Вывод об особенностях строения одноклеточных животных. Биология в лицее

Вспомните!

1) Клетка – структурная и функциональная единица всего живого.

2) Содержимое клетки – цитоплазма.

3) От окружающей среды клетка отделена специальной оболочкой – мембраной.

4) Органелла клетки, которая хранит и предает новым клеткам наследственную информацию – ядро.

5) организмы, в клетках которых есть ядро – эукариоты.

В одном из подходов, когда обнаружен ген, связанный с человеческим заболеванием, последовательность сравнивается с последовательностями всех генов в геноме дрожжей, чтобы идентифицировать наиболее похожий ген дрожжей. Чтобы выяснить, функционально ли связаны гены, ген человека затем экспрессируется в дрожжевом пятне, где ген дрожжей сначала инактивируется мутацией. Это позволяет исследователям определять, способен ли человеческий ген спасти жизнеспособность, рост или более специфические дефекты, связанные с потерей дрожжевого гена, метод, называемый функциональной комплементацией.

6) Клетки, похожие по строению и функциям объединяются в группы – ткани.

7) Клетки разных тканей отличаются друг от друга.

Изучите!

Речь пойдёт о микроорганизмах, тело которых представляет собой только одну клетку, но эта клетка, в отличие от бактерий, имеет ядро.

Эвглена зелёная - это животное или растение? Какие малые организмы и водоросли важны для нашей жизни?

Как только функциональное дополнение установлено, исследователи могут использовать эту систему для дальнейшей характеристики функции родственного продукта гена человека. Менее направленные подходы, которые часто используют высокопроизводительные методы для случайного отображения тысяч человеческих генов в одно время для идентификации гена или генов с дополнительной активностью. Такие подходы успешно использовались для определения регуляторов консервативного клеточного цикла, генов, участвующих в раке, и генов, участвующих в нейродегенеративных заболеваниях.

К эукариотам относится большая часть видов живых организмов, населяющих нашу планету и отличающихся от бактерий наличием в их клетках ядра. Ядро эукариот содержит молекулы ДНК, организованные в хромосомы. Характерным признаком эукариот является также наличие митохондрий. У эукариот, способных к фотосинтезу, имеются хлоропласты. Цитоплазма именно эукариотических клеток содержит большую часть других органелл, в частности лизосомы и разнообразные вакуоли.

Например, некоторые нейродегенеративные заболевания, такие как болезни Альцгеймера и Паркинсона, встречаются в виде белковых агрегатов, называемых амилоидами, накапливаются из-за рассогласования белка, и это токсично для нейронов. Изучение несоизмеримых дрожжевых белков с аналогичным потенциалом формирования амилоидов, называемым прионами, предоставило исследователям понимание этих нейродегенеративных заболеваний. Альтернативно, повышенная экспрессия связанного с заболеванием гена у дрожжей может привести к фенотипу.

Например, при экспрессии на достаточно высоких уровнях альфа-синуклеин, ген, связанный с болезнью Паркинсона, является токсичным. Такой штамм затем может быть использован для скрининга генов дрожжей или небольших молекул, которые подавляют или усиливают токсичность, индуцированную синуклеином, часто предоставляя информацию о соответствующих клеточных путях. Экстракт дрожжей успешно использовался для идентификации ряда генов дрожжей со схожими свойствами, предоставляя исследователям новые гены-кандидаты для изучения.

Эукариоты могут быть как одноклеточными, так и многоклеточными. Примерами эукариот являются все животные, грибы, растения, которые можно увидеть, не используя увеличительных приборов.

Одноклеточные эукариоты - эго организмы, состоящие из одной эукариотической клетки, часто совсем не похожей на клетки многоклеточных растений, животных или грибов. Хотя все многоклеточные эукариоты происходят от одноклеточных.

Дрожжи становятся организмом выбора в исследованиях, направленных на выявление целевых лекарств и способ действия различных лекарств. Хемогеномика или химическая геномика относятся к экранам, которые используют комбинацию химических веществ и геномики для зондирования мишеней и потенциально идентифицируют новые лекарства. В этих химико-геномных исследованиях были использованы два основных подхода. Во-первых, создается генофондная коллекция диплоидных штаммов, где удаляется одна из двух идентичных копий гена, тем самым снижая уровни конкретного продукта гена.

Одноклеточные эукариотические организмы существенно отличаются способами питания. Одни одноклеточные эукариоты питаются гетеротрофно, другие - автотрофно. У гетеротрофных одноклеточных эукариот различают животный и грибной способы поглощения органических веществ. При животном способе клетка захватывает твёрдые частицы пищи, а далее переваривает их в цитоплазме, часто в особых органе л л ах - пищеварительных вакуолях. При грибном способе клетки могут поглощать только растворённые органические вещества, всасывая их всей своей поверхностью. Автотрофное питание у одноклеточных эукариот происходит исключительно благодаря фотосинтезу.

Целевые гены и гены, вовлеченные в целевой путь, становятся более чувствительными к соединению и предпочтительно идентифицируются в этом типе экрана. Во втором подходе несущественные гены систематически удаляются, и сбор проводится с помощью лекарственного средства для поиска генов, которые буферируют путь лекарственного средства. Ожидается, что этот подход будет определять гены, необходимые для роста в присутствии соединения. Дополнительные подходы с использованием сверхэкспрессионных экранов были использованы для идентификации генов, участвующих в резистентности к лекарственным средствам, включая потенциальную мишень-препарат.

Животноподобные и растениеподобные одноклеточные эукариоты . Одноклеточные эукариоты с животным способом питания называются одноклеточными животноподобиыми организмами.

Одноклеточных эукариот с растительным способом питания относят к одноклеточным водорослям. Такими водорослями являются хлорелла, хламидомонада, вольвокс Кроме того, многие одноклеточные эукариоты (как животноподобные, так и растениеподобные) способны поглощать питательные вещества грибным способом- путём всасывания их всей поверхностью клетки.

Сравнение профиля экспрессии дрожжевых клеток, удаленных для гена, с клетками дрожжей дикого типа, обработанными конкретным лекарственным средством, также может быть эффективным способом идентификации генов, которые могут рассказать исследователям о том, как препарат работает в клетках.

Это всего лишь несколько примеров того, как дрожжи могут использоваться как для изучения болезни человека. Исследования дрожжей могут помочь исследователям узнать больше об основной биологии, используя эту модельную систему, или помочь им определить цели наркотиков или лекарственные средства.

Например, водоросль эвглена (рис. в), которая иногда называется «животно-растением», имеет зелёные хлоропласты, и при наличии света фотосинтезирует. Если же в воде много растворённых органических веществ, а света нет, эвглена переходит на гетеротрофный (грибной) тип питания, и при этом даже может становиться бесцветной. Эвглена поглощает только растворённые органические вещества, всасывая их всей поверхностью клетки. К захвату и перевариванию твёрдых частиц пищи, т.е. к животному питанию, эвглена не приспособлена. С другой стороны, амебы и некоторые ипфузории(рис. а, б) относящиеся к животноподобным одноклеточным организмам, поглощают органические вещества как животным, так и грибным способом. Но из-за отсутствия хлоропластов они не могут питаться как растения.

Справочник по ресурсам грибковых геномов в Национальном центре биотехнологической информации. Широкий список по темам, начиная от общих данных дрожжей до нуклеиновых кислот, геномов и белков, данных экспрессии, локализации, фенотипов и т.д.

  • Обзор геномных анализов дрожжей для обнаружения лекарств и мишеней.
  • Ботштейн Ортология и функциональное сохранение у эукариот.
  • История исследований дрожжей 10: основы генетики дрожжей.
Многие из крошечных прокариот имеют простую форму: они могут быть маленькими шарами, формой, которая не выдерживает высыхания: они могут быть продолговатыми, формой, которая обеспечивает максимальную поверхность для химических обменов с окружающей средой, или они могут быть спиральными, облегчает им перемещение.

В природе одноклеточные животноподобные организмы и водоросли служат пищей для других животных, особенно живущих в воде. Современные одноклеточные эукариоты играют важную роль в процессах самоочищения водоёмов, а остатки их древних вымерших (т.н. ископаемых) представителей используются геологами для определения возраста осадочных пород и поиска месторождений полезных ископаемых, например, нефти.

Хотя люди изучали тысячи одноклеточных организмов, для миллионов биологов, которых нужно описать, есть миллионы. Они интересны для изучения, потому что каждый вид уникален, и многие из них красивы, чтобы смотреть или иметь интересные адаптации. Мы уже рассмотрели факторы, которые ограничивают размер и форму ячеек. Эти крошечные организмы также обладают силой передвижения.

Некоторые клетки имеют крошечные волоскоподобные волокна, которые называются жгутиками. Хотя это особенность некоторых самодостаточных маленьких организмов, мы также видим эту же особенность в клетках спермы, которые двигаются с жгутиками. У некоторых эукариот есть группы или ряды крошечных волокон, которые движутся вместе как весла в виде рябины. Они называются ресничками.

Закрепите!

Давайте теперь подведем итог нашей работы, используя форму СИНКВЕЙН, я напомню вам, что

  1. Строка- 2-3 существительных;
  2. Строка-2-3 прилагательных;
  3. Строка -2-3глагола;
  4. Строка -1-2 суждения, вывода.

ВОДОРОСЛИ:

Хлорелла, хламидомонада, вольвокс;
- Зеленые, микроскопические, нужные;
- Фотосинтезируют,выделяют, очищают;
- Это самые древние растения на Земле
- Они обогащают воду и атмосферу кислородом.
- Водоросли являются первым звеном цепи питания.

Килии также встречаются в яйцеводах некоторых многоклеточных животных. Их избиение вызывает нежный ток, который перемещает яйцеклетку из яичника в матку. Некоторые одноклеточные организмы чувствительны к свету. Они могут двигаться к нему или от него. Хотя клетки малы, они сложны. У них есть древние и эффективные механизмы выживания. Чем больше мы узнаем о них, тем удивительнее мы их находим.

Разнообразие одноклеточных организмов поражает. Эти различия проявляются как в структуре, так и в функции организмов. Во-первых, одноцепочечные организмы имеют размеры в диапазоне от менее 1 микрон в диаметре для самых маленьких бактерий до более чем 100 микрон для некоторых простейших.

Мукор, дрожжи, фитофтора;
- Полезные, необходимые, но опасные;
- Производят, разрушают, заражают;
- Разрушители отмерших тел организмов;
- Необходимы для выпечки хлеба;
- Возбудители заболеваний растений.

«В конце каждой главы в цветной рамке приведён перечень основных понятий, необходимых для запоминания. В разделе «Подведём итоги» ...»

Как работать с учебником

Способ, которым одноклеточные организмы приобретают пищу, также сильно варьируется. Некоторые, подобно амебе, отправляются на поиски пищи, ползая по псевдоподам к добыче, которые в конечном итоге поглощают и переваривают внутренне. Другие, включая все виды водорослей, делают свою пищу, используя энергию солнца, как и растения. Структуры, называемые хлоропластами внутри водорослей, содержат пигмент хлорофилл, который позволяет им использовать энергию солнца для производства углеводов от двуокиси углерода и воды.

Несколько видов водорослей настолько универсальны, что, в зависимости от условий освещения, они меняют режим, с помощью которого они получают пищу. Когда солнечный свет доступен, Эуглена можно увидеть тяготеющим к свету, который они ощущают через фоторецептор или глазной кадр на одном конце клетки. Если свет слишком яркий, организмы будут плавать в сторону более оптимальных условий освещения. Они могут приобретать свою пищу таким образом на неопределенный срок, предполагая наличие достаточного количества питательных веществ, а свет - нет.

Дорогие друзья!

Учебник биологии для 9 класса поможет вам получить представление о

структуре живой материи, её наиболее общих законах, о многообразии жизни и истории её развития на Земле. При работе вам пригодится ваш жизненный опыт, а также знания по биологии, приобретённые в 5–8 классах.

Ознакомьтесь с оглавлением учебника - вам будет понятно его построение, расположение параграфов по главам.

Одноклеточные организмы воспроизводят некоторые интересные и удивительно эффективные способы. В то время как некоторые полагаются на хозяев или ряд видов хозяев для завершения их сложных жизненных циклов, многие воспроизводят, просто разделяя их на две части. Фактически, биологический успех и замечательное разнообразие одноклеточных организмов обусловлены, по крайней мере частично, их быстрой скоростью деления клеток. Учитывая, что время, необходимое одному человеку для передачи своих генов следующему поколению, является одним из наиболее важных факторов в эволюционном процессе, одноклеточные организмы находятся на эволюционном быстром пути!

Читая параграф, внимательно рассматривайте рисунки, фотографии и схемы.

Обращайте внимание на выделение терминов и понятий светлым курсивом - это поможет вам лучше усвоить изучаемый материал. Термины, выделенные полужирным курсивом, надо запомнить.

Таким значком обозначены важные положения и выводы.

Этот значок помещён в конце каждого параграфа рядом с вопросами, предназначенными для проверки усвоенных знаний.

В последние десятилетия это явление поражало врачей и исследователей от быстро развивающихся бактерий в тревожной битве за антибиотическую резистентность. Эксперты теперь оценивают, что целых два десятка типов бактерий развили устойчивость к большинству, если не ко всем, антибиотикам, доступным сегодня. Битва, которую мы успешно выиграли в течение 50 лет, благодаря достижениям в медицине, теперь представляет собой ровный матч.

Например, открытие Никола Теслы чередующихся токов помогло открыть путь для широкого доступа к электричеству, а также открытие Луи Пастера о том, что тепло и дезинфицирующее средство могут убить улучшенную безопасность пищевых продуктов и спасти миллионы жизней Рассматривая тонкую сухую часть пробкового дуба с неочищенным световым микроскопом, Гук заметил, что он ясно видит, что пробка состояла из небольших пространств, окруженных стенами, таких как соты, но места были нерегулярными и не глубокими.

В конце каждой главы в цветной рамке приведён перечень основных понятий, необходимых для запоминания.

В разделе «Подведём итоги» предложены вопросы и задания, которые помогут вам развить творческое мышление, самостоятельность в поиске знаний, применении их на практике, а также оценить, насколько успешно вы усвоили новый материал.

В своей важной книге «Микрогафия» Гук назвал эти пространства ячейками, потому что они напоминали небольшие комнаты, в которых жили монахи. Однако то, что образцы Гука не могли выявить в то время, состояло в том, что клетки не были пустыми. Несмотря на то, что он старался видеть свои образцы с различными увеличениями и с несколькими источниками света и углов, существовали два основных препятствия, которые заставили Гука обнаружить подклеточные структуры. Во-первых, микроскоп, который он использовал в то время, имел очень небольшое увеличение, чтобы показать, что в стенках клетки содержится много.

Текст, набранный специальным шрифтом, запоминать необязательно. Этот материал предназначен для тех, кто хочет больше узнать о живой природе.

Для закрепления теоретического материала проводятся лабораторные работы.

В конце учебника приведён словарь терминов, который поможет вам вспомнить их значение и будет полезен при самостоятельной работе.

Второе: их образцы были из пробки - состояли из ранее мертвых клеток, отсутствующих в цитозоле и органеллах. Ван Левенхойк не был ученым с формальной подготовкой, но он был любопытным и трудолюбивым человеком, которому нравилось наблюдать за окружающим миром. Рисунок 2: простой микроскоп Ван Леувенхук. На латунной пластине есть маленькая увеличительная линза, установленная на острой точке, которая удерживала бы образец.

В течение своей жизни ван Левенгук создал сотни микроскопов и линз вручную, каждый из которых был уникальным. Именно с этими микроскопами и улучшенными линзами он начал изучать окружающий мир и делиться этими наблюдениями с такими институтами, как Королевское английское общество. В письме Генри Ольденбургу в том же сентябре и опубликованном в «Философских трудах Королевского общества» ван Левенгук отметил.



Рис. 8. Разнообразие форм клеток эукариот - растений и животных: 1 - спирогира;

2 - эвглена зелёная; 3 - клетка нервной ткани многоклеточного организма; 4 - клетка мышечной ткани многоклеточного организма; 5 - сувойка

1. Назовите признаки сходства и различия клеток одноклеточных и многоклеточных организмов.

2. Что лежит в основе деления всех организмов на прокариот и эукариот?

3. Почему клетку называют структурной единицей жизни?

4. Сравните особенности жизнедеятельности свободноживущей клетки и клетки многоклеточного организма.

Лабораторная работа № 1 Тема: Многообразие клеток эукариот.

Сравнение растительных и животных клеток Цель работы: сравнить особенности строения клеток растений и животных (многоклеточных и одноклеточных) Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты растительных и животных тканей (внутреннее строение листа, мышечная и нервная ткани), инфузорий (парамеция-туфелька) и зелёных водорослей (хламидомонада).

Задание 1. Сравнение клеток растительных и животных тканей.

Ход работы

1. Приведите микроскоп в рабочее состояние.

2. Рассмотрите микропрепарат мякоти листа при малом и большом увеличении. Определите типы растительных тканей на поперечном срезе листа. Рассмотрите отдельные клетки различных тканей.

3. Сравните клетки столбчатой, губчатой и покровной тканей. Выявите особенности строения клеток этих тканей в связи с их функциями у растения.

4. Рассмотрите препараты клеток животных тканей (нервной и гладкой мышечной). Укажите особенности строения клеток в связи с выполняемыми ими функциями в организме животного.

5. Результаты наблюдений и выводы запишите в таблицу.

Особенности Выполняемые Изображение Ткань строения функции клетки ткани Столбчатая Губчатая Покровная Нервная Мышечная

Вывод:

Задание 2. Изучение особенностей клеток одноклеточных организмов.

1. Рассмотрите микропрепараты клеток хламидомонады и парамеции.

Отметьте особенности формы тела организмов, наличие ядра, вакуолей, органоидов передвижения. Сравните внешний вид клеток одноклеточных и многоклеточных организмов.

2. Найдите признаки различия у одноклеточных растительных и животных организмов. На основе наблюдений сделайте вывод.

3. Сделайте общий вывод о строении растительных и животных клеток.

4. Результаты наблюдений и выводы запишите в таблицу.

–  –  –

Организм - живое существо. Любой организм - это отдельное живое существо (особь), реализующее жизнь на нашей планете. Поэтому организмы называют элементарными структурными единицами жизни.

Все живые организмы независимо от их формы и размеров (от нескольких микрон у некоторых бактерий до десятков метров у растений) служат носителями жизни, обладают основными свойствами живого. Они способны питаться, дышать, осуществлять обмен веществ, удалять ненужные вещеКак осуществляется управление процессами жизнедеятельности в клетках бактерий, не имеющих ядра?

2. Какие типы обмена веществ свойственны бактериям?

3. Какую роль в жизни бактерий выполняют споры?

4. В чём состоит главное отличие вируса от бактерии?

–  –  –

Отличительные особенности растительных организмов. Растения - очень разнообразная и многочисленная группа организмов, представляющая особое царство органического мира - царство Растения. Среди растений есть одноклеточные и многоклеточные формы. Они населяют водную, наземно-воздушную и почвенную среды, куда проникают лучи солнечного света.

Вторая особенность растений состоит в том, что они, в отличие от других живых существ, способны обогащать воздух кислородом. Кислород, выделяемый растениями, является продуктом процесса фотосинтеза. Во внешнем слое атмосферы кислород превращается в озон. Слой озона является надёжным экраном, защищающим всё живое население нашей планеты от губительного воздействия ультрафиолетового излучения.

Третья особенность растений - их неспособность к активному передвижению по земной поверхности. Лишь одноклеточные растения (например, хламидомонада, эвглена) с помощью жгутиков или ресничек активно передвигаются в воде. Подобное существование - прикреплённый образ жизни - сочетается у растения со способностью к росту в течение всей жизни, к увеличению числа и размеров слагающих его тело органов. Благодаря этому увеличивается поверхность организма, через которую в растение поступают питательные вещества. Растениям свойственны ро- Цветок стовые движения - поворачивание листьев и цветков в сторону света, Лист раскрывание и закрывание цветка, движение лиановидного стебля во- 1 Стебель круг опоры, движение кончика корня в сторону питательных веществ и пр. Ростовые движения, как и неограниченный, постоянно идущий рост побегов и корней, компенсируют неподвижность растений. Почка Особенности строения растительных организмов. Растения весьма разнообразны по строению 2 и образу жизни. Существуют растения, тело которых не расчленено на органы, отличается довольно простым внутренним строением и не имеет специализированных тканей.

Рис. 26. Главные органы растения - Его называют слоевищем (талло- побег (1) и корень (2) мом). К таким растениям (их условно называют «низшие») относят водоросли. Они обитают главным образом в воде, хотя встречаются и на суше, но обычно во влажных местах.

К высшим растениям принадлежат те, тело которых расчленено на органы. Сюда входят споровые (моховидные, плауновидные, хвощевидные, папоротниковидные), а также голосеменные и покрытосеменные (цветковые) растения.

У растений различают вегетативные и генеративные органы. Основными вегетативными органами высших растений являются корень (за исключением моховидных) и побег, состоящий из стебля, листьев и почек (рис. 26). Вегетативные органы обеспечивают процессы минерального питания, фотосинтеза, дыхания, а также вегетативное размножение растений.

Генеративные органы (спороносные колоски, стробилы или шишки, цветки, плоды, семена) выполняют функции, связанные с половым и бесполым размножением растений, обеспечивают их воспроизводство и расселение по земной поверхности.

Для высших споровых и семенных растений характерно наличие различных тканей: покровной, основной, проводящей и механической.

Процессы жизнедеятельности растительных организмов. Самым важным ассимиляционным процессом у растений является фотосинтез, а диссимиляционным - дыхание. Дыхание происходит во всех живых клетках растения днём и ночью. Растение, как и человек, дышит кислороРазнообразие животных Вспомните какие группы животных вы уже изучали;

zz какие организмы входят в группу простейших.

zz Царство Животные традиционно подразделяют на два подцарства - Простейшие и Многоклеточные.

Простейшие. Это одноклеточные животные, клетка которых представляет собой целостный эукариотический организм. Они обитают в самых разных условиях на Земле - в пресной и солёной воде, в горячих источниках и на дне океанов, в почве, в организмах растений, грибов, животных.

Важным свойством (и отличием от бактерий) многих простейших является их способность к фагоцитозу. Фагоцитоз - активный захват и поглощение клеткой микроскопически малых живых и неживых объектов с помощью специальных «впячиваний» её плазматической мембраны (рис. 38).

Фагоцитоз встречается не только у простейших, но и у некоторых клеток многоклеточных организмов (например, лейкоцитов крови).

–  –  –

Сходство человека и животных. Современные люди принадлежат к виду Человек разумный (Homo sapiens), роду Человек, семейству Гоминиды, отряду Приматы, классу Млекопитающие, подтипу Позвоночные, типу Хордовые. Ближайшими сородичами человека являются человекообразные обезьяны (шимпанзе, горилла, орангутан). Общий предок человека и шимпанзе жил в Африке около 6 млн лет назад, а затем их эволюционные пути разошлись.

Вследствие того, что человек относится к позвоночным млекопитающим, он обладает многими признаками, свойственными животным. Его внутренний костный скелет, включающий череп, позвоночник, рёбра, грудину, конечности и пояса конечностей, состоит из таких же костей, что и у других позвоночных (рис. 42).

Рис. 42. Скелет человека (1) и собаки (2) Подведём итоги Что вы узнали из материалов главы 4 «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле»?

Проверьте себя самостоятельно

1. В каких условиях возникла жизнь на Земле?

2. Какие условия внешней среды стали причиной выхода организмов на сушу?

3. Какова роль кислорода в эволюции жизни?

4. Назовите основные закономерности эволюции.

5. В чём сходство микроэволюции и макроэволюции?

6. Почему популяцию называют формой существования вида?

7. Какую роль в эволюционном процессе играет борьба за существование?

8. Охарактеризуйте основные направления эволюции.

9. Раскройте значение видообразования в жизни природы.

10. Охарактеризуйте этапы антропогенеза.

11. В каких районах Земли произошло формирование рода Человек?

12. Когда и как естественный отбор действовал в эволюции человека?

13. Почему человека называют жителем биосферы?

14. Почему вид называют качественным этапом в системе организмов?

15. Какова роль популяции в эволюционном процессе?

16. В чём заключается главное различие между ароморфозом и идиоадаптацией?

Выполните задания А. Сформулируйте правильный ответ.

1. Впервые гипотезу о происхождении жизни на Земле высказал

а) Дж. Холдейн

б) А.И. Опарин

в) Ч. Дарвин

г) В.И. Вернадский

2. Образование новых видов в природе происходит путём

а) микроэволюции

б) макроэволюции

в) ароморфоза

г) естественного отбора

3. Материал для эволюции поставляет

а) борьба за существование

б) мутационный процесс

в) естественный отбор

г) модификационная изменчивость

4. К движущим силам эволюции относят

а) многообразие видов

б) борьбу за существование

в) видообразование

г) приспособленность Б. Уберите лишний термин.

zz Эволюция, микроэволюция, ароморфоз, макроэволюция.

zz Естественный отбор, искусственный отбор, селекция, приспособленность.

zz Архей, коацерваты, прокариоты, «первичный бульон».

zz Популяция, вид, микроэволюция, естественный отбор.

В. Исправьте ошибку в утверждении.

zz Первыми фотосинтезирующими организмами на Земле были примитивные эукариоты.

zz Человек появился на нашей планете в мезозойскую эру.

zz Популяция - это группировка видов, участвующих в эволюци

–  –  –

Обсудите проблему в классе

1. Как объяснить господство древних папоротниковидных растений в палеозое и их почти полное исчезновение в той же эре?

2. Какие идеи эволюционного учения нашли отражение в мировоззрении человеческого общества?

3. Какие явления лежат в основе необратимости эволюции?

4. В чём заключается различие действия естественного отбора при видообразовании и расообразовании?

–  –  –

мов, естественным отбором? Если организмы погибли при землетрясении, означает ли это, что они подверглись естественному отбору?

zz На каких уровнях организации жизни проявляется биологиче

–  –  –

В процессе антропогенеза предки Homo sapiens преодолевали различные сложные ситуации, обусловленные воздействием окружающей среды. Сможет ли современное человечество справиться с проблемами, негативно воздействующими на живую природу?

–  –  –

Внимательно рассмотрите рисунки 86 и 87. По рисунку 86 проанализируйте эволюционные изменения в строении, размерах и форме руки у человека в процессе его происхождения. По рисунку 87 определите, как шло эволюционное изменение нижней челюсти в процессе становления современного человека. Сделайте общий вывод о характере эволюционных изменений в процессе антропогенеза.

–  –  –

Используя информационный ресурс, создайте презентацию к доzz кладу на тему «Древние предки Человека разумного».

zz Постройте сравнительную таблицу, показывающую сходство и различие основных положений в эволюционных теориях Ж.Б. Ламарка и Ч. Дарвина.

Темы проектов для выполнения в группе Выполнение демонстрационной модели «Идиоадаптация» на приzz мере различных способов добывания пищи (или постройки гнёзд) у птиц или распространения семян у цветковых растений.

zz Создание проекта-презентации доклада с рисунками и объяснительным текстом на тему «Развитие систем органов у позвоночных животных в процессе эволюции». Для проекта можно использовать материалы о системе кровообращения или о системе органов дыхания у животных.

zz Создание иллюстрированного атласа о животных с текстом на тему «Приспособленность организмов к среде обитания».

Растения избегают биологической изоляции благодаря переносу zz на большие расстояния их пыльцы, спор, семян ветром, водой или животными. Животные в силу своей подвижности нередко преодолевают географические барьеры. Характерно, что многие животные в период между сезонами размножения (перелёты птиц, сезонные миграции Словарь терминов Автотрофы (греч. autos - «сам» и trophe - «питание») - организмы, создающие органические вещества из неорганических с использованием энергии света в процессе фотосинтеза или энергии, образующейся в результате окисления различных неорганических соединений: зелёные растения, фото- и хемосинтезирующие бактерии.

Агробиоценоз (агроэкосистема) (греч. agros - «поле», bios - «жизнь»

и koinos - «общий») - искусственный биогеоценоз (экосистема), основные функции которого поддерживаются системой агрономических мероприятий (вспашка, внесение удобрений, снятие урожая, обработка ядохимикатами и т. д.). От естественных биогеоценозов отличается простотой структуры и, как правило, доминированием культурных растений поля, огорода, сада, парка и др. Без поддержки человека агробиоценоз быстро распадается, возвращаясь к естественному природному состоянию.

Адаптация (лат. adaptatio - «прилаживаю», «приспособление») - процесс и результат приспособления организма к условиям обитания.

Аллель (греч. allelon - «взаимно») - один или нескольких вариантов состояний гена (доминантное и рецессивное), которые могут находиться в данном участке хромосомы.

Анаболизм (греч. anabole - «подъём») - то же, что ассимиляция.

Анафаза - третья стадия митоза или мейоза, во время которой хроматиды расходятся к противоположным полюсам митотического веретена.

Анаэробы (греч. an - частица отрицания, aer - «воздух» и bios - «жизнь») - организмы, способные жить в бескислородной среде.

Антропогенез (греч. anthropos - «человек» и genesis - «происхождение») - наука о происхождении человека, становлении его как вида в процессе эволюции.

Ароморфоз (греч. airo - «поднимаю» и morphosis - «образец», «форма») - одно из основных направлений эволюции, характеризующее эволюционное изменение, в результате которого живое поднимается на новую, более прогрессивную ступень развития.

Ассимиляция (лат. assimilatio - «уподобление», «слияние», «усвоение») - эндотермический процесс уподобления соединений, поступающих в клетки организма. Это созидательная часть метаболизма.

АТФ - аденозинтрифосфат, нуклеотид, состоящий из аденозина и трёх фосфатных групп; в качестве переносчика энергии принимает участие во многих биохимических реакциях клетки.

–  –  –

Похожие работы:

« происхождения жизни и становления биосферы" Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации Федеральное государственное унитарное научно-производственное предприя...» вулканологии и сейсмологии ДВО РАН. Петропавловск-Камчатский. 683006; e-mail:[email protected] Аннотация Предлагается геоэкологическая...» МЕТОДЫ ПРИ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ МОНИТОРИНГЕ ДОННЫХ ОТЛОЖЕНИЙ ЧЕРНОМОРСКОГО ШЕЛЬФА Показано, что видовой состав и численность доминирующих групп микроорганизмов зависят о...»

2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - электронные матриалы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.