб…рать хворост

2. Заб…рать домой

3. Бл…стательная победа

4. Расст…тельная пища

5. Подб…рать цитату

6. разд…рает шкуру

7. Уп…реться ногой

8. Оп…реться на плечо

9. Соб…раться в школу

Зап…рать дверь

Пост…лить постель

Зам…реть от восторга

Бл…стящий лед

Прид…раться к мелочам

Бл…снул вдали

Забл…стела река

Ст…реть написанное

Зад…рать нос

Раст…рать краски

Забл…стеть на солнце

Расст…лить ковер

Выт…реть ноги

Расст…лать листы

Приж…гать рану

Заж…галл свет

Бл…стал на экзамене

Уп…рался в подставку

Если ученик во всех словах верно определил выбор гласных, то при проверке, объединив все правильные ответы, получится код. В данном случае – цифра 5:

Упражнения в правописании слов с безударными гласными

в корне

1) Упражнение-игра «Забей гол».

На доске написаны слова с безударной гласной в два столбика для двух команд. У каждой команды набор мячей (круг с записанной в нем гласной). По сигналу члены команды забивают голы. Выигрывает та команда, которая забьет наибольшее количество голов.

2) Упражнение-игра «Волшебные яблочки».

На доску вывешивается плакат со словами. На двух других плакатах нарисованы яблоки с яблоками (среди яблок 5 из них те, что с буквами, прикреплены к картине кнопками или вставлены в прорези).

Учитель говорит детям: «Это не обычная яблоня, а волшебная. На ней выросли не только обыкновенные яблоки, но и яблоки с буквами а, о, и, е, я. Сорвать яблоко с буквой может только тот, кто правильно подберет для него слово на плакате».

Загадки и пословицы используются те, где есть нужная нам

орфограмм

Звонкие и глухие согласные.

Пословицы и поговорки

1. В зимний холод всякий молод.

2. Кошке игрушки, да мышке слёзки.

3. Каков рыбак, такова и рыбка.

4. Кому пироги да пышки, а кому синяки и шишки.

5. Нос вытащил – хвост увяз, хвост вытащил – нос увяз.

6. Береги нос в сильный мороз.

Загадки

1. Едет воз без колёс, колеи не оставляет. (Лодка.)

2. Шёл долговяз, в землю увяз. (Дождь.)

3. Полосатое ядро, кумачовое нутро,

Хвостик, как у хрюшки, в виде завитушки. (Арбуз.)

4. Не снег, не лёд, а серебром деревья уберёт. (Иней.),

5. Лежит меж грядок зелен да гладок. (Огурец.)

6. Одна подружка пролезла другой в ушко. (Иголка и нитка.)

Загадки с безударной гласной.

1.Меня пьют, меня льют. Вам нужная я. Кто я такая? (Вода)

2.Днем спит, ночью летает, прохожих пугает. (Сова).

3.Летом зеленеет, осенью желтеет. (Трава).

4. Принялась она за дело, завизжала и запела. Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб. (Пила).

5. Русская красавица стоит на поляне,

В зелёной кофточке, в белом сарафане. (Берёза.)

Тесты для младших школьников с ФФНР

Тест №1

1) Зачеркните неверную букву

з з п ф ш ж

ни..ко бли..ко ре..ка морко..ка верху..ка варе..ка

с с б в ж ш

2) Если в слове Ь знак обозначает мягкость согласного, поставьте в клетке под словом знак «+»; если Ь знак разделительный, то знак « −» птичьи апельсин камень хлопья соловьи

3) Впишите по порядку в пустые клетки пропущенные в словах буквы

уж… щ...ка ч…йка ш…на рощ… ч…довище

4) Впишите по порядку в пустые клетки пропущенные в словах буквы, подбери проверочное слово

Сн…жок - б…рега- з…ма - п…левой - з…мляника

5) Если слово пишется с заглавной буквы, поставь знак «+»

байдарка « (В, в)етер»
(В, в)етер с моря

торт «(С, с)казка»
веселая (С, с)казка

6) Рядом с предлогом поставь знак «+»

(от) морозить нос
(от) мороза;
спрятаться

7) Впишите по порядку в пустые клетки пропущенные в словах буквы.

Ф…милия, с…поги, сп…сибо, п…льто, с…бака