Психическое и психологическое здоровье. Психика и сознание

Переживать неприятные эмоции, но при этом продолжает нормально функционировать и ему не требуется обращение к психиатру, можно говорить, что он психически нормален. Третья трактовка связана с экзистенциально-гуманистическими представлениями о человеке, и в ней различается психическое и психологическое здоровье. Когда мы говорим о психологическом здоровье, мы имеем в виду не только отсутствие психиатрических симптомов, например, в виде тревоги, депрессии, но и определенные...

https://www.сайт/psychology/110730

https://www.сайт/navigator/psihicheskoe-napadenie.html

Которые не представлялось возможным изменить, порой представлялось полезным посмотреть с другой стороны. В отличие от мотивационных ораторов Джонни видел путь преодоления затруднений не столько в подстёгивании пациента, когда... особых шансов. Фактически, всё что изменилось – это в графе «образование» он указал, что в своё время окончил психический ... пардон, психологический факультет МГУ. Получается, люди обычно оценивают других и то важное, что те имеют им сообщить, ориентируясь не на существо...

https://www..html

И свои силы, а также уверенность в завтрашнем дне. Вторая волна ажиотажного спроса на услуги психологических тренеров пришлась на середину девяностых: время активного налаживания деловых отношений между отечественными предпринимателями и западными... , считает коммерческий директор тренинг-центра «Перспектива» Максим Цветков. По его словам, тренинг выгодно отличается от простой психологической консультации именно тем, что позволяет тут же, на практике применить знания и навыки, приобретенные во...

https://www.сайт/journal/13302

Стимулирует и движет, а с другой - препятствует, мешает, раздражает или отталкивает, то быстро станет ясным, что психологическое давление часто возникает в том случае, если различные чувства борются друг с другом. Формулировка «Я хотел(а) бы... . То, что для одного является «обременительным», для другого не воспринимается иначе. Итак, в отличие от физического психологическое давление не может быть объективно измерено. Каждый человек переживает давление по-своему. Субъективное восприятие давления...

https://www.сайт/psychology/12865

Нашли разработку: общепсихологическая теория деятельности; проблемы развития психики в фило-, антропо- и онтогенезе; механизмы психических процессов - восприятия, внимания, памяти, мышления; проблемы человеческого сознания, личности и многое другое. ... задача) - D(опер.) Перейдем к психологической характеристике операций. Главное их свойство состоит в том, что они мало осознаются или совсем не осознаются. Этим операции принципиально отличаются от действий, которые предполагают и сознаваемую цель...

https://www.сайт/psychology/17364

... отличается от старого; оно только немного изменило свое название, в нем остаются прежние руководители и господствуют старые идеи. Независимо от того, что происходит в отдельных случаях, войны ведутся с целью изменить психологию противника. Таким образом, войны ведутся для достижения психологических ... . Желать своего поражения, даже соглашаться с ним - большая трагедия для каждого разумного, психически нормального человека. Немец, который желал поражения рейху, был предателем своей страны так же, ...

https://www.сайт/psychology/11908

Психическое рождение

Психике, в сознании человека, который происходит при его психическом созревании. Можно дать ещё одно определение. Психические роды - процесс выхода человека из-под психологической опеки родителей и становление его как самостоятельной, самодостаточной... сам понимать, и помогать себе родиться. Вот несколько ключей, помогающих психически родиться и открыть дверь в мир гармоничного человека. Первый ключ к психологическим родам и быстрому взрослению заключается в наиболее глубоком и честном осознании...

Человеческая психика весьма подвижна, динамична. Поведение человека в какой-либо промежуток времени зависит оттого, какие именно особенности психических процессов и психических свойств личности проявляются в это конкретное время.

Очевидно, что бодрствующий человек отличается от спящего, трезвый - от пьяного, счастливый - от несчастного. Психическое состояние - как раз и характеризует особен ноет и психики человека в определенный промежуток времени.

При этом психические состояния, в которых может находиться человек, конечно, влияют и на такие его характеристики, как психические процессы и психические свойства, т.е. эти параметры психики тесно связаны друг с другом. Психические состояния влияют на протекание психических процессов, а повторяясь часто, приобретая устойчивость, могут стать свойством личности.

Вместе с тем современная психология рассматривает психическое состояние как относительно самостоятельный аспект характеристики психологии личности.

Понятие психического состояния

Психическое состояние - понятие, которое используется в психологии для условного выделения в психике индивида относительно устойчивого компонента, в отличие от понятий «психический процесс», подчеркивающий динамический момент психики и «психическое свойство», указывающее на устойчивость проявлений психики индивида, их закрепленность в структуре его личности.

Поэтому психологическое состояние определяется как устойчивая на определенном промежутке времени характеристика психической деятельности человека.

Как правило, чаще всего под состоянием понимается некая энергетическая характеристика, влияющая на активность человека в процессе его деятельности - бодрость, эйфория, усталость, апатия, депрессия. Также особо выделяют состояния сознания. которые в основном определяются уровнем бодрствования: сон, дремота, гипноз, бодрствование.

Особое внимание уделяется психологическим состояниям людей в условиях стресса при экстремальных обстоятельствах (при необходимости экстренного принятия решений, во время экзаменов, в боевой обстановке), в ответственных ситуациях (предстартовые психологические состояния спортсменов и т.п.).

В каждом психологическом состоянии присутствуют физиологические, психологические и поведенческие аспекты. Поэтому в структуру психологических состояний входят множество разнокачественных компонентов:

  • на физиологическом уровне проявляется, например, в частоте пульса, артериальном давлении и т.п.;
  • в моторной сфере обнаруживается в ритме дыхания, изменении мимики, громкости голоса и темпа речи;
  • в эмоциональной сфере проявляется в положительных или отрицательных переживаниях;
  • в когнитивной сфере определяет тот или иной уровень логичности мышления, точность прогноза предстоящих событий, возможность регулирования состояния организма и т.п.;
  • на поведенческий уровне от него зависит точность, правильность выполняемых действий, их соответствие актуальным потребностям и т.п.;
  • на коммуникативном уровне то или иное состояние психики влияет на характер общения с другими людьми, способность слышать другого человека и воздействовать на него, ставить адекватные цели и достигать их.

Исследования показали, что возникновение тех или иных психологических состояний базируется, как правило, на актуальных потребностях, которые выступают по отношению к ним в качестве системообразующего фактора.

Так, если условия внешней среды способствуют быстрому и легкому удовлетворению потребностей, то это ведет к возникновению позитивного состояния - радости, воодушевления, восторга и т.п. Если же вероятность удовлетворения того или иного желания низкая или вообще отсутствует, то психологическое состояние будет негативным.

В зависимости от характера возникшего состояния могут резко изменяться все основные характеристики психики человека, его установки, ожидания, чувства, или. как говорят психологи, «фильтры восприятия мира».

Так, для любящего человека объект его привязанности кажется идеальным, лишенным недостатков, хотя объективно он может таковым и не являться. И наоборот, для человека в состоянии гнева другой человек выступает исключительно в черном цвете, причем те или иные логические доводы очень слабо влияют на подобное состояние.

После выполнения тех или иных действий с внешними предметами или социальными объектами, вызвавшими то или иное психологическое состояние, например любовь или ненависть, человек приходит к какому-то результату. Этот результат может быть следующим:

  • или человек реализует потребность, вызвавшую то или иное психическое состояние, и тогда оно сходит на нет:
  • или результат оказывается отрицательным.

В последнем случае возникает новое психологическое состояние - раздражения, агрессии, фрустрации и т.п. При этом человек вновь упорно пытается удовлетворить свою потребность, хотя она и оказалась трудно выполнимой. Выход из этой сложной ситуации связан с включением механизмов психологической защиты, которые способны снизить уровень напряженности психологического состояния и уменьшить вероятность хронического стресса.

Классификация психических состояний

Жизнь человека - непрерывная череда разнообразных психических состояний.

В психических состояниях проявляется степень уравновешенности психики индивида с требованиями среды. Состояния радости и печали, восхищения и разочарования, грусти и восторга возникают в связи с тем, в какие события мы вовлечены и как к ним относимся.

Психическое состояние - временное своеобразие психической деятельности индивида, обусловленное содержанием и условиями его деятельности, личностным отношением к этой деятельности.

Познавательные, эмоциональные и волевые процессы комплексно проявляются в соответствующих состояниях, определяющих функциональный уровень жизнедеятельности индивида.

Психические состояния являются, как правило, реактивными состояниями - системой реакций на определенную поведенческую ситуацию. Однако все психические состояния отличаются резко выраженной индивидуальной особенностью - являются текущей модификацией психики данной личности. Еще Аристотель отмечал, что добродетель человека состоит, в частности, в том, чтобы на внешние обстоятельства отвечать в соответствии с ними, не превышая и не преуменьшая должного.

Психические состояния подразделяются на ситуативные и личностные. Ситуативные состояния характеризуются временным своеобразием протекания психической деятельности в зависимости от ситуационных обстоятельств. Они подразделяются:

  • на общефункциональные, определяющие общую поведенческую активность индивида;
  • состояния психического напряжения в сложных условиях деятельности и поведения;
  • конфликтные психические состояния.

К устойчивым психическим состояниям личности относятся:

  • оптимальные и кризисные состояния;
  • пограничные состояния (психопатия, неврозы, умственная отсталость);
  • психические состояния нарушенного сознания.

Все психические состояния связаны с нейродинамическими особенностями высшей нервной деятельности, взаимодействием левого и правого полушарий мозга, функциональными связями коры и подкорки, взаимодействием первой и второй сигнальных систем и в конечном счете с особенностями психической саморегуляции каждого индивида.

Реакции на воздействия внешней среды включают в себя прямые и вторичные приспособительные эффекты. Первичные - специфичный ответ на конкретный стимул, вторичные - изменение общего уровня психофизиологической активности. Исследованиями выявлены три типа психофизиологической саморегуляции, что соответствует трем типам общефункциональных состояний психической активности:

  • вторичные реакции адекватны первичным;
  • вторичные реакции превышают уровень первичных;
  • вторичные реакции слабее необходимых первичных реакций.

Второй и третий тип психических состояний вызывают избыточность или недостаточность физиологического обеспечения психической активности.

Перейдем к краткой характеристике отдельных психических состояний.

Кризисные состояния личности

Для многих людей отдельные житейские и служебные конфликты оборачиваются непереносимой психической травмой, острой непроходящей душевной болью. Индивидуальная психическая уязвимость личности зависит от ее моральной структуры, иерархии ценностей, того значения, которое она придает различным жизненным явлениям. У некоторых людей элементы морального сознания могут быть несбалансированы, отдельные нравственные категории могут обрести статус сверхценности, образуются моральные акцентуации личности, ее «слабые места». Одни люди высокочувствительны к ущемлению их чести и достоинства, несправедливости, нечестности, другие - к ущемлению их материальных интересов, престижа, внутригруппового статуса. В этих случаях ситуативные конфликты могут перерастать в глубокие кризисные состояния личности.

На психотравмирующие обстоятельства адаптивная личность, как правило, реагирует защитной перестройкой своих установок. Субъективная система се ценностей направляется на нейтрализацию травмирующего психику воздействия. В процессе такой психологической защиты происходит коренная перестройка личностных отношений. Душевный беспорядок, вызванный психической травмой, замещается реорганизованной упорядоченностью, а иногда и псевдоупорядоченностью - социальным отчуждением личности, уходом в мир грез, пристрастием к наркотикам. Социальная дезадаптация индивида может проявиться в различных формах. Назовем некоторые из них.

Состояние негативизма - превалирование у личности отрицательных реакций, утрата положительных социальных контактов.

Ситуационная оппозиция личности - резкая отрицательная оценка отдельных лиц, их поведения и деятельности, агрессивность по отношению к ним.

Социальная отчужденность (аутизм) - устойчивая самоизоляция индивида в результате конфликтных взаимодействий с социальным окружением.

Отчужденность личности от социума связана с нарушением ценностных ориентации индивида, отвержением групповых, а в ряде случаев и общесоциальных норм. При этом другие люди и социальные группы осознаются индивидом как чуждые, враждебные. Отчужденность проявляется в особом эмоциональном состоянии личности - устойчивом чувстве одиночества, отверженности, а иногда в озлобленности, даже мизантропии.

Социальная отчужденность может приобрести форму устойчивой личностной аномалии: личность утрачивает способность к социальной рефлексии, учету позиции других людей, резко ослабляется и даже полностью тормозится ее способность к сопереживанию эмоциональных состояний других людей, нарушается социальная идентификация. На этой почве нарушается стратегическое смыслообразование: индивид перестает заботиться о завтрашнем дне.

Длительные и трудно переносимые нагрузки, непреодолимые конфликты вызывают у человека состояние депрессии (лат. depressio - подавление) - отрицательное эмоционально-психическое состояние, сопровождающееся болезненной пассивностью. В состоянии депрессии индивид испытывает мучительно переживаемые подавленность, тоску, отчаяние, отрешенность от жизни; ощущает бесперспективность существования. Резко снижается самооценка личности. Весь социум осознается индивидом как нечто враждебное, противопоставленное ему; происходит дереализация, когда субъект утрачивает чувство реальности происходящего, или деперсонализация, когда индивид утрачивает возможность и необходимость быть идеально представленным в жизнедеятельности других людей, не стремится к самоутверждению и проявлению способности быть личностью. Недостаточность энергетической обеспеченности поведения приводит к мучительному отчаянию, вызванному нерешенностью задач, невыполнением принятых обязательств, своего долга. Мироощущение таких людей становится трагическим, а поведение - недейственным.

Итак, в одних психических состояниях проявляются устойчивые личностно характерные состояния, но бывают и ситуативные, эпизодические состояния личности, которые не только не характерны для нее, но даже противоречат общему стилю ее поведения. Причинами возникновения таких состояний могут быть различные временные обстоятельства: ослабленность психической саморегуляции, захватившие личность трагические события, психические срывы, обусловленные нарушением обмена веществ, эмоциональными спадами и др.

Психическое и психологическое здоровье

Психическое и психологическое здоровье - вещи разные.

Психическое здоровье - психические особенности, позволяющие человеку быть адекватным и успешно адаптироваться к среде. Обычно сюда относят соответствие формируемых у человека субъективных образов объективной реальности, адекватность в восприятии себя, способность концентрировать внимание не предмете, способность к удержанию информации в памяти, критичность мышления. Противоположность психическому здоровью - психические отклонения, психические расстройства и психические заболевания.

Психическое здоровье не гарантирует душевного здоровья. При сохранности психики, полной психической адекватности человек может быть болен душевно. Душа болит, жить не хочется. Может быть и наоборот: душевное здоровье, бодрость при некоторой психической неадекватности.

А психологическое здоровье - это не только душевное, но еще и личностное здоровье. Это состояние, когда душевное здоровье сочетается с личностным, у человека все светло и классно и при этом он в состоянии личностного роста и готовности к такому росту. Психологическое здоровье описывает личность в целом, имеет отношение к эмоциональной, мотивационной, познавательной и волевой сферам, а так же проявлению человеческого духа.

Психические состояния

Психические состояния - временное, текущее своеобразие психической деятельности индивида, обусловленное содержанием и условиями его деятельности и личностным отношением к этой деятельности.

Классификация психических состояний.

Жизнь человека - непрерывная череда разнообразных психических состояний. В них проявляется степень уравновешенности психики индивида с требованиями среды. Состояние радости и печали, восхищения и разочарования, грусти и восторга возникает в связи с тем, в какие события мы вовлечены и как мы относимся к ним. Познавательные, эмоциональные и волевые процессы комплексно проявляются в соответствующих состояниях, определяющих функциональный уровень жизнедеятельности индивида.

Психические состояния подразделяются на ситуативные и устойчивые. Ситуативные состояния характеризуются временным своеобразием протекания психической деятельности в зависимости от ситуационных обстоятельств. Они подразделяются нами на: 1) общефункциональные, определяющие общую поведенческую активность индивида; 2) мотивационные - стартовые состояния психической активности; 3) состояния психического напряжения в сложных условиях деятельности и поведения; 4) конфликтные психические состояния.

К устойчивым психическим состояниям личности относятся: 1) оптимальные и кризисные ее состояния; 2) пограничные состояния (неврозы, астении, акцентуации, психопатии, умственная отсталость); 3) психические состояния нарушенного сознания.

Все психические состояния связаны с нейродинамическими особенностями высшей нервной деятельности, взаимодействием левого и правого полушарий мозга, функциональными связями коры и подкорки, взаимодействием 1-й и 2-й сигнальных систем и в конечном итоге - с особенностями психической саморегуляции индивида.

Особенности отдельных психических состояний.

Общефункциональные состояния психической активности.

Самое общее, базовое психическое состояние - состояние бодрствования - оптимальной ясности сознания, способности индивида к сознательной деятельности. Оптимальная организованность сознания выражается в согласованности различных сторон деятельности, повышенной внимательности к ее условиям. Различные уровни внимательности, как уже отмечалось, - это различные уровни организованности сознания.

Уровень оптимальности психической деятельности человека зависит от внутренних и внешних факторов, как земных, так и космических. Состояние здоровья, время года, суток, различные фазы Луны, противостояние планет и звезд, уровень солнечной активности - все это существенные факторы нашей психической активности.

Человек реагирует на различные значимые ситуации модификацией (своеобразием) своего психического сосотояни. Одни и те же ситуации по-разному оцениваются им в зависимости от его актуализированных потребностей и доминирующих целей.

Физиологической основой психической активности являются оптимальное взаимодействие процессов возбуждения и торможения, функционирование очага оптимальной возбудимости (по терминологии И.П. Павлова), доминанты (по терминологии А.А. Ухтомского), возбуждение определенной функциональной системы (по терминологии П.К. Анохина). Энергетический потенциал мозга обеспечивается ретикулярной (сетчатой) формацией, находящейся в основании головного мозга, где происходит первичный анализ поступающих из внешней среды воздействий. Активация же высших, корковых центров обусловливается сигнальной значимостью этих воздействий.

Психическая активность состоит в постоянном анализе объективной значимости и личностного смысла поступающей информации и нахождении адекватного поведенческого ответа на них. Так, вид сосновой рощи по-разному воспринимается фермером, художником и инженером, которому предстоит проложить через нее шоссейную дорогу. Наиболее высокие уровни психической активности связаны с состоянием вдохновения, медитации, религиозного экстаза. Все эти состояния связаны с глубоким эмоциональным переживанием наиболее значимых для данной личности явлений.

Наши восприятия событий и действия зависят от собственных личностных и ситуативных состояний. В критических состояниях у многих людей ослабляется адекватная взаимосвязь с внешним миром - личность погружается в субъективный мир «суженного сознания».

Наибольшая работоспособность появляется у человека через 3 и 10 часов после пробуждения, а наименьшая - в интервале между 3 и 7 часами утра. На общее психические состояния человека влияют комфортность или дискомфортность обстановки, эргономическая организация среды, мотивация деятельности и условия ее осуществления.

Под влиянием длительного воздействия психической нагрузки возникает состояние утомления - временного снижения работоспособности вследствие истощения психических ресурсов индивида. При этом резко снижаются точность и скорость совершаемых операций, сенсорная чувствительность, осмысленность восприятия, возникают сдвиги в эмоционально-волевой сфере.

Состояние психического напряжения в опасных и затрудненных ситуациях.

Состояние психического напряжения - комплекс интеллектуальных и эмоциональноволевых проявлений в сложных условиях деятельности. При адаптации индивида к сложным внешним ситуациям происходят комплексные физиологические и психические сдвиги. При внезапно возникших ситуациях (нападение, отказ двигателя самолета, авария и т. п.) происходит экстренная энергетическая мобилизация организма, модифицируются эндокринные, вегетативные и двигательные функции. В зависимости от остроты ситуации и индивидуальной подготовленности к ее преодолению психическая деятельность индивида может быть дезорганизована (возникает «сужение сознания») или предельно ориентирована на достижение лучшего адаптивного результата.

Психические состояния человека зависит и от того, какие возможные последствия ситуации он предвосхищает и какое значение им придает. Одни и те же обстоятельства могут вызвать у разных людей различные психические состояния. Отдельные элементы ситуации могут приобрести особую значимость в силу психических особенностей индивида.

Неспособность распознавать опасные ситуации и адекватно реагировать на них - причина многих несчастных случаев. Опасная ситуация - обстановка с высокой вероятностью несчастного случая. В ряде случаев грозящую человеку опасность можно предвидеть, предотвратить или уменьшить ее вредные последствия. Для этого необходимо соответствующее развитие прогностических и адаптивных возможностей индивида.

Предвидя опасную ситуацию, человек просчитывает ее вероятность и возможную тяжесть последствий. Чем выше опасность ситуации, тем выше уровень тревожности, напряженнее психическая саморегуляция индивида, выше вероятность возникновения невротических состояний, аффекта и дистресса.

Опасность можно подразделить на физическую и социальную. И отношение к этим видам опасности у различных людей неодинаково. Так, для большинства работников охраны правопорядка тревога из-за невыполнения служебного долга и потери авторитета сильнее, чем тревога из-за возможности получения физической травмы. Неодинакова и способность различных людей противостоять этим видам опасности.

Наиболее распространенная причина несчастных случаев - несформированность стрессоустойчивости в различных типовых аварийных ситуациях. В экстремальных ситуациях доминирующую роль начинают играть слабости нейропсихической организации индивида, его наиболее консервативных регуляционных свойств.

Как показывают исследования, несчастным случаям более подвержены лица эмоционально неуравновешенные, возбудимые, импульсивно-агрессивные, лица с крайне завышенным или заниженным уровнем притязании. В уровнях психического перенапряжения совершаются многие неадекватные действия при управлении техникой. Две трети авиационных катастроф совершаются в результате психической дезорганизации пилотов и групп руководства полетами при внезапно возникших экстремальных ситуациях и в результате несовершенства «языка общения» человека с техническими средствами и системами .

В ситуациях постоянного затруднения деятельности, в условиях систематического предъявления неразрешимых задач у индивида может формироваться устойчивое состояние выученной беспомощности. Оно имеет тенденцию к генерализации - вырабатываясь в одной ситуации, распространяется на весь стиль жизнедеятельности индивида. Человек перестает решать и доступные для него задачи, теряет веру в себя, смиряется с состоянием собственной беспомощности.

Кризисные состояния личности.

Для многих людей отдельные житейские и служебные конфликты оборачиваются непереносимой психической травмой, острой душевной болью. Психическая уязвимость личности зависит от ее моральной структуры, иерархии ценностей, тех значений, которые она придает различным жизненным явлениям. У некоторых людей элементы морального сознания могут быть не сбалансированы и отдельные нравственные категории приобретают статус сверхценности, в результате чего образуются моральные акцентуации личности, ее «слабые места». Одни высокочувствительны к ущемлению их чести и достоинства, несправедливости, нечестности, другие - к ущемлению их материальных интересов, престижа, внутригруппового статуса. В подобных случаях ситуативные конфликты могут перерастать в глубокие кризисные состояния личности.

На психотравмирующие обстоятельства адаптивная личность, как правило, реагирует защитной перестройкой своих установок. Субъективная система ее ценностей направляется на нейтрализацию травмирующего психику воздействия. В процессе такой психологической защиты происходит перестройка личностных отношений. Душевный беспорядок, вызванный психической травмой, замещается реорганизованной упорядоченностью, а иногда и псевдоупорядоченностью - социальным отчуждением личности, уходом в мир грез, в омут наркотических состояний. Социальная дезадаптация индивида может проявиться в различных формах. Назовем некоторые из них:

  • негативизм - превалирование у личности отрицательных реакций, утрата положительных социальных контактов;
  • ситуационная оппозиция личности - резкая отрицательная оценка отдельных лиц, их поведения и деятельности, агрессивность по отношению к ним;
  • социальная отчужденность (аутизм) личности - устойчивая самоизоляция индивида в результате длительного конфликтного взаимодействия с социальным окружением.

Отчужденность личности от социума связана с нарушением ценностных ориентаций индивида, отвержением групповых, а в ряде случаев и общесоциальных норм. При этом другие люди и социальные группы осознаются индивидом как чуждые и даже враждебные. Отчужденность проявляется в особом эмоциональном состоянии личности - устойчивом чувстве одиночества, отверженности, а иногда в озлобленности и даже мизантропии.

Социальная отчужденность может приобрести форму устойчивой личностной аномалии - личность утрачивает способность к социальной рефлексии, учету позиции других людей, резко ослабляется и даже полностью тормозится ее способность к сопереживанию эмоциональных состояний других людей, нарушается социальная идентификация. На этой почве нарушается стратегическое смыслообразование - индивид перестает заботиться о завтрашнем дне.

Длительные и труднопереносимые нагрузки, непреодолимые конфликты вызывают у человека состояние депрессии (от лат. depressio - подавление) - отрицательное эмоционально-психическое состояние, сопровождающееся болезненной пассивностью. В состоянии депрессии индивид испытывает мучительно переживаемую подавленность, тоску, отчаяние, отрешенность от жизни, бесперспективность существования. Резко снижается самооценка личности.

Весь социум осознается индивидом как нечто враждебное, противопоставленное ему; происходит дереализация - субъект утрачивает чувство реальности происходящего или деперсонализация - индивид не стремится к самоутверждению и проявлению способности быть личностью. Недостаточность энергетической обеспеченности поведения приводит к мучительному отчаянию от нерешенных задач, принятых обязательств, невыполненного долга. Мироощущение таких людей становится трагическим, а поведение - недейственным.

Одним из кризисных состояний личности является алкоголизм. При алкоголизме все прежние интересы человека отходят на второй план, сам алкоголь становится смыслообразующим фактором поведения; оно утрачивает социальную ориентированность, индивид опускается до уровня импульсивных реакций, утрачивает критичность поведения.

Пограничные психические состояния личности.

Психические состояния, смежные между нормой и патологией, называются пограничными состояниями. Они пограничны между психологией и психиатрией. К этим состояниям мы относим: реактивные состояния, неврозы, акцентуации характера, психопатоподобные состояния, задержки психического развития (умственная отсталость).

В психологии еще не сформировано понятие психической нормы. Однако для выявления перехода психики человека за грань психической нормы необходимо в общих чертах определить ее пределы.

К существенным характеристикам психической нормы мы относим следующие поведенческие особенности:

  • адекватность (соответствие) поведенческих реакций внешним воздействиям;
  • детерминированность поведения, его концептуальная упорядоченность в соответствии с оптимальной схемой жизнедеятельности; согласованность целей, мотивов и способов поведения;
  • соответствие уровня притязаний реальным возможностям индивида;
  • оптимальное взаимодействие с другими людьми, способность к самокоррекции поведения в соответствии с социальными нормами.

Все пограничные состояния - аномальны (отклоняющиеся), они связаны с нарушением какой-либо существенной стороны психической саморегуляции.

Реактивные состояния.

Реактивные состояния - острые аффективные реакции, шоковые расстройства психики в результате психических травм. Реактивные состояния возникают как вследствие одномоментных психотравмирующих воздействий, так и в результате продолжительного травмирования, а также в силу предрасположенности индивида к психическому срыву (слабый тип высшей нервной деятельности, ослабленность организма после болезни, длительное нервно-психическое напряжение).

С нейрофизиологической точки зрения реактивные состояния являются срывом нервной деятельности в результате запредельного воздействия, вызывающего перенапряжение возбудительного или тормозного процессов, нарушение их взаимодействия. Одновременно происходят и гуморальные сдвиги - повышается выделение адреналина, возникает гипергликемия, повышается свертываемость крови, перестраивается вся внутренняя среда организма, регулируемая гипофизарно-надпочечной системой, изменяется деятельность ретикулярной системы (системы, обеспечивающей энергетику мозга). Нарушается взаимодействие сигнальных систем, возникает рассогласованность функциональных систем, взаимодействия коры и подкорки.

Непатологические реактивйые состояния подразделяются на: 1) аффективно-шоковые психогенные реакции и 2) депрессивно-психогенные реакции.

Аффективно-шоковые психогенные реакции возникают в острых конфликтных ситуациях, содержащих угрозу для жизни или базовых личностных ценностей: при массовых катастрофах - пожарах, наводнениях, землетрясениях, кораблекрушениях, дорожно- транспортных происшествиях, физическом и нравственном насилии. В этих обстоятельствах возникает гиперкинетическая или гипокинетическая реакция.

При гиперкинетической реакции нарастает хаотическая двигательная активность, нарушается пространственная ориентация, совершаются бесконтрольные действия, человек «не помнит себя». Гипокинетическая реакция проявляется в возникновении ступора - обездвиженности и мутизма (потеря речи), наступает чрезмерная ослабленность мышц, возникает помрачение сознания, вызывающее последующую амнезию. Следствием аффективно-шоковой реакции может быть и так называемый «эмоциональный паралич» - последующее индифферентное отношение к действительности.

Депрессивные психогенные реакции (реактивные депрессии) возникают обычно вследствие больших жизненных неудач, потери близких людей, краха больших надежд. Это реакция горем и глубокой печалью на жизненные утраты, глубокая депрессия в результате жизненных невзгод. Травмирующее обстоятельство устойчиво доминирует в психике пострадавшего. Муки страдания нередко усугубляются самообвинением, «угрызениями совести», навязчивой детализацией травмирующего события. В поведении индивида могут возникнуть элементы пуэрилизма (появление в речи и мимике взрослого человека особенностей, свойственных детскому возрасту) и элементы псевдодеменции (приобретенного снижения интеллекта).

Неврозы.

Неврозы - срывы нервно-психической деятельности: истерический невроз, неврастения и навязчивые состояния.

1. Истерический невроз возникает в психотравмирующих обстоятельствах преимущественно у лиц с патологическими чертами характера, с художественным типом высшей нервной деятельности. Повышенная тормоз- ность коры у этих лиц обусловливает повышенную возбудимость подкорковых образований - центров эмоционально-инстинктивных реакций. Истерический невроз часто встречается у лиц с повышенной внушаемостью и самовнушаемостью. Он проявляется в излишней аффектации, громком и длительном, не поддающемся контролю смехе, театральности, демонстративности поведения.

2. Неврастения - ослабление нервной деятельности, раздражительная слабость, повышенная утомляемость, нервная истощаемость. Поведение индивида отличается несдержанностью, эмоциональной неустойчивостью, нетерпеливостью. Резко повышается уровень тревожности , беспричинного беспокойства, постоянного ожидания неблагополучного развития событий. Окружающая среда субъективно отражается индивидом как фактор угрозы. Испытывая тревожность, неуверенность в себе, индивид ищет неадекватные средства гиперкомпенсации.

Ослабленность, истощенность нервной системы при неврозах проявляется в дезинтеграции психических образований, отдельные проявления психики приобретают относительную самостоятельность, что выражается в навязчивых состояниях.

3. Невроз навязчивых состояний выражается в навязчивых чувствах, влечениях, представлениях и мудрствованиях.

Навязчивые чувства страха называются фобиями (от греч. phobos - страх). Фобии сопровождаются вегетативными дисфункциями (потливостью, учащенностью пульса) и поведенческой неадекватностью. Человек при этом осознает навязчивость своих страхов, но не может от них освободиться. Фобии многообразны, отметим некоторые из них: нозофобия - страх различных заболеваний (канцерофобия, кардиофобия и др.); клаустрофобия - боязнь закрытых помещений; агорафобия - боязнь открытых пространств; айхмофобия - боязнь острых предметов; ксенофобия - боязнь всего чужого; социофобия - страх общения, публичных самопроявлений; логофобия - страх речевой деятельности в присутствии других людей и др.

Навязчивые представления - персеверации (от лат. perseveratio - упорство) - циклическое непроизвольное воспроизведение двигательных и сенсорно-перцептивных образов (это то, что помимо нашего желания «лезет в голову»). Навязчивые влечения - непроизвольные нецелесообразные стремления (считать сумму цифр, читать слова наоборот и т. п.). Навязчивое мудрствование - навязчивые размышления о второстепенных вопросах, бессмысленных проблемах («Какая рука была бы правой, если бы у человека было четыре руки?»).

При неврозе навязчивых движений индивид теряет контроль за манерами своего поведения, совершает неуместные действия (шмыгает носом, почесывает затылок, допускает неуместные ужимки, гримасы и т. п.).

Наиболее распространенный вид навязчивых состояний - навязчивые сомнения («Выключен ли утюг?», «Правильно ли написал адрес?»). В ряде острокритических ситуаций, при доминировании в сознании определенной опасности возникают навязчивые побуждения к контрастным действиям, противоположным тем, которые диктуются ситуацией (желание сделать движение вперед, стоя на краю пропасти, выпрыгнуть из кабины «чертова колеса»).

Навязчивые состояния возникают преимущественно у людей со слабым типом нервной системы в условиях ослабления их психики. Отдельные навязчивые состояния могут быть крайне устойчивыми и криминогенными.

Кроме вышеуказанных, могут быть и другие навязчивые состояния, вызывающие неадекватность поведения. Так, при навязчивом состоянии боязни неудачи человек оказывается не в состоянии совершить те или иные действия (по этому механизму развиваются некоторые формы заикания, полового бессилия и т. п.). При неврозе ожидания опасности человек начинает панически бояться определенных ситуаций.

Молодая женщина была напугана угрозами соперницы облить ее серной кислотой; особенно ее страшила возможность потерять зрение. Однажды утром, услышав стук в дверь и открыв се, она вдруг почувствовала на своем лице что-то мокрое. Женщина с ужасом подумала, что ее облили серной кислотой, и у нее возникла внезапная слепота. На лицо женщины упал лишь чистый снег, скопившийся над дверью и обвалившийся при ее открывании. Но снег упал на психически подготовленную почву.

Психопатия.

Психопатия - дисгармоничность развития личности. Психопаты - люди с аномалиями отдельных поведенческих качеств. Эти отклонения могут быть патологическими, но во многие случаях они проявляются как крайиие варианты нормы. Большинство психопатических индивидов сами создают конфликтные ситуации и остро реагируют на них, зацикливаясь на ничтожных обстоятельствах.

Все разнообразие психопатов можно объединить в четыре большие группы: 1) возбудимые, 2) тормозные, 3) истероиды, 4) шизоиды.

Возбудимые психопаты отличаются крайне повышенной раздражительностью, конфликтностью, склонностью к агрессии, социальной дезадаптированностью - легко поддаются криминализации и алкоголизации. Для них характерна двигательная расторможенность, обеспокоенность, крикливость. Они неуступчивы в примитивных влечениях, склонны к аффективным вспышкам, нетерпимы к требованиям окружающих.

Тормозные психопаты робки, боязливы, нерешительны, склонны к невротическим срывам, страдают от навязчивых состояний, замкнуты и нелюдимы.

Истерические психопаты крайне эгоцентричны - стремятся быть в центре внимания во что бы то ни стало; впечатлительны и субъективны - эмоционально очень подвижны, склонны к произвольным оценкам, бурным аффективным проявлениям - истерикам; внушаемы и самовнушаемы, инфантильны.

Шизоидные психопаты - высокочувствительны, ранимы, но эмоционально ограниченны («холодные аристократы»), деспотичны, склонны к резонерству. Психомоторика дефектна- неуклюжи. Педантичны и аутичны - отчуждены. Резко нарушена социальная иденти- фицированность - враждебны к социальному окружению. У психопатов шизоидного типа отсутствует эмоциональный резонанс к переживаниям других людей. Их социальные контакты затруднены. Они холодны, жестоки и бесцеремонны; их внутренние побуждения малопонятны и нередко обусловлены сверхценными для них ориентациями.

Психопатические индивиды крайне чувствительны к отдельным психотравмирующим воздействиям, они обидчивы и подозрительны. Их настроение подвержено периодическим расстройствам - дисфории. Приливы злобной тоски, страха, подавленности вызывают у них повышенную придирчивость к окружающим.

Психопатические черты личности формируются при крайностях в методах воспитания - угнетение, подавление, принижение формируют подавленный, тормозной тип личности. Систематическая грубость, насилие содействуют формированию агрессивности. Истерический тип личности формируется в обстановке всеобщего обожания и восхищения, исполнения всех капризов и прихотей психопатоподобного индивида.

Психопаты возбудимого и истерического типа особенно склонны к половым извращениям - гомосексуализму (влечение к лицам своего пола), геронтофилии (влечение к лицам старческого возраста), педофилии (половое влечение к детям). Возможны и иные поведенческие извращения эротического характера - скопофилия (тайное подглядывание за интимными актами других людей), эротический фетишизм (перенос эротических чувств на вещи), трансвестизм (испытание полового удовлетворения при переодевании в одежду противоположного пола), эксгибиционизм (половое удовлетворение при обнажении своего тела в присутствии лиц другого пола), садизм (эротический тиранизм), мазохизм (аутосадизм) и др. Все половые извращения - признаки психических расстройств.

Умственная отсталость.

Термины «умственная отсталость» и «задержка психического развития» - синонимы. И поскольку умственные процессы неразрывно связаны со всеми психическими процессами и личностными образованиями, более корректно пользоваться термином «задержка психического развития».

Каждому возрастному периоду соответствует определенная мера сформированности познавательных, эмоциональных и волевых процессов, системы потребностей и мотивов поведения, то есть минимум базовых структур психики.

На показателях психического развития основана возрастная периодизация: дошкольный возраст - от 4 до 7 лет; младший школьный возраст - от 7 до 12 лет; средний школьный возраст - от 12 до 15 лет; старший школьный возраст - от 15 до 18 лет.

Психическое развитие индивида происходит неравномерно: формирование отдельных психических свойств может быть опережающим или замедленным. Границы между уровнями психического развития не абсолютны (нельзя, например, точно определить критерии психического развития по годам жизни). Но в каждой возрастной стадии выделяется совокупность признаков психического развития. В экспертном исследовании можно установить лишь тот возрастной период, которому соответствует психическое развитие индивида.

Показатели задержки психического развития: некритичность мышления, необдуманность действий, недоучет объективных условий деятельности, повышенная отвлекаемость на случайные раздражители. Отдельные внешне привлекательные объекты для умственно отсталых подростков служат спонтанными побудителями к действию, индивид подчинен ситуативному «полю» - полезависим.

Признаком умственной отсталости является неразвитость функции обобщения - оперирование общими свойствами объектов заменяется лишь конкретными связями между ними. (Так, в опытах по методу классификаций умственно отсталые подростки не объединяют в одну группу животных собаку и кошку, «потому что они враги».)

Как отмечает Б.В. Зейгарник, у умственно отсталых индивидов единый процесс отражения искажается как бы с двух сторон - с одной стороны, индивид не поднимается над единичными связями, не выходит за пределы конкретных отношений, с другой - словесно-логические связи не опираются на конкретные признаки предметов - у индивида возникает большое количество случайных ассоциаций, он часто использует общие, ничего не говорящие фразы .

Уровень умственного развития определяется тестами интеллекта, их возрастными шкалами .

Психические состояния нарушенного сознания.

Сознание, как уже отмечалось, - психическая саморегуляция на основе отражения действительности в социально выработанных формах - понятиях и оценочных суждениях. Существуют некоторые критические уровни категориального охвата действительности, критерии минимально необходимого уровня психического взаимодействия индивида со средой. Отклонения от этих критериев означают нарушенность сознания, утрату взаимодействия субъекта с действительностью.

Признаками нарушенного сознания являются исчезновение предметной отчетливости восприятия, связанности мышления, ориентации в пространстве. Так, при черепно-мозговых травмах, острых нарушениях центральной нервной системы возникает состояние оглушенности сознания, при котором резко повышаются пороги чувствительности, не устанавливаются ассоциативные связи, возникает безучастность к окружающему.

При онейроидном (сновидном) помрачении сознания возникает отрешенность от окружающей обстановки, которая замещается фантастическими событиями, яркими представлениями всевозможных сцен (военных баталий, путешествий, полетов к инопланетянам и т. п.).

Во всех случаях иарушенности сознания имеет место деперсонализация индивида, нарушение его самосознания. Это позволяет заключить, что самосознание личности, личностные образования являются ядром сознательной саморегуляции.

На примерах психических аномалий и нарушений сознания мы отчетливо видим, что психика отдельного человека неразрывно связана с его социально обусловленными ориентациями.

Психические состояния непатологической дезорганизованности сознания.

Организованность сознания человека выражается в его внимательности, в степени ясности осознания объектов действительности. Различный уровень внимательности - показатель организованности сознания. Отсутствие четкой направленности сознания означает его дезорганизованность.

В следственной практике, оценивая поступки людей, необходимо иметь в виду различные непатологические уровни дезорганизации сознания. Одним из состояний частичной дезорганизованности сознания является рассеянность. Здесь имеется в виду не та «профессорская» рассеянность, которая является результатом большого умственного сосредоточения, а общая рассеянность, исключающая какую бы то ни было сосредоточенность внимания. Такого вида рассеянность является временным нарушением ориентации, ослаблением внимания.

Рассеянность может возникнуть в результате быстрой смены впечатлений, когда человек не имеет возможности сосредоточиться на каждом из них в отдельности. Так, у человека, пришедшего впервые в цех большого завода, может возникнуть состояние рассеянности под влиянием большого разнообразия воздействий.

Рассеянность может возникнуть и под влиянием однообразных, монотонных, малозначимых раздражителей, при непонимании воспринимаемого. Причинами рассеянности могут быть неудовлетворенность своей деятельностью, сознание ее ненужности или малозначительности и т. д.

Уровень организации сознания зависит от содержания деятельности. Очень длительная, непрерывная работа в одном направлении приводит к переутомлению - нейрофизиологическому истощению. Переутомление сначала выражается в диффузной иррадиации процесса возбуждения, в нарушении дифференцировочного торможения (человек становится неспособным к тонкому анализу, различению), а затем возникает общее охранительное торможение, сонное состояние.

Одним из видов временной дезорганизации сознания является апатия - состояние безразличия к внешним воздействиям. Это пассивное состояние связано с резким понижением тонуса коры мозга и субъективно переживается как тягостное состояние. Апатия может возникнуть в результате нервного перенапряжения или в условиях сенсорного голода. Апатия в известной мере парализует психическую деятельность человека, притупляет его интересы, понижает ориентировочно-исследовательскую реакцию.

Наивысшая степень непатологической дезорганизации сознания возникает при стрессах и аффектах.

Эргономика - наука об оптимизации средств и условий человеческой деятельности.

Тревожность - диффузный страх, порождающий ощущение общего неблагополучия, бессилия индивида перед надвигающимися угрожающими событиями.

Обсуждения

Психическое и психологическое здоровье: в чем разница? Интервью с Труевцевым Д.В.

3 сообщения

Второй критерий – неоднократность, повторяемость таких состояний. Например: вам страшно выступать перед аудиторией. Один раз не выступил – было страшно, второй – уже тенденция, третий – начинается тревога. По одному эпизоду говорить, что человек нездоров, нельзя.

Третий критерий – избегающее поведение, когда человек отстраняется от социума и начинает прятаться. Решает, сегодня к зачету не подготовился, подготовлюсь завтра. Сдавать курсовую нужно срочно, но я отложу, ничего страшного. Когда человек принимает решение ничего не делать, ему становится очень хорошо, спокойно. Но через какое-то время этот же шаг оказывается сделать сложнее, а потом еще сложнее. И получается, что чем больше человек чего-то избегает, прячется, тем труднее потом преодолевать. В результате человек все чаще

Положительная динамика связана, как мне представляется, вот с чем: современное общество в значительной степени автономизируется и очень сильно индивидуализируется. Сейчас в обществе идеал успеха связывается с личностью автономной и самостоятельной, но далеко не каждый человек эти социальные требования способен выдерживать. По данным российской исследовательницы Аллы Борисовны Холмогоровой, более депрессивны у нас крайние полярные группы – дети из неблагополучных семей и дети из успешных семей (в элитных школах, гимназиях уровень тревог, беспокойств очень высок).

Психическое и психологическое: в чем разница?

Периодически мы сталкиваемся с такими понятиями, как «психическое» и «психологическое», говоря о здоровье, состоянии, настроении. Но не всегда мы понимаем, что они означают на самом деле, лишь предполагая их смысл. На самом деле, эти два понятия отличаются друг от друга и применяются к разным состояниям здоровья человека. Разберемся, в чем же состоит разница между ними.

Исходя из определения ВОЗ, психическое здоровье представляет собой такое состояние, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а так же вносить вклад в жизнь своего сообщества. То есть это такие психические особенности, которые позволяют человеку быть адекватным и благополучно адаптироваться к среде. Антиподом такому состоянию будут психические отклонения и психические заболевания. Тут стоит отметить, что психическое здоровье человека - не гарантия его душевного здоровья. И наоборот, имея душевное здоровье, можно быть с некоторыми психическими отклонениями.

Немецкий психиатр Эмиль Крепелин предложил классификацию психических аномалий, отсутствие которых в узком смысле предполагает психическое здоровье человека:

1) психозы –тяжелые душевные заболевания

2) психопатии - аномалии характера, личностное расстройство;

3) неврозы – легкие психические расстройства;

Отличие психологического здоровья от психического заключается в том, что психическое здоровье имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, а психологическое – относится к личности в целом и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского аспекта. Психологическое здоровье предполагает душевное и личностное здоровье.

Психологически здоровый человек познает себя и окружающий мир как разумом, так и чувствами, интуицией. Он принимает самого себя и признает важность и уникальность окружающих его людей. Он развивается и участвует в развитии других людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающим его миром.

То есть психологическое здоровье человека - это комплекс эмоциональных, интеллектуальных, телесных и психических аспектов.

Какой-то определенной нормы определения психологического здоровья не существует, поскольку это зависит от ряда факторов: статус человека, его сфера деятельности, среда обитания и т.д. Есть, конечно, определенные рамки, в пределах которых идет баланс между реальностью и приспособлением к ней. Норма выражается в способности преодолевать определенные трудности и приспосабливаться к определенным обстоятельствам.

Стоит отметить, что если для психического здоровья нормой является отсутствие патологии и симптомов, которые препятствуют адаптации человека в определенной среде, то для психологического здоровья норма - это присутствие определенных личностных характеристик, которые способствуют приспособлению к обществу, где он развивается сам и содействовать развитию других. Отклонение от нормы в случае психического здоровья - это болезнь, в случае психологического здоровья - отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи.

Психика и сознание – такие близкие, но разные понятия. Наличие узкого и широкого понимания у каждого из этих слов могут запутать кого угодно. Впрочем, в психологии понятия психики и сознания успешно развели, и не смотря на их тесную взаимосвязь, границу между ними увидеть довольно просто.

Чем сознание отличается от психики?

Психика, если рассматривать термин в широком смысле, - это все психические процессы, осознаваемые человеком. Сознание – процесс управления человека самим собой, который также осознаваем. Рассматривая понятия в более узком смысле, оказывается, что психика направлена на восприятие и оценку внешнего мира, а сознание позволяет оценивать мир внутренний и осознавать то, что происходит в душе.

Психика и сознание человека

Говоря об общей характеристике этих понятий, стоит обратить внимание на основные каждого из них. Сознание представляет собой высшую форму психического отражения действительности и обладает такими свойствами:

  • наличие знаний об окружающем мире;
  • различение субъекта и объекта («Я» человека и его «не-Я»);
  • установка целей человека;
  • наличие отношения к разным объектам действительности.

В узком смысле сознание рассматривается как высшая форма психики, а сама психика – как уровень бессознательного, т.е. тех процессов, которые не осознаются самим человеком. В область бессознательного относят разнообразные явления – , ответные реакции, неосознанные особенности поведения и т.д.

Развитие психики и сознания человека

Развитие психики и сознания принято рассматривать с разных точек зрения. Так, например, проблема развития психики включает в себя три аспекта:

Считается, что возникновение психики связано с развитием нервной системы, благодаря которой весь организм функционирует как единое целое. Нервная система включает в себя раздражимость, как способность менять состояние под воздействие внешних факторов, и чувствительность, которая позволяет распознавать и реагировать на адекватные и неадекватные раздражения. Именно чувствительность считается главным показателем возникновения психики.

Сознание свойственно только человеку – именно оно способно осознавать протекание психических процессов. Животным это не свойственно. Считается, что главную роль в возникновении такого отличия играет труд и речь.

Психика и сознание

Психика и сознание – такие близкие, но разные понятия. Наличие узкого и широкого понимания у каждого из этих слов могут запутать кого угодно. Впрочем, в психологии понятия психики и сознания успешно развели, и не смотря на их тесную взаимосвязь, границу между ними увидеть довольно просто.

Чем сознание отличается от психики?

Психика, если рассматривать термин в широком смысле, - это все психические процессы, осознаваемые человеком. Сознание – процесс управления человека самим собой, который также осознаваем. Рассматривая понятия в более узком смысле, оказывается, что психика направлена на восприятие и оценку внешнего мира, а сознание позволяет оценивать мир внутренний и осознавать то, что происходит в душе.

Психика и сознание человека

Говоря об общей характеристике этих понятий, стоит обратить внимание на основные черты каждого из них. Сознание представляет собой высшую форму психического отражения действительности и...

0 0

Сознание – это спайка речи и психики и, как следствие, способность, в некоторой степени, управлять психикой (например, заставить себя запомнить что-то, сознательно концентрировать внимание и т.д.). Речь и сознание – это части психики, поэтому разделение этих понятий условно. Более того, сознание – это, по большому счету, всё, что у нас есть. Насколько я понимаю, если перерезать мозолистое тело (прекратить обмен информацией между полушариями), то один глаз перестанет видеть, то есть правое (как правило) полушарие не имеет центров речи и поэтому зрительная информация не будет осознанна. Человек будет утверждать, что один глаз перестал видеть. При этом, если совершить в его сторону резкое движение (сымитировать удар), он одернет голову (попытается увернуться). Бывает, что, в результате какого-либо повреждения мозга, зрительная информация перестает поступать в речевые центры коры и человек слепнет. Однако, если такого человека сильно что-то испугает и он начнет убегать – то он не...

0 0

Сознание и психика Сознание в отечественной психологии трактуется обычно как высший уровень психического отражения объективной реальности и саморегуляции. Сознание в таком виде, в котором оно имеется у человека, имеется только у него. Это не тавтология, а скорее констатация того, что в психическом развитии человек очень сильно обогнал других животных. Психика - способность, основывающаяся на работе центральной нервной системы, человека и животных сложным образом отражать и реагировать на меняющиеся условия окружающей среды. В чем же собственно различаются понятия "сознание" и "психика" кроме того, что сознанию присущ некий высший уровень?

Сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире. В эту совокупность входят образы и весьма наглядные, и смутные, и совсем нерефлексируемые. Сознание является интегрирующим процессом. Это место, в котором воедино сходятся визуальные...

0 0

Раздел 1. Основы психологии

Тема 1.2. Понятие психики и сознания

1. Понятие психики, функции и структура психики, психическое отражение. Взаимосвязь психики, нервной системы и мозга.

2. Основные отличия психики и поведения человека и животных.

3. Природа человеческого сознания, его характеристики.

4. Самосознание личности: понятие и основные компоненты.

1. Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в способности отражать объективный мир в его связях и отношениях.

Психика человека – это качественно белее высокий уровень, чем психика животных; это системное качество головного мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы головного мозга, которое формируется у человека в процессе жизни и овладевания им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человека через собственную активную деятельность. Человеческая психика не дана в готовом виде человеку с момента рождения и не...

0 0

Психика и сознание

Психика и сознание

Введение

Человек владеет прекрасным даром - разумом. Благодаря разуму человек получил способность мыслить, анализировать, обобщать. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена человеческого сознания и психики.

Путь развития представлений о психике можно разделить на два периода - донаучных и научный. Еще в глубокой древности было обнаружено, что наряду с миром вещественным, предметным, внешним, объективным существуют явления невещественные, внутренние, субъективные - человеческие чувства, желания, воспоминания. Каждый человек наделен психической жизнью. Первые научные представления о психике возникли в древнем мире (Египте, Китае, Индии, Греции, Риме). Они отражались в трудах философов, медиков, педагогов. Можно условно выделить ряд этапов развития научного понимания природы психики и предмета психологии как науки. Переломной эпохой в развитии взглядов на психику стало...

0 0

Психика и сознание

Психику имеют как люди, так и животные. Сознание же возникла на определенном историческом этапе становления психики человека и является результатом и продуктом его трудовой деятельности.

Сознание, как и психика, является одним из самых сложных и в то же время загадочных проявлений мозга.

Слово "сознание" достаточно широко используется в повседневной речи и научной литературе. Однако нс существует единого понимания того, что оно означает. Действительно, этим термином обозначаются два понятия, различные по содержанию. В более элементарном значении - это просто бодрствование с возможностью контакта с внешним миром и адекватной реакцией на происходящие события, то есть то, что утрачивается во время сна и нарушается при некоторых болезнях.

Однако в научной литературе, особенно по философии и психологии, под словом "сознание" понимается высшее проявление психики, связанное с абстракцией, отделением себя от окружающей среды и социальных...

0 0

В процессе эволюции живых существ психика как отражение объективной действительности развивалась в зависимости от условий жизни и приобретала все более сложные формы. Высочайший уровень ее развития - человеческое сознание.

Психология объясняет возникновение человеческого сознания общественным способом бытия людей и трудовой деятельностью, которые обусловили его развитие. С переходом к общественным формам жизни коренным образом изменилась структура человеческого поведения.

Вместе с биологическими мотивами, которые зависели от непосредственного восприятия среды, возникали высшие, "духовные" мотивы и потребности, высшие формы поведения, которые обусловлены способностью абстрагироваться от непосредственных влияний среды.

Вместе с двумя источниками поведения - наследственно закрепленной программой и собственным опытом самого индивида - возникал третий источник, который формирует человеческую деятельность, - передача и освоение общественного опыта. В удовлетворении...

0 0

11

Бесплатный видеокурс "11 золотых правил общения с мужчиной"

11 проверенных способов общения с мужчиной для улучшения отношений.

Истинно женский подход к достижению целей.

Готовые фразы и предложения на каждый день.

Скачать бесплатно->

Видеолекция "Уныние и депрессия"

Причины уныния и депрессии; механизм их работы.

Уныние и депрессия в отношениях.

Способы преодоления уныния и депрессии.

Неэффективные способы борьбы с депрессией.

Что поддерживает уныние и депрессию, мешая получить результат, и многое другое...

Подробнее->

"На тренинг Дмитрия Науменко "Путь Женственности" попала случайно..."

Мягко и доходчиво Дмитрий доносит информацию о том, насколько женщины и мужчины разные, как по-разному они воспринимают этот мир и действуют в нем.

И что нужно для того, чтобы их тандем не только...

0 0

12

Психика и сознание, как было указано, это не два совершенно различных явления. Сознание есть часть психики человека, при этом особая и высшая ступень его психики, развившаяся в условиях общественной жиз ни, трудового и иного общения между людьми.

«Сознание, - пишет К. К. Платонов, - это очело веченная трудом психика. У животных сознания нет, но их психику Энгельс очень образно назвал предысторией сознания.

Сознание... с самого начала есть общественный про дукт и остается им, пока вообще существуют люди, сказал Маркс»-1. «Понятие психики, - отмечает В. В. Орлов, - является более широким, чем понятие созна ния. Сознание - это высшая форма психики, свойствен- пая только человеку. При этом психика человека также не покрывается понятием сознания, т. к. значительная часть человеческой психики имеет бессознательный ха рактер» *.

Вслед за Дарвином, Геккелем, Сеченовым и Пав ловым современная физиология высшей нервной дея тельности и материалистическая психология...

0 0

13

Психическое имеет двоякую форму существования. Первая, объективная, форма существования психического выражается в жизни и деятельности: это первичная форма его существования. Вторая, субъективная, форма существования психического - это рефлексия, интроспекция, самосознание, отражение психического в самом себе: это вторичная, генетически более поздняя форма, появляющаяся у человека. Представители интроспективной психологии, определяя психическое как явление сознания, считая, что бытие психического исчерпывается его данностью сознанию или представленностью в нём, ошибочно принимали эту вторичную форму существования или проявления психического за первичную или, вернее, единственную форму его существования: сознание сводилось к самосознанию или выводилось из него.

Между тем, ощущения, восприятия, представления, образующие как бы состав психики, и соответствующие психические процессы - это не то, что первично осознаётся, а то, посредством чего нечто - предмет - осознаётся....

0 0

14

Практически любая формулировка сознания указывает на него как на психическое явление. Однако не всякая дает представление о соотношении психики и сознания. Г. В. Акопов по этому поводу заметил: «Явное или неявное отождествление сознания и психики устойчиво воспроизводится на протяжении всей истории отечественной психологии» . Добавим: и зарубежной тоже. Тем не менее в отечественной психологии доминирует представление о сознании как о высшем уровне психической деятельности и специфически человеческом качестве психики. Следовательно, объемы сравниваемых понятий должны быть различны, а именно: понятие «психика» должно быть шире понятия «сознание» . Мы здесь говорим об индивидуальных сознании и психике (при этом понимаем их как о единые целостные образования, что автоматически исключает из обсуждения имеющиеся в литературе представления о сознании как о совокупности пусть и взаимосвязанных, но разных специфических сознаний ).

Во-первых, психика присуща и...

0 0

15

Особенности психики и сознания человека. Отличие психической деятельности животных и человека. Бессознательные мотивы совершения преступления. Психоанализ как метод определения бессознательных мотивов преступления. Мотивы защиты от мнимых опасностей.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Психика и сознание

2. Отличие психической деятельности животных и человека

3. Бессознательные мотивы совершения преступления: психоанализ

Заключение

Список литературы

Введение

С глубокой древности философы и мыслители напряженно искали разгадку психики, сознания, бессознательного.

На протяжении многих веков ведутся споры вокруг сущности психики, сознания и возможностей его познания.

Без сознания не может быть никакого внимания, памяти, мышления, жизнь продолжается, но это...

0 0

16

Цель: дать понятие о психике и сознании, раскрыть взаимосвязь мозга и психики, показать различие психики человека и животных.

Задачи

раскрыть понятие психики,
рассмотреть уровни отражения и феномен психического отражения как предпосылки развития психики,
выявить различия психики человека и животных,
дать понятие о сознании,
рассмотреть взаимосвязь сознания и мозга,
показать общественно-историческую обусловленностиь происхождения сознания.

Ход урока

Сегодняшняя тема сложна, но очень интересна. Мы будем рассматривать понятия, лежащие в основе всей психологии, то, с чего она началась, это мозг, психика и сознание. На протяжении всего существования психологии как науки, ведутся споры от том, как взаимосвязаны эти понятия, но окончательных ответов так и не найдено. Все ответы являются гипотезами: можно лишь предположить, что это так, но как это проверить? Ведь мы познаем психическую реальность (то, что у нас в голове),...

0 0