Можно ли маме с месячными крестить ребенка. Разрешается ли крестить новорожденного при месячных у крёстной

Крещение для младенца, его родителей и крестных – это значимое событие в жизни. Малыш, таким образом, становиться на путь божий, а берут на себя ответственность за его дальнейшее воспитание. Поэтому вполне логично, что родные и крестные родители хотят, чтоб обряд крещения прошел по всем правилам и канонам церкви. Но непредвиденных ситуаций порой не избежать, например, у крестной мамы могут внезапно начаться месячные, что делать в таких случаях, давайте попробуем разобраться.

Можно ли крестить ребенка с месячными?

Споров и дискуссий по этому поводу не перечесть, и в наши дни каждый волен поступать на свое усмотрение. Однако, если хоть как-то упорядочить информацию, полученную с разных источников, то вариантов получается несколько.

  1. Итак, часто с вопросом, можно ли, и как крестить ребенка, если у крестной внезапно начались месячные, родители обращаются к священнослужителям. На что не всегда получают однозначный ответ. Одни священники категорически запрещают женщинам с менструацией заходить в церковь, и тем более участвовать в таинстве. Другие относятся к этому снисходительно и предлагают крестной маме просто постоять в стороне, в то время как кто-то другой примет младенца из купели. Также встречаются однозначно положительные ответы на вопрос, можно ли крестить ребенка во время месячных. Но в любом случае, поинтересоваться мнением батюшки по этому поводу нужно обязательно.
  2. Отдельно, хочется остановится на том, почему нельзя крестить маленького ребенка во время месячных. Это очень давняя традиция. Ранее считалось, что женщина с менструацией якобы «грязная» и не должна заходить в храм божий и прикасаться к святыням. Вопрос, конечно спорный, и здесь четко прослеживается разница между такими понятиями, как «вера» и «религия».

Почему в дни естественного очищения женского организма, даже посещение церкви считается грехом, не всем понятно. Ведь менструацию можно расценивать, как подготовительный этап к зачатию и рождению ребенка, и ничего плохого и греховного в этом нет. К тому же если женщина обращается к Богу с чистыми помыслами. Может это связано с тем, что раньше представительницы слабого пола не носили нижнее белье, и менструальная кровь пачкала полы в церкви. В таком случае, современные средства личной гигиены давно уже решили эту проблему.

Словом, однозначного ответа на вопрос можно ли крестить ребенка с первого по последний день месячных на сегодняшний день нет. Но дабы не нарушать прочно укоренившиеся , дату крещения лучше заранее согласовать с крестной мамой. А если уж менструация началась внезапно, тогда необходимо спросить совета у священника.

Разумеется, мама с папой планируют окрестить малыша, определяются в выборе крестных. Подходит знаменательная дата, а у крестной мамы менструация. Можно ли крестить ребенка во время месячных? По данному вопросу суждения людей расходятся:

  • менструация не имеют значения;
  • крестить ребенка с месячными не допустимо.

Можно ли крестить ребенка с месячными у крестной?

Церковнослужители запрещают крестить ребенка во время месячных. Данное явление нарушает законы церкви.

Некоторые священники считают: «Не произойдет греховного деяния в крещенском обряде, если месячные у крестной возникли нежданно; крестная мама сильно согрешит, если она знала, что намеревается крестить ребенка с месячными.»

В сущности, какое духовное развитие она даст своему крестнику, если сама не чтит церковные законы?

Что предпринять при менструальном цикле у крестной?

  • Если случайно возникла менструация, крещение рекомендуется перенести.
  • Крестную маму следует заменить другой женщиной в случае невозможности изменения даты крестин.
  • Нужно поговорить со святым отцом, планирующим крестить младенца. Узнать его мнение. Он посоветует, что необходимо сделать в сложившейся ситуации.
  • Помнить, что в завершающий день менструации крестная также считается нечистой.
  • Не обманывать мать с отцом и священнослужителя по поводу начавшихся месячных.
  • Планировать дату крещения с учетом менструального цикла крестной.

Почему нежелательно посещать храм и крестить ребенка во время месячных?

Такое табу берет начало еще с возникновением Старого Завета. Во время менструального цикла женщина является нечистой и оскверняет храм своим пребыванием. Женщине запрещено ставить свечи, целовать распятие, посещать церковь. По такой причине крестить ребенка с месячными запрещено. А в Новом Завете не фигурирует запрет на женщин с менструацией. Поэтому, мнения церковнослужителей разных вероисповеданий расходятся по данной теме:

  1. Священники дают разрешение крестной с месячными не только зайти в Дом Божий, но и крестить ребенка во время месячных.
  2. Позволяют крестной зайти в храм, только забирать ребенка из чаши для омовения ей не дозволяется. Это должен делать кто-то другой.
  3. Вообще запрещают переступать порог церкви женщинам с месячными.

В случае если у крестной случаются месячные на дату крестин, ей следует вести себя честно касательно церкви, родителей и крестника. Ведь обряд крещения подчиняется семи таинствам Православной Церкви, когда человек вновь появляется на свет в угоду духовной жизни.

Крещение с самого зарождения христианской церкви считается одной из самых главных тайн, так как связано с непосредственным участием Бога. Священник является только путеводителем для обретения веры. Он свидетель перед Богом того, что человек присягает на верность Господу.

Нечистота может осквернить этот ритуал, сделать его не сакральным и разрушить его. Это приведёт к тому, что таинство станет бессмысленным действием, направленным только на внешнюю сторону обряда инициации (крещения. Любой верующий не сможет согласиться на такое. Это осквернит его чувства и оскорбит веру.

Всё это привело к «изоляции» женщины, превращению её на некоторое время в недоступную для церкви персону.

Таинство крещения - древний ритуал, когда человек отрекается от сатаны и даёт клятву Господу, читая «Символ веры», выполняя и другие ритуалы, обеспечивающие принятие человеком христианства, его инициацию.

Перед тем, как крещаемый окончательно примет веру, он должен пройти очищение от скверны и соблюсти ряд правил, тоже ведущих к катарсису. Это является отражением того, что человек должен прийти к Богу с чистой душой и телом. Именно вопрос чистоты телесной и духовной лежит в основе запрета участвовать в таинстве крещения женщины во время её месячных.

Женщины и девушки, у которых был ПМС, не могли и не могут участвовать в таинстве крещения, так как считаются нечистыми и в период своего цикла очищались от скверны. Они не могли быть ни крёстными, ни крещаемыми во время менструального цикла. Женщина во время своего «тяжёлого» периода неустойчива, что может сказаться на её здоровье. Это касается и душевного, и физического состояния женщины. Такая точка зрения существует до сих пор в церковной среде. Быть крёстной во время «очистки» тоже нельзя, так как это объясняется тоже эмоциональной неустойчивостью женского организма во время «нелёгкого» времени.

Скрытие факта того, что женщина «очищается», является грехом.

Есть и другая сторона запрета, связанная с естественными причинами, почему женщина не может участвовать в таинстве крещения во время месячных.

Во - первых, в давние временя женщины не носили нижнего белья, поэтому они во время своего «особого положения» попадали в статус персоны нон грата. Когда у них был ПМС, то их «нечистота» могла загрязнить храм, осквернить его. Женщину не пускали в это время в церковь, пока у неё не кончатся месячные. Это не была дискриминация по половому признаку, а было сделано из эстетических и гигиенических соображений церковнослужителями.

В современном мире и тампоны есть, и одежды есть, но сам факт ПМС остаётся фактом. Если кровь во время погружения в купель попадёт в воду, то вода оскверниться «нечистотой» женщины и будет непригодна для таинства.

С точки зрения гигиены - это тоже довольно опасно, так как шейка матки женщины приоткрыта во время менструации, и это может привести к попаданию в неё бактерий и последующему заражению.

Женщина во время месячных не может контролировать свои эмоции, связанные с переживанием по поводу кровотечения, волнением из - за не комфортности ситуации. Её мысли постоянно отвлечены, а сама женщина рассредоточена эмоционально и мысленно, что категорически запрещено в церкви. Крёстный или крещаемый должен сосредоточиться на ритуале, молитвах и приобщиться к Богу.

Он не должен отвлекаться на посторонние мысли и разговоры, чтобы сохранить чистоту ритуала. Женщина во время «критических» дней не может в полной мере контролировать свой эмоциональный фон. Это тоже является одной из проблем её обособления на период ПМС.

Жизнь в Церкви О так называемой женской "нечистоте" Пархоменко Константин, свящ. О, сколько раз за день священнику, служащему в храме, приходится сталкиваться с этой темой!.. Прихожанки боятся войти в храм, приложиться ко кресту, в панике звонят: "Что делать, так готовилась, так готовилась на праздник причаститься и вот…" Из Дневника: Звонит по телефону одна девушка: "Батюшка, я не могла присутствовать все праздничные дни в храме по причине нечистоты. И не брала в руки Евангелие и святые книги. Но вы не думайте, что я пропустила праздник. Все тексты богослужения и Евангелие я прочитывала по Интернету!" Великое изобретение Интернет! Даже в дни т.н. ритуальной нечистоты можно прикасаться к компьютеру. И он дает возможность молитвенно переживать праздничные дни. Кажется, как могут отлучать от Бога естественные процессы организма? И сами образованные девушки и женщины это понимают, но ведь есть же церковные каноны, которые запрещают посещение храма в определенные дни… Как решить этот вопрос? Для этого нам нужно обратиться еще к дохристинским временам, к Ветхому Завету. В Ветхом Завете существует масса предписаний относительно чистоты и нечистоты человека. Нечистота - это, прежде всего1, мертвое тело, некоторые болезни, истечения из половых органов мужчин и женщин. Откуда эти представления появились у иудеев? Проще всего провести параллели с языческими культурами, в которых также существовали похожие предписания о нечистоте, однако библейское осмысление нечистоты гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. Безусловно, влияние языческой культуры было, но для человека ветхозаветной иудейской культуры идея внешней нечистоты была переосмыслена, она символизировала некие глубокие богословские истины. Какие? В Ветхом Завете нечистота связывается с темой смерти, которая овладела человечеством после грехопадения Адама и Евы. Нетрудно увидеть, что и смерть, и болезни, и истечения крови и семени как уничтожение зародышей жизни - все это напоминает о человеческой смертности, о некой глубинной поврежденности человеческой природы. Человек в моменты проявления, обнаружения этой своей смертности, греховности - должен тактично встать в стороне от Бога, Который есть Сама Жизнь! Так относился к нечистоте подобного рода Ветхий Завет. Но в Новом Завете Спаситель радикально переосмысляет эту тему. Прошлое - миновало, теперь всякий, кто с Ним, если и умрет - оживет, тем более не имеет смысла вся остальная нечистота. Христос есть - Сама воплощенная Жизнь (Ин. 14, 6). Спаситель прикасается к мертвым - вспомним, как Он прикоснулся к одру на котором несли хоронить сына вдовы наинской; как Он позволил прикоснуться к Себе кровоточивой женщине… Мы не найдем в Новом Завете момента, когда бы Христос соблюдал предписания о чистоте или нечистоте. Даже, когда он встречается со смущением женщины, явно нарушившей этикет о ритуальной нечистоте и прикоснувшейся к Нему, Он говорит ей вещи, противоречащие общепринятому мнению: "Смелее, дочь!" (Мф. 9, 22). Апостолы учили так же. "Я знаю и уверен в Господе Иисусе, - говорит ап. Павел, - что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто" (Рим. 14, 14). Он же: "Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою" (1 Тим. 4, 4). В самом прямом смысле апостол говорит о пищевой нечистоте. Евреи считали ряд продуктов нечистыми, апостол же говорит, что все созданное Богом - свято и чисто. Но ап. Павел не говорит ничего о нечистоте физиологических процессов. Конкретных указаний на то, считать ли женщину в период месячных нечистой, ни у него, ни у других апостолов мы не находим. Если исходить из логики проповеди ап. Павла, то и месячные - как естественные процессы нашего организма - не могут человека отлучать от Бога и благодати. Мы можем предположить, что в первые века христианства верующие сами делали выбор. Кто-то следовал традиции, поступал, как мамы и бабушки, может быть, "на всякий случай", или, исходя из богословских убеждений или иных каких-то причин, отстаивал ту точку зрения, что в "критические" дни лучше не касаться святынь и не причащаться. Другие причащались всегда, даже во время месячных. и их от Причастия никто не отлучал. Во всяком случае, мы об этом никаких сведений не имеем, напротив. знаем, что древние христиане еженедельно, даже под угрозой смерти собирались в домах, служили Литургию и причащались. Если бы были из этого правила исключения, например для женщин в известный период, то об этом бы упомянули древние церковные памятники. Они ничего об этом не говорят. Но вопрос такой ставился. И в середине III века ответ на него дал св. Климент Римский в сочинении "Апостольские постановления": "Если же кто наблюдает и исполняет обряды иудейские относительно извержения семени, течения семени, соитий законных, те пусть скажут нам, перестают ли они в те часы и дни, когда подвергаются чему-либо такому, молиться, или касаться Библии, или причащаться Евхаристии? Если скажут, что перестают, то явно, что они не имеют в себе Духа Святого, Который всегда пребывает с верующими… В самом деле, если ты, женщина, думаешь, что в продолжение семи дней, когда у тебя месячное, не имеешь в себе Духа Святого; то следует, если скончаешься внезапно, то отойдешь не имеющей в себе Духа Святого и дерзновения и надежды на Бога. Но Дух Святой, конечно, присущ тебе… Ибо ни законное совокупление, ни роды, ни течение крови, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого, от [Духа отлучают] одно нечестие и беззаконная деятельность. Итак, женщина, если ты, как ты говоришь, во дни очищения месячного не имеешь в себе Духа Святого, то должна быть наполнена духом нечистым. Ибо, когда ты не молишься и не читаешь Библии, то невольно призываешь его к себе… Поэтому, воздерживайся, женщина, от пустых речей и всегда помни о Сотворившем тебя, и молись ему… ничего не наблюдая - ни естественного очищения, ни законного совокупления, ни родов, ни выкидышей, ни порока телесного. Наблюдения эти пустые и не имеющие смысла изобретения людей глупых. …Брак почтен и честен, и рождение детей чисто… и естественное очищение не мерзко перед Богом, Который премудро устроил, чтобы оно бывало у женщин… Но и по Евангелию, когда кровоточивая прикоснулась к спасительному краю одежды Господа, чтобы выздороветь, Господь не укорил ее, но сказал: вера твоя спасла тебя". В VI веке на эту же тему пишет св. Григорий Двоеслов 2. Он отвечает на заданный об этом вопрос архиепископу англов Августину, говоря, что женщина может входить в храм и приступать к таинствам в любое время - и сразу после рождения ребенка, и во время месячных: "Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ей ставить в вину то, что дано от природы, и от чего женщина страдает помимо своей воли. Ведь мы знаем, что женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась к краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее. Почему же, если она с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню?.. Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать Таинство Святого Причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально, но, приняв его, она не совершит греха… И месячные у женщин не грешны, ибо происходят от их естества… Предоставьте женщин собственному уразумению, и если они во время месячных не осмелятся подходить к Таинству Тела и Крови Господних, следует их похвалить за благочестие. Если же они… захотят принять это Таинство, не следует, как мы сказали, им в этом препятствовать". То есть на Западе, а оба отца являлись римскими епископами, эта тема получила самое авторитетное и окончательное раскрытие. Сегодня никакому западному христианину не придет в голову задавать вопросы, смущающие нас, наследников восточной христианской культуры. Там женщина может приступать к святыне в любое время, несмотря ни на какие женские недомогания. На Востоке же единого мнения по данному вопросу не было. Сирийский древнехристианский документ III века (Дидаскалия) говорит, что христианка не должна наблюдать никакие дни и может причащаться всегда. Св. Дионисий Александрийский, в это же время, в середине III века, пишет другое: "Не думаю, чтобы они [то есть женщины в определенные дни], если они верные и благочестивые, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступить к Святой Трапезе, или коснуться Тела и Крови Христовых. Ибо и женщина, имевшая двенадцатилетнее кровотечение, ради исцеления прикоснулась не Его, а лишь края одеж. Молиться же, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить Его помощи не возбраняется. Но приступать к тому, что есть Святая Святых, да запретится не совсем чистому душою и телом". Через 100 лет на тему естественных процессов организма пишет св. Афанасий Александрийский. Он говорит, что все творение Божие "добро и чисто". "Скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что имеет греховного или нечистого какое-либо естественное извержение, как, например, если бы кто захотел поставить в вину исхождение мокроты из ноздрей и слюну изо рта? Можем сказать и о большем, о извержениях чрева, которые необходимы для жизни живого существа. Если же, по Божественному Писанию, верим, что человек есть дело рук Божиих, то как от чистой силы могло произойти творение скверное? И если помним, что мы есть род Божий (Деян 17, 28), то не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда только мы оскверняемся, когда делаем грех, всякого зловония худший". По св. Афанасию мысли о чистом и нечистом предлагаются нам "ухищрениями диавольскими", чтобы отвлечь нас от духовной жизни. А еще через 30 лет, преемник св. Афанасия по кафедре св. Тимофей Александрийский на эту же тему высказался иначе. На вопросы, можно ли крестить или допускать к Причащению женщину, у которой "приключилось обычное женщинам", он отвечал: "Должно отложить, доколе очистится". Вот это последнее мнение с разными вариациями и бытовало на Востоке вплоть до последнего времени. Только одни отцы и канонисты были более ригористичны - женщина в эти дни вообще не должна посещать храм, другие говорили, что молиться, посещать храм можно, нельзя лишь причащаться. Но все же - почему нельзя? Внятного ответа на этот вопрос мы не получаем. В качестве примера приведу слова великого афонского подвижника и эрудита XVIII века преп. Никодима Святогорца. На вопрос: почему не только в Ветхом Завете, но и по словам христианских святых отцов месячное очищение женщины считается нечистым, преподобный отвечает, что на это есть три причины: 1. Из-за народного восприятия, потому что все люди считают нечистотой то, что извергается из тела через некоторые органы как ненужное или излишнее, как, например, выделения из уха, носа, мокрота при кашле и проч. 2. Все это называется нечистым, ибо Бог через телесное поучает о духовном, то есть нравственном. Если нечисто телесное, бывающее помимо воли человеческой, то насколько же нечисты грехи, которые мы творим по своей воле. 3. Бог называет нечистотой месячное очищение женщин, чтобы воспретить мужчинам совокупление с ними… главным образом и преимущественно из-за заботы о потомстве, детях. Так отвечает на этот вопрос известный богослов. Все три аргумента совершенно несерьезны. В первом случае вопрос решается при помощи гигиенических средств, во втором - непонятно каким образом месячные имеют отношение к грехам?.. Так же и с третьим аргументом преп. Никодима. Бог называет нечистотой месячное очищение женщин в Ветхом Завете, в Новом же многое ветхозаветное отменено Христом. Кроме того, какое отношение имеет к Причастию вопрос о совокуплении в критические дни? Ввиду актуальности этого вопроса его изучил современный богослов Патриарх Сербский Павел. Об этом он написал много раз переизданную статью с характерным названием: "Может ли женщина приходить в храм на молитву, целовать иконы и причащаться, когда она "нечиста" (во время месячных)"? Святейший Патриарх пишет: "Месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов. Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым… мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении. Причаститься в этом состоянии или некрещеная - креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься". Мы видим, что Патриарх Павел приходит к выводу, что "эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов". В таком случае непонятен вывод его работы: ходить в храм можно, а причащаться все-таки нельзя. Если проблема в гигиене, то эта проблема,3 как отмечает сам владыка Павел, решена… Почему же тогда нельзя причащаться? Думаю, что по смирению, владыка просто не дерзнул противоречить традиции. Подводя итог, могу сказать, что большинство современных православных священников, уважая, хотя часто и не понимая логики таких запрещений, все же не рекомендуют женщине причащаться во время месячных. Другие священники (к таковым принадлежит и автор этой статьи) говорят, что все это лишь исторические недоразумения4 и что не следует ни на какие естественные процессы организма обращать внимание - оскверняет человека лишь грех. Но и те, и другие не спрашивают женщин и девушек, пришедших на исповедь, об их циклах. Гораздо большую и непохвальную ревность в этом вопросе проявляют наши "церковные бабушки". Именно они пугают новоначальных христианок некой "скверной" и "нечистотой", которую нужно, ведя церковную жизнь, бдительно отслеживать и в случае упущения исповедовать. Что же автор может порекомендовать в свете всего вышесказанного боголюбивым читательницам? Да только то, что в этом вопросе они должны смиренно следовать рекомендациям своего духовника. Есть и другие "нечистые" для иудея вещи: кое-какая пища, животные и проч., но главная нечистота - это именно то, что я обозначил.^ По преданию, именно ему принадлежит авторство Литургии Преждеосвященных Даров, которая служится в будние дни Великого поста.^ Ссылка некоторых батюшек на "каноны" не совсем оправдана. В Православной Церкви нет определения на этот счет, принятого на Соборе. Есть лишь весьма авторитетные мнения святых отцов (мы их упоминали (это свв. Дионисий, Афанасий и Тимофей Александрийские), включенные в Книгу Правил Православной Церкви. Мнения отдельных отцов, пусть даже очень авторитетных, - это не каноны Церкви.^ Именно исторические, а не богословские. Все известные автору т.н. богословские обоснования этого запрета очень натянуты

Проведение церемонии Крещения имеет правила, которых придерживаются служители Церкви. Разногласия возникают только в вопросе наличия менструации у крёстной либо крестящейся. Но этот нюанс вполне решаем.

Разрешается ли крестить новорожденного при месячных у крёстной

Священники напоминают, что Крещение является одним из семи великих Таинств Церкви. Обряд очищения от грехов (покаяние) и передачи ребёнка во владение Господа имеет чётко установленные правила, которые женщина с менструацией не может всецело исполнить. Следует узнать непосредственно у священника Церкви о том, можно ли крестить с месячными у крёстной или принять крещение самой.

Составляющие части личности это тело, душа (сосуд Бога) и дух человека, который у уверовавших людей смешан с Духом Божьим. В Таинстве Крещения участвуют крещёные, чистые в помыслах представители Веры – прихожане Церкви. Женщина с менструацией, согласно историческому и традиционному фактору, считается нечистой. Это означает только то, что она загрязнена телесно, а физиологически – сама проходит очищение. За нравственность же и душевную чистоту отвечает непосредственно человек, уличая собственные злые помыслы либо страсти и раскаиваясь перед Господом в момент исповеди.

Духовная и психологическая сторона Мира соприкасается с материальной через тело. Правила же Таинства Крещения установлены в те времена, когда не было и в помине гигиенических средств, а сами женщины не носили нижнего белья. Священники не разрешали , чтобы избежать случайного попадания крови на пол. Это исторический и традиционный фактор запрета на участие в обрядах и присутствие в Церкви.

Сейчас нет проблем с одеждой и качеством тампонов и прокладок, но остался физиологический фактор – месячные и ПМС. В процессе крещения ребёнка помыслы всех участвующих в Таинстве людей направлены на духовное соприкосновение с Богом. Душа же привязана к психической и физической стороне Мира. Большинству женщин трудно контролировать свои эмоции и мысли, которые «вертятся» вокруг биологического процесса – спазмы матки, переживание о протекании крови за пределы средства гигиены, нервная нестабильность. В такие моменты она психологически отсутствует на крещении, а правила Таинства исполняет механически. Это вторая причина, почему священники Церкви не разрешают крестить ребенка во время месячных.

Когда можно участвовать в Таинстве

Крещение – погружение в воду человека. На церемонии священник читает предназначенные для этого случая молитвы, мажет ребёнка елеем и состригает ему часть волос. После этого совершают Миропомазание. Теперь крещённый может сам участвовать во всех таинствах и у него появляются крёстные родители, отвечающие перед Богом за духовное и психологическое воспитание крестника, как и его кровные мать и отец.

Символика во время крещения:


Первоначально Крещение взрослых людей и Иисуса Христа в воде Иордана совершал Иоанн Креститель. Сегодня младенцев до семилетнего возраста крестят по согласию только биологических родителей. У отроков (7–14 лет) и лиц старше обязательно спрашивают их решения, чтобы не нарушать право личности на свободу выбора вероисповедания. Крестящийся старше 14-летнего возраста может не ждать согласия отца и матери на крещение, но он нуждается в присутствии свидетелей церемонии.

Перед Таинством началась менструация

В евангелии по Матфею (глава 9 стихи 20 – 22) описан случай, когда Иисус Христос одобрил прикосновение женщины с кровотечением к Его кисти на одежде, обозначающей Небесное Правление.

Нельзя окрестить женщину или отроковицу (девушку-подростка от 7 до 14 лет), если у неё начались месячные. Крещение однозначно переносят на то время, когда менструация или критические дни полностью закончатся.

Есть две причины того, почему нельзя креститься при менструации. Духовная – вода в купели загрязнится кровью, что нарушит символику о телесной чистоте после смерти грехов. Медицинская – во время месячных запрещено принимать ванны, поскольку шейка матки приоткрыта, и есть угроза проникновения бактерий из влагалища.

Время Крещения биологические отец и мать обязательно согласовывают со служителем выбранного храма и будущей кумой, чтобы исключить совпадение с критическими днями.

Если же месячные начались у крёстной матери несвоевременно, следует обязательно сообщить священнику и кровным родителям, чтобы совместно найти выход из сложившейся ситуации. В Новом Завете нигде не указано, что женщин с менструацией ограничивают в посещении храмов или выполнении каких-либо правил.

Грехом считается то, что женщина заранее знала о возможном совпадении даты обряда с периодом, когда может начаться её новый менструальный цикл, но, никому об этом не сообщив, решилась выполнить все правила Таинства.

Нет строгого запрета на посещение Церкви девушками и женщинами с месячными. От участия в Таинствах они временно освобождаются, то есть, имеют право не выполнять обязательные правила обряда, а только присутствовать на церемонии. Но поскольку однозначного мнения богословов и духовенства нет, этот вопрос следует обсудить с самим священником, который должен совершать Крещение.

Какие решения чаще всего принимают:

  • таинство проводят на дому (по месту жительства младенца);
  • позволяют частично участвовать, не дают держать ребёнка в процессе обряда и прочее;
  • крёстная только присутствует на церемонии или наблюдает через открытую дверь из притвора храма, а её имя вписывают в книгу и свидетельство;
  • разрешают выполнять все правила во время крещения;
  • запрещают входить в Церковь.

Если священник допустил крестную маму с менструацией к церемонии, то он сразу оговаривает, какие правила ей надо делать, и что запрещается. Ход самой процедуры останется прежним, а обряд действенным и без мистических для ребёнка последствий. Но когда женщине не разрешают участвовать, биологические родители договариваются об иной дате. В крайнем случае просят быть крёстной другую даму.

Заключение

Взгляд современной Церкви на посещение храма и участие в Таинствах женщин с менструацией отличен от мировоззрения христианских священников и богословов на протяжении XIX столетий от Р. Х. Причина – несхожесть мышления по отношению к связи духовного с материальным. Поэтому если месячные у крёстной начались внезапно, а дату Крещения нет возможности перенести, следует просто сообщить священнику, узнать его мнение.

Рекомендуем похожие статьи