Понятие факторов психического развития. Проблема развития в психологии

Развитие - это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Психическое развитие - это усложнение процессов отражения человеком действительности, таких как ощущение, восприятие, память, мышление, чувства, воображение, а также более сложные психические образования: потребности, мотивы деятельности, способности, интересы, ценностные ориентации. Л.С. Выготский отмечал, что существует много типов развития, но среди типов психического развития ребенка он различал: преформированный и непреформированный. Преформированный тип - зто такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы, как те стадии, которые пройдет, так и тот конечный результат который явление достигнет (пример - эмбриональное развитие). Непреформированный тип развития наиболее распространен на нашей планете, к нему относятся развитие галактики, Земли, процесс развития общества. Процесс психического развития ребенка также относится к этому типу. Непреформированный тип развития не предопределен заранее. Детское развитие - это непреформированный тип развития, его конечные формы не даны, не заданы. Согласно Л.С. Выготскому, процесс психического развития - это процесс взаимодействия реальных и идеальных форм, процесс ни на что не похожий, процесс чрезвычайно своеобразный, который происходит в форме усвоения.

Основные закономерности психического развития. А) психическое развитие неравномерно и скачкообразно . Неравномерность проявляется в становлении различных психических образований, когда каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления, отдельные из них как - бы идут впереди остальных, подготавливая другим почву. В развитии человека выделяют 2 группы периодов : 1. литический , т.е. стабильные периоды развития, в рамках которого происходят мельчайшие изменения в психике человека. 2. критический - период бурного развития, в рамках которого идут качественные переломы в психике человека. б). Дифференциация (отделение друг от друга, превращение в самостоятельные виды деятельности - выделение памяти из восприятия и становление самостоятельной мнемической деятельности) и интеграция (установление взаимосвязей между отдельными сторонами психики) психических процессов. В) Пластичность психических процессов - возможность для ее изменения под влиянием, каких - либо условий, усвоения различного опыта. Компенсации психических и физических функций в случае их отсутствия или недоразвития. Г). Наличие сензитивных периодов , - периоды, наиболее благоприятные для становления той или иной стороны психики, когда обостряется ее чувствительность к определенного рода воздействиям и те или иные функции развиваются наиболее успешно и интенсивно. Д). Комулятивность - нарастание одних психических функций над другими, при этом уже имеющиеся функции не исчезают. Е) Стадиальность - каждая возрастная стадия обладает своим темпом и ритмом времени и изменяющимися в разные годы жизни. В целом развитие организма у разных детей протекает неодинаково и зависит от факторов психического развития : наследственности, среды, обучения и воспитания. Наследственность . Предпосылками психического развития ребенка являются наследственные особенности и прирожденные свойства организма. Человеком можно стать, только имея прирожденные человеческие предпосылки, определенную человеческую наследственность. Наследственность, как своего рода биологический, молекулярный шифр, в котором запрограммирована: программа обмена веществ между клетками и окружающей средой; природные свойства анализаторов; особенности строения нервной система и мозга. Все это -- материальная основа психической деятельности. К ним также относятся - тип темперамента, внешность, заболевания, преобладание 1ой (это ощущения - художники) или 2ой (речь - тип личности люди мыслители) сигнальных систем, вариации строения частей мозга, задатки. Сами по себе наследственные задатки не предопределяют становление личности, конкретные достижения её развития, всего своеобразия отдельного человека. Определенное влияние на развитие ребенка оказывает и Среда. Макросреда - общество, идеология, которая существует в обществе. Это условия жизни: социальные, экономические, экологические, культурные и другие. Ребенок с макросредой связан через микросреду. Микросреда - семья, стиль воспитания в семье, отношения к ребенку взрослых, товарищей, возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Воспитание и обучение . Воспитание и обучение являются специально организованными способами передачи общественно - исторического опыта. Л.С. Выготский отмечал, что развитие ребенка никогда не следует как тень за школьным обучением, и подчеркивал ведущую роль обучения и воспитания в развитии личности ребенка, что обучение всегда должно идти впереди развития. Выделил 2 уровня развития детей: 1. «Уровень актуального развития» - это те наличные особенности психических функций ребенка, которые сложились на сегодняшний день, Это то, что ребенок достиг к моменту обучения. 2. «Зона ближайшего развития» - это то, что ребенок может сделать в условиях сотрудничества со взрослыми, под его непосредственным руководством, с его помощью. То есть - это разница между тем, что ребенок может сделать сам, и что при помощи взрослого. Все факторы психического развития действуют в комплексе . Нет ни одного психического качества, развитие которого зависело бы только от одного из факторов. Все факторы выступают в органическом единстве. Многие психологи решают вопрос, какой из факторов является ведущим, и выделяют 3 группы теорий: 1. Биологизаторского толка - что основной фактор это наследственность (З. Фрейд, К. Бюллер, С. Холл). 2. Социологизаторского толка - основной фактор который влияет на развитие - социум. Д. Локк - выдвинул учение о чистой доске, т. е ребенок родился голым, а семья его напихивает. Бихевиоризм - поведение (Д. Уотсон, Э. Торндайк). Б. Скиннер - основная формула: стимул - реакция . 3. Конвергенции (взаимодействия). Основоположник теории конвергенции Штерн считал, что и наследственная одаренность, и окружающая среда определяют законы детского развития, что развитие есть результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни. Штерн считал, что развитие психики ребенка повторяет историю развития человечества и культуры.

Факторы психического развития влияют на формирование личности. К ним относятся: наследственность, среда, обучение, воспитание, активность, игра и депривация. В данной статье мы рассмотрим первые пять из перечисленных. Действие их наблюдается в комплексе, и на разных стадиях развития ребенка им присваивается разная степень значимости. Факторы психического развития способны оказывать и положительное воздействие на становление личности и негативное. Обладание знанием о данных факторах определяет эффективность правильного понимания действий человека.

12 637506

Фотогалерея: Факторы психического развития детей: наследственность, среда, обучение, воспитание, активность

Наследственность

Наследственность - это особая способность человеческого организмаповторять сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в ряду поколений.

От родителей ребенок наследуетродовые признаки: особенности телосложения, цвет глаз, волос и кожи, строениелица, рук, наследственные патологии, особенности темперамента, задаткиспособностей.

Существует вероятность получения отродителей детьми асоциального поведения. В таком случае важно создать ребенкублагоприятную среду, которая сможет на «нет» свести врожденные особенности и снизитьриск их дальнейшего развития. Генетические факторы способны влиять даже наразвитие некоторых психических заболеваний, например, шизофрении.

К счастью ребенок вместе с генами наследует изадатки, то есть потенциальные возможности развития. Они, конечно, не являютсяготовыми способностями к какому-либо виду деятельности, однако было отмечено,что детишки, обладающие специальными задатками, в скором темпе развиваются и достигаютнаиболее высоких результатов. Если ребенку предоставить все необходимыеусловия, такие задатки проявятся еще в раннем возрасте.

Влияние наследственности велико,но не думайте, что оно бесконечно. Гены каждому ребенку достаются случайно и то,как они проявятся, зависит от многих факторов, которые взрослые могут держатьпод контролем.

Среда

Среда - это окружающие ребенка общественные, материальные идуховные ценности.

Благоприятной географическойсредой является местность с обилием световых и водных ресурсов, растительного иживотного мира. От этого зависит социализация биологических свойств ребенка.

Благоприятной социальной средой являетсята, где идеи и ценности направлены на развитие творчества и инициативностиребенка.

Существуют факторы преднамеренноговоздействия на ребенка. К ним мы относим, например, строй и политикугосударства, школу, семью и пр. Такиесоциальные факторы, как искусство, культура и СМИ дают ребенку возможностьразвиваться. Прошу заметить, что это всего лишь возможность. Не во всех случаяхона обеспечивает формирование необходимых личностных качеств.

Немаловажное место средисоциальных факторов отводят воспитанию, которое является источником формированияопределенных качеств и способностей ребенка. Воспитание влияет на качества,которые были даны природой, внося в их содержание новую лепту и адаптируя кконкретным социальным условиям.

Огромная роль отводится домашнейсреде. Семья определяет круг интересов, потребностей, взглядов и ценностейчеловека. Семья создает условия для развития задатков, закладываются моральные,нравственные и социальные качества. Социальная и домашняя среда могут оказыватьи отрицательное воздействие на психическое развитие ребенка: грубость, скандалы,невежество.

Более высокий уровень детского психического развития достигается там,где условия более благоприятные.

Обучение

Не всякое обучение эффективно, а лишь то,которое опережает развитие ребенка. Дети под руководством взрослых усваиваютдостижения человеческой культуры, чем определяется их движение вперед. Движущаясила психического развития - это внутреннее противоречие между тем, что ужедостигнуто и тем новым содержанием, которым ребенок только собирается овладеть.

Задача обучения – сформировать иразвить у ребенка психические особенности, качества и свойства, характеризующиевысокий уровень развития на данном возрастном этапе и в то же времяподготавливающие закономерный переход к следующему этапу, более высокому уровнюразвития.

Воспитание

Какую роль воспитание играет в психическом развитии ребенкаоднозначно не определит ни один психолог. Кто-то утверждает, что воспитание бессильнопри неблагоприятной наследственности и отрицательном влиянии среды. Другие полагают,что воспитание - это единственноесредство изменения человеческой природы.

Посредством воспитания можно управлять активностью ребенка ипроцессом его психического развития. Оно участвует в формировании характерапотребностей и системы отношений, основываясь на сознании ребенка и требуя егоучастия.

Воспитанием необходимо привить ребенку поведение, которое соответствуетпринятым общественным нормам и правилам поведения.

Активность

Активность - это деятельноесостояние детского организма, которое является обязательным условиемсуществования и поведения ребенка.

Человек - активно деятельное существо, поэтому внешнее воздействиена его психику определяется не прямо, а через взаимодействие со средой, черездеятельность в этой самой среде. Активность проявляется в активациях, поиске,различных рефлексах, воле и актах свободного самоопределения.

Внешние условия и обстоятельства преломляютсячерез жизненный опыт, личность, индивидуальные и психические особенностичеловека. Ребенок как активное существо может самостоятельно менять свою личность,то есть заниматься самоактуализацией, самопостроениеми саморазвитием.

Активность ребенка проявляется в его способностиблокировать/усиливать позитивные и негативные организменные или же средовыеограничения и в способности выходить за рамки заданных условий жизнедеятельности,то есть проявлять инициативу, творчество, поиск, преодолевать что-либо и пр.

Наибольшая активность у ребенка наблюдается впериоды взросления, а потом и в периоды возрастныхкризисов, когда открытие и переоценка своего Я приобретают особую роль.

Развивайтесь и будьте здоровы!

Поясним, что понимается под фактором развития. Фактор развития – это совокупность средств и условий биологического и социального характера, способствующих или препятствующих становлению чего-либо в развитии человека. В современной возрастной психологии в отношении этого вопроса решается проблема понимания биологической и средовой обусловленности, то есть выделяются два основных фактора развития психики и поведения человека

– биологический и социальный. Рассмотрим их подробнее.

К биологическому фактору относят наследственность и врожденность человеческой психики, которые начинают влиять на психическое развитие с рождения.

Наследственность характеризуется генетическим планом (генотипом), который человек приобретает от родителей и предков. Он проявляется в физическом, поведенческом, интеллектуальном аспекте, а также в аномалиях развития. Такие планы находятся и подвергаются изменениям в генах, определяющих видовые признаки, отличающие человека от других людей в таких параметрах, как размеры и формы тела, поведение и способности (задатки), процессы созревания, старения и роста. Сочетание различных признаков создает индивидуальные черты внешней и внутренней представленности человека, которые делают его неповторимым и единственным среди людей. Именно гены управляют клетками, заставляя их образовывать и функционировать внутренние органы и системы, определяют темп их созревания и роста. Таким образом, унаследованные биологические особенности организма (к примеру, темперамент, задатки, физические признаки) способствуют дальнейшему психофизическому развитию (к примеру, характера, способностей, моторных навыков).

К биологическому фактору относят также врожденные особенности (уровень здоровья мозга и других органов, систем организма, их внешних характеристик). Они приобретаются в процессе внутриутробного развития, во время родов и в первые часы жизни ребенка. Они, также как и наследственность, имеют клеточную основу. Если в организме происходит какое-либо изменение вне генетического влияния, то оно становится источником нормального или аномального дальнейшего психофизического развития человека. Другими словами, течение беременности и родов без патологии, а также благоприятный процесс жизни ребенка в первые часы является основой для дальнейшего полноценного развития.

Кроме биологического фактора решающее влияние на развитие психики человека оказывает социальный фактор, к которому относится, прежде всего, среда. Под ней понимаются условия жизнедеятельности и развития человека, все то, что влияет на него из социума (внешнего мира). Среда включает несколько компонентов, с которыми человек взаимодействует с первых дней своей жизни:

Физическая среда, состоящая из материальных аспектов, таких как место жительства, безопасность обитания, доступность различных служб, пространство жизнедеятельности, изменение температуры, предметы быта, климат, флора и фауна, воздух, вода, электромагнитные поля и др.;

Собственно социальные компоненты, включающие возможность и вероятность взаимодействия с людьми, испытывать социально- психологическую поддержку, иметь близких, осуществлять половые взаимоотношения, деятельность, наличие социально-экономического статуса, СМИ и др.;

Культурные компоненты, которые характеризуются конкретной поведенческой формой для определенного социального окружения (группы, государства и т.п.), структурой и положением семьи, системой семейных отношений и традиций, религией, образованием, досугом, искусством, отношением к истории и нравственным ценностям, здоровьем и др.

На протяжении всей социализации (процесс и результат овладения социальными нормами и ценностями того общества, в котором родился и проживает индивид) большую роль играют социальные институты, важнейшим из которых является семья. Именно там с рождения приобретаются и закрепляются произвольные формы мышления и поведения, трудовые и полоролевые умения и навыки, социально-психологические знания и многое другое.

Стоит отметить, что социальный и биологический фактор тесно взаимосвязаны, к примеру, рост и вес ребенка с его межличностным статусом в детской группе, способности (задатки) с успешностью реализации деятельности, темперамент с формами социального поведения, эффективность обучения и воспитания с умственным развитием и др. Таким образом, лишь взаимодействие социальных аспектов с биологическими приводит к полноценному развитию личности и успешной ее социализации.

Наряду с биологическим и социальным фактором выделяется еще один фактор – активность самого человека. Она определяется как деятельное состояние организма. Именно активность обеспечивает самодвижение, в ходе которого индивид воспроизводит самого себя (самореализуется и самовыражается). Но активность проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды. Таким образом, активность как фактор имеет связь с биологической основой организма и со средой.

Надо отметить, что активность человека проявляется в различных рефлексах, в произвольных актах, актах свободного самоопределения и самореализации в деятельности и общении, индивидуальном развитии. Часто невозможно изменить человека, повлиять на него без его желания на саморазвитие. Лишь при реализации своей активности человек будет испытывать влияние окружающей среды, а также будет проявлять биологические особенности своего организма. Это еще раз отмечает, что активность является системообразующим фактором взаимодействия наследственности и среды.

Различные точки зрения по вопросу преобладающего влияния на становление психики вышеперечисленных факторов лежат в основе выделения подходов к пониманию психического развития. Так, биогенетический подход ставит в основу становления психики и поведения человека биологические процессы созревания организма. Например, С. Холл, представитель теории рекапитуляции (сокращенное повторение основных этапов развития человечества), считал, что психическое развитие человека воспроизводит в свернутом виде такие стадии развития общества, как дикость, охоту, собирательство, эпоху романтизма и развитой цивилизации. Представитель теории трех ступеней развития – К. Бюлер – выделял в психическом развитии человека инстинкт, дрессуру, интеллект, которые надстраиваются друг над другом чисто механически. Особенно ярко биологизм выступил в работах основоположника психоанализа З.Фрейда, который считал, что все поведение человека обусловлено его физиологическими, бессознательными влечениями.

Социогенетический подход представляет собой другую крайность в позициях и практически полностью отвергает какое бы то ни было значение генетических факторов в развитии. Данный подход старается объяснить особенности психического развития, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми. Так, согласно социокультурной теории, представителем которой является К. Хорни, психика

Ребенка развивается лишь благодаря воздействию социальных условий жизни.

Представители теории научения – А. Бандура, Б. Скиннер и др. – считают развитие психики человека результатом подкрепляемого научения, усвоения суммы знаний и навыков.Теория ролей – У. Доллард, К. Левин и др. – исходит из того, что общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ролей), определяемых его статусом. Эти роли накладывают отпечаток на развитие психики, характер поведения и отношения с другими людьми.

Психогенетический подход не отрицает значения ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов. В рамках этого подхода представители психодинамической ориентации – А. Адлер, Э. Эриксон и др. – объясняют психическое развитие главным образом через эмоции, влечения и другие внерациональные компоненты психики. Представители когнитивистской ориентации – Ж. Пиаже, Дж. Брунер и др. – отдают предпочтение развитию интеллектуально-познавательной сферы психики. Ученые, стоящие на позициях персонологической ориентации – А. Маслоу, Э. Шпрангер и др. – акцентируют внимание на развитии личности.

Каждая из перечисленных теорий, безусловно, содержит в себе долю истины и в этом смысле может быть признана правильной. В то же время ни одна из них не является безупречной, так как не изображает процесс развития разносторонне и с исчерпывающей полнотой. В силу этого правильно в качестве решения проблемы генотипической и средовой обусловленности психического развития рассматривать перечисленные положения всех теорий и подходов, так как они указывают на разные аспекты развития, дополняя друг друга.

Перейдем к рассмотрению закономерностей психического развития,

Под которыми понимаются такие закономерно возникающие изменения, которые свойственны для психики и поведения каждого человека при его переходе из одного возраста в другой. Изучая детскую психологию, Л.С. Выготский установил основные закономерности психического развития.

Рассмотрим их.

Первая закономерность – цикличность психического развития. Она обозначает, что развитие психики представляет собой различные стадии (этапы, периоды) темпа и наполнения содержанием той или иной психической функции. Встречаются периоды подъема и интенсивного развития, которые сменяются этапами замедления, затухания психического и личностного становления.

Следующая закономерность – неравномерность (гетерохронность) психического развития. Она свидетельствует о том, что психические функции человека формируются не одновременно. На каждом возрастном этапе происходит появление, преобразование или исчезновение какой-либо психической функции или личностного свойства. Следует отметить, что сначала развиваются простые психические функции, а затем сложные образования психики.

Такая закономерность психического развития как сочетание процессов эволюции и инволюции («обратное развитие») понимается следующим образом.

Возникшие психические функции на определенном возрасте не останавливаются и не исчезают в своем развитии. Они совершенствуются или вплетаются в более сложные психические образования (к примеру, человек, научившись говорить, уже не лепечет; ползание, когда-то активно используемое, применяет в исключительных случаях). Процессы «обратного развития» как бы вплетаются в ход эволюции. Если же инволюционные процессы запаздывают, то наблюдается инфантилизм (сохранение старых детских черт на последующих возрастных этапах).

Закономерно происходит чередование стабильных и кризисных периодов психического развития человека. Это означает, что возрастные этапы характеризуются и сменяются стабильностью развития и наличием кризисов. Для стабильных периодов психического развития характерно плавное течение процесса, без резких сдвигов и перемен в психике и поведении человека. В это время происходят изменения (эволюционные), но они минимальные и малозаметные для окружающих. Такие периоды стабильности психического развития занимают большую часть жизни человека и длятся несколько лет, чередуясь с кризисными периодами. Кризисные периоды развития психики, напротив, протекают болезненно для человека и его окружения. Они по времени короткие, длятся от нескольких месяцев до 2-3-х лет. Изменения (революционные), которые появляются в это время, более глубокие и заметные для окружающих. Сдвиги, происходящие в развитии психики в кризисные периоды, могут носить и негативные характеристики. Появление кризисов возрастного развития сигнализирует о нормальном психическом созревании, при этом отмечается важность столкновения внутреннего с внешним миром.

В настоящее время добавляются еще такие закономерности психического развития:

Кумулятивность, то есть накопление в ходе роста психических свойств и процессов на определенной стадии развития, в ходе которого отдельные психические функции накладываются друг на друга и приводят к качественным изменениям в своем развитии;

Дивергентность-конвергентность, что обозначает повышение разнообразия психических функций и свойств, действий и признаков на основе их постепенного расхождения (конвергентность);

Сензитивность, которая характеризует оптимальное сочетание условий для развития определенных психических процессов и свойств, присущее определенному возрастному периоду. Ученые данную закономерность еще определяют как сензитивный период развития, то есть время наибольшей чувствительности психики к определенного рода воздействиям, в результате которых идет усвоение и становление нового. Неиспользование таких периодов в развитии приводит к задержке и различным нарушениям в становлении личности и высших психических функций.

Факторы психического развития - это ведущие детерминанты развития человека. Ими принято считать наследственность, среду и активность развития. Если действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, а действие фактора среды (общества) - в социальных свойствах личности, то действие фактора активности - во взаимодействии двух предшествующих.

О действии наследственности говорят следующие факты: свернутость инстинктивной деятельности младенца, длительность детства, беспомощность новорожденного и младенца, которая становится обратной стороной богатейших возможностей для последующего развития. Йеркс, сравнивая развитие шимпанзе и человека, пришел к выводу, что полная зрелость у самки наступает в 7-8 лет, а у самца в 9-10 лет. В то же время предельный возраст шимпанзе и человека примерно равный. М. С. Егоров и Т. Н. Марютина, сопоставляя значение наследственного и социального факторов развития, подчеркивают: «Генотип содержит в себе прошлое в свернутом виде, во-первых, информацию об историческом прошлом человека, во-вторых, связанную с этим программу его индивидуального развития». Генотипические факторы типизируют развитие, т.е. обеспечивают реализацию видовой генотипической программы. Именно поэтому вид homo sapiens обладает способностью к прямохождению и речевой коммуникации, универсальностью руки и прямохождением.

Вместе с тем генотип индивидуализирует развитие. Генетиками установлен огромный полиморфизм, определяющий индивидуальные особенности людей. Количество потенциальных вариантов человеческого генотипа составляет Зх1047, а количество живших на земле людей всего 7х1010. Получается, что каждый человек - это уникальный генетический эксперимент, который никогда не будет повторен.

Для того, чтобы подчеркнуть значение среды как фактора психического развития, обычно говорят: личностью не рождаются, но становятся. В связи с этим уместно вспомнить теорию конвергенции В. Штерна, согласно которой душевное развитие - это результат схождения внутренних данных с внешними условиями развития. Поясняя свою позицию В. Штерн писал: «Духовное развитие не есть простое выступление прирожденных свойств, но и не простое выступление приобретенных свойств, а результат конвергенции внутренних данных с внешними условиями развития. Ни о какой функции, ни о каком свойстве нельзя спрашивать: «Происходит ли оно извне или изнутри?», а нужно спрашивать: Что в нем происходит извне? Что изнутри?. Да, ребенок - это биологическое существо, но благодаря воздействию социальной среды он становится человеком.

В то же время вклад каждого из этих факторов в процесс психического развития до сих пор не определен. Пока что ясно то, что степень детерминированности различных психических образований генотипом и средой оказывается различной. При этом проявляется устойчивая тенденция: чем «ближе» психическая структура к уровню организма, тем сильнее уровень ее обусловленности генотипом. Чем дальше она от него и ближе к тем уровням организации человека, которые принято называть личностью, субъектом деятельности, тем слабее влияние генотипа и сильнее воздействие среды. Это положение отчасти подтверждают данные Л. Эрмана и П.Парсонса в которой приведены результаты различных исследований об оценке наследственной и средовой обусловленности признаков.

Из приведенных данных видно, что влияние генотипа всегда положительно, при этом мера этого влияния становится меньше по мере «удаления» исследуемого признака от свойств собственно организма. Влияние среды весьма неустойчиво, часть связей положительна, а часть - отрицательна. Это свидетельствует о большей роли генотипа в сравнении со средой, однако, не означает отсутствия влияния последней.

Особый интерес вызывает действие третьего фактора психического развития. Если согласиться с мыслью Н. А. Бернштейна о том, что «факторы чистой случайности прочно закреплены в эволюции факторами активного программирования в борьбе за выживание этой программы», тогда активность может быть понята как условие и результат взаимодействия самой программы развития и среды, в которой это развитие осуществляется". В этой связи становятся понятными факты успешной реализации «дефектной» программы в скорректированной среде, способствующей усилению активности организма «в борьбе за выживание программы» и не успешной реализации «нормальной» программы в неадекватной среде, что приводит к редукции активности. Таким образом, активность может быть понята как системообразующий фактор взаимодействия наследственности и среды. Для понимания природы активности полезно вспомнить один из принципов развития -принцип устойчивого динамического не равновесия. «Процесс жизни, пишет Н. А. Бернштейн, есть не уравновешивание с окружающей средой..., а преодоление этой среды, направленной не на сохранение статуса или гомеостаза, а на движение в направлении родовой программы развития и самообеспечения»2. Динамическое не равновесие как внутри самой системы (человек), так и между системой и средой, направленное на «преодоление этой среды», и является источником активности.

Следовательно, в силу активности, выступающей в разных видах и формах, процесс взаимодействия среды и человека (ребенка) - это двусторонний процесс, являющийся причиной развития. Об уровне активности ребенка обычно судят:
- по реактивным действиям ребенка на внешние стимулы (произвольность, торможение, выражение желаний и потребностей);
- по тому, как простые одноактные движения (одергивает руки, кричит, поворачивает голову) превращаются в сложную деятельность: игру, рисование, учение;
- по мере овладения мыслительной деятельностью.

Активность ребенка выражается в подражательных (слова, игры, манера поведения), исполнительских (ребенок совершает действия, к которым его понуждает взрослый) и самостоятельных действиях.

Факторы и условия психического развития

Развитие – это изменения, происходящие в строении тела, психике и поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды.

Рассмотрим вопрос о том, какие факторы влияют на психическое развитие человека.

Биологический фактор включает в себя наследственность и врожденность. Наследуется, например, темперамент, задатки способ­ностей, но единого мнения о том, что именно в психике человека ге­нетически обусловлено, нет. Врожденность - это особенности, приоб­ретенные ребенком во внутриутробной жизни.

Так, имеют значение перенесенные матерью в период беремен­ности заболевания, прием лекарств и т.д. Врожденные и унаследо­ванные черты составляют только возможность будущего развития личности. Например, развитие способностей зависит не только от задатков. Способности развиваются в деятельности, важна собственная активность ребенка.

Считается, что человек - существо биологи­ческое и от природы наделено определенными чертами характера, фор­мами поведения. Наследственность определяет весь ход развития.

В психологии существуют теории, в которых преувеличивается роль наследственности в психическом развитии человека. Они называются биологизаторскими.

Социальный фактор включает в себя социальную и природную среду. Природная среда, действуя опосредованно через социальную среду, является фактором развития.

Социальная среда – понятие широкое. Выделяется среда семейная и общественная Ближайшее социальное окружение ребенка непосредственно влияет на развитие его психики. Общественная среда также оказывает влияние на развитие психики ребенка - и средства массовой информации, и идеология и др.

Вне социальной среды ребенок развиваться не может. Он ycваивает лишь то, что даётся ему ближайшим окружением. Без человеческого общества ничто человеческое в нем не появляется.

Осознание важности влияния социального фактора на развитие психики ребенка привело к появлению так называемых социологизаторских теорий. Согласно им, подчеркивается исключительная роль среды в развитии психики.

В действительности важнейшим фактором развития является активность самого ребенка. Активность – это формы взаимодейст­вия человека с окружающим миром. Проявление активности индиви­дуальное и многоуровневое. Выделяются три вида активности:

1.Биологическая активность. Ребенок рождается с определенными естественными потребностями (органическими в движении и т.д.) Они обеспечивают связь ребенка с окружающим миром. Так, криком ребенок сообщает о желании есть и т.д.

2. Психическая активность. Эта активность связана с формированием психических процессов, с помощью которых происходит познание мира.



3. Социальная активность. Это высший уровень активности. Ребенок изменяет окружающий мир, самого себя.

Те или иные элементы среды в разное время оказывают на ребенка разное воздействие в зависимости от степени и характера его активности по отношению к этим элементам. Психическое развитие ребенка осуще­ствляется как процесс овладения социальным опытом, который одновременно является процессом формирования его человеческих способностей и функций. Этот процесс происходит в ходе активной деятельности ре­бенка.

Все факторы развития социальный, биологический, активности тесто взаимосвязаны. Абсолютизация роли какого-либо из них в психическом развитии ребенка неправомерна.

В отечественной психологии подчеркивается единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследствен­ность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес. Элементарные функции (ощуще­ния, восприятие) больше обусловлены наследственно, чем высшие. Высшие функции – продукт культурно-исторического развития чело­века. Наследственные задатки играют лишь роль предпосылок. Чем сложнее функция, чем длиннее путь ее онтогенетического развития, тем меньше сказывается на ней влияние наследственность. В разви­тии всегда участвует среда. Психическое развитие ребенка - это не механическое сложение двух факторов. Это – единство, изменяющее­ся в процессе самого развития. Так, например, считается, что наслед­ственно определен диапазон развития какого-либо свойства. Внутри этого диапазона степень развития свойства зависит от условий среды.