Состояние зрительной адаптации при котором нарушена способность. Механизмы световой и темновой адаптации

Зрительный анализатор обладает способностью воспринимать свет и оценивать степень его яркости. Ее называют светоощущением. Такая функция органа зрения является очень ранней и основной. Как известно, другие функции глаза так или иначе базируются на ней. Глаза животных способны ощущать только свет, он воспринимается светочувствительными клетками. В прошлом столетии ученые установили, что ночных животных состоит преимущественно из палочек, а дневных - из колбочек. Это позволило им сделать заключение о двойственности нашего зрения, то есть о том, что - это инструмент ночного или сумеречного зрения, а - дневного.

Световое ощущение возможно благодаря функционированию палочек. Они более чувствительные к световым лучам, нежели колбочки. В наружных частях палочек постоянно происходят первичные ферментативные и фотофизические процессы преобразования энергии света в физиологическое возбуждение.

Особенностью человеческого глаза является способность воспринимать свет разной интенсивности - от очень яркого до практически ничтожного. Порогом раздражения называют минимальную величину светового потока, которая дает восприятие света. Порог различения - это предельная минимальная разница яркости света между двумя освещенными предметами. Величины обоих порогов являются обратно пропорциональными степени светового ощущения.

Световая и темновая адаптация

Основу исследования светоощущения составляет определение величины этих порогов, в частности, порога раздражения. Он изменяется в зависимости от степени предварительного освещения, которое действовало на глазное яблоко. Если человек некоторое время побудет в темноте, а затем выйдет на яркий свет, то у него наступает ослепление. Оно спустя некоторое время проходит самостоятельно, и человек вновь обретает способность хорошо переносить яркий свет. Все мы знаем, что если долго побыть на свету, а затем зайти в затемненное помещение, то вначале практически невозможно различить предметы, которые в нем находятся. Они становятся различимы только спустя некоторое время. Процесс приспособления глаз к различной интенсивности освещения ученые называют адаптацией. Она бывает световой и темновой.

Световая адаптация представляет собой процесс приспособления глаза к условиям более высокой освещенности. Она протекает достаточно быстро. У некоторых пациентов встречается расстройство световой адаптации при наличии врожденной цветовой слепоты. Они лучше видят в темноте, чем на свету.

Темновая адаптация является приспособлением глазного яблока в тех условиях, когда освещение недостаточное. Она представляет собой изменение световой чувствительности глаза после прекращения воздействия на него световых лучей. В 1865 году Г.Ауберт начал исследовать темновую адаптацию. Он предложил использовать термин «адаптация».

При темновой адаптации максимальная чувствительность к свету наступает в течение и после первых 30-45 минут. В том случае, когда исследуемый глаз и дальше будет оставаться в темноте, светочувствительность продолжит повышаться. Причем, скорость нарастания светочувствительности обратно пропорциональна предварительной адаптации глаза к свету. Светочувствительность во время световой адаптации повышается в 8000-10000 раз.

Исследование темновой адаптации проводят при проведении военной экспертизы и профессиональном отборе. Это очень важный метод диагностики нарушений зрительной функции.

Для того чтобы определить световую чувствительность и изучить весь ход адаптации, используют адаптометры. При проведении врачебной экспертизы пользуются адаптометром Н.А. Вишневского и С.В. Кравкова. С его помощью ориентировочно определяют состояние сумеречного зрения при проведении массовых исследований. Исследование проводят в течение 3-5 минут.

Действие этого прибора основано на феномене Пуркинье. Он заключается в том, что в условиях сумеречного зрения максимум яркости перемещается в спектре в направлении от его красной части к фиолетово-синей. В качестве иллюстрации этого феномена можно использовать такой пример: в сумерках мак красного цвета кажется почти черным, а голубые васильки - светло-серыми.

В настоящее время офтальмологи для исследования адаптации широко используют адаптометры модели АДТ. Они позволяют всесторонне изучать состояние сумеречного зрения. Преимуществом прибора является то, результаты исследования можно получить в течение короткого времени. Этот адаптометр позволяет исследовать ход нарастания световой чувствительности у пациентов во время длительного пребывания в темноте.

Для определения состояния темновой адаптации не обязательно использовать адаптометр. Ее можно проверить при помощи таблицы Кравкова-Пуркинье, которую готовят следующим образом:

  • берут кусочек картона размером 20×20см и оклеивают черной бумагой;
  • наклеивают на него 4 квадрата, изготовленные из бумаги голубого, красного, желтого и зеленого цвета, размер которых равен 3×3см;
  • пациенту показывают в затемненной комнате цветные квадратики, разместив их на расстоянии 40 -50 см от глазных яблок.

Если световое ощущение у пациента не нарушено, то вначале исследования он не видит эти квадраты. Спустя 30-40 минут человек начинает различать контуры желтого квадрата, а через некоторое время - голубого. В том случае, когда световое ощущение понижено, то он вовсе не увидит квадрата голубого цвета, а на месте желтого квадрата будет видеть светлое пятно.

Качество световой чувствительности и адаптации зависит от многих причин. Так, у человека в возрасте 20-30 лет световая чувствительность наиболее высокая, а в преклонном возрасте снижается, поскольку в старости ослабевает чувствительность нервных клеток центров зрения. Если понижается барометрическое давление, то из-за недостаточной концентрации в воздухе кислорода световая чувствительность может снижаться.

На ход адаптации влияют такие факторы:

  • менструация;
  • беременность;
  • качество питания;
  • стрессовые ситуации;
  • изменение температуры внешней среды.

Гемералопия

Понижение темновой адаптации называют «гемералопия». Она может быть врожденной или приобретенной. Причины врожденной гемералопатии до сих пор не выяснены. Она в некоторых случаях является семейно-наследственной.

Приобретенная гемералопия является симптомом некоторых заболеваний сетчатки и зрительного нерва:

  • пигментной дистрофии;
  • воспалительных поражений глаза;
  • сетчатки;
  • атрофии зрительно нерва;
  • застойного диска.

Она определяется при и высокой степени. В этих случаях развиваются необратимые изменения анатомических структур глаза. Функциональная приобретенная гемералопатия развивается в случае дефицита в организме витаминов группы В, А и С. После приема комплексных витаминных препаратов с высоким содержанием витамина А темновая светочувствительность восстанавливается.

Если человек находится на ярком свете в течение нескольких часов, и в палочках, и в колбочках происходит разрушение фоточувствительных веществ до ретиналя и опсинов. Кроме того, большое количество ретиналя в обоих типах рецепторов превращается в витамин А. В результате концентрация фоточувствительных веществ в рецепторах сетчатки значительно уменьшается, и чувствительность глаз к свету снижается. Этот процесс называют световой адаптацией.

Наоборот, если человек длительно находится в темноте , ретиналь и опсины в палочках и колбочках снова превращаются в светочувствительные пигменты. Кроме того, витамин А переходит в ретиналь, пополняя запасы светочувствительного пигмента, предельная концентрация которого определяется количеством опсинов в палочках и колбочках, способных соединяться с ретиналем. Этот процесс называют темповой адаптацией.

На рисунке показан ход темновой адаптации у человека , находящегося в полной темноте после нескольких часов пребывания на ярком свете. Видно, что сразу после попадания человека в темноту чувствительность его сетчатки очень низкая, но в течение 1 мин она увеличивается уже в 10 раз, т.е. сетчатка может реагировать на свет, интенсивность которого составляет 1/10 часть от предварительно требуемой интенсивности. Через 20 мин чувствительность возрастает в 6000 раз, а через 40 мин - примерно в 25000 раз.

Кривую, называют кривой темповой адаптации . Обратите внимание на ее изгиб. Начальная часть кривой связана с адаптацией колбочек, поскольку все химические события зрения в колбочках происходят примерно в 4 раза быстрее, чем в палочках. С другой стороны, изменения чувствительности колбочек в темноте никогда не достигают такой степени, как у палочек. Следовательно, несмотря на быструю адаптацию, колбочки всего через несколько минут прекращают адаптироваться, а чувствительность медленно адаптирующихся палочек продолжает возрастать в течение многих минут и даже часов, достигая чрезвычайной степени.

Кроме того, большая чувствительность палочек связана с конвергенцией 100 или более палочек на одиночную ганглиозную клетку в сетчатке; реакции этих палочек суммируются, увеличивая их чувствительность, что изложено далее в этой главе.

Другие механизмы световой и темновой адаптации . Кроме адаптации, связанной с изменениями концентрации родопсина или цветных фоточувствительных веществ, глаза имеют два других механизма световой и темновой адаптации. Первый из них - изменение размера зрачка. Это может вызвать примерно 30-кратную адаптацию в течение долей секунды путем изменения количества света, попадающего на сетчатку через отверстие зрачка.

Другим механизмом является нервная адаптация, происходящая в последовательной цепочке нейронов самой сетчатки и зрительного пути в головном мозге. Это значит, что при увеличении освещенности сигналы, передаваемые биполярными, горизонтальными, амакриновыми и ганглиозными клетками, сначала интенсивны. Однако на разных этапах передачи по нервному контуру интенсивность большинства сигналов быстро снижается. В этом случае чувствительность изменяется лишь в несколько раз, а не в тысячи, как при фотохимической адаптации.

Нервная адаптация , как и зрачковая, происходит за доли секунды, для полной адаптации посредством фоточувствительной химической системы требуются многие минуты и даже часы.

Учебное видео определения темновой адаптации по методу Кравкова-Пуркинье

Оглавление темы "Физиология сетчатки. Проводящие зрительные пути":

Светоощущение - способность глаза воспринимать свет и определять различную степень его яркости. Светоощущение отражает функциональное состояние зрительного анализатора и характеризует возможность ориентации в условиях пониженного освещения; нарушение его - один из ранних симптомов многих заболеваний глаза. Порог светоощущения зависит от уровня предварительной освещенности: он меньше в темноте и увеличивается на свету.

Адаптация - изменение световой чувствительности глаза при колебаниях освещенности. Способность к адаптации позволяет глазу защищать фоторецепторы от перенапряжения и вместе с тем сохранять высокую светочувствительность. Различают световую (при повышении уровня освещенности) и темновую адаптацию (при понижении уровня освещенности).

Световая адаптация , особенно при резком увеличении уровня освещенности, может сопровождаться защитной реакцией зажмуривания глаз. Наиболее интенсивно световая адаптация протекает в течение первых секунд, окончательных значений порог светоощущения достигает к концу первой минуты.

Темновая адаптация происходит медленнее. Зрительные пигменты в условиях пониженного освещения расходуются мало, происходит их постепенное накопление, что повышает чувствительность сетчатки к стимулам пониженной яркости. Световая чувствительность фоторецепторов нарастает быстро в течение 20-30 мин, и только к 50-60 мин достигает максимума.

Гемералопия - ослабление адаптации глаза к темноте. Гемералопия проявляется резким снижением сумеречного зрения, в то время как дневное зрение обычно сохранено. Выделяют симптоматическую, эссенциальную и врожденную гемералопию.

Симптоматическая гемералопия сопровождает различные офтальмологические заболевания: пигментную абиотрофию сетчатки, сидероз, миопию высокой степени с выраженными изменениями глазного дна.

Эссенциальная гемералопия обусловлена гиповитаминозом A. Ретинол служит субстратом для синтеза родопсина, который нарушается при экзо- и эндогенном дефиците витамина.

Врожденная гемералопия - генетическое заболевание. Офтальмоскопических изменений при этом не выявляют.

5)Бинокулярное зрение и условия его формирования.

Бинокулярное зрение – это зрение двумя глазами с соединением в зрительном анализаторе (коре головного мозга) изображений полученных каждым глазом в единый образ.

Условия формирования бинокулярного зрения следующие:

Острота зрения обоих глаз должна быть не ниже 0,3;

Соответствие конвергенции и аккомодации;

Скоординированные движения обоих глазных яблок;

Изейкония - одинаковая величина изображений, формирующихся на сетчатках обоих глаз (для этого рефракция обоих глаз не должна отличаться более чем на 2 дптр);

Наличие фузии (фузионного рефлекса) - способность мозга к слиянию изображений от корреспондирующих участков обоих сетчаток.

6)Функции центрального зрения и особенности зрительного восприятия при их нарушении.

Центральное форменное зрение - способность различать форму и детали рассматриваемого предмета благодаря остроте зрения. Форменное зрение и цветоощущение являются функциями Центрального зрения .

Частичнозрячие дети с остротой зрения 0,005-0,01 с коррекцией на лучшевидящем глазу на близком расстоянии (0,5-1,5 м) различают контуры объектов. Это различение грубое, без выделения деталей. Но даже оно имеет значение в повседневной жизни ребенка для ориентировки в мире предметов, его окружающих.

Частичнозрячие дети с остротой зрения от 0,02 до 0,04 с коррекцией на лучшевидящем глазу, по выражению зарубежных тифлопедагогов, имеют «передвигательное зрение»: при передвижении в пространстве они различают на расстоянии 3–4 метров форму предметов, их величину и цвет, если он яркий. В специально созданных условиях частично зрячие, имеющие остроту зрения 0,02 на лучше видящем глазу, могут читать плоский шрифт, рассматривать цветные и однотонные иллюстрации. Дети с остротой зрения 0,03-0,04 стремятся широко использовать зрение для чтения и письма, чем могут спровоцировать зрительное утомление, отрицательно сказывающееся на состоянии их зрительных функций.

При остроте зрения от 0,05 до 0,08 с коррекцией на лучшевидящем глазу ребенок на расстоянии 4-5 метров различает движущиеся предметы, читает крупный плоский шрифт, различает плоские контурные изображения, цветные иллюстрации и контрастные изображения. У этих детей зрение остается ведущим в чувственном познании окружающего мира.

Острота зрения от 0,09 до 0,2 позволяет слабовидящему ребенку с помощью зрения изучать учебный материал в специально организованных условиях. Такие дети могут читать обычные книги, писать плоским шрифтом, ориентироваться в пространстве, на расстоянии наблюдать окружающие предметы, трудиться под систематическим контролем зрения. Только для чтения и письма, восприятия картин, схем и другой зрительной информации многим из них требуется больше времени и специально созданные условия.

Более 70% частичнозрячих и 35% слабовидящих учащихся имеют нарушение цветового зрения. Его нарушения проявляются в виде цветослабости или цветослепоты. Цветослепота может быть полной (ахромазия), тогда ребенок видит весь мир как в черно-белом кино. Цветослепота может быть избирательной, т.е. на один из каких-либо цветов. У частичнозрячих и слабовидящих чаще всего нарушается ощущение красного и зеленого цветов. В первом случае красный, например, приравнивается ребенком к зеленому и определяется как «какой-то зеленый», светло-красный – как «какой-то светло-серый» и даже «светло-зеленый». Ребенок с цветослепотой на зеленый определяет темно-зеленый как «какой-то темно-красный», светло-зеленый – «какой-то похожий на светло-красный» или «светло-серый».

В отдельных случаях нарушение цветового зрения ограничивается цветослабостью – ослаблением чувствительности к какому-либо цветовому тону. В данном случае хорошо различаются светлые и достаточно насыщенные, яркие цвета, плохо различаются – темные цвета или светлые, но слабонасыщенные, неяркие.

Очень часто у частичнозрячих и слабовидящих цветослабость может быть сразу на несколько цветов: например, на красный и зеленый. Возможен вариант сочетания цветослепоты и цветослабости у одного и того же ребенка. Например, у ребенка цветослепота на красный и цветослабость на зеленый, т.е. он не различает красных тонов и вместе с тем у него ослаблена чувствительность к зеленому цвету. У некоторых детей состояние цветового зрения на одном глазу отличается от состояния зрения на другом глазу.

Но даже среди детей с тяжелыми глазными заболеваниями лишь незначительное их число имеет полную цветослепоту, т.е. не различает цветов вообще. На уровне очень низкой остроты зрения (0,005 и ниже) у ребенка может сохраняться ощущение желтого и синего цветов. Надо научить его использовать это цветоощущение: например, синее пятно (клумба с цветами лаванды или васильков) – сигнал к тому, что именно здесь надо повернуть к корпусу, где находится спортивный зал; желтое пятно на пути его следования домой – это остановка автобуса и пр.

7)Функции периферического зрения и особенности зрительного восприятия при их нарушении.

Периферическое зрение –восприятие части пространства вокруг фиксированной точки

Поле зрения и светоощущение являются функциями Периферического зрения . Периферическое зрение обеспечивается периферическими отделами сетчатки.

Исследование светоощущения ребенка имеет огромное практическое значение. Оно отражает функциональное состояние зрительного анализатора, характеризует возможность ориентации в условиях пониженной освещенности, нарушение его является одним из ранних симптомов многих заболеваний. Лица, у которых нарушена световая адаптация, в сумерках видят лучше, чем на свету. Расстройство темновой адаптации приводящее к нарушению ориентации в условиях пониженного сумеречного освещения, называют гемералопией или «куриной слепотой». Различают гемералопию функциональную, развивающуюся в результате недостатка витамина А, и симптоматическую, связанную с поражением светочувствительного слоя сетчатой оболочки, что является одним из симптомов заболеваний сетчатки и зрительного нерва. Следует создать условия, непровоцирующие состояние световой или темновой дезадаптированности ребенка. Для этого не надо выключать общий свет даже тогда, когда он работает с настольной лампой; не следует допускать очень резких различий в освещенности помещений; необходимо иметь шторы, а лучше жалюзи, чтобы уберечь ребенка от дезадаптации солнечным светом, бьющим в глаза, и солнечных бликов на его рабочем месте. Детей со светобоязнью не следует сажать у окна.

К чему приводит нарушение поля зрения ? В первую очередь к нарушению зрительного отражения пространства: оно либо сужается, либо деформируется. При тяжелом нарушении поля зрения не может быть симультанного одномоментного зрительного восприятия пространства, видимого при нормальном зрении. Сначала ребенок рассматривает его по частям, а затем в результате контрольного общего обзора воссоединяет рассмотренное по частям в единое целое. Конечно, это значительно влияет на скорость и точность восприятия, особенно в дошкольном возрасте, пока ребенок ни приобретет зрительную сноровку, т.е. умение рационально использовать возможности своего нарушенного зрения.

Следует знать, что независимо от остроты зрения при сужении поля зрения до 5-10˚, ребенок относится к категории слепых, а при сужении поля зрения до 30˚ - к категории слабовидящих. Нарушения поля зрения различаются не только по величине, но и по месту их расположения в пространстве, ограниченном показателями нормального поля зрения. Чаще всего встречается следующие виды нарушений поля зрения:

Концентрическое сужение поля зрения,

Выпадение отдельных участков внутри поля зрения (скотомы);

Выпадение половины поля зрения по вертикали или по горизонтали.

8)Ограничения жизнедеятельности, возникающие у детей при нарушении основных функций зрения.

Нарушения функций зрения, вызванные разными причинами, называются нарушения зрения . Нарушения зрения условно делят на глубокие и неглубокие. Кглубоким относятся нарушения зрения, связанные со значительным снижением таких важнейших функций, как острота и поле зрения (имеющие органическую детерминацию). Кнеглубоким относятся нарушения глазодвигательных функций, цветоразличения, бинокулярного зрения, остроты зрения (связанные с расстройством оптических механизмов: миопия, гиперметропия, астигматизм).

Наруш зр ф-й Особенности зрительного восприятия Ограничения жизнедеятельности
Нарушение остроты зрения затруднено различение: - мелких деталей - величин - сходных по форме предметов и изображений снижена: - скорость восприятия - полнота восприятия - точность восприятия - не узнают или путают предметы; - затрудняются в пространственной ориентировке (не воспринимают обозначения), социальной ориентировке (не узнают людей); - замедляется темп деятельности
Нарушение цветоразличения - все предметы воспринимаются серыми (полная цветовая слепота); - частичная цветовая слепота на красн и зел цв - цветовая слепота на зел цвет (встр чаще); - видят предметы окрашенными в какой-либо один цвет - затрудняются в определение цвета предмета, в узнавании предмета - затрудняются в различении одного из трех цветов (красного, зеленого, синего), - смешивают зеленый и красный цвета
Нарушение поля зрения - трубчатое зрение (обширное сужение поля зрения); - частичное выпадение поля зрения (появление в поле восприятия теней, пятен, кругов, дуг); - сукцессивное восприятие объектов - неспособность охватывать взором дистантно расположенные объекты - не узнают или путают предметы; - затрудняются устанавливать связи между объектами: пространственные, количественные; - затрудняются в пространственной ориентировке; - затрудняются в выполнении практич действий; - с трубчатым зр-м хорошо работают днем, при достаточном осв-ии, с центр скатомой – вечером; - с трубчатым зрением почти не видят в сумерках, в пасмурную погоду;
Нарушение светоощущения гемералопия – ослабление адаптации глаза к темноте: проявляется резким снижением сумеречного зрения, в то время как дневное зрение обычно сохранено. - при резкой смене освещенности становятся практически слепыми
Нарушение бинокулярного зрения затруднено восприятие объекта как единого целого - с трудом узнают или путают предметы; - затрудняются в пространственной ориентировке; - затрудняются в выполнении практических действий; - замедляется темп деятельности
Нарушение глазодвигательных функций Нистагм (непроизвольные колебательные движения глазных яблок) даже при достаточно высокой остроте зрения приводит к нечеткости восприятия Косоглазие (нарушение симметричного положения глаз) приводит к нарушению бинокулярного зрения - затруднения в ориентировке на микропространстве (удерживать строку, находить и удерживать абзац); - совершать плавные, без отрыва движения карандашом; - затруднения в овладении чтением и письмом

9)Направления педагогической работы по развитию зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.

Направления работы по РЗВ, определяемые программой. Сегодня решение задачи развития зрительного восприятия у дошкольников и младших школьников с нарушениями зрения сконцентрировано в деятельности учителя-дефектолога и реализуется на специальных коррекционных занятиях, которые отвечают требованиям программ «Развитие зрительного восприятия» на уровне дошкольного и школьного образования.

Программа развития зрит. восприят., разработанная Никулиной Г.В. Для целенаправленного развития данного процесса ею были выделены пять групп задач.

1-я группа задач по развитию зрительного восприятия направлена на расширение и коррекциюу де​тей с нарушениями зрения предметных представлений и спо​собов обследования предметов: ·​ обогащение зрительных представлений детей о свойст​вах и качествах предметов окружающего мира; ·​ обучение их зрительному анализированию частей предмета, способности видеть общее и отличное между предметами одного вида; ·​ развитие и совершенствование предметности восприя​тия через уточнение зрительных предметных представ​лений; ·​ обучение детей способности узнавать предметы, пред​ставленные для восприятия в разных вариантах и выде​лять признаки этого опознания; ·​ совершенствование способов зрительного обследова​ния.

2-я группа задач направлена на формирова​ние у детей с нарушениями зрения зритель​ных сенсорных эталонов (системы сенсорных эталонов): цвет, форма, величина.

3-я группа предполагает формированиеу детей умения устанавливать причинно-следственные связи при восприятии множества объектов окружающей действитель​ности, что оказывает положительное влияние на всю аналитико-синтетическую деятельность. Учащиеся должны: - целостно рассматривать три композиционных плана; - рассматривать человека с определением позы, жестов, мимики и т.д.; - целенаправленно определять информационные признаки, характеризующие явления природы и место действия; - определять социальную принадлежность персонажей по одежде, предметам обихода.

4-я группа задачсостоит из двух самостоятельных, но взаимосвязанных подгрупп. 1-я подгруппа задач по развитию зрительного восприя​тия направлена на развитие восприятия глубины пространст​ва ; развитие способности оцени​вать глубину пространства на полисенсорной основе. 2-я подгруппа задач направлена на развитие у детей спо​собности ориентироваться в пространстве посредством освое​ния пространственных представлений ; расширение опыта со​циальных навыков. Решение этой группы задач позволяет це​ленаправленно развивать пространственное восприятие детей.

5-я группа задачнаправлена на обеспечение тесной связи мануальных и зрительных действий ребенка и совершен​ствование зрительно-моторной координации . Нарушения зрения значительно осложняет ребенку формирование мануальных обследовательских действий.

10)Характеристика зрительных нарушений у детей раннего возраста (Л.И. Фильчикова).

Дистрофические заболевания сетчатки. Все ткани живого организма находятся в состоянии устойчивого равновесия с непрерывно меняющимися условиями внешней и внутренней среды, которое характеризуется как гомеостаз. При нарушении компенсаторно-приспособительных механизмов гомеостаза в тканях возникает дистрофия, то есть ухудшение питания. Иными словами, изменения метаболизма в ткани приводят к повреждениям ее структуры. Дегенерации сетчатки у детей проявляются преимущественно в виде пигментной и точечной белой дегенерации, а также дегенерации желтого пятна. Эта патология практически не поддается лечению. Обратное развитие процесса почти невозможно

Частичная атрофия зрительных нервов атрофия – это уменьшение размеров клеток, тканей и органов вследствие общих и местных расстройств питания. Расстройства питания могут быть вызваны воспалением, бездействием, давлением и другими причинами. Различают первичную и вторичную атрофию зрительного нерва. К первичной относят атрофию, которой не предшествовали воспалительные явления или отек зрительного нерва; ко вторичной – ту, которая последовала за невритом-отёком зрительного нерва.

Ретинопатия недоношенных. Это тяжелое заболевание сетчатки и стекловидного тела, развивающееся преимущественно у глубоко недоношенных детей. В основе заболевания лежит нарушение нормального образования сосудов сетчатки в результате действия множества различных факторов. Хронические соматические и гинекологические заболевания матери, токсикоз беременности, кровотечения в родах способствуют развитию кислородного голодания плода, нарушают кровообращение в системе мать-плацента-плод и таким образом индуцируют последующее патологическое развитие сосудов сетчатки.

Врожденная глаукома. Глаукома – это заболевание, протекающее с повышением внутриглазного давления (глазной гипертензией), вызывающего повреждение зрительного нерва и сетчатки. Гипертензия развивается потому, что возникают препятствия нормальному оттоку внутриглазной жидкости.

Врожденная глаукома нередко сочетается с другими дефектами глаза или организма ребенка, но может быть и самостоятельным заболеванием. При повышении внутриглазного давления ухудшаются условия для циркуляции крови по сосудам глаза. Особенно резко страдает кровоснабжение внутриглазной части зрительного нерва. В результате развивается атрофия нервных волокон в области диска зрительного нерва. Глаукоматозная атрофия проявляется побледнением диска и образованием углубления – экскавации, которая сначала занимает центральный и височный отделы диска, а затем – весь диск.

Врожденные катаракты. катаракта – это полное или частичное помутнение хрусталика, сопровождающееся снижением остроты зрения от незначительного до светоощущения. Различают врожденные, приобретенные и травматические катаракты.

Врожденная миопия(близорукость). Близорукость (миопия) - заболевание, при котором человек плохо различает предметы, расположенные на дальнем расстоянии. При близорукости изображение приходится не на определенную область сетчатки, а расположено в плоскости перед ней. Поэтому оно воспринимается нами как нечеткое. Происходит это из-за несоответствия силы оптической системы глаза и его длины. Обычно при близорукости размер глазного яблока увеличен (осевая близорукость ), хотя она может возникнуть и как результат чрезмерной силы преломляющего аппарата (рефракционная миопия ). Чем больше несоответствие, тем сильнее близорукость

Одним из важнейших показателей функционального развития является уровень зрительного восприятия, определяющий успешность освоения базовых навыков письма и чтения в начальной школе.

Цель диагностики уровня РЗВ – определить уровень готовности ребенка к школьному обучению, наметить пути и объем коррекционно-развивающей работы.

Изучают функции, нарушение которых провоцирует трудности в обучении.

1. Уровень сенсорной готовности ребенка к школьному обучению.(цвет,форма,размер)

2. Уровень развития зрительно-моторной координации.

3. Уровень развития зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти.

4. Уровень восприятия изображений сложной формы.

5. Уровень восприятия сюжетных изображений.

Ребенку предлагается комплекс заданий на узнавание, различение и соотнесение сенсорных эталонов. - Узнавание, называние, соотнесение и дифференциация основных цветов, цветов спектра; -Локализация нужного цвета из ряда близких; -Восприятие и соотнесение оттенков. -Смешение цветов; - Цветовая палитра (контрастные цвета.Сочетания цветов, холодные и теплые тона) и признаки основных цветов в ахроматическом переложении; - узнавание и называние основных плоских фигур. -полисенсорное восприятие геометрических форм; -Дифференцировка схожих фигур; -Восприятие сенсорных эталонов формы различной конфигурации и в различном пространственном расположении; -Праксис с геометрическими формами. -Соотнесение по величине различными способами; -Сериация по величине с постепенным уменьшением различий по величине;

Анализ результатов: высокий ур-нь - самостоятельно узнает, различает, соотносит сенсорные эталоны; средний ур-нь - незначительные недочеты, единичные ошибки при выполнении определенных заданий; низкий ур-нь - многочисленные ошибки и недочеты при выполнении трех и более заданий.

Уровень развития зрительно-моторной координации влияет на способность овладеть чтением и письмом, рисованием, черчением, определяет качество выполнения практических действий.

Используется стандартизированная методика М.М. Безруких и Л.В. Морозовой: атериалы: Тестовый буклет, простой карандаш. Инструкция ко всем заданиям субтеста: Не отрывай карандаш от бумаги при выполнении всех заданий. Текстовый лист не верти. Внимание! Не забывайте повторять инструкцию перед выполнением детьми каждого задания этого субтеста. Следите, чтобы ребенок брал листы с соответствующими заданиями.

В течение всего субтеста исследователь постоянно следит за тем, чтобы ребенок не отрывал карандаш от бумаги. Детям не позволяется вертеть лист, так как при повороте листа вертикальные линии становятся горизонтальными и наоборот; если ребенок упорно старается перевернуть лист, то результат этого задания не учитывается. При выполнении ребенком заданий, в которых даны направления движения руки, необходимо следить, чтобы он проводил линии в заданном направлении; если ребенок проводит линии в обратном направлении, результат выполнения задания не учитывается.

Задание 1. Здесь нарисованы точка и звездочка (показать). Проведи прямую линию от точки до звездочки, не отрывая карандаш от бумаги. Постарайся, чтобы линия была как можно ровнее. Закончив, отложи карандаш.

Задание 2 . Здесь нарисованы две вертикальные полоски – линии (показать). Найди середину первой полоски, а затем – второй. Проведи прямую линию от середины первой полоски до середины второй. Не отрывай карандаш от бумаги. Закончив, отложи карандаш.

Задание 3. Посмотри, вот нарисована дорожка, которая идет от одной стороны к другой – горизонтальная дорожка (показать). Тебе нужно провести прямую линию от начала до конца дорожки по ее середине. Постарайся, чтобы линия не задевала краев дорожки. Не отрывай карандаш от бумаги. Закончив, отложи карандаш.

Задание 4. Здесь нарисованы тоже точка и звездочка. Тебе нужно соединить их, проведя прямую линию сверху вниз.

Задание 5. Здесь нарисованы две полоски – верхняя и нижняя (горизонтальные линии). Проведи прямую линию сверху вниз, не отрывая карандаш от бумаги, и соедини середину верхней полоски с серединой нижней.

Задание 6. Здесь нарисована дорожка, которая идет сверху вниз (вертикальная дорожка). Проведи вертикальную линию по середине дорожки сверху вниз, не задевая края дорожки. Закончив, отложи карандаш.

Задания 7-12. Тебе нужно обвести нарисованную фигуру по прерывистой линии, а затем точно такую же фигуру нарисовать самому. Рисуй так, как ты ее видишь; постарайся правильно передать форму и размер фигуры. Фигуру обводи и рисуй только в заданном направлении и старайся не отрывать карандаш от бумаги. Закончив, отложи карандаш.

Задания 13–16. Сейчас тебе необходимо обвести предложенный рисунок по прерывистой линии, но линию вести надо только в том направлении, в каком показывает стрелка, т. е. как только ты дорисовал до «перекрестка», смотри, куда показывает стрелка, и в том направлении рисуй дальше. Линия должна закончиться на звездочке (показать). Не отрывай карандаш от бумаги. Не забывай, что лист нельзя вертеть. Закончив, отложи карандаш.

Анализ результатов диагностического исследования дает возможность выявить детей с высоким, средним и низким уровнем развития зрительно-моторной координации. Исходя из особенностей познавательной деятельности детей с амблиопией и косоглазием, в целях количественной оценки уровня развития зрительно-моторной координации детей с функциональными нарушениями зрения целесообразно использовать адаптированные количественные критерии. Так, высокий уровень развития зрительно-моторной координации предполагает правильное выполнение ребенком более 9 заданий, средний – от 8 до 5 заданий, низкий – менее 4 заданий.

В целях оценки уровня развития зрительно-пространственного восприятия целесообразно использовать задания, направленные на выявление уровня сформированности умений: – оценивать расстояния в большом пространстве; – оценивать взаимоположение предметов в пространстве; – узнавать положение предмета в пространстве; – определять пространственные отношения; – находить определенные фигуры, расположенные на зашумленном фоне; – находить все фигуры заданной формы.

Для оценки уровня сформированности умения детей с амблиопией и косоглазием оценивать расстояния в большом пространстве можно использовать задания, требующие от ребенка ответа на вопрос: что ближе (дальше) от одного предмета, от другого предмета?

Для оценки уровня сформированности умения детей определять взаимоположение предметов в пространстве можно применять задания, стимулирующие ребенка использовать при этом такие предлоги и наречия, как в, на, за, перед, у, слева, справа, под. В качестве стимульного материала можно использовать сюжетную картину, подобранную с учетом зрительных возможностей детей с амблиопией и косоглазием.

Для оценки уровня сформированности умения узнавать положение предмета в пространстве можно использовать задания, ориентирующие ребенка на распознавание фигур (букв), представленных в необычном ракурсе (положении).

Для оценки уровня сформированности умения определять пространственные отношения целесообразно использовать задания пяти видов: – задания на ориентировку относительно себя; – задания на ориентировку относительно предмета; – задания на анализ и копирование несложных форм, состоящих из линий и различных углов; – задания на фигурно-фоновое различие можно использовать задания на нахождение заданной фигуры при увеличении количества фоновых фигур; – задания на определение постоянства очертаний центральной геометрической фигуры, имеющей разные размеры, цвет и разное положение в пространстве.

Анализ данных, полученных в ходе диагностического исследования уровня развития зрительно-пространственного восприятия у детей с нарушением зрения, позволяет выявить этот уровень развития у каждого конкретного ребенка:– если ребенок обнаружил по всем заданиям высокий уровень выполнения, то можно говорить о высоком уровне развития зрительно-пространственного восприятия; – если ребенок обнаружил незначительные недочеты, одиночные ошибки при выполнении предложенных заданий или полностью не справился с одним из заданий, то можно считать, что у ребенка средний уровень развития зрительно-пространственного восприятия; – если ребенок допускает грубые ошибки при выполнении трех (или четырех) заданий или не справляется с выполнением двух и более заданий, то можно констатировать низкий уровень развития зрительно-пространственного восприятия.

Для оценки уровня развития восприятия изображений сложной формы можно использовать задания двух видов: – задание на конструирование образа (например, собаки) из геометрических фигур; – задание на составление целого из частей предметного изображения, например из изображения человека (изображение может быть разрезано по горизонтали и вертикали на 8 частей).

Анализ полученных в данной серии эксперимента данных предполагает использование следующих критериев: – если ребенок справился с обоими заданиями быстро и самостоятельно или при выполнении одного из заданий, используя метод проб и ошибок, быстро достиг правильного результата, то можно говорить о высоком уровне развития такой функции зрительного восприятия, как восприятие сложных изображений; – если ребенок выполняет оба задания путем неоднократного использования метода проб и ошибок, но в конечном итоге справляется с заданиями, можно определить данный уровень развития как средний; – если ребенок при выполнении обоих заданий использует метод наложения, то можно говорить о низком уровне развития данной функции зрительного восприятия.

Задания по оценке уровня развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения функционального характера направлена на выявление уровня восприятия сюжетной картины. Предъявляемая наглядность должна соответствовать как возрасту испытуемых, так и их зрительным возможностям. В целях оценки уровня развития восприятия сюжетной картины детей с нарушениями зрения можно предложить вопросы, направленные: – на выявление содержания картины; – на выявление адекватного восприятия персонажей; – на понимание причинно-следственных связей и др.

Высокий уровень восприятия сюжетной картины предполагает свободное и точное определение ребенком ее содержания, адекватное восприятие, определение причинно-следственных связей.

Средний уровень восприятия сюжетной картины предполагает правильное выполнение вышеперечисленных заданий детьми при условии стимулирования деятельности ребенка тифлопедагогом и единичные случаи неточного (неадекватного) узнавания.

Низкий уровень восприятия сюжетной картины предполагает невозможность ребенка справиться со всеми тремя заданиями ни самостоятельно, ни в условиях вопросно-ответной формы. Восприятие сюжета искажено.

16)Требования к диагностическим материалам (размер, цвет, контурирование, фон и т.д.), особенности их предъявления.

Освещенность рабочего места подбирается индивидуально в соответствии с особенностями реактивности зрительной системы.

Оптимальное расстояние от глаз наглядного материала – 20-30см. Педагог не должен допускать зрительного утомления. Длительность зрительной работы должна учитывать эргономические особенности глаза. В перерывах для отдыха – визуальная фиксация удаленных объектов, способствующая уменьшению напряжению аккомодации, или же адаптация к белому фону средней яркости.

Определенные требования предъявляются к наглядному материалу. Изображения на рисунках должны иметь оптимальные пространственные и временные характеристики (яркость, контраст, цвет, и т.д.). Важно ограничивать информационную емкость изображений и сюжетных ситуаций с целью исключения избыточности, затрудняющей опознание. Имеют значение количество и плотность изображений, степень их расчлененности. Каждое изображение должно иметь четкий контур, высокий контраст (до 60-100%); его угловые размеры подбираются индивидуально в зависимости от остроты зрения и состояния поля зрения.

Среди особенностей построения стимульного материала следует обратить внимание на несколько положений, которые должны быть учтены психологом при выборе и адаптации методик: соблюдение в изображениях пропорциональности отношений по величине в соответствии с соотношениями реальных объектов, соотношение с реальным цветом объектов, высокий цветовой контраст, более четкое выделение ближнего, среднего и дальнего планов.

Величина предъявляемых объектов должна быть определена в зависимости от двух факторов – возраста и зрительных возможностей детей. Зрительные возможности определяются совместно с врачом-офтальмологом в зависимости от характера зрительной патологии.

Размер перцептивного поля предъявляемых объектов составляет от 0,5 до 50°, но наиболее часто применяются угловые размеры от 10 до 50°. Угловые размеры изображений – в пределах 3-35°.

Расстояние от глаз определяется для каждого ребенка индивидуально (20-30 см). Картинки предъявляется под углом от 5 до 45° относительно линии взора.

Сложность фона. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста фон, на котором предъявляется объект, должен быть разгружен от излишних деталей, иначе возникают затруднения в опо­знании объекта и его качеств в соответст­вии с заданием.

Цветовая гамма. Желательно использовать желто-красно-оранжевые и зеленые тона, особенно для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Насыщенность тонов – 0,8-1,0. При создании специальных стимульных материалов для детей с нарушением зрения необходимо использовать (разработанные Л.А. Григорян) 7 типов зрительных нагрузок для детей дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием, с целью коррекции и охраны зрения.


Похожая информация.


Виды памяти человека. Психофизиологические особенности восприятия информации. Временные характеристики восприятия, переработки информации и выполнения действий управления человеком.

Эргономика. Эргатические системы. Проектно-эргономическая модель деятельности человека в сочетании со средой.

Психофизиологическая характеристика приема информации у человека. Закон Вебера-Фехнера.

Функционирование нервной системы. Регулирующая функция ЦНС

Виды анализаторов и рецепторов человека. Рефлекторная дуга.

Количественные показатели производственной опасности (Кч, Кт, Кп.п., Кн).

Определение вероятности безотказной, безаварийной работы объекта. Расчет вероятности аварии.

Фазы развития аварий и аварийных ситуаций по терминологии академика В.А. Легава. Основные пути по повышению безаварийности объекта.

Параметрические и функциональные отказы. Постепенные, внезапные и сложные отказы. Нормальное распределение вероятностей параметрических отказов.

Функция распределения времени (наработки) между отказами (вероятность отказа) по экспоненциальному закону.

Зависимость вероятности безотказной работы машины от времени ее эксплуатации (анализ по графику).

Показатели, характеризующие свойство безотказности и долговечности. Вероятность отказа и вероятность безотказной работы.

Безопасность, надежность, безотказность, долговечность систем и элементов.

15. Интенсивность отказов. Параметр потока отказов. Плот­ность распределения случайной величины t.

19. Определение вероятности возникновения n аварий (ЧП) в N технологических циклах (поездках) при помощи биноминального распределения и распределения Пуассона.

20. Типы ошибок оператора и их влияние на надежность работы технических систем. Пути повышения надежности системы «человек–производственная среда».

24. Надежность оператора и системы «человек–машина». Психофизиологические аспекты проблемы надежности оператора.

27. Факторы взаимодействия в кибернетической системе «человек-среда». Структурная модель системы «человек – среда». Пути и перспективы развития биотехнических комплексов.

Любая деятельность включает ряд обязательных психических процессов и функций, которые обеспечивают достижение необходимого результата.

Память - комплекс физиологических процессов запоминания, сохранения, последующего узнавания и воспроизведения того, что было в прошлом опыте человека.



1. Двигательная (моторная) память - запоминание и воспроизведение движений и их систем, лежит в основе выработки информирования двигательных навыков и привычек.

2. Эмоциональная память - память человека на пережитые им в прошлом чувства.

3. Образная память - сохранение и воспроизведение образов предметов и явлений, воспринимались ранее.

4. Эйдетическая память - очень ярко выраженная образная память, связанная с наличием ярких, четких, живых, наглядных представлений.

5. Словесно-логическая память - запоминание и воспроизведение мыслей, текста, речи.

6. Непроизвольная память проявляется в тех случаях, когда не ставится специальная цель запомнить тот или иной материал и последний запоминается без применения специальных приемов и волевых усилий.

7. Произвольная память связана специальной целью запоминания и применением соответствующих приемов, а также определенных волевых усилий.

8. Кратковременная (первичная или оперативная) память - кратковременный (на несколько минут или секунд) процесс достаточно точного воспроизведения только что воспринятых предметов или явлений через анализаторы. После этого момента полнота и точность воспроизведения, как правило, резко ухудшаются.

9. Долговременная память - вид памяти, для которой характерно длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения.

10. Оперативная память - процессы памяти, которые обслуживают непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия и операции.

Знание процессов преобразования, запоминания и восстановления информации в кратковременной памяти оператора и их характеристик позволяет решать проблему использования информации, правильно выбрать информационную модель, определить структуру и количество сигналов при их последовательном представлении, правильно выбрать ограничения по объему информации, требующей запомнить "запоминания, при выработке стратегии безопасного управления или принятия решения.

Наряду с объемом и длительностью хранения информации важной характеристикой оперативной памяти является скорость исключения, забывания материала, не нужного для дальнейшей работы. Своевременное забывание исключает ошибки, связанные с использованием устаревшей информации, и освобождает место для хранения новых данных.

Характеристики оперативной памяти изменяются под влиянием значительных физических нагрузок, специфических экстремальных факторов и эмоциогенных воздействий. В целом сохранение высоких показателей оперативной памяти и готовности к воспроизведению долгосрочной информации при воздействии экстремальных факторов зависит от их силы и продолжительности, общей неспецифической устойчивости и от степени индивидуальной адаптации человека к конкретным факторам.

Долговременная память обеспечивает хранение информации в течение длительного времени. Объем долговременной памяти в общем случае оценивают отношением числа стимулов, сохранившихся в памяти через некоторое время (более 30 мин.), В число повторений, необходимых для запоминания.

Информация, поступившая в долговременную память, со временем забывается. Усвоена информация наиболее значительно уменьшается за первые 9:00: из 100% она падает до 35%. Число удержанных оставшихся элементов, через несколько дней практически остается прежним. В конкретных условиях забывания зависит от степени осмысления информации, характера фундаментальных знаний по полученной информации, индивидуальных особенностей

Кратковременная память связана прежде всего с первичной ориентацией в окружающей среде, поэтому направлена, главным образом, на фиксацию общего числа сигналов, снова появляются, независимо от

их информационного содержания. Задача долговременной памяти - организация поведения в будущем, которая требует прогнозирования вероятностей событий.

Зрительный анализатор система рецепторов, нервных центров мозга и соединяющих их путей, функция которой заключается в восприятии зрительных раздражений, их трансформации в нервные импульсы и передаче последних в корковые центры мозга, где формируется зрительное ощущение, в анализе и синтезе зрительных раздражений. В систему 3. а. включаются также пути и центры, обеспечивающие движения глаз и рефлекторные реакции зрачка на световое раздражение. 3. а. позволяет осуществлять прием и анализ информации в световом диапазоне - 760 нм), он является физиологической основой формирования зрительного образа.

Возможности 3. а. определяются его энергетическими, пространственными, временными и информационными характеристиками. Энергетические характеристики определяются мощностью (интенсивностью) световых сигналов, воспринимаемых глазом. К ним относятся диапазон воспринимаемых яркостей, контраст и цветоощущение. Пространственные характеристики 3. а. определяются воспринимаемыми глазом размерами предметов и их месторасположением в пространстве. В их число входят: острота зрения, поле зрения, объем зрительного восприятия. Временные характеристики определяются временем, необходимым для возникновения зрительного ощущения при тех или иных условиях работы оператора. К ним относятся латентный (скрытый) период зрительной реакции, длительность инерции ощущения, критическая частота слияния мельканий, время адаптации, длительность информационного поиска. Основной информационной характеристикой 3. а. является пропускная способность, т. е. то максимальное количество информации, которое 3. а. способен принять в единицу времени. Учет этих характеристик необходим при проектировании как отдельных индикаторов, так и систем отображения информации.

Исходя из характеристик 3. а., определяются яркость и контраст изображения, размеры знаков и их отдельных деталей, месторасположение их в поле зрения оператора, временные параметры предъявляемой информации, темп поступления сигналов оператору и т. д.

Организуя работу оператора, следует осмотрительно относиться к резервным возможностям 3. а. С этой целью необходимо решать вопрос о необходимости разгрузки 3. а. Этот вопрос может решаться за счет использования возможностей взаимодействия анализаторов, создания полисенсорных систем отображения информации.

Человеческий глаз способен работать при очень больших колебаниях яркости. Приспособление глаза к различным уровням яркости называется адаптацией. Различают световую и темновую адаптации.

Световая адаптация - снижение чувствительности глаза к свету при большой яркости поля зрения. Механизм световой адаптации: работает колбочковый аппарат сетчатки, зрачок суживается, зрительный пигмент подымается с глазного дна.

Темновая адаптация - повышение чувствительности глаза к свету при малой яркости поля зрения. Механизм темновой адаптации: работает палочковый аппарат, зрачок расширяется, зрительный пигмент опускается ниже сетчатой оболочки. При яркостях от 0,001 до 1 кд/кв.м происходит совместная работа палочек и колбочек. Это так называемое сумеречное зрение.

Темновая адаптация глаза есть приспособление органа зрения к работе в условиях пониженного освещения. Адаптация колбочек завершается в пределах 7 мин, а палочек - в течение приблизительно часа. Существует тесная связь между фотохимией зрительного пурпура (родопсина) и изменяющейся чувствительностью палочкового аппарата глаз, т. е. интенсивность ощущения в принципе связана с количеством родопсина, «обесцвечиваемого» под воздействием света. Если перед исследованием темновой адаптации сделать яркий засвет глаза, например, предложить смотреть на ярко освещенную белую поверхность 10-20 мин, то в сетчатке произойдет значительное изменение молекул зрительного пурпура, и чувствительность глаза к свету будет ничтожной [свето(фото) стресс]. После перехода к полной темноте чувствительность к свету начнет весьма быстро расти. Способность глаза восстанавливать чувствительность к свету измеряют с помощью специальных приборов - адаптометров Нагеля, Дашевского, Белостоцкого - Гофмана (рис. 51), Гартингера и др. Максимум чувствительности глаза к свету достигается в течение приблизительно 1-2 ч, повышаясь по сравнению с первоначальной в 5000-10 000 раз и более.

Цветовое зрение - способность воспринимать и дифференцировать цвет, сенсорный ответ на возбуждение колбочек светом с длиной волны 400-700 нм.

Физиологическая основа цветового зрения - поглощение волн различной длины тремя типами колбочек. Характеристики цвета: оттенок, насыщенность и яркость. Оттенок («цвет») определяется длиной волны; насыщенность отражает глубину и чистоту или яркость («сочность») цвета; яркость зависит от интенсивности излучения светового потока.

Если световая адаптация нарушена, то зрение в сумерках лучше, чем на свету (никталопия), что бывает иногда у детей с врожденной полной цветослепотой.

Нарушения цветового зрения и цветовая слепота могут быть врождёнными и приобретёнными.

Основа вышеупомянутой патологии - потеря или нарушение функции колбочковых пигментов. Потеря колбочек, чувствительных к красному спектру, - протан-дефект, к зелёному - дейтан-дефект, к сине-жёлтому - тритан-дефект.

Светоощущение (световосприятие) – важнейшая функция зрительного анализатора, заключающаяся в способности воспринимать свет, а также различать его светлоту (яркость).

Нарушения, связанные со световосприятием, являются первыми симптомами многих заболеваний, как глаза, так и других органов и систем (например, болезни печени, гипо- и авитаминозы).

Светоощущение в большей степени отвечают фоторецепторы-палочки, которых больше всего расположено в периферических отделах сетчатой оболочки. Именно поэтому чувствительность к свету выше на периферии сетчатки, чем в ее центральной области.

Как известно, колбочки отвечают за дневное зрение, палочки – за сумеречное (ночное).

Всего 1 квант света может возбуждение фоторецепторов сетчатки, но способность различать свет появляется только при действии не менее 6 квантов.

Светоощущение отвечает за следующие характеристики:

  • порог раздражения – минимальный световой поток, который вызывает раздражение рецепторов сетчатки;
  • порог различения – способность зрительного анализатора различать минимальную разницу в интенсивности света.

Световая адаптация

Очень важной способностью глаза является световая адаптация – приспособление к усилению яркости света (освещенности). Сам процесс адаптации длится приблизительно минуту (чем ярче свет, тем длительнее он происходит). Первоначально (в первые секунды после усиления освещенности) чувствительность резко снижается, а приходит в норму только через 50-70 секунд.

Это способность зрительного органа приспосабливаться к уменьшению яркости. При снижении освещенности светочувствительность сначала резко усиливается, но через 15-20 минут начинает ослабевать, а приблизительно через час наступает полная темновая адаптация.

Исследование светоощущения

Наиболее часто применяемая методика для определения нарушения восприятия света – проба Кравкова. В затемненном помещении пациенту показывают квадрат (размеры – 20×20 см.), на углах которого приклеены маленькие квадратики (3×3 см.) зеленого, желтого, синего и голубого цветов. Если световосприятие не нарушено, человек через 40-60 секунд сможет различить желтый и голубой цвет, в противном случае он не определит голубой цвет, а вместо желтого квадрата будет видеть светлый участок.

Также для определения патологии световой чувствительности используются специальные приборы – адаптометры. Суть методики.

Пациент должен приспособиться к свету, глядя на светлый экран, как минимум, в течение 15 минут. Затем выключают свет в помещении. Пациенту показывают слегка освещенный предмет, постепенно усиливая его яркость. Когда пациент сможет различить предмет, он нажимает на специальную кнопку (при этом на бланке адаптометра ставится точка). Яркость предмета изменяют сначала через три минут, а затем каждые пять минут. Исследование длится час, после чего соединяют все точки на бланке, в итоге получается кривая светочувствительности пациента.

Для более полного ознакомления с болезнями глаз и их лечением – воспользуйтесь удобным поиском по сайту или задайте вопрос специалисту.