Проверка слуха в зависимости от возраста. Три верных способа проверить свой слух

Проверка слуха осуществляется 2 основными группами методов: объективными и субъективными. Объективные методы основаны на возникновении безусловных рефлексов. К субъективным методам относятся акуметрический и аудиометрический методы.

Найди ответ

Мучает какая-то проблема? Введите в форму "Симптом" или "Название болезни" нажмите Enter и вы узнаете все лечении данной проблемы или болезни.

Методы оценки слуха

Объективные методы исследования слуха не требуют непосредственного активного участия пациента и чаще используются в детской практике (у новорожденных детей и детей до 3 лет).

Все новорожденные дети проходят аудиоскрининг — изучение слуха посредством фиксации отоакустической эмиссии.

Объективный тест на сохранность слуха используется:

  • Для диагностики у инвалидов, больных, находящихся в коматозном состоянии;
  • Для решения спорных вопросов экспертизы и реабилитации.

Акуметрический метод включает исследование слуха разговорной и шепотной речью, исследование камертонами. Аудиометрический метод — исследование слуха на аудиометре.В практике врача-оториноларинголога применяются оба этих метода.

Показания к обследованию ушей

Слух в обязательном порядке проверяют на профосмотрах у работников, занятых на шумных производствах. Проверка проводится сначала акуметрическим методом, а затем аудиометрическим.

Слух проверяют в обязательном порядке на водительской комиссии.

В детской практике при отсутствии жалоб слух врач проверяет слух ребенка при оформлении в детский сад и школу. Если пациент (взрослый или ребенок) жалуется на боль в ухе, заложенность, снижение слуха, то врач-оториноларинголог проводит проверку слуха до и после назначения лечения.

Диагностика барабанных перепонок

Представим ситуацию: на прием к лор-врачу обратился человек с жалобами на снижение слуха. Доктор собрал анамнез, выявил жалобы, произвел осмотр.

Если в ухе нет никаких инородных предметов или серных пробок, которые часто становятся причиной снижения слуха, врач приступает к проверке слухового анализатора.

Видео

Акуметрический метод проверки

  1. Проверка разговорной речью. Доктор или медсестра просят пациента стать в определенном месте кабинета, закрыть одно ухо рукой или ватными берушами, отвернуться к стене или закрыть глаза. Зачем отворачиваться или закрывать глаза? Многие, сами того не зная, умеют «читать» по губам.

    Чтобы исследование было достоверным, нужно исключить этот «вспомогательный» маневр. Как пациент готов, врач подходит вплотную и говорит громким и четким голосом цифры или слова. Используются слова и цифры, содержащие как звонкие, и глухие согласные: чашка чая/кошка/мышка и домик/девочка/лягушка.

    У детей чаще используют словосочетания понятные детям, а при исследовании взрослых — цифры. Врач постепенно отступает от пациента, продолжая произносить слова, пока расстояние между врачом и пациентом не составит 6 метров.

    Затем такая же процедура повторяется с другим ухом. 6 метров — минимальное расстояние, на котором здоровое ухо слышит разговорную и шепотную речь.

  2. Проверка шепотной речью. После подготовки пациента (такой же, как и при проверке разговорной речью), врач или медсестра произносят громким четким шепотом словосочетания и цифры, постепенно отдаляясь от проверяемого, пока расстояние между ними не достигнет 6 метров.

    Если у проверяемого человека слух по разговорной речи 6:6 и по шепотной речи 6:6 — он абсолютно здоров по слуху и может быть принят на любую работу, даже в шумном производстве. Если же слух снижен, и как минимум одно ухо слышит на расстоянии меньше 3 метров — такой пациент не может быть допущен к работе в шумном производстве и на высоте.

    При проверке у детей, особенно дошкольников, целесообразно произносить словосочетания, знакомые им: названия животных, имена сказочных героев. Можно не говорить слово, а задать ребенку вопрос, требующий ответа, например: «любишь конфеты?» и т.д. (шуточная проверка).

  3. Камертональные тесты. Проверка камертонами используется обычно не при профилактических осмотрах, а при обращении с жалобами на одно- или двустороннее снижение слуха. Камертон — музыкальный инструмент, выдающий чистый звук определенной частоты.

    В медицине в основном используются камертоны с частотой звучания 128 (С128) и 2048 (С2048) в секунду. Применяются 3 камертональные пробы: Вебера, Ринне, Швабаха.

Аудиометрический метод проверки

Проверка на аппарате проводится с помощью аудиметра. Аппарат генерирует звуковой сигнал разной интенсивности (от 0 до 120 дБ) на разных частотах (от 125 Гц до 8000 кГц).

Сначала проверяется воздушная проводимость, затем костная. Порогом слышимости считается восприятие сигнала интенсивностью 10 дБ на частоте 125 Гц.

Как проводится аудиометрия? Сначала проверяют воздушную проводимость — проверяемому одевают наушники и в каждое ухо по отдельности подается звуковой сигнал одинаковой интенсивности на разных частотах, затем интенсивность увеличивается.

Как только пациент слышит звук, даже самый тихий, он нажимает на кнопку. Сигнал фиксирует оператор аудиометра и переносит на аудиометрический бланк. Воздушная проводимость фиксируется для каждого уха в отдельности.

За тем измеряют костную проводимость — на сосцевидный отросток (за ухом) устанавливают специальный костный микрофон, принцип подачи сигнала такой же, как и при измерении воздушной проводимости. Костная проводимость обычно ниже воздушной, на аудиограмме между ними есть небольшой интервал.

В детской практике иногда используют аудиометры, производящие не просто звуковой сигнал, а определенное для каждой частоты слово, постоянно увеличивая интенсивность звука.

Почему при заболеваниях снижается слух

Снижение слуха при различных заболеваниях может быть обратимым и необратимым. Обратимые изменения чаще связаны с воспалением клеток наружного, среднего или внутреннего уха, воспалением и сужением слуховой трубы.

Необратимые изменения связаны с гибелью клеток рецепторного аппарата или слуховой зоны коры головного мозга.

Причины ухудшения слуха можно разделить на 2 большие группы:

  • Нарушение звукопроведения;
  • Нарушение звуковосприятия.

Нарушение звукопроведения связано с заболеваниями звукопроводящего аппарата:

  • Наружного слухового прохода (наружный отит, серная пробка, инородные тела слухового прохода);
  • Среднего уха (острый и хронический средний отит, экссудативный отит, тубоотит, мирингит);
  • Внутреннего уха (лабиринтит).

При этих заболеваниях слух снижается из-за того, что звук не распространяется должным образом по слуховому проходу, не воспринимается барабанной перепонкой, не усиливается цепью слуховых косточек и т.д. Изменения слуха при нарушении звукопроведения чаще обратимы и проходят после надлежащего лечения.

Нарушение звуковосприятия является более сложной патологией, по разным причинам страдает работа рецепторного аппарата внутреннего уха и/или слуховой зоны коры головного мозга.

Такие изменения бывают вызваны:

  1. Травмой: черепно-мозговая травма, перелом пирамиды височной кости, баротравма;
  2. Инфекционным заболеванием, особенно у детей: грипп, корь, краснуха, клещевой энцефалит;
  3. Приемом ототоксических препаратов: гентамицин, другие аминогликозиды;
  4. Дисметаболическими нарушениями: микроангиопатия при сахарном диабете;
  5. Возрастными изменениями: в результате атеросклеротического поражения сосудов головы и шеи страдает кровоснабжение внутреннего уха и развивается старческая тугоухость.

Снижение слуха при нарушении звуковосприятия иногда бывает излечимо, но требует более длительного и упорного лечения специфическими препаратами:

  • Нейро- и ангиопротекторы;
  • Препараты улучшающие трофику тканей;
  • Блокаторы гистаминовых рецепторов.

Как проверить слух на эффективность лечения

Улучшение слуха как критерий выздоровления можно учитывать при лечении заболеваний звукопроводящего аппарата (отит/мирингит и т.д.).

Курс лечения обычно составляет 7-10-14 дней, редко больше. И в случае выздоровления пациент сам отмечает улучшение слуха.

При поражении звуковоспринимающего аппарата, достоверным критерием эффективности лечения считается улучшение слуха (по результатам акуметрии и аудиометрии) при неоднократном исследовании после 3 месяцев приема назначенных препаратов.

Возможные последствия тугоухости

Заболевание, связанное с нарушением слуха, в медицине называют тугоухостью. Она может отличаться по степени тяжести и причине возникновения. Тугоухость носит временный или постоянный характер. Она может быть излечимой или прогрессирующей. В зависимости от тяжести тугоухости и времени ее возникновения влияние на жизнь больного будет различным.

Наиболее сложно определить тугоухость у ребенка. Чаще она проявляется в том, что нет реакции на громкие звуки. Ребенок не теряет слух полностью, но он не может улавливать часть звукового спектра. Такая ситуация приводит к замедленному развитию речи. Ребенок плохо говорит, имеет небольшой словарный запас, не реагирует на просьбы взрослых.

Если тугоухость не лечить в течение длительного времени, то происходят разрушительные процессы в коре головного мозга. Постепенно область, отвечающая за слух, начинает уменьшаться в размерах и полностью атрофируется. Восстановить работу мозга до первоначального состояния уже невозможно.

В школьном возрасте это приводит проблемам во время обучения. Дети со средней и тяжелой формой тугоухости вынуждены обучаться в школах. Они менее адаптированы к самостоятельной жизни. Легкая форма тугоухости чаще характеризует больных как невнимательных, отвлеченных личностей. Про них часто говорят, что они слышат только то, что хотят. Каждый день для них является повышенным стрессом, приходится прислушиваться к каждому слову, чтобы получить весь объем информации.

Наиболее выраженные последствия носит средняя и тяжелая тугоухость, которые не поддаются лечению или переходят в запущенную форму. При умеренной тяжести заболевания человек старается занимать позицию обороны, он меньше участвует в общественной жизни, начинает постепенно изолироваться. В разговорах больной либо доминирует, либо старается уклониться от него.

Чем тяжелее становится тугоухость, тем сложнее скрыть ее от окружающих. При отсутствии лечения, больной ограничивает социальные контакты, избегает массовых мероприятий. Недоверие и враждебное отношение к окружающему миру приводит к появлению паранойи и изоляции. Иногда проявляется агрессия и злоба по отношению к близким.

В случаях тяжелой тугоухости и отсутствии лечения заболевания, среди последствий выделяют полное разрушение социальной жизни, алкоголизм, наркомания, как попытка убежать от окружающей реальности. В конечном счете, больного ждет переход в «глухой» мир. При обнаружении проблем со слухом необходимо своевременно проводить диагностику и начинать лечение.

Сколько стоит проверка слуха

Диагностика тугоухости может проводиться в городской поликлинике по медицинскому полюсу или в платном центре. В первом случае процедура будет бесплатной, но она может не отвечать требованиям конкретной ситуации.

В платном центре возможно проведение более широкого спектра исследований.

  1. Осмотр ЛОР-врача — это первый этап выявления проблем со слухом. Врач проводит осмотр ушной раковины, исследует барабанную перепонку на предмет повреждений. Осуществляет речевое исследование. Стоимость приема у врача в зависимости от медицинского центра составляет от 1000 до 1500 рублей.
  2. Исследование камертонами. Это обследование необходимо для выявления воздушной и костной проводимости. Для исследования применяется набор камертонов с разной тональностью. Метод относится больше к субъективным, полностью зависит от профессионализма врача. Его стоимость составляет около 500 рублей.
  3. Для выяснения громкости, которую слышит человек, необходимо проводить речевую аудиометрию. Исследование производится в звуконепроницаемой комнате. Все результаты записываются на пленку. Стоимость составляет около 1000 рублей.
  4. В серьезных случаях, когда возможно нарушение работы головного мозга, необходимо проведение МРТ. Стоимость обследования составляет около 2000 рублей.
  5. Электрокохлеография требуется для диагностики активности улитки и слухового нерва. Стоимость составляет от 1200 рублей.

Стоимость платных услуг по диагностике тугоухости будет разной в разных медицинских центрах. Наиболее низкие цены в государственных учреждениях, предоставляющих платные услуги.

Где можно быстро и качественно проверить слух

Самая первая проверка слуха проводится у новорожденного в послеродовом отделении. Если первый тест был успешным, но у родителей возникают сомнения относительно слуха малыша, необходимо обратиться к ЛОР-врачу в городскую поликлинику. Врач проведет осмотр и осуществит необходимые исследования.

Если есть подозрения на наличие серьезных отклонений он может выдать направление в специализированные исследовательские институты. В Москве выделяют 2 центра.

  1. НКЦ оториноларингологии. Располагается на Волоколамском шоссе. Центр оказывается все виды медицинской помощи при ЛОР-заболеваниях. В структуру комплекса входят лаборатории, исследовательские центры, поликлиника. Работают специалисты широкого профиля. В НКЦ можно получить консультацию, провести полное обследование, осуществить хирургическое вмешательство.
  2. НИИ педиатрии. Научный центр Здоровья детей РАМН — это структура широкого профиля. Она включает поликлинику, стационар, научное подразделение. Основная задача НИИ — оказание медицинской помощи по всем основным направлениям.

Все исследования, связанные с тугоухостью, можно провести и в платных диагностических центрах. Таковые есть в каждом городе. Главную роль играет не название клиники, а подготовка и профессионализм врача, который будет проводить процедуру.

Что дает проверка слуха

Проверка слуха может потребоваться в разном возрасте.

Своевременное проведение диагностических исследований дает свои результаты.

  1. В случае острой тугоухости диагностика проводится в условиях стационара. Там же оказывается экстренное комплексное лечение. Чаще это антигистаминные препараты, антибиотики, капли для ушей. Лечение направлено на восстановление слуха, на устранение воспалительного очага.
  2. При частых заболеваниях у детей, особенно если они связаны с разрастанием аденоидов, диагностика необходима, чтобы выявить нарушение слуха. Появление тугоухости является прямым показателем для оперативного вмешательства.
  3. Диагностика тугоухости, вызванной инфекционными заболеваниями, позволяет полностью устранить очаг инфекции, провести адекватное лечение. Своевременная помощь предотвращает прогрессирование заболевания. Слух восстанавливается полностью.
  4. При аномалиях развития органов слуха своевременная диагностика позволяет вовремя принять меры. В отдельных ситуациях возможно хирургическое вмешательство или установка слуховых аппаратов. Такая корректировка позволит ребенку слышать весь спектр звуков, следовательно, его речь и все отделы головного мозга будут развиваться гармонично.

Без диагностики тугоухость будет постепенно прогрессировать, что приведет к непоправимым последствиям в жизни больного.

Эти методы включают анамнез, физикальное обследование, исследование слуха (акуметрия, аудиометрия), дополнительные методы исследования (рентгенография, КТ, МРТ).

Анамнез

Больные, страдающие тугоухостью, обычно предъявляет жалобы на понижение слуха, шум в ушах, реже — на головокружение и головную боль, раздражительность, пониженную разборчивость речи в шумной обстановке и ряд других. Некоторые больные указывают на причину тугоухости (хроническое воспаление среднего уха, установленный диагноз отосклероза, травму черепа в анамнезе, деятельность в условиях производственного шума (механосборочные и кузнечные цехи, авиационная промышленность, работа в оркестре и т.д.). Из сопутствующих заболеваний больные могут указывать на наличие у них артериальной гипертонии, сахарного диабета, остеохондроза шейного отдела позвоночника, гормональной дисфункции и др.

Цель анамнеза сурдологического больного состоит не столько в констатации факта тугоухости, сколько в выявлении ее причины, в установлении сопутствующих заболеваний, усугубляющих нарушение слуха, профессиональных вредностей (шум, вибрация, ионизирующее излучение), приема в прошлом ототоксических препаратов.

При беседе с больным следует оценить характер его речи. Например, громкая и четкая речь свидетельствует о наличии приобретенной двусторонней сенсонев-ральной тугоухости в годы, когда артикуляционная функция речедвигательного аппарата была полностью сформирована. Невнятная речь с артикуляционными дефектами свидетельствует о том, что потеря слуха наступила в раннем детском возрасте, когда основные речевые навыки еще не были сформированы. Тихая внятная речь свидетельствует о кондуктивном типе тугоухости, например при отосклерозе, когда тканевая проводимость не нарушена и полностью обеспечивает слуховой контроль собственной речи. Следует обращать внимание на «поведенческие» признаки тугоухости: стремление больного приблизиться к врачу лучше слышащим ухом, прикладывание к уху ладони в виде рупора, внимательный взгляд, устремленный на губы врача (чтение с губ), и т. д.

Физикальное обследование

Физикальное обследование включает следующие приемы и методы: осмотр, пальпация и перкуссия лицевой и ушно-височной областей, эндоскопия уха, исследование барофункции слуховой трубы и некоторые другие. Проводят эндоскопию носа, глотки и гортани по общепринятой методике.

При внешнем осмотре обращают внимание на анатомические элементы лица и его внешний вид: симметричность мимики, носогубных складок, век. Предлагают больному оскалить зубы, наморщить лоб, сильно зажмурить глаза (контроль функции лицевых нервов). Определяют тактильную и болевую чувствительность по зонам иннервации ветвей тройничного нерва. При осмотре ушной области оценивают симметричность, размеры, конфигурацию, цвет, эластичность, состояние тактильной и болевой чувствительности ее анатомических образований.

Пальпация и перкуссия. С их помощью определяют тургор кожи, локальную и отдаленную болезненность. При жалобах на боли в ухе проводят глубокую пальпацию и перкуссию в области проекции антрума, площадки сосцевидного отростка, чешуи височной кости, области височно-нижнечелюстного сустава и ретромандибулярной ямки в области околоушной слюнной железы. Височно-нижнечелюстной сустав пальпируют при открывании и закрывании рта для выявления щелчков, хруста и других феноменов, свидетельствующих о наличии артрозоартрита этого сустава.

Отоскопия . При осмотре наружного слухового прохода обращают внимание на его ширину и содержимое. Вначале осматривают его без воронки, оттягивая ушную раковину кверху и кзади (у младенцев кзади и книзу) и одновременно отодвигая козелок кпереди. Глубокие отделы слухового прохода и барабанную перепонку осматривают при помощи ушной воронки и лобного рефлектора, при этом отмечают наличие или отсутствие определенных опознавательных признаков ее и патологических изменений (втянутость, гиперемия, перфорация и др.).

Исследование слуховой функции

Наука, предметом изучения которой является слуховая функция, называется аудиологией (от лат. audio — слышу), а клиническое направление, занимающееся лечением тугоухих людей, называется сурдологией (от лат. surditas — глухота).

Метод исследования слуха называется аудиометрией . В этом методе различают понятие акуметрии (от греч. akouo — слушаю), под которым понимают исследование слуха живой речью и камертонами. При аудиометрии используют электронно-акустические приборы (аудиометры). В качестве оценочных критериев служат ответы обследуемого (субъективная реакция): «слышу — не слышу», «понимаю — не понимаю», «громче — тише — равно громко», «выше — ниже» по тональности подаваемого звукового теста и др.

В качестве пороговой величины слухового восприятия принято звуковое давление, равное 2,10:10 000 микробар (мкб), или 0,000204 дины/см 2 , при частоте звука 1000 Гц. Величина, в 10 раз большая, равна 1 белу (Б) или 10 дБ, в 100 раз большая (×10 2) — 2 Б или 20 дБ; в 1000 раз большая (×10 3) — 3 Б или 30 дБ и т. д. Децибел как единица измерения интенсивности звука применяется во всех пороговых и надпороговых аудиометрических тестах, связанных с понятием громкости .

В XX в. для исследования слуха получили распространение камертоны, методика применения которых в отиатрии была разработана Ф. Бецольдом.

Исследование слуха «живой» речью

В качестве тестирующих речевых звуков (слов) используют шепотную, разговорную, громкую и очень громкую речь («крик с трещоткой») при заглушении противоположного уха трещоткой Барани (рис. 1).

Рис. 1.

При исследовании шепотной речью рекомендуют произносить слова шепотом после физиологического выдоха, используя резервный (остаточный) воздух легких. При исследовании разговорной речью применяют обычную речь средней громкости. Критерием оценки слуха при шепотной и разговорной речи является расстояние от исследующего до обследуемого, с которого он уверенно повторяет не менее 8 из 10 предъявляемых ему слов. Громкая и очень громкая речь применяется при тугоухости третьей степени и произносится над ухом пациента.

Исследование слуха с помощью камертонов

При исследования слуха камертонами используют набор разночастотных камертонов (рис. 2).

Рис. 2.

При исследовании слуха камертонами необходимо соблюдать ряд правил. Камертон следует держать за ножку, не касаясь бранш. Не следует касаться браншами ушной раковины и волос. При исследовании костной проводимости ножку камертона устанавливают на темя или лоб по средней линии (при определении феномена литерализации звук а) или на площадку сосцевидного отростка (при определении времени звучания камертона). Не следует ножку камертона прижимать слишком сильно к тканям головы, так как возникающее при этом у обследуемого болевое ощущение отвлекает его от основной задачи исследования; кроме того, это способствует ускоренному затуханию колебаний бранш камертона. Следует иметь в виду, что звуки в 1000 Гц и выше способны огибать голову обследуемого, поэтому при хорошем слухе на неисследуемое ухо может возникать феномен переслушивания по воздуху . Переслушивание может возникать и при исследовании тканевой проводимости; оно возникает в том случае, если в исследуемом ухе имеется перцептивная тугоухость, а противоположное ухо либо слышит нормально, либо в нем имеется кондуктивный тип тугоухости, например серная пробка или рубцовый процесс.

С помощью камертонов проводят ряд специальных аудиометрических тестов для дифференциальной диагностики между перцептивным и кондуктивным видами тугоухости. Результаты всех акуметрических тестов, осуществляемых с помощью живой речи и камертонов, целесообразно фиксировать в виде так называемого слухового паспорта (табл. 1, 2), который объединяет пять аспектов исследования:

1) выявление спонтанного раздражения звукового анализатора по тесту СШ (субъективный шум );

2) определение степени тугоухости в отношении живой речи по тестам ШР (шепотная речь ) и РР (разговорная речь ). При высокой степени тугоухости наличие слуха определяют по тесту «крик с трещоткой»;

3) определение с помощью камертонов чувствительности органа слуха к чистым тонам при воздушном и тканевом проведении звука;

4) выявление определенных корреляционных зависимостей между восприятием низких и высоких тонов при воздушном и костном проведении звука для дифференциальной диагностики форм тугоухости;

5) установление латерализации звука по костной проводимости для установления типа тугоухости на хуже слышащее ухо.

Таблица 1. Слуховой паспорт при нарушении звукопроведения

Тесты

Кр с трещоткой

Заглушение

С к 128 (N-40 c)


Опыт Швабаха

Опыт Вебера


Опыт Ринне

Опыт Бинга

Опыт Желле

Опыт Льюиса — Федеричи

Таблица 2. Слуховой паспорт при нарушении звуковосприятия

Тесты

Кр с трещоткой

Заглушение


С к 128 (N-40 c)

Укорочен

Опыт Швабаха

Опыт Вебера

Опыт Ринне

Опыт Желле

Тест СШ выявляет наличие раздражения периферического нервного аппарата органа слуха или состояние возбуждения слуховых центров. В слуховом паспорте наличие ушного шума отмечается символом «+».

Исследование живой речью . Это исследование проводится в отсутствие постороннего шума. Исследуемое ухо направлено в сторону обследующего, другое ухо плотно закрывают пальцем. Результаты исследования живой речью записываются в слуховом паспорте в метрах кратно числу 0,5: 0; «у рак», что означает — «слух у раковины»; 0,5; 1; 1,5 м и т. д. Результат фиксируют на том расстоянии, с которого обследуемый повторяет 8 из 10 названных слов.

При исследовании слуха камертонами камертон подносят к наружному слуховому проходу плоскостью бранши на расстоянии 0,5-1 см с периодичностью одного раза в 5 с. Запись в паспорте производится с этой же кратностью, т. е. 5 с; 10 с; 15 с и т. д. Факт понижения слуха устанавливают в тех случаях, когда время восприятия звука укорочено на 5% и более относительно паспортной нормы камертона.

Критерии оценки камертональных тестов типового слухового паспорта

  • При воздушном проведении звука:
    • кондуктивная (басовая) тугоухость: снижение продолжительности восприятия камертона С 128 при околонормальном восприятии камертона С 2048 ;
    • перцептивная (дискантовая) тугоухость: околонормальное время восприятия камертона С 128 и снижение продолжительности восприятия камертона с 2048 .
  • При тканевом (костном) проведении звука (применяют только камертон С 128):
    • кондуктивная тугоухость: нормальная или увеличенная продолжительность восприятия звука;
    • перцептивная тугоухость: снижение продолжительности восприятия звука.

Выделяют также смешанный тип тугоухости , при которой происходит укорочение времени восприятия басового (С 128) и дискантового (С 2048) камертонов при воздушном звукопроведении, и басового камертона при тканевом звукопроведении.

Критерии оценки камертональных тестов

Опыт Швабаха (1885). Классический вариант : ножку звучащего камертона прикладывают к темени обследуемого до прекращения восприятия им звука, после чего обследующий немедленно прикладывает ее к своему темени (предполагается, что у обследующего должен быть нормальный слух); если звук не слышен, это свидетельствует о нормальном слухе обследуемого, если звук все еще воспринимается, то у обследуемого костная проводимость «укорочена», что свидетельствует о присутствии перцептивной тугоухости.

Опыт Вебера (1834). Ножку звучащего камертона прикладывают по средней линии ко лбу или темени, обследуемый сообщает о наличии или отсутствии латерализации звука. При нормальном слухе или при симметричном его снижении звук будет ощущаться «посередине» или «в голове» без четкой латерализации. При нарушении звукопроведения звук латерализуется в хуже слышащее ухо, при нарушении звуковосприятия — в лучше слышащее ухо.

Опыт Ринне (1885). При помощи С 128 или С 512 определяют время звучания камертона при воздушном проведении; затем определяют время звучания этого же камертона при тканевом проведении. В норме и при сенсоневральной тугоухости продолжительность восприятия звука при воздушном звукопроведении больше, чем при ткневом звукопроведении. В этом случае говорят, что «опыт Ринне положителен », и в слуховом паспорте этот факт отмечают в соответствующей ячейке знаком «+». В случае, когда время звучания при тканевом звукопроведении больше времени звучания при воздушном проведении, говорят, что «опыт Ринне отрицателен », и в слуховом паспорте проставляют знак «-». Положительный «Ринне» типичен для нормального слуха при нормальных временных показателях для воздушного и костного звукопроведения. Положителен он также и при сенсоневральной тугоухости, но при более низких временных показателях. Отрицательный «Ринне» характерен для нарушения звукопроведения. При отсутствии восприятия звука посредством воздушного звукопроведения говорят о «бесконечно отрицательном Ринне», при отсутствии костной проводимости говорят о «бесконечно положительном Ринне». «Ложный отрицательный Ринне» отмечают при переслушивании через кость другим ухом в том случае, если слух на это ухо нормальный, а в обследуемом ухе имеется выраженная сенсоневральная тугоухость. В этом случае для исследования слуха здоровое ухо заглушают трещоткой Барани.

Опыт Желле (1881). Предназначен для определения наличия или отсутствия подвижности основания стремени и применяется в основном для выявления анкилоза стремени при отосклерозе. Опыт основан на феномене понижения громкости звучащего камертона при костном проведении во время повышения давления в наружном слуховом проходе. Для проведения опыта используют низкочастотный камертон с длительным временем звучания и баллон Политцера с наставленной на его конце резиновой трубкой с оливой. Оливу, подобранную по размеру наружного отверстия слухового прохода, плотно вставляют в наружный слуховой проход, а звучащий камертон рукояткой приставляют к площадке сосцевидного отростка. Если звук становится тише, говорят о «положительном » опыте Желле, если не изменяется, то опыт определяют как «отрицательный ». Соответствующие символы проставляются в слуховой паспорт. Отрицательный опыт Желле наблюдают при диссоциации слуховых косточек в результате травмы, перфорациях барабанной перепонки и облитерации окон ушного лабиринта. Вместо камертона можно использовать костный телефон аудиометра.

Тональная пороговая аудиометрия

Тональная пороговая аудиометрия — стандартный общепринятый метод исследования слуховой чувствительности к «чистым» тонам в диапазоне 125-8000 (10 000) Гц при воздушном проведении звука и в диапазоне 250-4000 Гц при костном проведении звука. Для этой цели применяются специальные генераторы звука, шкалы которых отградуированы в дБ. Современные аудиометры снабжены встроенным компьютером, программное обеспечение которого позволяет протоколировать исследование с отображением на дисплее тональной аудиограммы и ее фиксацией в «твердой копии» на специальном бланке при помощи принтера с указанием протокольных данных. Для правого уха на бланке тональной аудиограммы используется красный цвет, для левого — синий; для кривых воздушной проводимости — сплошная линия, для костной проводимости — пунктирная. При проведении тональной, речевой и других видов аудиометрического исследования пациент должен находиться в звукозаглушенной камере (рис. 3). Каждый аудиометр снабжен дополнительно генератором шумовых узкополосных и широкополосных спектров для проведения исследования с маскировкой неисследуемого уха. Для исследования воздушной проводимости применяют специально отградуированные наушники; для костной проводимости — «костный телефон» или вибратор.

Рис. 3. Аудиометр; на заднем плане — звукозаглушенная мини-камера

Кроме пороговой тональной аудиограммы в современных аудиометрах заложены программы многих других тестов.

При нормальном слухе кривые воздушной и костной проводимости проходят около пороговой линии с отклонением на разных частотах в пределах ±5-10 дБ, если же кривые опускаются ниже этого уровня, это свидетельствует о нарушении слуха. Различают три основных типа изменения тональной пороговой аудиограммы: восходящий, нисходящий и смешанный (рис. 4).

Рис. 4. Основные типы тональных пороговых аудиограмм: I — восходящий при нарушении звукопроведения; II — нисходящий при нарушении звуковосприятия; III — смешанный при нарушении звукопроведения и звуковосприятия; РУ — резерв улитки, указывающий на потенциальную возможность восстановления слуха до уровня костной проводимости при условии устранения причины тугоухости

Надпороговая аудиометрия

Надпороговая аудиометрия включает аудиометрическис пробы, в которых тестовые тональные звуки и речевые сигналы превышают порог чувствительности слуха. С помощью этих проб достигаются следующие цели: выявление феномена ускоренного нарастания громкости и адаптационных резервов органа слуха, определение уровня слухового дискомфорта , степени разборчивости речи и помехоустойчивости , ряд других функций звукового анализатора. Например, при помощи пробы Люшера — Цвиклоцкого определяют дифференциальный порог интенсивности при дифференциальной диагностике между кондуктивным и перцептивным типами тугоухости. Эта проба представлена в виде стандартного теста в любом современном аудиометре.

Речевая аудиометрия

В этом тесте в качестве тестирующих звуков используются отдельные специально подобранные слова, содержащие низкие и высокие частотные форманты. Результат оценивают по количеству правильно понятых и повторенных слов в процентном отношении к общему числу предъявленных слов. На рис. 5 приведены примеры речевых аудиограмм для различных типов тугоухости.

Рис. 5. Речевые аудиограммы при различных типах тугоухости: 1 — кривая при кондуктивной тугоухости; 2 — кривая при кохлеарной форме тугоухости; 3 — кривая при смешанной форме тугоухости; 4 — кривая при центральном типе тугоухости; а, б — различные позиции кривой разборчивости речи при кондуктивном типе тугоухости; в, г — отклонения кривых книзу при снижении УСД (при наличии ФУНГ)

Исследование пространственного слуха

Исследование функции пространственного слуха (ототопики) направлено на разработку методов топической диагностики уровней поражения звукового анализатора.

Исследование проводится в звукоизолированном помещении, оборудованном специальной акустической установкой, состоящей из генератора звука и расположенных перед испытуемым в вертикальной и горизонтальной плоскостях громкоговорителей.

Задача обследуемого заключается в определении локализации источника звука. Результаты оценивают по проценту правильных ответов. При сенсоневральной тугоухости точность определения локализации источника звука снижается на стороне хуже слышащего уха. Локализация звука по вертикали у этих больных изменяется в зависимости от потери слуха на высокие тоны. При отосклерозе полностью исключается возможность локализовать звук в вертикальной плоскости независимо от спектра частот тестирующего звука, в то время как локализация по горизонтали изменяется лишь в зависимости от асимметрии слуховой функции. При болезни Меньера отмечается постоянное нарушение ототопики во всех плоскостях.

Методы объективного исследования слуха

В основном эти методы применяются в отношении малолетних детей, лиц, проходящих экспертизу на наличие слуховой функции, и больных с ущербной психикой. Методы основаны на оценке слуховых рефлексов и вызванных слуховых потенциалов.

Слуховые рефлексы

В их основе лежат рефлекторные связи органа слуха с сенсомоторной сферой.

Ауропальпебральный рефлекс Прейера (Н. Рreyer, 1882) — непроизвольное мигание, возникающее при резком внезапном звуке. В 1905 г. В. М. Бехтерев предложил использовать этот рефлекс с целью выявления симуляции глухоты. Различные модификации этого рефлекса использовались в клинике Н. П. Симановского. В настоящее время этот рефлекс применяется для исключения глухоты у грудных детей.

Ауроларингеальный рефлекс (J. Mick, 1917). Сущность этого рефлекса заключается в том, что под влиянием неожиданного резкого звука возникает рефлекторное смыкание голосовых складок с последующим их разведением и глубоким вдохом. Этот рефлекс в экспертной пробе весьма надежен, поскольку он относится к безусловным, не зависящим от воли испытуемого, реакциям.

Ауропупиллярный рефлекс (G. Holmgren, 1876) заключается в рефлекторном расширении, а затем в сужении зрачков под влиянием внезапного сильного звука.

Рефлекс Фрешельса (Froeschels). Заключается в том, что при резком звуке возникает непроизвольное отклонение взора в сторону источника звука.

Рефлекс Цемаха (Cemach). При внезапном громком звуке возникает наклон головы и туловища (реакция отстранения) в сторону, противоположную той, с которой раздался резкий сильный звук.

Звуковые двигательные рефлексы мышц барабанной полости . Эти безусловные рефлексы, возникающие в ответ на надпороговую звуковую стимуляцию, получили широкое распространение в современных аудиологии и сурдологии.

Слуховые вызванные потенциалы

Метод основан на феномене генерации в нейронах слуховых зон коры головного мозга биоэлектрических вызванных потенциалов , возникающих при озвучивании рецепторных клеток спирального органа улитки, и регистрации этих потенциалов при помощи их суммации и компьютерной обработки; отсюда и другое название метода — компьютерная аудиометрия . В аудиологии используют слуховые вызванные потенциалы для топической диагностики центральных нарушений звукового анализатора (рис. 6).

Рис. 6. Схематическое изображение усредненных вызванных слуховых биопотенциалов

Методы исследования слуховой трубы

Исследование слуховой трубы является одним из основных методов диагностики заболеваний как этого органа, так и среднего уха и их дифференциальной диагностики.

Скопические методы

При отоскопии нарушения функций слуховой трубы проявляются: а) втянутостью расслабленной и натянутой частей барабанной перепонки; б) увеличением глубины конуса барабанной перепонки, из-за чего короткий отросток молоточка выпячивается наружу (симптом «указательного пальца»), световой рефлекс резко укорочен или вовсе отсутствует.

При эпифарингоскопии (задней риноскопии) оценивают состояние носоглоточных устьев слуховых труб (гиперемия, сенехии, повреждения и др.), состояние трубных миндалин и аденоидной ткани, хоан, сошника, ретроспективу носовых ходов.

Пневмоотоскопия

Методика проводится с помощью воронки Siegle (1864), снабженной резиновым баллончиком для воздействия на барабанную перепонку воздушной струей (рис. 7).

Рис. 7. Воронка Зигле с пневматической приставкой

При нормальной вентиляционной функции слуховой трубы импульсное повышение давления в наружном слуховом проходе вызывает колебания барабанной перепонки. При нарушении вентиляционной функции слуховой трубы или при адгезивном процессе подвижность перепонки отсутствует.

Сальпингоскопия

Для осмотра носоглоточного устья слуховой трубы применяются современные оптические эндоскопы.

В настоящее время для осмотра слуховой трубы применяются тончайшие фиброскопы с управляемой оптикой на дистальном конце, которые могут проникать через слуховую трубу в барабанную полость для проведения туботимпанальной микрофиброэндоскопии .

Продувание слуховой трубы . Этот способ применяется как с диагностической, так и с лечебной целью. Для него используют специальный резиновый баллон, соединенный посредством резиновой трубки с носовой оливой, которую вставляют в ноздрю и плотно зажимают вместе с другой ноздрей. Обследуемый делает глоток воды, во время которого полость носоглотки перекрывается мягким небом, а глоточное отверстие слуховой трубы раскрывается. В этот момент баллон сдавливают, в полости носа и носоглотке повышается давление воздуха, который при нормальном функционировании слуховой трубы поступает в среднее ухо. Вместо глотка воды можно произносить звуки, при артикуляции которых происходит перекрытие носоглотки мягким небом, например «также-также», «ку-ку», «пароход» и др. При поступлении воздуха в барабанную полость в наружном слуховом проходе можно услышать своеобразный шум. При выслушивании этого шума применяется отоскоп Лютце , представляющий собой резиновую трубку, на концах которой находятся две ушные оливы. Одну из них вставляют в наружный слуховой проход обследующего, другую — в наружный слуховой проход обследуемого. Выслушивание осуществляется во время глотка при зажатом носе (проба Тойнби ).

Более эффективным способом определения проходимости слуховой трубы является проба Вальсальвы , которая заключается в попытке усиленного выдоха при плотно зажатом носе и губах. При этой пробе в случае проходимости слуховой трубы у обследуемого возникает ощущение распирания в ушах, а обследующий выслушивает при помощи отоскопа характерный дующий или хлопающий звук. Ниже приведен список наиболее известных проб.

До наших дней дошли принципы оценки проходимости слуховой трубы по степеням. А. А. Пухальский (1939) предложил классифицировать состояние вентиляционной функции слуховых труб по четырем степеням:

  • I степень — шум выслушивается при простом глотке;
  • II степень — шум выслушивается при пробе Тойнби;
  • III степень — шум выслушивается при пробе Вальсальвы;
  • IV степень — шум не выслушивается ни при одной из перечисленных проб. Полную непроходимость оценивают по отсутствию шума при проведении пробы Политцера с глотком воды. При невозможности определения проходимости слуховой трубы приведенными способами прибегают к ее катетеризации.

Катетеризация слуховых труб

Для проведения катетеризации слуховой трубы необходимы следующие инструменты (рис. 8): баллон Политцера (7) для продувания слуховой трубы; отоскоп Лютце (2) для выслушивания ушного шума, возникающего при прохождении воздуха через слуховую трубу, и ушной катетер (канюля Гартмана) для прямого продувания слуховой трубы способом ее катетеризации.

Рис. 8. Набор инструментов для катетеризации слуховой трубы: 1 — резиновый баллон; 2 — отоскоп — резиновая трубка для выслушивания шума; 3 — катетер для прямого зондирования слуховой трубы

Техника катетеризации слуховой трубы

Катетер вводят по общему носовому ходу клювом вниз до соприкосновения с задней стенкой носоглотки, поворачивают его на 90° в сторону противоположного уха и подтягивают до соприкосновения с сошником. Затем поворачивают катетер клювом книзу на 180° в сторону исследуемой слуховой трубы так, чтобы клюв был обращен к боковой стенке носоглотки. После этого клюв поворачивают кверху еще на 30-40°, чтобы колечко, находящееся у воронки катетера, оказалось направленным в сторону наружного угла глазницы. Завершающий этап заключается в поиске глоточного отверстия слуховой трубы, во время которого могут быть определены валики этого отверстия (задний и передний). Попадание в отверстие характеризуется ощущением «захвата» конца катетера. Далее вставляют конический конец баллона в раструб катетера и легкими движениями нагнетают в него воздух. При проходимости слуховой трубы прослушивается дующий шум, а при отоскопии после продувания обнаруживается инъецированность сосудов барабанной перепонки.

Ушная манометрия основана на регистрации повышения давления в наружном слуховом проходе, возникающем при повышении давления в носоглотке и наличии проходимости слуховой трубы.

В настоящее время исследование функции слуховой трубы проводят при помощи фонобарометрии и электротубометрии .

Фонобарометрия позволяет косвенным путем устанавливать величину давления воздуха в барабанной полости и контролировать состояние вентиляционной функции слуховой трубы.

Импедансная аудиометрия (англ. impedance , от лат. impedio — препятствую, оказываю сопротивление). Под акустическим импедансом понимают комплексное сопротивление, которое испытывают звуковые волны, проходящие через определенные акустические системы и приводящие эти системы в вынужденные колебания. В аудиологии исследование акустической импедансометрии направлено на определение качественных и количественных характеристик звукопроводящей системы среднего уха.

Современная импедансометрия включает измерение абсолютной величины входного импеданса, т. е. акустического сопротивления звукопроводящей системы; регистрацию изменений входного импеданса под влиянием сокращения мышц барабанной полости и ряд других показателей.

Акустическая рефлексометрия позволяет оценить рефлекторную деятельность мышц барабанной полости и диагностировать нарушения слуховой функции на уровне первого нейрона. Основными диагностическими критериями являются: а) величина порога стимулирующего звука в дБ; б) длительность латентного периода акустического рефлекса, отражающая функциональное состояние первого нейрона, от начала звукового стимула до рефлекторного сокращения ипси- или контралатеральной стременной мышцы; в) характер изменений акустического рефлекса в зависимости от величины надпорогового звукового стимула. Указанные критерии выявляют при измерении параметров акустического импеданса звукопроводящей системы.

Оториноларингология. В.И. Бабияк, М.И. Говорун, Я.А. Накатис, А.Н. Пащинин

Аудиометрия – это медицинский метод, для определения уровня слуха. При выполнении подобного тестирования проводится оценка степени чувствительности слухового анализатора по отношению к звукам разной частоты и интенсивности. В больнице проверка слуха проводится с применением специальной аппаратуры. Преимущества акуметрии в том, что она позволяет дозировать разные звуковые сигналы. За счёт чего удаётся определить пороговую восприимчивость для звуков различных частот. В больничных условиях проверку осуществляют в звукоизолированных помещениях. По результатам такого обследования можно выявить не только ухудшение слышимости, но и тип тугоухости. Но для проверки слуха не обязательно обращаться в больницу, проверить его возможно и самостоятельно.

Особенности проверки

При проверке слуха врачом в условиях медицинского учреждения определяется не только понижение слышимости, но и выявляется патологический процесс, который протекает в звуковом анализаторе. При помощи аудиометра отоларинголог или сурдолог исследуют уровень проводимости воздушных и костных звуков . Специалисты разделяют несколько разновидностей аудиометрии:

  1. Речевая. Данный метод считается самым простым и доступным. При этом методе проверки слуха врач определяет уровень распознавания речи. Проверяя слышимость, врач проговаривает слова голосом разной громкости, а пациент должен их повторить.
  2. Тональная. Этот метод акустического обследования помогает выявить, насколько хорошо человек слышит звуки разной частоты и интенсивности.
  3. Компьютерная. Такая проверка слуха считается наиболее точной. Она помогает определить восприимчивость звукопроводящей и звуковоспринимающей систем.

Речевую и тональную аудиометрию относят к субъективным методикам проверки уровня слуха. В период проведения теста специалист берёт во внимание только показания обследуемого человека, который говорит, какие звуки он слышит, а какие нет.

При компьютерной проверке слуха к человеку подключаются разные чувствительные электроды, которые фиксируют активность в определённых участках мозга, если слуховой анализатор реагирует на сигналы, которые поступают внешнего источника.

Первыми симптомами ухудшения слышимости являются частая усталость после общения, неспособность нормально слышать собеседника и разговор на высоких тонах. Насторожить должен высокий звук на телевизоре, телефоне или будильнике.

Речевая аудиометрия

Проверить слух в домашних условиях возможно с помощью речевой аудиометрии. Подобный метод исследования не требует использования специальной аппаратуры и приспособлений. Для проверки слуха необходимо просто слышать человеческую речь. Но нужно понимать, что результаты такого тестирования зависят не лишь от состояния органов слуха, но и от словарного запаса обследуемого человека.

Для объективной проверки уровня слышимости аудиометрист должен говорить не просто слова, а целые фразы, которые состоят из простых и понятных всем слов. Провести такой тест несложно, главное выбрать помещение, в котором почти не слышен посторонний шум. Обследуемого человека располагают на стуле, посередине комнаты.

  • Отходит на два метра от обследуемого человека и произносит шёпотом фразу, состоящую из 8-9 простых слов.
  • Отходит от испытуемого приблизительно на 5 метров и негромко произносит отдельные словосочетания.
  • С расстояния около 20 метров громко проговаривает фразу, состоящую из несложных слов.

При такой проверке обследуемый должен чётко повторять, то, что услышал. Такое тестирование позволяет определить нарушение слуха.

При проведении речевой аудиометрии человек, проводящий обследование должен интересоваться у испытуемого, насколько хорошо он слышит фразы и словосочетания, произнесённые на разном расстоянии.

Определение результатов обследования

Если патологий нет, то человек хорошо слышит речь, произнесённую шёпотом, тиканье часов и любые звуки, которые находятся в диапазоне до 25 дБ. При хорошей слышимости звуков в этом диапазоне можно с уверенностью сказать, что слух нормальный. При определении результатов учитывают также такие моменты:

  • Если человек не может полностью разобрать речь, произнесённую шёпотом, с расстояния двух метров, то можно заподозрить тугоухость 1 степени .
  • При неспособности разобрать негромко сказанные фразы с расстояния 6 метров можно говорить о тугоухости 2 степени.
  • Если обследуемый человек плохо слышит совсем громкую речь, которую произносят с расстояния 20 метров, то можно говорить о тугоухости 2-3 стадии.

Если при домашней проверке слуха были выявлены какие-то нарушения, требуется обратиться к отоларингологу, который проведёт дополнительное обследование и назначит лечение.

Слуховая аудиометрия чаще всего применяется не для точного определения остроты слуха, а для правильной настройки слухового аппарата.

Как самому проверить слух

Слух вполне можно проверить и самостоятельно, без привлечения других людей. Для самостоятельной проверки работы слухового аппарата разработан специальный тест, в котором нужно чётко отвечать на поставленные вопросы. Перечень вопросов такой:

  • Хорошо ли прослушивается тиканье настенных часов и фразы, произнесённые шёпотом?
  • Если ли проблемы с нормальным восприятием речи, при разговоре по телефону?
  • Часто ли бывает необходимость переспрашивать, что сказал собеседник?
  • Кто-то замечал, что телевизор в доме работает слишком громко?
  • Хорошо ли слышно пение птиц за окошком?
  • Хорошо ли разбирается тихая речь с расстояния двух метров?
  • Хорошо ли воспринимается речь собеседников?

Если большая часть ответов свидетельствуют о том, что острота слуха нарушена, необходимо обратиться за консультацией к специалисту.

Проводить аудиометрическое исследование при простудных заболеваниях нельзя . В это время происходит сильное воспаление носоглотки, что приводит к ухудшению проходимости евстахиевой трубки, поэтому при респираторных заболеваниях происходит естественное снижение слышимости звуков.

Для достоверности полученных результатов проводить тестирование можно только при хорошем самочувствии.

Приложения для проверки

Для проверки остроты слуха может использоваться аудиометрия онлайн. Это специальные приложения, которые работают на разных платформах операционных систем. Чтобы узнать, насколько хорошо органы воспринимают звуки, следует пройти специальные тесты, разработанные ведущими специалистами.

Самыми распространёнными программами для проверки остроты слуха являются:

  • Hörtest.
  • Mimi Hearing Test.
  • uHear.

Если смартфона нет, то проверить слух аудиограммой онлайн можно при помощи компьютера, но для этого нужно приготовить наушники. По результатам подобного тестирования можно с уверенностью сказать, хорошо слышит человек или нет.

Проверять слышимость звуков при помощи компьютерных программ следует в абсолютной тишине, иначе результаты обследования не будут точными.

Проверка у маленьких деток

Проверить слух у новорождённых деток очень сложно без привлечения специалиста. В этом возрасте ребёночек ещё не может говорить, поэтому патологии ушей очень легко пропустить.

Проверить уровень слуха у новорождённого ребёнка дома непросто, но при любых подозрительных моментах родители должны сообщать педиатру.

До месяца определить, как ребёнок реагирует на звуки почти невозможно. Реагировать на разные звуки малыши начинают только с месячного возраста. Родители должны внимательно следить за развитием крохи. Из игрушек нужно обязательно купить музыкальную карусель, погремушки и различные пищалки.

При проверке слуха у грудничка используются такие методики:

  • Берут баночку из-под детского пюре и наполняют любой крупой. Поочерёдно трусят баночкой около ушей малыша и наблюдают за реакцией.
  • В зоне недосягаемости взгляда ребёнка нужно издать громкий звук. Если кроха отреагировал, значит, со слухом абсолютный порядок. Здесь важно не переусердствовать, так как малыш может испугаться громкого звука и расплакаться.
  • Рядом с ушком малыша можно тихонечко напеть мелодию или позвенеть колокольчиком. Если он реагирует на все звуки, значит, повода для беспокойства нет.

К возрасту трёх месяцев ребёнок уже распознаёт голос мамы и бурно реагирует на него. Начиная с полугода, ребёнок пытается сам воспроизводить звуки.

Если ухудшение слуха налицо, то нужно обратиться к врачу. Специалист определит причину такой патологии и назначит комплексное лечение. Стоит учитывать, что при рано начатой терапии слух удаётся восстановить частично или даже полностью.

Когда вы хотите выбрать наушники, вы изучаете их технические характеристики, где в числе прочих есть значение о . Это значение важно, т.к. оно отображает техническую возможность наушников воспроизвести частоты, которые человек может слышать.

Если слух человека не повреждён, то он может различить звук на частотах от 20 Гц до 20000 Гц. Однако, это в идеале, в реальной жизни наш диапазон будет иным, и что более печально, он будет уже, чем классические 20 Гц – 20000 Гц.

Что слышит человек и от чего зависит здоровье слуха?

Чем старше мы становимся, тем хуже становится наш слух. Как и всё в нашем теле слух с возрастом начинает хуже выполнять свои задачи.

Те, кому уже около 30 лет, почти не могут различить звук на частоте 20000 Гц, он его просто не слышит, т.к. слух начал деградировать. Это не болезнь и не то, о чём стоит серьёзно беспокоится, так устроен наш орган слуха – он не восстанавливается и только ухудшается со временем.

К 40 годам вы уже, скорее всего, не будете различать звук на частоте 18000 Гц или даже 17000 Гц, а к 50 годам хорошим результатом считается услышать звук на частоте 15000 Гц.

Конечно, слух каждого человека уникальный, кто-то и в 50 лет может слышать звук с частотой 17000 Гц, а кто-то даже 12000 Гц услышать не может.

Как я уже говорил выше, слух не восстанавливается. Конструкция органа такова, что за раздражение нервных окончаний отвечают специальные волоски, которые приходят в движение от воздействия звука, т.е. воздуха. С возрастом часть волосков отмирает, часть безвозвратно повреждаются прослушиванием громких звуков.

Да, да, слух можно повредить просто часто ходя на концерты, или работая строителем с тяжёлым оборудованием, вроде отбойного молотка без защитных наушников.

Каждый день мы подвергаем наш слух серьёзным испытаниям, и каждый день он от этого ухудшается. Даже поездка в метро без наушников с активным шумоподавлением каждый раз чуть-чуть ухудшает наши возможности по восприятию звука и это необратимо.

Поэтому о здоровье нужно думать с юного возраста, не ожидая заметной деградации возможности слышать, потому что обратного пути нет.

Онлайн тестирование слуха

Ну, хватит теории, давайте проверим как хорошо вы слышите разные звуковые частоты.

Для простоты и наглядности будет всего 4 частоты, которые покажут ваши текущие возможности.

Дело в том, что деградация слуха происходит с краёв слышимого диапазона, при условии, что не было травмы барабанной перепонки или болезни внутреннего уха.

Таким образом, понятно, что если изменения слуха начались, то вы начнёте хуже слышать на границе возможного, т.е. на частоте 20 Гц или 20000 Гц. И чем уже будет диапазон, тем сильнее пострадал ваш слух.

Если вы слышите звук на частоте 20 Гц , то с восприятием нижнего порога у вас всё в порядке и это здорово. Значит, ваш слух в более-менее хорошем состоянии, но не радуйтесь раньше времени, давайте послушаем следующие звуки.

Звук на частоте 250 Гц является очень важным для нашей жизни. Очень много звуков окружающего мира, людей и животных звучат примерно на этой частоте, поэтому если вы её слышите, значит вы можете жить полноценной нормальной жизнью. А вот если вы её не слышите, это повод немедленно обратиться к врачу, даже очень старые люди, у которых не было травм слуха, хорошо слышат этот звук.

Звук на частоте 2 кГц тут лишь для общей картины, его должны слышать абсолютно все люди, у кого не было травм органов слуха или их серьёзной болезни. Эта одна из самых нагруженных частот, т.к. большая часть инструментов звучат на этой частоте. Также довольно много высоких женских голосов используют эту частоту и потому он крайне важна для жизни человека.

Это тестовый кусочек, который воспроизводит звук с частотой 16 кГц . По статистике, далеко не каждый человек, который дожил до 30 лет, может слышать этот звук. Поэтому если вы его слышите плохо и вам больше 30 лет, то нет большой причины для расстройства. Конечно, жаль, что ваш слух стал ухудшаться, но вы пока не находитесь за рамками нормы и особой причины для волнения нет. Хотя, конечно, сходить к врачу и проверить слух на профессиональном оборудовании будет не лишним.

Скажу лишь, что мне сейчас 34 года и звук на частоте 16 кГц я слышу ясно и отчётливо. Наверное, мне стоит похвалить самого себя, что я слышу чуть больше, чем мои сверстники.

Это тестовая запись звука с частотой 20 кГц . По статистике не все люди, которые старше 20 лет могут его слышать даже в том случае, если у них никогда не было никаких травм или заболеваний органов слуха.

Если вы старше 20 лет и ничего не услышали – не расстраивайтесь, это, к сожалению, нормально.

Лично я уже не слышу эту частоту, но мне уже 34 года и это абсолютно нормально для моего возраста, хоть и, конечно, немного печально.

Почему тестирование слуха важно для каждого человека

Конечно, наше онлайн тестирование слуха довольно беглое, к тому же, оно проведено на вашем личном оборудовании, которое может дать искажения и нарушить чистоту эксперимента.

Однако, даже такое тестирование может заставить вас задуматься о здоровье слуха. Ведь если вы ещё молоды, но уже плохо слышите частоту 16 кГц, то, вероятно, вам нужно обратиться к врачу для более серьёзного подхода к этой проблеме.

К тому же, этот экспресс-тест показывает, что для людей старше 30 лет нет большого смысла переживать за то, что он не слушает или за то, что его основными наушниками являются Bluetooth наушники.

Дело в том, что кодеки для беспроводной передачи музыки из музыки, чтобы сэкономить пропускную способность Bluetooth канала, увеличив тем самым стабильность передачи данных. И если вы молоды и слушаете записи , тогда вам стоит думать о том, чтобы использовать качественные проводные наушники. Но если вам уже 40 лет или больше, тогда качества передачи музыки по Bluetooth вам хватит с запасом, т.к. те частоты, которые искусственно обрезаются при кодировании, вы всё равно, скорее всего, уже не слышите и разницы в качестве звучания не почувствуете.

Как видите, нет худа без добра. Да, все мы становимся старше с каждым годом, и слух наш увядает, зато теперь мы можем без зазрения совести слушать удобные и не переживать по поводу качества передачи музыки, онлайн-тестирование слуха наглядно нам показало, что это уже не имеет большого значения.