Терапия занятостью в психиатрии. Трудовая терапия

Размещено на /


Введение

Понятие о трудотерапии

Трудотерапия при галлюцинаторном синдроме

Трудотерапия при депрессивных состояниях

Трудотерапия при двигательной заторможенности

Трудотерапия при олигофрении

Заключение

Список литературы


Введение


«Учение и труд все перетрут» - с этой пословицей трудно не согласиться. Обучение и трудовая деятельность – это важнейшие составляющие человеческой жизни, при их отсутствии человек вряд ли реализуется как полноценная личность. Труд не только является стимулом для самоактуализации, он также благотворно влияет на состояние здоровья человека. В психологии давно известно, что депрессию можно преодолеть, если взять себя в руки найти занятие, работу, т. е. над чем-то потрудиться, сосредоточиться на выбранном деле, что поможет отогнать тоскливые мысли, повысить жизненный тонус.

По этим и многим другим причинам в лечебной медицине возник такой вид терапии как трудовая терапия, т. е. использование трудовых процессов с лечебной целью. При некоторых заболеваниях трудотерапию применяют для повышения тонуса организма, нормализации обменных процессов, используя при этом труд на свежем воздухе, требующий участия многих мышц (например, работа в саду). В травматологии и ортопедии для восстановления функций конечностей используют специальные виды труда с определённым объёмом движений и участием определённых групп мышц. Наиболее широко трудотерапиюприменяют в психиатрии с целью благотворного воздействия на психику больных. Именно об использовании изучаемого нами вида терапии в лечении и реабилитации людей с психическими заболеваниями и состояниями пойдет речь в дальнейшей нашей работе.


1. Понятие о трудотерапии


Трудотерапия, трудовая терапиялечение различных физических и психических заболеваний с помощью привлечения больных к определенным видам деятельности; это позволяет больным постоянно быть занятыми работой и достичь максимальной независимости во всех аспектах их повседневной жизни. Виды трудовой деятельности, к которым привлекается больной, специально подбираются таким образом, чтобы максимально использовать способности каждого человека; при этом всегда необходимо учитывать его индивидуальные потребности и склонности. К таким видам деятельности относятся: изготовление изделий из дерева и металла, роспись изделий из глины и другие художественные промыслы, домоводство, различные социальные навыки (для психически больных людей) и активный досуг (для престарелых). К трудотерапии также относится процесс освоения механических средств передвижения и адаптация к жизни в домашних условиях.

При использовании данного вида терапии в лечении психически больных трудовые процессы, подобранные в зависимости от состояния больного, оказывают активизирующее или успокаивающее действие.Трудотерапияпри подостром и хроническом течении психических заболеваний и состояниях, обусловливающих изменения личности больных, играет большую роль в системе их социально-трудовой реабилитации. Постепенно усложняющиеся трудовые процессы тренируют и укрепляют компенсаторные механизмы, облегчая переход к труду в условиях производства.

Проблема психологии трудотерапии психически больных – пограничная для психологии труда и клинической психологии. Психологическая теория и практика трудотерапии составляют раздел психологии труда, так как это направление, в котором изучается, по словам С.Г. Геллерштейна, «труд как фактор развития и восстановления».

В отношении психически больных врачи и психологи выделяют несколько уровней социально-трудовой реадаптации (т. е. восстановления больного после перенесенного болезненного периода):

1) профессиональная реадаптация (возврат к прежней профессиональной деятельности, когда коллеги «дефект не замечают»).

2) производственная реадаптация (возврат к труду, но при снижении квалификации);

3) специализированно-производственная реадаптация (возврат на производство, но на трудовой пост, специально приспособленный для лиц с нервно-психическими дефектами в особых щадящих условиях);

4) лечебно-производственная реадаптация (доступна лишь работа во внебольничных лечебно-производственных мастерских, когда у больного сохраняются стойкий дефект работоспособности либо патология поведения);

5) внутрисемейная реадаптация (выполнение домашних обязанностей);

6) внутрибольничная реадаптация (при глубоких дефектах психики).

Задачи трудотерапии заключаются в том, чтобы больной дocтиг максимально высокого, доступного для него уровня реадаптации.

Опыт 30-х гг. XX века, когда в психиатрических клиниках вводилась терапия занятостью в самых простых формах (больным предложили клеить бумажные аптечные пакеты), оказался весьма эффективным. С.Г. Геллерштейн и И.Л. Цфасман (1964) приводят данные па Калининской психоневрологической больнице, где число несчастных случаев с больными, побегов больных и других происшествий за год сократилось в 10 раз – с 14416 (1930 г.) до 1208 (1933 г.), при условии, что в 1930 г. – никто из больных не привлекался к труду, а к 1933 г. Лишь 63% больных были занять трудом. Частота агрессивных действий в «рабочие» дни сократилась па сравнению с «нерабочими» днями в мужском отделении на 78%, а в женском – на 49%.

Какими же свойствами обладает ручной труд как разновидность лечебно-восстановительного, воздейственного средства по отношению к психически больным?

Трудотерапия понималась С.Г. Геллерштейном как разновидность средств психологии воздействия, как стимулятор роста, стимулятор трудовой активности больного на пути восстановления специфически человеческого образа жизни.

Геллерштейн видел суть целебных сторон ручного труда в том, что этот вид деятельности обладает такими весьма ценными признаками, как:

соответствие человеческим потребностям;

целевой характер деятельности;

мощное воздействие упражнения;

мобилизация активности, внимания и т.д.;

необходимость приложения усилия, напряжения;

широкие возможности компенсации;

преодоление трудностей и препятствий, возможность регулирования их и дозировки;

включение в жизненно полезный ритм;

результативность, предпосылки организации обратной связи и совершенствования функций;

благодарное поле для отвлечения, переключения, смены установки;

рождение положительных эмоций – чувства удовлетворения, полноценности и др.;

коллективный характер труда.

Трудотерапия, однако, может помогать или ухудшать состояние больного, эта зависит от его состояния, используемой формы труда, дозировки трудовых занятий, формы организации труда и его содержания.

Так, трудотерапия абсолютно противопоказана при острых болезненных состояниях, сопряженных с расстройcтвом сознания; при кататоническом ступоре; при соматических тяжелых заболеваниях; временно противопоказана во время активного медикаментозного лечения; при выраженных депрессиях и астенических состояниях. Относительно противопоказана трудотерапия для больных с явно отрицательной установкой на труд (при острой психопатологии). Во всех этих случаях нужен индивидуальный подход к личности больного.

Психологу необходимо учитывать каждый фактор отдельно и все вместе. Целесообразно построить классификацию видов труда, доступных в качестве трудотерапии с точки зрения представленности в каждом из них отмеченных выше полезных свойств труда. Это важно, так как позволяет проектировать формы трудотерапии осознанно (а не методом проб и ошибок), с учетом характера дефекта больного и «зоны ближайшего развития», по Л.С. Выготсткому, доступной для него и актуальной. С.Г. Геллерштейн предлагал психологу, проектирующему программу трудотерапии, выявить предварительно потенциальные возможности разных видов труда, провести их содержательный и структурно-функциональный анализ, чтобы сознательно использовать труд как лечебное средство, как это принято в любой другой области терапии. Другими словами, предлагалась специализированная модификация профессиографии.

Геллерштейн писал: «Чем тоньше и глубже мы сумеем понять связи между конкретными формами трудовой активности и патологическим состоянием и особенностями личности больного, которого в лечебно-восстановительных целях мы приобщаем к труду, тем скорее мы приблизимся к научно-обоснованному программированию рационально построенной трудовой терапии».

Геллерштейн и Цфасман придерживались двух основных принципов использования трудотерапии:

Труд больных должен быть результативным и больной должен видеть результаты своей деятельности. Этот принцип часто нарушался: например, инструктор предлагала больным заниматься вязанием в палате, но не отмечала индивидуального характера работы. Предмет труда и орудия вязания убирались на ночь (видимо, чтобы больные не поранили себя и других). Утром инструктор могла дать больной не ее начатую варежку, а чей-то недовязанный носок.

Необходим индивидуальный учет выработки больных. Только в этом случае можно контролировать эффект трудотерапии.

Вариант трудотерапии, применявшийся Геллерштейном и Цфасманом, был эмпирическим в своей основе, ориентированным на негативные симптомы, свойственные разным видам психических заболеваний, а также на подбор тех видов труда по содержанию и форме организации, которые предположительно могли купировать болезненные симптомы и содействовать развитию больного намеченном, доступном для него прогрессивном направлении социально-трудовой реадаптации.


2. Трудовая терапия при галлюцинаторном синдроме


Пример. Больной шизофренией со слуховыми галлюцинациями продуктивно и систематически плел корзины в лечебно-трудовых мастерских, но галлюцинации даже не ослабевали. Его перевели на разработку торфа, требующую большого напряжения сил при норме выработки здорового человека. Через 1,5-2 месяца «голоса» стали слышаться реже. Больной стал другим человеком: оживленным, подвижным, более общительным, заявлял, что чувствует себя прекрасно, «голоса» слышит редко, причем «они стали тихими, еле слышно», а главное – «они говорят исключительно в положительную сторону, чтобы хорошо работалось, быть веселым» и т. д., причем сам больной считает эти положительные сдвиги в своем состоянии результатом именно той «настоящей работы», какой явилась добыча торфа.

Пример. Больная шизофренией (галлюцинаторно-параноидальная форма) чувствовала в себе присутствие посторонних «существ», боролась с ними прижиганием горящей сигаретой, била себя кулаком, кричала. С помощью метода наблюдения в течение трех часов работы и трех часов отдыха, было установлено, что количество реакций больной на галлюцинаторные «раздражители» снижалось более существенно при поливе огорода (38 случаев) и прополке (83 случая), чем в условиях отдыха – при починке белья (289 реакций).

Вывод

При активном включении больных в трудовые процессы галлюцинаторные переживания ослабевают. Но это возможно при условии, что труд должен быть напряженным, активным и мало поддающимся автоматизации (т. е. требующим непрерывного сознательного контроля, мобилизованности внимания, разнообразной динамической интенсивной работы). Механизм лечебного действия труда – подавление патологической доминанты созданием новой доминанты – трудовой. Больные страдают не столько от самих галлюцинаций, сколько от поглощенности психики этими переживаниями. Активный труд уменьшает эту поглощенность, наполняя психическую жизнь больного новым здоровым содержанием.


3. Трудовая терапия при депрессивных состояниях


Пример. Больная З. (52 года) находилась а Тихвинской психиатрической колонии шестой год с диагнозом шизофрения. Была замкнута, угнетена, часто плакала, большую часть дня лежала в постели, укрывшись с головой, часто отказывалась от пищи. Летом начала трудотерапию во время беседы говорила, что все кругом давит, что не хочет видеть людей, свет, поэтому закрывает голову полотенцем. Просила не называть ее по имени, ибо она этого не достойна. Долго отказывалась от всякой работы. Какую работу ей предложить? Работать в поле – нельзя, жарко, состояние и без того тяжелое. Клеить пакеты? Это не отвлечет от тягостных переживаний. Вязать, вышивать - не умеет, нужно учить, продуктивный труд отодвинут надолго. Оказалось, что больная умеет прясть (на «самопряхе»). Для нее специально привезли в больницу «самопряху». Это работа живая, динамичная, знакомая и при этом индивидуальная, нет необходимости общаться с другими людьми. 14.04.1950г. - качество работы низкое, затем постепенно улучшалось. 16.04.1950 г. - тяготится бездельем: «Я жду-не дождусь, пока мне дадут работу, мне тяжело без работы, даже грудь разрывается». На восьмой день повязывает голову платком, а не полотенцем. Глубокая тоска уступает место ровному настроению. Работает все время без перерыва, адекватно реагирует на происходящее вокруг. Через некоторое время встал вопрос о ее выписке. Больная просит помочь вернуть ей ее домик, занятый на время болезни родственниками. Стала целеустремленной, активной, поехала в Красноярск добиваться помощи от прокуратуры.


4. Трудотерапия при двигательной заторможенности


Пример. Больной Б., диагноз: шизофрения, кататоническая форма. Целый день лежит в постели в однообразной позе, действия импульсивные, агрессивен, неконтактен. Его упорно привлекали к труду - стал ежедневно участвовать в индивидуальном труде по наружным работам под руководством медсестры. В психическом состоянии замечены некоторые улучшения. Но когда его включили в состав бригады больных (12-15 человек), состояние больного резко ухудшилось, опять проявляется агрессия, застывает в одной позе. Коллективная работа оказалась непосильной. Перевели в бригаду из четырех человек - поведение улучшилось. Но опять наступило ухудшение, когда к нему прикрепили в качестве партнера активного, хорошо работающего больного.

Вывод

Партнером по работе может быть лишь больной, незначительно превосходящий по активности, либо инструктор по труду.

Психологи делают вывод о том, что в трудотерапии важно отслеживать трудовые возможности больного в каждый момент времени, соблюдать постепенность, ступенчатость в увеличении нагрузки, избегать ситуации демонстрации больному его недостатков. Предлагается.метод рабочих проб: инструктор некоторое время работает вместе с больным на спаренной работе, выделяет свойственные больному ритм, темп движений, стиль его работы, характерные недостатки и т.д.

Для активизации речи больных инструктору по труду, врачу, медсестре рекомендуется активно вызывать ответную речь больного и организовывать труд так, чтобы речь была необходима, включать больного в культурные мероприятия, спорт, игры, стимулирующие речевую активность. Таким образом, трудотерапия должна быть не единственной универсальной формой восстановительно-реабилитационной активности, но звеном в системе реабилитационных мероприятий.


5. Трудотерапия при олигофрении


Для психологии труда представляют интерес также исследования грубых форм психопатологии и возможности социальной реадаптации такого рода больных с помощью трудотерапии. В 70-е гг. XX в. в практике отечественных интернатов для психохроников активно внедрялись занятия трудом. В конце 70-х гг. было проведено сравнительное исследование интернатов госпитального типа (руководители которых убеждены в том, что «больной должен только кушать и спать») и интернатов социально-реабилитационного профиля (в которых инвалиды привлекались к трудовой деятельности, а олигофрены (имбецилы) даже работали в цехах настоящих заводов, правда, по 4 часа в день). Психологам удалось экспериментально доказать, что комплексная социально-реабилитационная программа обеспечивает возможность личностного развития больных, страдающих олигофренией, и перехода их на более высокую ступень социально-трудовой реадаптации. В экспериментальном обследовании сравниваемых групп инвалидов применялась методика Е.И. Рузера, позволявшая измерять продуктивность умственного труда при разной стимуляции. Оказалось, что инвалиды (олигофрены) из интернатов реабилитационного профиля (при одинаковом медицинском диагнозе) проявляли себя в большей степени как здоровые люди: они не только быстрее и качественнее справлялись с тестом, но и работали более продуктивно, если в качестве награды предлагались похвала перед коллективом, экскурсия в город, в кино. Инвалиды из интернатов госпитального профиля предпочитали наглядно-действенные стимулы - конфету, игрушку.

трудотерапия реабилитация психический больной


Заключение


Таким образом, ознакомившись с общими и некоторыми частными аспектами трудотерапии при психопатологии, можно сделать общий вывод, состоящий в том, что если для каждого больного, страдающего психическим заболеванием, подобрать индивидуально, терпеливо подходящий вид труда, можно существенно улучшить состояние больного после медикаментозного лечения, снизить выраженность патологических симптомов, восстановить в известной мере его активность, поддержать в личности больного ее человеческие, социальные качества.


Список литературы:


Геллерштейн С.Г., Цфасман И.Л. Принципы и методы трудовой терапии психически больных. - М.: Медицина, 1964. – 164 с.

Греблиовский М.Я. Трудовая терапия психически больных. – М.: Наука, 1966.- 253 с.

Носкова О.Г. Психология труда: учебное пособие для студентов высш. уч. зав. - М.: Академия, 2007. – 384 с.

Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М.: Академия, 2005. – 480 с.

Рябинова Ф.С. Эффективность трудовой терапии при психических заболеваниях. – Л., 1971. – 236 с.

Размещено на

Похожие рефераты:

Рефлексологическая теория – естественнонаучное направление в психологии и психологии личности, получившее развитие в России в первой половине XX в. Основатель рефлексологической теории - Бехтерев

Общая характеристика шизофрении, ее этиология и онтогенез. Психическая болезнь с тенденцией к хроническому течению. Психологические особенности больного шизофренией. Существенная группа симптомов в диагностике. Медикаменты как основные средства лечения.

Реабилитация больных. Эриксоновский гипноз. Нейролингвистическое программирование. Гештальт-терапия. Групповая психотерапия. Эмоционально-когнитивная терапия. Поведенческая, антикризисная психотерапия. Трудотерапия. Работа психокоррекционной группы.

Цель работы – изучение эффективности и переносимости препарата коаксил (тианептин) при лечении психогенных депрессий у больных пожилого возраста.

Метод наблюдения. Метод опроса. Лабораторный эксперимент. Методы построения простых и сложных теоретических объектов. Преобразующие или конструктивные методы психологии труда.

Трудотерапия в пожилом возрасте как психологическое воздействие

Трудотерапия (эрготерапия) – это целенаправленное вовлечение больных в трудовую деятельность с лечебной и реабилитационной целями.

Изначально трудотерапия использовалась в лечении больных в психоневрологических интернатах, затем получила широкое применение, в частности в работе с людьми пожилого и престарелого возраста.

Трудотерапия обычно организуется стационарно в специально оборудованных лечебно-производственных мастерских или в амбулатории (в кабинете трудотерапии, мастерских при клиниках и диспансерах).

Данный вид терапии является прежде всего лечебным мероприятием, поэтому рядом с пациентами должны постоянно находиться медицинские работники, инструкторы по труду, врачи-специалисты.

Трудотерапия для пожилых людей

Терапия трудом является условием продуктивной организации самостоятельной жизни пожилого человека, помогает ему жить с удовольствием. Для пожилых важно чувствовать ценность своей работы, быть уверенными в ее полезности для окружающих.

Цель трудотерапии в работе с людьми преклонного возраста – помочь справиться с депрессиями, нервными расстройствами, восстановить утраченные функции организма

Она включается в досуг людей старшего возраста в разных формах творческой деятельности, а также предлагает комплекс различных целенаправленных трудовых действий, применяемых в медицинских целях.

Задачи терапии трудом

Трудотерапия решает широкий спектр задач по реабилитации пациента:

  • помогает отвлечься от мучающих пациента тягостных и тревожных мыслей, волнения;
  • укрепляет интеллектуальные качества и эмоционально-волевую сферу пациента;
  • повышает психический тонус пациента, помогает избавиться от осознания своей неполноценности, формирует оптимистическое отношение к жизни;
  • создает условия для восстановления взаимоотношений пациента с социумом и др.

Важной задачей трудотерапии, использующейся в работе с психиатрическими, неврологическими, пожилыми пациентами является возвращение частично утраченных двигательных функций, а также восстановление или формирование навыков труда.

Многолетним опытом доказано, что посильный труд ускоряет процесс реабилитации после хирургических операций, нарушений деятельности периферической нервной системы, воспалений, и инсультов.

Терапия трудом устраняет тугоподвижность суставов, повышает силу и тонус мышц, восстанавливает координацию движений. Максимальный эффект в таких ситуациях достигается, если трудотерапия используется в комплексе с массажем и .

Технологии трудотерапии пожилых людей

Игровая терапия

Технология игровой терапии является способом восстановления в нескольких сферах одновременно: в области социализации, саморазвития, воспитания, адаптации, релаксации, рекреации и др.

Игровая терапия с обязательным выбором ролей помогает пережить жизненные обстоятельства спокойнее, найти подходящий для данной трудной ситуации характер своего поведения в социуме.

Средствами игровой терапии могут быть настольные и подвижные игры, мероприятия состязательной направленности. В работе с людьми пожилого возраста игровая терапия эффективна, так как помогает самовыразиться в определенной социальной роли, избавиться от тревог и печалей будней.

Это система коррекционных мероприятий, основанных на использовании средств различных искусств и организации творческой деятельности. Арт-терапия способствует стабилизации эмоциональной сферы пациентов.

В работе с пожилыми на основе данной технологии эффективными являются занятия в творческих мастерских разных направлений в зависимости от увлечений человека (вышивка, рисование и др.)

Это система трудовой терапии на основе круглогодичного общения пожилого человека с живыми цветами и растениями дома, в социальном учреждении, на приусадебном участке.

Лечебный эффект при этом дают такие посильные трудовые операции, как посадка и пересадка рассады и взрослых растений, уход за растениями в огороде и на садовом участке, оформление клумб, работа на субботниках по облагораживанию территории.

Эти и другие методы трудотерапии (психологические тренинги и др.) способствуют не только восстановлению физической трудоспособности пожилого человека, но и облегчают его адаптацию в коллективе, взаимоотношения с окружающими.

Формы трудовой терапии людей пожилого возраста

Производственная терапия восстанавливает профессионально важные умения или подготавливает к приобретению специальности, а также помогает решать задачи профессиональной ориентации.

Она включает в программу по трудотерапии в зависимости от степени утраты рабочих навыков организацию следующих видов деятельности пациента:

  1. подсобные работы (по уборке в пределах лечебного отделения);
  2. несложные выполняемые руками операции с элементарными орудиями труда (сборка простых изделий);
  3. деятельность, включающая несколько этапов работы со сложным изделием;
  4. изготовление изделия, включающее все циклы обработки на производственном оборудовании;
  5. работа, требующая применение собственного творчества и специальных систематизированных знаний (осуществление ремонта, наладки оборудования, конструирование, чертежные работы, деятельность в роли художника-оформителя).

Трудовые операции должны быть направлены на достижение полного восстановления трудовых функций на основе решения посильных, разнообразных задач, помогающих одновременно восстановить и психо-эмоциональный фон пациента.

Видео: Трудотерапия и пальчиковая гимнастика

Эрготерапия на первом этапе осуществляется на тренажерах, на втором – предлагает пациенту виды работ, в наибольшей степени приближенные к реальной деятельности на заводе, фабрике, в мастерской, поэтому данный вид терапии требует установки специального оборудования, станков (для выполнения работы токаря, фрезеровщика, столяра).

Правильная организация посильного труда в лечебных целях требует, чтобы труд оплачивался, это обычно дает хороший эффект.

Решает задачи социальной реабилитации, повышает жизненный тонус и настроение больного, обеспечивает психотерапевтический эффект.

В рамках этого направления пациентам предлагаются такие виды деятельности, как:

  • аппликация;
  • лепка;
  • скручивание различных материалов для изготовления изделия;
  • выполнение плетеных и вязаных из ниток изделий;
  • развитие скоординированных движений и мелкой рук в процессе изготовления изделий в технике оригами, вышивания.

Применяется при значительной утрате пациентом двигательных функций и включает последовательно выполнение заданий, увеличивающих амплитуду однонаправленных и разнонаправленных движений соответствующего органа, потом возвращение силы и восстановление скоординированных движений.

Названные виды терапии трудом должны сочетаться с таки направлением, как бытовая реабилитация (обучение самообслуживанию).

Это комплекс мероприятий по освоению навыков самообслуживания пациентами пожилого возраста, перенесшими , травму, тяжелое заболевание.

Бытовая реабилитация направлена в основном на восстановление функций конечностей, что поможет пациенту не чувствовать своей беспомощности. В системе бытовой реабилитации используются специальные приспособления, тренажеры.

Виды трудовых операций

На восстановление координационных способностей направлено выполнение таких трудовых задач, как набор текста на клавиатуре пишущей машинки или компьютера, изготовление плетеных изделий из различных материалов, вышивание.

Упражнения, возвращающие мышцам силу, включают лепку из глины и пластилина, работу несложными строительными инструментами.

Действия облегченного режима предполагают наматывание ниток разной толщины, работу с бумагой и картоном, поролоном и другими мягкими материалами.

Терапия трудом организуется в соответствии с несколькими периодами.

В процессе эрготерапии пациенту последовательно предлагаются обучающие задачи:

  1. облегченные трудовые нагрузки, направленные на восстановление двигательных функций наибольшего числа мышц (работа с бумагой и картоном, вспомогательные операции в швейной области, в производстве игрушек), (картонажные работы, сматывание ниток, изготовление игрушек);
  2. задания, восстанавливающие силу мышц;
  3. задания, восстанавливающие координацию движений при работе с мелкими предметами или при выполнении операций, требующих точности работы рук (изготовление вязаных изделий, вышивка).

Как дозировать нагрузку?

Нагрузка в эрготерапии определяется общим состоянием пациента, тяжестью его основного заболевания или перенесенной травмы, этапом реабилитации, количеством и сложностью имеющихся функциональных нарушений.

При дозировании трудовой нагрузки учитывается смена поз пациента в процессе терапии, виды и чередование действий, время выполнения всей трудовой задачи и ее отдельных операций, вес и сложность инструментов и оборудования.

Виды выполняемых работ

Формы труда, оказывающие лечебный эффект, разнообразны:

  • шитьё;
  • изготовление вязаных и плетеных изделий;
  • гончарное дело;
  • сборка простых приборов;
  • работа с деревом, бумагой и картоном;
  • ремонт книг;
  • работа на станках промышленного производства.

Возможность выбора рода занятия на основании самочувствия, умений и знаний, интересов и предпочтений помогает пациентам почувствовать свою самостоятельность, дееспособность.

Если пациент не имеет возможности находиться в мастерской, для него обеспечиваются условия для посильной работы в домашних условиях.

Трудотерапия при различных заболеваниях

Эрготерапия показана пациентам пожилого возраста с травмами или нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, одновременно воздействует на эмоциональную сферу больного и выполняет функции лечебной физической культуры.

Помогает быстрее реабилитироваться после перенесенных инфекций.

Заключение

Трудотерапия инвалидов направлена на улучшение общего состояния, кровообращения, работы нервной системы, снимает напряжение и боли, повышает жизненный тонус пациентов.

Эрготерапия в работе с людьми пожилого и преклонного возраста помогает эффективно осуществлять социальную реабилитацию благодаря разнообразным формам и направлениям деятельности.

При всем этом не требует больших затрат, может быть организована на дому благодаря своей доступности и простоте, приносит хорошие результаты в сочетании с лечением основного заболевания и физиотерапевтическими процедурами.

Эрготерапия развивает коммуникативные способности, повышает самооценку, вселяет веру в свои силы, продлевает активную фазу жизни, помогает пожилому человеку чувствовать себя полноценным членом общества.

Видео: Трудотерапия в Жабчицком доме-интернате



План:

    Введение
  • 1 Эффективность и противопоказания
    • 1.1 Противопоказания к трудотерапии
  • 2 Принципы трудотерапии
  • 3 Трудотерапия при конкретных видах психопатологии
  • 4 Отношение пациентов к трудотерапии, реформирование
  • Примечания
    Литература

Введение

Пациенты изготавливают игрушки: трудотерапия в психиатрическом госпитале. США, период Первой Мировой Войны.

Трудотерапия психически больных - область медицинской практики, пограничная между психиатрией, клинической психологией и психологией труда, центральной задачей которой является адаптация психически больного к социуму посредством его включения в активную трудовую деятельность, моделируемую в стационаре или на производстве.

Уровни социально-трудовой реадаптации психически больных (по С. Г. Геллерштейну):

  1. Профессиональная реадаптация: возврат к прежней профессии, когда коллеги «дефект не замечают».
  2. Производственная реадаптация: возврат к труду, но при снижении квалификации.
  3. Специализированно-производственная реадаптация.
  4. Лечебно-производственная реадаптация.
  5. Внутрисемейная реадаптация: выполнение домашних обязанностей.
  6. Внутрибольничная реадаптация: при глубоких дефектах психики.

1. Эффективность и противопоказания

Терапия занятостью начинает распространяться в Советском Союзе с 1930-х гг. Почему трудотерапия помогает? Геллерштейн указывает на следующие важные признаки трудотерапии, влияющие на восстановление активности больных:

  1. Соответствие человеческим потребностям
  2. Целевой характер деятельности
  3. Мощное воздействие упражнения
  4. Мобилизация активности, внимания и т. д.
  5. Необходимость приложения усилия, напряжения
  6. Широкие возможности компенсации
  7. Преодоление трудностей и препятствий, возможность регулирования их дозировки
  8. Включение в жизненно полезный ритм
  9. Результативность, предпосылки организации обратной связи
  10. Благодатное поле для отвлечения, переключения, смены установки
  11. Рождение положительных эмоций - чувства удовлетворения, полноценности и др.
  12. Коллективный характер труда.

1.1. Противопоказания к трудотерапии

  • Трудотерапия абсолютно противопоказана при острых болезненных состояниях, патологии сознания, кататонии и проч.
  • Временно противопоказана при активном медикаментозном лечении, выраженных депрессивных и астенических состояниях [источник не указан 245 дней ] , при наличии у больного негативизма к труду.

2. Принципы трудотерапии

При трудотерапии надо ориентироваться на доступные больному виды труда и его зону ближайшего развития (по Л. С. Выготскому). Для этого используется особая модификация профессиографии (Геллерштейн).

Принципы использования трудотерапии:

  1. Труд больных должен быть результативным, и больной должен видеть результаты своей деятельности.
  2. Необходим индивидуальный учёт выработки больных.

3. Трудотерапия при конкретных видах психопатологии

  • Галлюцинаторный синдром . Активное включение больных в труд приводит к ослабеванию галлюцинаций. Но труд должен быть напряженным, активным и мало поддающимся автоматизации. Механизм лечебного действия труда в этих случаях: подавление патологической доминанты и создание новой трудовой доминанты. Больные страдают не столько от самих галлюцинаций, сколько от поглощенности психики этими переживаниями; активный труд уменьшает такую поглощенность, наполняя психическую жизнь больного новым здоровым содержанием.
  • Депрессивные состояния . Больным важно отвлечься от тягостных переживаний, дать надежду на выздоровление, создать доминанту для отвлечения от тревожных мыслей. Труд должен быть исключительно индивидуальным, позволяющим оценивать продуктивность и чередовать различные формы работы. Эта работа должна опираться на привычные навыки, важно показать больному его полноценность, пригодность к осмысленной, полезной деятельности.
  • Двигательная заторможенность . Партнером по работе может быть лишь больной, незначительно превосходящий по активности, либо инструктор по труду. Метод рабочих проб: инструктор некоторое время работает с больным на спаренной работе, выделяет свойственный больному ритм, темп движений, стиль его работы, характерные недостатки и др.
  • Умственная отсталость . Если у этих больных есть интерес к труду, то они ничем не отличаются от здоровых (по экспериментальным данным). У умственно отсталых (например, при болезни Дауна) хорошо развита моторная память и исполнительность (они очень старательны); кроме того, они очень эмоциональны и эмпатийны.

4. Отношение пациентов к трудотерапии, реформирование

Негативное отношение части пациентов психиатрических больниц к трудотерапии связано с тем, что она воспринимается как принудительная мера и часто не соответствует профессиональному уровню пациента .

Сохранились воспоминания бывшего пациента Сычевской СПБ, диссидента М. Кукобаки: «Так называемая “трудотерапия” превратилась в доходное коммерческое предприятие для властей. Станки расставлены без учета санитарных норм, теснота. Вся вентиляция - это несколько форточек. Больных под прямым или косвенным давлением вынуждают работать с утра и до вечера. В летние месяцы практикуются работы и после ужина. Разумеется, все это формально на добровольных началах. Но попробуй не пойти! Тут же обнаружат у тебя “изменение состояния”, и начнется истязание различными уколами, травля со стороны санитаров-уголовников и т.д.» . Сходные впечатления остались и у В. П. Рафальского, проведшего двадцать лет в психиатрических больницах специального типа: «При психушке фабрика на пятьсот машинок. Рабочий день - шесть часов, благодаря Богу, ибо на фабрике грохот - стены дрожат, и, вдобавок, уйму динамиков добавляют, и себе на полную катушку, магнитофонную запись современной супермузыки. <…> Погнали на работу с первых дней. А представляете ли Вы, что значит работать под нейролептиками? А работали» :60, 64 .

В последние годы бóльшая часть существовавших практически во всех психиатрических стационарах СССР лечебно-трудовых мастерских оказалась заброшенной из-за недостатка финансирования; объёмы трудотерапии снизились, оплата труда пациентов носит чисто символический характер, продолжают отмечаться нарушения прав человека . Зачастую в больницах имеет место эксплуатация труда пациентов, порой недобровольного: пациенты занимаются уборкой территорий и отделений, участвуют в ремонтных, разгрузочно-погрузочных работах и т. п. Случаи грубой эксплуатации труда проживающих отмечались и в психоневрологических интернатах . При деинституционализации психиатрии в ряде западных стран произошел отказ от трудотерапии и переход к труду по трудовому договору, которым права пациента и оплата его работы гарантируются в полном объёме .


Примечания

  1. Удовлетворенность пациентов психиатрической помощью (клинико-социологическое исследование) - ncpz.ru/diss.php?dissnum=92
  2. Карательная психиатрия в России: Доклад о нарушениях прав человека в Российской Федерации при оказании психиатрической помощи. - М.: Международная хельсинкская федерация по правам человека, 2004. C.73 - www.zaprava.ru/images/ps.pdf
  3. Подрабинек А. Карательная медицина. /Под редакцией Л.Алексеевой. - Изд-во: Хроника, Нью-Йорк, 1979. - www.belousenko.com/books/Podrabinek/podrabinek_karat_med.htm
  4. Коротенко А.И., Аликина Н.В. Советская психиатрия: Заблуждения и умысел. - Киев: Сфера, 2002. - 329 с. - ISBN 9667841367
  5. Мониторинг психиатрических стационаров России – материалы к обсуждению - www.npar.ru/journal/2004/3/monitoring.htm. Независимый психиатрический журнал (к содержанию № 3, 2004 (2004).
  6. Марголина Т. Соблюдение прав лиц, постоянно проживающих в психоневрологических домах-интернатах Пермского края: Специальный доклад. - Пермь, 2008. С.17-18. - ombudsman.perm.ru/_res/fs/file772.doc
  7. 1 2 Виноградова Л. Н., Савенко Ю. С., Спиридонова Н. В. Права пациентов психиатрических стационаров. Фундаментальные права - www.mhg.ru/publications/3885759 // Права человека и психиатрия в Российской Федерации: доклад по результатам мониторинга и тематические статьи - www.mhg.ru/publications/4E1E9AC / Отв. ред. А. Новикова. - Москва: Московская Хельсинкская группа, 2004. - 297 с. - ISBN 5984400073
  8. Марголина Т. Соблюдение прав лиц, постоянно проживающих в психоневрологических домах-интернатах Пермского края: Специальный доклад. - ombudsman.perm.ru/_res/fs/file772.doc - Пермь, 2008.
  9. Del Giudice G. Psychiatric Reform in Italy. - Trieste, 1998. - www.triestesalutementale.it/english/doc/delgiudice_1998_psychiatric-reform-italy.pdf

Литература

  • Геллерштейн С.Г., Цфасман И.Л. Пиринципы и методы трудовой терапии психически больных. М., 1964.
  • Геллерштейн С.Г. К построению психологической теории трудовой терапии // Восстановительная терапия и социально-трудовая реадаптация больных нервно-психическими заболеваниями: Материалы Всес. научной конференции 10-13 нояб. 1965 г. Л., 1965.
  • Носкова О.Г. Психология труда. М., 2004 (глава 10 "Психологические аспекты социально-трудовой адаптации больных и инвалидов").

Трудотерапия -- это активный метод восстановления нарушенных функций и трудоспособности у больных при помощи трудовых операций. Трудотерапия -- лечебный и профилактический фактор. С физической точки зрения она восстанавливает или улучшает мышечную силу и подвижность в суставах, нормализует кровообращение и трофику, приспосабливает и тренирует больного для использования в оптимальных условиях остаточных функций. С психологической точки зрения трудотерапия развивает у больного внимание, вселяет надежду на выздоровление, сохраняет физическую активность и снижает уровень инвалидности. С социальной точки зрения трудотерапия предоставляет больному возможность работать в коллективе.

В восстановительных отделениях и реабилитационных центрах используют 3 вида трудотерапии:

  • 1) общеукрепляющую (тонизирующая);
  • 2) восстановительную;
  • 3) профессиональную.

Общеукрепляющая трудотерапия повышает жизненный тонус больного. Под влиянием трудотерапии возникают психологические предпосылки, необходимые для восстановления трудоспособности.

Восстановительная трудотерапия направлена на профилактику двигательных расстройств или восстановление временно сниженной у больного функции двигательного аппарата. В процессе занятий учитывают функциональные возможности больного, способ?ность его к выполнению определенной трудовой операции, оценивают профессиональный профиль больного.Профессиональная трудотерапия направлена на восстановление нарушенных в результате повреждения или заболевания производственных навыков и проводится на заключительном этапе восстановительного лечения. При этом виде трудотерапии оцениваются профессиональные возможности больного, при утраченной профессиональной трудоспособности или частичном стойком ее снижении больной подготавливается к обучению новой профессии. На протяжении всего восстановительного лечения необходим медицинский контроль над проведением трудотерапии. Это позволяет корригировать характер трудовых операций, их дозировку, режим труда и т. п.Дозировка физической нагрузки определяется общим состоянием больного, локализацией патологического процесса, объемом функциональных нарушений, периодом восстановительного лечения (острый, хронический), а также видом трудотерапии.При строгой дозировке физической нагрузки на сердечно-сосудистую, дыхательную систему и нервно-мышечный аппарат трудотерапия так же, как и ЛФК может быть использована уже на ранних этапах лечения (например, в ближайшее время после травмы, хирургического вмешательства и т. д.).

Трудотерапию назначают в соответствии с клиническими особенностями заболевания или повреждения и функциональными возможностями двигательного аппарата.

Трудовой режим устанавливается индивидуально для каждого больного. Выделяют пять режимов:

  • 0 -- режим временного непосещения больным отделения трудотерапии;
  • 1 -- режим палатный (больной занимается трудотерапией в палате);
  • 2 -- режим ученический (период освоения рекомендованного вида труда); перевод на другие виды труда или в другую мастерскую; при этом режиме требуется наибольшее внимание к больному со стороны инструктора;
  • 3 -- режим сокращенного рабочего дня (предусматривает предоставление больному по медицинским показаниям сокращенного рабочего дня на 1 ч в день, дополнительных перерывов в работе в течение этого часа или досрочного ухода с работы);
  • 4 -- режим полного рабочего дня с ограничением используемых видов работы (предусматривает стабильность трудовой установки больного). Назначается при неспособности больного к переключе?нию от несложной стереотипной трудовой операции к другим видам;
  • 5 -- режим полного рабочего дня. Больной выполняет различ?ные трудовые операции в пределах рекомендованных видов труда, хозяйственной работы по системе самообслуживания.

Воспитание трудовых навыков. В формировании правильного и прочного навыка рабочих движений выделяют несколько этапов.

Первый этап заключается в том, что больные должны полу?чить основные сведения о трудовой операции, оборудовании ра?бочих мест. Важно возбудить интерес больного к работе, желание овладеть ею.

На втором этапе обучения происходит освоение больными трудовых навыков, необходимых для восстановления нарушенных функций. Больным показывают и объясняют приемы трудовых операций. Во время упражнений больные стараются закрепить вначале простейшие, а затем и более сложные приемы, показанные инструктором. После этого группа обучающихся переходит к индивидуальным занятиям и самостоятельной работе. Больные имеют возможность при такой планировке занятий работать в разном темпе.

По мере усвоения рабочих приемов в третьем периоде обуче?ния у больных формируются навыки выполнения комплексных работ. В этот период закрепляются приемы трудовых операций, обращается внимание на скорость работы.

Для больных с нарушением элементарных функций конечностей в систему трудотерапии включается самообслуживание.Занятия следует начинать с момента поступления больного в стационар (политику) при отсутствии противопоказаний. Для тренировки используют специальные приспособления (вертикальный и горизонтальны бытовой стенд, балканские рамы, трапеции и др.), вспомогательные средства для передвижения (коляски, ортопедические аппараты, костыли, палки, «манеж» и др.)

По меле улучшения общего состояния и двигательной функции бытовые навыки больного следует восстанавливать в специально созданном кабинете бытовой реабилитации, в котором должны быть все необходимые предметы домашнего обихода. Занятия проводятся группой в 5-7 человек, а с тяжелобольными -- индивидуально. Продолжительность занятий не должна превышать 30-45 мин с перерывами для отдыха через каждые 15 мин. В свободное от процедур время больной самостоятельно занимается на стендах.

На заключительном этапе лечения, когда у больного значительно улучшается способность обслуживать себя самостоятельно, тренировки вновь проводятся в отделении.

Эффективность восстановления навыков самообслуживания рекомендуется оценивать в баллах. Оценка самообслуживания в баллах приведена ниже.

Абсолютные противопоказания к трудотерапии:

  • 2) воспалительные заболевания в фазе обострения;
  • 3) наклонность к кровотечению;
  • 4) каузалгия;
  • 5) злокачественные новообразования.

Относительные противопоказания к трудотерапии:

  • 1) обострение основного заболевания;
  • 2) субфебрильная температура различного происхождения;
  • 3) гнойные раны в период, требующий покоя.

Правильно организованная система трудотерапии при восстановительном лечении способствует полноценной социальной и трудовой реабилитации больных.

Элементы профессионально-прикладной подготовки (специальные физические упражнения, в том числе с нагрузками, эквивалентными по интенсивности профессиональным, аутогенная тренировка и само-массаж с учетом специфики труда) целесообразно включать в процедуры лечебной гимнастики, выделяя группы больных, занятых физическим и умственным трудом. Занятия проводят раздельно по дифференцированным методикам, учитывая назначенный двигательный режим. На санаторном этапе реабилитации больным назначают щадяще-тренирующий (II), тренирующий (III) или интенсивно-тренирующий (IV) двигательный режим. Этот подход оправдан и на амбулаторно-поликлиническом этапе реабилитации. При щадящем (I) двигательном режиме элементы профессионально-прикладной подготовки не включают.

В группах больных, занятых физическим трудом, двигательный режим устанавливают с таким расчетом, чтобы при щадяще-тренирующем двигательном режиме интенсивность физической нагрузки была эквивалентна не только постоянным, но и кратковременным энергозатратам, характерным для легкого физического труда ; при тренирующем режиме -- для физического труда средней тяжести , при интенсивно-тренирующем режиме -- для тяжелого физического труда .

В основном разделе процедуры лечебной гимнастики для больных, занятых физическим трудом, акцентируют внимание на правильном сочетании фаз дыхания с движениями, освоении регуляции дыхания в процессе физической нагрузки переменной интенсивности. При этом ориентируют больных на углубление вдоха и более полный выдох при различных ритмах дыхания. Применяют упражнения для развития силы, общей выносливости (аэробной способности) и статической выносливости мышц, на координацию движений, равновесие, вестибулярную устойчивость и т. д. Используют упражнения с предметами (гимнастические палки, медицинболы, гантели до 3-5 кг и др.), с преодолением сопротивления занятия на тренажерах. При аутогенной тренировке осваивают приемы мышечной релаксации после физического напряжения.

Помимо лечебной гимнастики, применяют и другие формы ЛФК с энергозатратами, эквивалентными по интенсивности профессиональным. Энергетический уровень физической нагрузки рассчитывают путем перевода величины интенсивности нагрузки, выраженной в единицах мощности, на энергетические эквиваленты. Для этого мощность нагрузки, необходимой для достижения тренировочного пульса, умножают на коэффициент 0,068. Например, при велотренировках для достижения тренировочного пульса и поддержания его в устойчивом состоянии больному требуется нагрузка в 110 Вт. Следовательно, энергозатраты при нагрузке составляют 7,5 ккал/мин (110?0,068 = 7,48). На этом основании делают вывод, что данный больной после окончания курса восстановительного лечения сможет приступить к физическому труду средней тяжести как прошедший соответствующую подготовку, так как этот уровень энергозатрат соответствует интенсивности физической нагрузки, свойственной физическому труду средней тяжести.

При построении двигательного режима суточные энергозатраты (особенно у больных, занятых физическим трудом средней тяжести и тяжелым физическим трудом) к производственным не приближают, а ориентируются на кратковременное достижение интенсивности физической нагрузки, обусловленной требованиями профессии.

Выбор двигательного режима в процессе реабилитации обусловлен и трудовым прогнозом. В заключительной трети реабилитационного курса при благоприятном течении восстановительных процессов у больных, которым предстоит выполнение легкого физического труда, двигательный режим по интенсивности должен быть не ниже щадяще-тренирующего, труда средней тяжести -- не ниже тренирующего, тяжелого физического труда -- интенсивно-тренирующего. Если позволяют клинические данные и функциональное состояние организма, применяемые физические нагрузки могут превышать профессиональные. Однако в рамках более интенсивного двигательного режима это допускается только во время организованных занятий ЛФК, так как профессиональная работоспособность у больных снижена.

Для проведения трудотерапии больным с последствиями по­вреждений и заболеваний ОДА верхних конечностей назначают следующие работы: вязание, плетение, лепку; художественно-прикладные работы; машинопись; выпиливание, ручные столяр­ные работы, выжигание; работу на швейной машине; ручные слесарные работы; работу на ткацком станке, на станке для об­работки (шлифовки) керамических изделий; работу по сборке различных деталей с контрольно-измерительными приборами; работу в цветочной оранжерее.

С психологической точки зрения трудовую деятельность не­обходимо приблизить к работе производственного типа. При окон­чательном выборе трудовой терапии, ее характера, объема, необ­ходим тщательный анализ функциональных возможностей па­циента, участия в данной работе правой и левой руки, а также знать, какие мышцы участвуют в большей степени в работе, на какие суставы приходится наибольшая нагрузка.

Трудотерапия находит широкое применение при поврежде­ниях центральной нервной системы, полиомиелите, инсультах, психических заболеваниях, травмах опорно-двигательного ап­парата и других заболеваниях. Трудовую терапию комбинируют с лечебной гимнастикой и массажем. Перед трудовой терапией проводят активные и пассивные упражнения, массаж (самомас­саж). Упражнения не должны вызывать болевых ощущений. В комплекс ЛФК перед трудовой терапией включают 8-10 упраж­нений в сочетании с массажем (или самомассажем) для мышц плечевого пояса, суставов конечности и особенно пальцев в и.п. стоя, сидя.

К трудовой терапии по характеру производимых движений относится и овладение бытовыми навыками. Упражнения для освоения бытовых навыков (например, пользование электробрит­вой, кранами, выключателями, причесывание, застегивание и расстегивание пуговиц, прием пищи, мытье посуды и др.) подго­тавливают больного к трудовым операциям.

В процессе тренировки по овладению бытовыми навыками у больного постепенно развивается тонкая координация движений, необходимая для выполнения различных трудовых операций.

В специально оборудованных комнатах с набором бытовых приборов, стендов, на которых они смонтированы и укреплены, больные вырабатывают навыки самообслуживания, а также тре­нируют захват искусственной рукой при протезировании. На настенных стендах имеются дверные ручки различной формы и величины, выключатели, вилки, замки с ключами, водопровод­ные краны и др. На производственном стенде смонтированы бол­ты, рубильники, выключатели и др.

Трудотерапия в травматологии и ортопедии. При наложе­нии гипсовой повязки самообслуживание приходится выполнять здоровой рукой с частичной помощью пальцев травмированной руки. После снятия гипсовой повязки задача реабилитации - увеличение амплитуды движений в суставах верхней конечнос­ти. По мере уменьшения болей применяют трудотерапию, мас­саж, криомассаж, направленные на увеличение силы и ампли­туды движений в плечевом суставе.

Трудотерапия предусматривает глажение белья, проклеивание конвертов для хранения рентгенограмм, изготовление бу­мажных игрушек, сортировку мелких деталей по форме и раз­меру. Продолжительность занятий 10-15 мин 2-3 раза в день.

По мере укрепления мышц, увеличения амплитуды движе­ний процессы трудотерапии усложняют. Включают работу с ру­банком, шлифование, различные виды картонажных работ (склеивание конвертов, коробок), плетение, швейные работы и др. Продолжительность 20-30 мин 2-3 раза в день, в перерывах - массаж (самомассаж, криомассаж).

На более позднем этапе реабилитации (через 1-1,5 мес. по­сле травмы) используют трудотерапию, требующую все больших динамических и статических усилий. Сюда входят столярные работы, протирание стекол, слесарная работа и др. 2-3 раза в день по 30-40 мин с паузами для отдыха и массажа (самомас­сажа).

Трудотерапия при повреждениях плечевого сплетения и пе­риферических нервов верхней конечности. Переломы плечевой кости, ключицы, вывих плеча нередко сопровождаются повреж­дениями периферических нервов (чаще лучевого, локтевого или срединного нервов), при этом возникают определенные двига­тельные расстройства. В комплексной реабилитации значитель­ная роль принадлежит трудотерапии. В начале рекомендуются простые движения, а затем более активные и с предметами, на тренажерах и др.

Трудотерапия при двигательных расстройствах верхних ко­нечностей в результате различных повреждений: при повреж­дениях костей плечевого пояса (ключица, лопатка и др.); по­вреждениях ключично-акромиального сочленения; вывихе го­ловки плечевой кости и повреждениях проксимального конца плечевой кости; переломах диафиза плечевой кости; переломах костей локтевого сустава; переломах костей предплечья, кисти, пальцев; повреждениях плечевого сплетения и травматических парезах периферических нервов верхней конечности (конечнос­тей); контрактурах.

Лечение трудом показано и при травмах нижних конечнос­тей (переломы, повреждения нервной системы, контрактуры и др.). V Трудотерапия при травмах нижних конечностей. Приме­няется при переломах костей, повреждениях голеностопного сус­тава, травмах ахиллова сухожилия, периферической нервной системы и другой патологии. Особо следует отметить плохую адаптацию больных пожилого возраста, они требуют более ран­него и активного начала трудовой терапии.

Трудовая терапия, гимнастика и массаж (самомассаж) исполь­зуются комплексно в ранние сроки травмы. Трудотерапия на ранних этапах реабилитации у лиц пожилого возраста имеет чисто отвлекающий, психологический характер. Наиболее показаны трудовые операции по изготовлению тампонов и салфеток из марли, вязание, простые картонажные работы и др.

С расширением двигательного режима больным, способным сидеть, поручают склеивание коробок, конвертов, швейные ра-боты, машинопись и др. По окончании иммобилизации нижней конечности (снятие гипсовой повязки) реабилитация направле­на на восстановление двигательной функции, а затем и опорной функции (используется ЛФК, физические упражнения в воде, криомассаж, занятия на тренажерах). Все это служит подготов­кой к применению трудотерапии, включающей шитье на швей­ной машине, столярные и слесарные работы, а позднее - на точильном и ткацком станках с ножным приводом. Проводится тренировка опорной функции конечности (различные приседа­ния, езда на велоэргометре, бег на тредбане и др.)

Трудовая терапия и тренировки на специальных тренажерах служат подготовкой к производственной деятельности, восста­новлению физических кондиций больных, перенесших травму (операцию) нижней конечности (конечностей).

Трудотерапия в ортопедии. При деформациях опорно-дви­гательного аппарата (косолапость, привычный вывих бедра и др.), параличах (полиомиелит, ДЦП и др.) резко нарушается функ­ция конечностей. Трудотерапия имеет большое значение в восстановлении, коррекции, двигательной функции, особенно верх­них конечностей.

Полиомиелит. Показано комплексное лечение в восстанови­тельном и резидуальном периодах. Применяются трудотерапия, ЛФК, массаж, протезно-ортопедические приспособления и пр. Трудотерапия подбирается с использованием трудовых операций адекватно патологическим изменениям в мышцах, суставах, локализации и характеру повреждений. При осуществлении тру­дотерапии большую роль играют исходное положение конечнос­ти при выполнении движений (манипуляций), для этого исполь­зуют гамаки, подвески на кронштейнах или специальные аппа­раты, шины и пр. Использование специальных приспособлений обеспечивает стабильное выполнение движений конечностью. Перед трудотерапией проводится ЛГ и массаж (или самомассаж). Продолжительность трудотерапии - 10-30 мин с активным от­дыхом, а в промежутке - с массажем.

Трудотерапия проводится в исходном положении сидя и на­чинается с простых манипуляций. Она включает: подбор, сорти­ровку материала для работы; изготовление различных изделий из бумаги (салфетки, цветы и др), шариков (из марли и ваты); картонажные работы (склеивание конвертов, коробок и пр.), переплетные работы, лепку из пластилина, глины и др.; швей­ные работы; выжигание, выпиливание; столярные работы (строгание, пиление и пр.); работу на бытовых и производственных стендах (пользование ключом, краном, включение света, одева­ние и раздевание, пользование ложкой, бритвой и пр).

При выполнении той или иной работы происходит тренировка мышц, восстановление функции конечности и т.д., при этом важное значение имеет восстановление пальцевого захвата при снижении силы мышц сгибателей.

Послеродовые плекситы (парезы.) возникают у детей в ре­зультате родовой травмы. Заболевание сопровождается возник­новением контрактур в суставах верхних конечностей. Исполь­зуют консервативные методы лечения (лечебная гимнастика, массаж, протезно-ортопедические средства, трудотерапия, физио­терапия и др.). Занятия трудотерапией строятся в соответствии с характером деформаций, возрастом. Занятия с детьми должны проходить в игровой форме и имитировать трудовые манипуля­ции. Трудотерапия включает сортировку цветов, пуговиц, скла­дывание кубиков, мозаики, лепку из пластилина, изготовление сувениров из бумаги, картона и пр., раскрашивание, шитье одеж­ды для кукол и т.д., а также переплетные работы, резьбу по дереву, выпиливание, закручивание винтиков, пользование кра­нами на учебном стенде, рисование и др. Детей обучают также бытовым навыкам самообслуживания.

Детские церебральные параличи (ДЦП). Для заболевания характерен спастический парез (повышение тонуса определен­ных мышечных групп, образование контрактур).

Для реабилитации применяются трудовая терапия, трениров­ка бытовых навыков, ЛФК в воде, обучение ходьбе и другие средства.

Цели трудовой терапии при ДЦП: нормализация мышечного тонуса; улучшение координации движений; обучение ходьбе, правильной позе в положении сидя; уменьшение контрактур.

Главное в реабилитации больных детей с ДЦП - это реали­зация трудовой терапии. Для больных с ДЦП очень важна выра­ботка правильной рабочей позы, способствующей расслаблению спастической мускулатуры, а также обучение технике трудового навыка (показ способа выполнения трудовой операции, объясне­ние трудового задания, пассивное воспроизведение основного рабочего движения и др.).

Вначале больным ДЦП предлагаются элементарные трудо­вые операции, требующие одинаково простой работы обеими руками, затем работа с улучшением координации движений. Кроме того, отводится больше времени для выполнения трудо­вых операций. Вид трудовой терапии определяется также психологическими особенностями детского возраста, сохранением при работе определенной позы.

Основные виды работ, рекомендуемые детям, больным це­ребральным параличом: рисование, раскрашивание простых ри­сунков и т.д.; изготовление платьев для кукол из бумаги, одева­ние и раздевание кукол, разборка и сборка игрушек; плетение, лепка; склеивание коробок, конвертов; столярные работы (стро­гание, шлифование и др.); ручная швейная работа, наматывание ниток на катушку и т.п.

Неспецифический полиартрит. Полиартрит наблюдается как у взрослых, так и у детей и сопровождается ограничением дви­жений в суставах, наличием контрактур и анкилозов; все это резко снижает физическую работоспособность и трудоспособ­ность больных.

Для нижних конечностей характерны сгибательные контрак­туры, а в верхних конечностях возникают ограничение движе­ний и контрактуры в плечевых (плечевом), локтевых суставах и типичные деформации кисти и пальцев, сгибательные контрак­туры в межфаланговых суставах и разгибательные - в пястно-фаланговых суставах.

В подостром периоде и в период обострения применяют лече­ние положением (шины, фиксирующие повязки), ЛФК, массаж (криомассаж), лекарственные препараты, трудотерапию и дру­гие средства.

Трудотерапия применяется с целью уменьшения имеющихся функциональных нарушений конечности, восстановления силы мышц, необходимых для выполнения работы рукой; выработки навыков самообслуживания.

Если больной работает, то ЛФК, массаж и трудотерапия на­правлены на поддержание профессиональной трудоспособности и профилактику прогрессирования заболевания.

Для выработки правильного пальцевого захвата и развития функции сгибания в пястно-фаланговых суставах используют следующие виды трудовой терапии: лепка из пластилина; рабо­та на швейной машине; машинопись; плетение, разматывание и сматывание ниток в клубок; «разминание» поролона, губки в тазу с теплой водой; захватывание теннисного мяча; изготовле­ние из марли тампонов, салфеток и из бумаги конвертов, коро­бочек, сортировка пуговиц и др.

Перед трудотерапией проводятся лечебная гимнастика и м, саж, подготавливающие к выполнению манипуляций. Тренировка различных приспособительных движений (функций) для сан обслуживания (причесывание, чистка зубов, пользование во; проводными кранами, глажение и др.), а также для выполнен: общетрудовых процессов (уборка помещения, легкая работа саду, огороде, оранжерее).

Массаж

Массаж широко используется не только для лечения трав: заболеваний, но и с профилактической целью. Массаж - это совокупность механических приемов, посредством которых массажист оказывает воздействие на поверхностные ткани, и рефлекторным путем - на функциональные системы и органы (рис. 3). В отличие от физических упражнений, где главное - тренировка, массаж не в состоянии повышать функциональную адапта­цию организма, его тренированность. Но в то же время массаж заметно воздействует на крово- и лимфообращение, метаболизм тканей, функции эндокринных желез, обменные процессы.

Под влиянием массажа возникает гиперемия кожи, то есть повышение температуры кожи и мышц, и больной ощущает теп­ло в области массируемого участка, при этом снижаются артери­альное давление, тонус мышц (если он повышен), нормализует­ся дыхание.

Массаж оказывает рефлекторное влияние на функцию внут­ренних органов, в результате чего ликвидируются застойные явления за счет ускорения крово- и лимфотока (микроциркуля­ции), нормализуются обменные процессы, ускоряется регенера­ция (заживление) тканей (при травмах и в послеоперационном периоде у хирургических больных), уменьшается (исчезает) боль. Массаж в сочетании с лечебной гимнастикой увеличивает под­вижность в суставе (суставах), ликвидирует выпот в суставе.

Физиологическое действие массажа связано прежде всего с уско­рением крово- и лимфотока (рис. 4) и обменных процессов.

Влияние массажа на кровообращение и лимфообращение свя­зано с действием его на кожу и мышцы (рис. 5).

Ускорение крово- и лимфотока в зоне действия массажа, а вместе с этим рефлекторно по всей системе - очень важный фактор лечебного действия при ушибах, синовитах, воспалени­ях, отеках и других заболеваниях.

Несомненно, что ускорение крово- и лимфотока не только способствует рассасыванию воспалительного процесса и ликви­дации застоя, но и значительно улучшает тканевый обмен, по­вышает фагоцитарную функцию крови.

Техника массажа состоит из множества различных приемов. В табл. 5 представлены основные массажные приемы, которые находят применение как в лечебном, так и спортивном массаже.

Применение различных приемов массажа может быть связа­но с анатомо-физиологическими особенностями массируемого участка тела, функциональным состоянием пациента, его возра­стом, полом, характером

и стадией того или иного заболевания.

При проведении массажа, как известно, редко употребляется один какой-то прием. Поэтому, чтобы добиться хорошего резуль­тата, необходимо попеременно применять основные массажные приемы или их разновидности. Они проводятся поочередно од­ной или обеими руками. Или так: правая рука выполняет раз­минание, а левая - поглаживание (комбинированное примене­ние приемов).

Рисунок 3. Механизм действия массажа на организм человека (по В.И. Дубровскому)
ГЛАВА III.