Лечебно-профилактические учреждения.

Новый нормативный документ № 529н «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций» от 06.08.2013 внес существенные изменения в систему медицинского обслуживания РФ. Объедение некоторых первичных звеньев привели к необходимости изменить прежнюю общепринятую номенклатуру.

С его изданием приказ № 627 «Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» со всеми изменениями более не действует.

Позже в письме Министерства здравоохранения РФ № 17-2/10/2-184 «О приказе Минздрава России от 06.08.2013 № 529н» от 16.01.2014 были приведены разъяснения по использованию принятого закона.

Вышеуказанным нормативным документом регулируются только муниципальные и . Частные и фармацевтические представительства, как и ранее, не регулируются вышеуказанным законом, так как не являлись лечебно-профилактическим учреждением.

Новые положения терминологии и наименование медицинских организаций

Медицинская терминология регулируется по новым положениям в законодательстве РФ, что необходимо учитывать в теперешнем наименовании медицинских организаций. Пакет основополагающих нормативных документов, по которому теперь регламентируется вопросы государственной медпомощи, привел к тенденции исчезновения термина «лечебно-профилактическое учреждение». Федеральный закон РФ от 21.11.2011 № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” в тексте не использует понятие ЛПУ. Однако, определение МО приведено.

Подробнее изучить вопрос можно в статье 2 закона, пункт 11, где указано, что медицинская организация является юрлицом, которое осуществляет свою медицинскую деятельность согласно уставу и выданной РФ лицензией. При этом это определение не зависит от организационно-правовой формы. Также положения настоящего Федерального закона действуют на иные юридические лица, которые наряду с основной деятельностью осуществляют также медицинскую практику. При этом указанные положения касаются части по предоставлению медицинских услуг . К МО согласно законодательным законам также приравниваются занимающиеся медицинской деятельностью индивидуальные предприниматели.

Замена термина

Таким образом, термин «ЛПУ» был полностью изъят и заменен на название «медицинская организация» со всех текстов ранее принятых и действующих документов.

Социальное обслуживание население изменила часть нормативных документов. Термин «учреждение социального обслуживания» заменен на новую формулировку «организация социального обслуживания». Ознакомиться подробнее с ними можно, изучив подробнее законодательную документацию.

Использование термина «медицинских организаций» с каждым днем встречается все чаще. При этом тенденция наблюдается не только в документах , но и в средствах массовой информации. Кроме клиник под эту формулировку попадают также аптечные пункты, частные медцентры, санаторно-курортные учреждения и различные профилактические организации.

Что касается печатных периодических изданий и профессиональной медицинской среды использование ЛПУ все же еще используется. Это обусловлен его распространенностью и тем, что термин общепринят уже очень давно. Термин ЛПО – это «лечебно-профилактическая организация». Он был принят позже и не так часто применялся.

Например, Фонд социального страхования РФ вынужден был ввести 19.02.2016 новую версию 2.0.4.17 программы для медучреждений под названием «Лечебно-профилактические учреждения».

Наименование медицинской организации

Все МО классифицируются по месту расположения на несколько уровней:

  1. Федеральный;
  2. Краевой, областной, окружной и республиканский;
  3. Межрайонный;
  4. Муниципальный;
  5. Районный;
  6. Городской.

Кроме этого вопроса, приказ № 529н оказал существенные изменения на перечень наименований некоторых организаций медпрофиля. Таким образом, в номенклатуру МО были введены новые наименования:

  • Бюро медико-социальной экспертизы;
  • Центр судебно-медицинской экспертизы;
  • Центр военно-врачебной экспертизы;
  • Медицинский отряд (включая отряды специального назначения).

Формирование новых центров

Были сформированы новые медицинские центры здравоохранения. Это касается центров вспомогательных репродуктивных и высоких медицинских технологий. Также возникли гериатрический, лечебно-профилактический, генетический центр. Медицинский центр реабилитации, а также МО для реабилитации инвалидов и детей-инвалидов с последствиями церебрального паралича. К отдельной сфере можно отнести центры реабилитации для наркоманов. Сегодня также существуют медико-хирургический, паллиативной медпомощи и серологический центры. Есть многопрофильные и специализированные учреждения. Также сформированы организации охраны материнства и детства.

Термины, исключенные из номенклатуры медицинских организаций

  1. В номенклатуре больше нельзя встретить понятие всех аптечных организаций, маммологического диспансера и военно-врачебной комиссии.
  1. В наименованиях поликлиник также прошли исключения из списка.
  1. Медучреждение восстановительного лечения были заменены на медицинской реабилитации.
  1. Среди центров теперь исключены центры медицинской инспекции, лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности, контроля качества и сертификации лекарств, информационно-методический центр по экспертизе, учету и анализу обращения средств медицинского применения.
  1. Многие медицинские учреждения теперь перестали делиться по территориальному признаку.
  1. По закону № 529н фельдшер акушерские пункты и врачебные здравпункты исключены из номенклатуры.

При этом ранее действовал государственный приказ Минздравсоцразвития РФ от 07.10.2005 № 627, где указано, что фельдшерско-акушерские пункты или ФАП являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения. Однако, согласно ряду приказов они все же утверждены и существуют как структурная часть медицинских организаций. С точки зрения правового регулирования возникают вопросы касательно реального положения в законодательстве указанного подразделения.

  1. Изъята из номенклатуры многопрофильная больница. Ранее она руководствовалась действующим приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2012 № 69н «Рекомендуемые штатные нормативы медицинского и другого персонала инфекционного отделения многопрофильной больницы (инфекционной больницы)». Теперь же неясно, какая именно классификация действует по данному признаку.

Исключением стал термин ЦРБ, который, несмотря на отсутствие упоминаний в законе № 529н, еще встречается в некоторых регионах.

В связи с подобными не состыковками в номенклатуре при изменениях в новых названиях некоторых МО могут наблюдаться ошибки. Также из-за отсутствия ряда дополнительных слов остается неясно, можно ли их использовать. Например, сельская, городская. Нет городской, детской, центральной или районной поликлиники. В некоторых случаях наименование медицинской организации может быть чересчур сокращено. Причем название может быть намного короче, чем это указано в самой номенклатуре.

Любые нарушения могут вызвать осложнения при пенсионном обеспечении медработников, планировании режима отдыха и труда. Также недопустимы ошибки в нормативно-правовых документах.

Таким образом, практическое применение приказа Минздраву РФ № 529н требует определенных доработок и изменений.

Медицинское обслуживание населения представляет собой сложную систему как по видам оказываемых лечебно-профилактических услуг, так и по типам учреждений. Кроме того, в системе здравоохранения Российской Федерации действуют некоммерческие и коммерческие организации здравоохранения.

Основной формой некоммерческих организаций здравоохранения являются учреждения, номенклатура которых утверждается федеральным органом управления здравоохранения. Также к некоммерческим организациям здравоохранения относятся некоммерческие партнерства и автономные некоммерческие организации, которые стали создаваться в последние годы с принятием в 1995 г. Федерального закона "О некоммерческих организациях".

Основными формами коммерческих организаций здравоохранения являются государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также хозяйственные товарищества (полные и коммандитные) и хозяйственные общества (акционерные, с ограниченной или дополнительной ответственностью).

Номенклатура учреждений здравоохранения утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 октября 2005 года № 627 "Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения".

В Единую номенклатуру государственных и муниципальных учреждений здравоохранения включены лечебно-профилактические учреждения (больничные учреждения, диспансеры, амбулаторно-поликлинические учреждения, центры, в том числе научно-практические, учреждения скорой медицинской помощи и учреждения переливания крови, учреждения охраны материнства и детства, санаторно-курортные учреждения), учреждения здравоохранения особого типа, учреждения здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, аптечные учреждения.

Виды лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) здравоохранения:

  • больничные учреждения (городская, детская, участковая, центральная районная, областная больница, городская клиническая больница, городская больница скорой медицинской помощи, медико-санитарная часть);
  • специализированные больницы (психиатрическая, туберкулезная, офтальмологическая, инфекционная и др.);
  • диспансеры (противотуберкулезный, онкологический, кардиологический, психоневрологический, наркологический, врачебно-физкультурный и др.);
  • амбулаторно-поликлинические учреждения (городская поликлиника, амбулатория, стоматологическая поликлиника, здравпункты, фельдшерско-акушерские пункты);
  • учреждения охраны материнства и детства (детские ясли, детские сады, дом ребенка, молочная кухня, родильный дом);
  • учреждения скорой и неотложной помощи и переливания крови (станции скорой медицинской помощи, станции переливания крови);
  • санаторно-курортные учреждения (санаторий, санаторий-профилакторий, бальнеологическая и грязелечебница).

Кроме данной номенклатуры, устанавливается еще типовая категоричность в зависимости от мощности учреждения, что способствует рациональному планированию сети учреждений и штатов.

Амбулаторно-поликлинические учреждения по мощности делятся на пять категорий в зависимости от числа врачебных посещений в смену. Мощность больничных учреждений определяется числом коек.

ЛПУ Единица измерения Категория
1 2 3 4 5 6 7 8
Участковая больница койки 76-100 51-75 36-50 25-35 - - - -
Районная больница койки 351-400 301-350 251-300 201-250 151-200 101-150 - -
Городская больница койки 801-1000 601-800 401-600 301-400 251-300 201-250 151-200 101-150
Областная, краевая республиканская больница койки 801-1000 601-800 501-600 401-500 301-400 - - -
Поликлиника посещения в смену свыше 1200 751-1200 501-750 251-750 до 250 - - -

Для расчета показателя "Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений" приказом МЗ СССР № 650 от 20 июня 1979 года была утверждена инструкция по определению планового показателя "Мощность амбулаторно - поликлинических учреждений" для планирования сети учреждений (подразделений) здравоохранения, оказывающих населению амбулаторно - поликлиническую помощь. С 1980 года, согласно вышеуказанного приказа, перед представлением в вышестоящие органы проекта плана развития здравоохранения на очередной год следует утверждать плановую мощность этих учреждений (подразделений) с учетом износа основных фондов.

Планирование сети лечебно-профилактических учреждений необходимо для оказания качественной и равнодоступной медицинской помощи, а также эффективного использования ресурсов здравоохранения. Для планирования необходимо знать потребность населения в медицинской помощи.

Для определения потребности населения в медицинской помощи используются специальные алгоритмы ее расчета.

Общий алгоритм расчета потребности в медицинской помощи

Расчеты потребности в медицинской помощи исходят из:

Произведение численности населения и кратности оказания медицинских услуг дает число медицинских услуг, необходимых при оказании медицинской помощи.

Произведение количества медицинских услуг и расчетных норм времени на их оказание представляет собой объем необходимой медицинской помощи для населения муниципального образования, выраженный во времени, необходимом для оказания расчетного числа медицинских услуг.

Исходные данные для расчетов

Численность населения - берется по данным Росстата.
Для целей определения потребности в медицинской помощи по каждому муниципальному образованию необходимы данные об общей численности населения, а также распределению населения по возрастным группам (взрослые, дети).

Деление населения на указанные группы позволяет учесть существенное влияние возраста на состояние здоровья населения и, соответственно, на его потребность в объеме и структуре медицинской помощи, которые должны быть учтены при расчетах необходимой мощности сети медицинской помощи.

Кратность оказания медицинских услуг - на одного человека в год утверждается

Расчет потребности населения в амбулаторной помощи.
За расчетную единицу объема амбулаторной помощи принимается врачебное посещение, в процессе которого оказывается лечебно- профилактическая помощь.
Обобщающий показатель объема амбулаторной помощи – суммарная продолжительность врачебных посещений (в минутах), необходимых для оказания амбулаторной помощи населению.

Потребность населения в амбулаторной помощи (число врачебных посещений) рассчитывается с учетом ожидаемой численности населения и показателя объема амбулаторно–поликлинической помощи на одного человека в год, утвержденного Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Расчет показателя необходимого объема амбулаторной помощи оценивается суммарным временем (в минутах) врачебных посещений, необходимых для оказания амбулаторно–поликлинической помощи. Этот показатель рассчитывается как произведение числа врачебных посещений и показателя объема амбулаторно–поликлинической помощи на одного человека в год, утвержденного Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи .

Изложенные расчеты проводятся по каждому муниципальному району (муниципальному округу). При этом следует иметь в виду, что полученные объемы медицинской помощи для жителей муниципальных образований включают в себя медицинскую помощь, оказываемую на всех уровнях амбулаторной помощи.

Расчет потребности населения в стационарной помощи.
За расчетную единицу объема стационарной помощи принимается один день пребывания больного на койке (койко-день).

Потребность населения в стационарной помощи (количество койко-дней) рассчитывается с учетом ожидаемого числа госпитализаций и норматива объема стационарной помощи в количестве койко-дней в расчете на одного человека в год, установленному Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи , необходимых для оказания стационарной помощи.

Ожидаемое расчетное число госпитализаций определяется на основе регионального прогнозного показателя численности населения соответствующего муниципального района (муниципального округа).

Изложенные расчеты проводятся по каждому муниципальному району (муниципальному округу). При этом следует иметь в виду, что полученные объемы медицинской помощи для жителей муниципальных образований включают в себя медицинскую помощь, оказываемую на всех уровнях стационарной помощи.

Расчет потребности населения в скорой медицинской помощи.
За расчетную единицу объема скорой медицинской помощи принимается один вызов службы скорой помощи.

Потребность населения в скорой медицинской помощи (количество вызовов) рассчитывается с использованием показателя объема скорой медицинской помощи в количестве вызовов в расчете на одного человека в год и ожидаемой численности населения.

Расчет необходимого объема скорой медицинской помощи производится в разрезе бригад службы скорой медицинской помощи, предусмотренных федеральным классификатором.

Эти расчеты проводятся по каждому муниципальному району (муниципальному округу). При этом следует иметь в виду, что полученные объемы медицинской помощи для жителей муниципальных образований включают в себя медицинскую помощь, оказываемую на всех уровнях стационарной помощи.

Расчет потребности населения в диагностической помощи.
За расчетную единицу объема диагностической помощи принимается одно исследование.
Обобщающий показатель объема диагностической помощи – суммарное время (в минутах), необходимое для производства общего расчетного числа диагностических исследований.

Потребность населения в диагностической помощи (число исследований) рассчитывается исходя из ожидаемой численности населения и расчетного норматива среднего числа исследований на 1 одного жителя.

Расчет обобщающего показателя необходимого объема медицинской помощи оценивается суммарным временем (в минутах) для производства всех исследований, необходимых для диагностики заболеваний. Этот показатель рассчитывается исходя из расчетного числа диагностических исследований и расчетных норм времени на производство диагностических исследований.

Общий объем диагностических исследований складывается из расчетного числа исследований производимых при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях и условиях стационара.

Расчетные таблицы используются для расчета объема диагностической помощи раздельно по каждому виду диагностических исследований (бактериологических, биохимических, гистологических, иммунологических, общеклинических, цитологических, радиологических, рентгенологических, ультразвуковых, функциональных, эндоскопических).

Изложенные расчеты проводятся по каждому муниципальному району (муниципальному округу). При этом следует иметь в виду, что полученные объемы диагностической помощи для жителей муниципальных образований включают в себя диагностическую помощь, оказываемую на всех уровнях медицинской помощи.

Предлагаемая методология определения потребности населения в объемах медицинской помощи предполагает использование расчетных технологических нормативов. Вместе с тем, большинство необходимых технологических нормативов в настоящее время отсутствует. В этих условиях (вплоть до завершения начавшегося процесса разработки полного комплекта необходимых нормативов) представляется целесообразным проводить расчеты потребности в медицинской помощи и мощности сети медицинской помощи на основе адаптированных для региона расчетных показателей федеральной Программы государственных гарантий медицинской помощи. Целесообразность и допустимость такого подхода основываются на том обстоятельстве, что по основным показателям деятельности медицинские организации абсолютного большинства субъектов Российской Федерации пока еще отстают от показателей Программы государственных гарантий медицинской помощи .

Предполагается, что по мере разработки расчетных технологических нормативов, в схемы перспективной сети медицинской помощи будут вноситься необходимые уточнения, основанные на расчетах, использующих описанную выше методологию в полном объеме.

Номенклатура медицинских организаций

I. Номенклатура медицинских организаций по виду медицинской деятельности

1. Лечебно-профилактические медицинские организации:

1.1. Больница (в том числе детская).

1.2. Больница скорой медицинской помощи.

1.3. Участковая больница.

1.4. Специализированные больницы (в том числе по профилю медицинской помощи), а также специализированные больницы государственной и муниципальной систем здравоохранения:

гинекологическая;

гериатрическая;

инфекционная, в том числе детская;

медицинской реабилитации, в том числе детская;

наркологическая;

онкологическая;

офтальмологическая;

психиатрическая, в том числе детская;

психиатрическая (стационар) специализированного типа;

психиатрическая (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением;

психоневрологическая, в том числе детская;

туберкулезная, в том числе детская.

1.5. Родильный дом.

1.6. Госпиталь.

1.7. Медико-санитарная часть, в том числе центральная.

1.8. Дом (больница) сестринского ухода.

1.9. Хоспис.

1.10. Лепрозорий.

1.11. Диспансеры, в том числе диспансеры государственной и муниципальной систем здравоохранения:

врачебно-физкультурный;

кардиологический;

кожно-венерологический;

наркологический;

онкологический;

офтальмологический;

противотуберкулезный;

психоневрологический;

эндокринологический.

1.12. Амбулатория, в том числе врачебная.

1.13. Поликлиники (в том числе детские), а также поликлиники государственной и муниципальной систем здравоохранения:

консультативно-диагностическая, в том числе детская;

медицинской реабилитации;

психотерапевтическая;

стоматологическая, в том числе детская;

физиотерапевтическая.

1.14. Женская консультация.

1.15. Дом ребенка, в том числе специализированный.

1.16. Молочная кухня.

1.17. Центры (в том числе детские), а также специализированные центры государственной и муниципальной систем здравоохранения:

вспомогательных репродуктивных технологий;

высоких медицинских технологий, в том числе по профилю медицинской помощи;

гериатрический;

диабетологический;

диагностический;

здоровья;

консультативно-диагностический, в том числе детский;

клинико-диагностический;

лечебного и профилактического питания;

лечебно-реабилитационный;

лечебной физкультуры и спортивной медицины;

мануальной терапии;

медицинский;

медико-генетический (консультация);

медицинской реабилитации для воинов-интернационалистов;

медицинской реабилитации, в том числе детский;

медицинской реабилитации для инвалидов и детей-инвалидов с последствиями детского церебрального паралича;

медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;

медицинской и социальной реабилитации, в том числе с отделением постоянного проживания инвалидов и детей-инвалидов с тяжелыми формами детского церебрального паралича, самостоятельно не передвигающихся и себя не обслуживающих;

медико-социальной реабилитации больных наркоманией;

медико-хирургический;

многопрофильный;

общей врачебной практики (семейной медицины);

охраны материнства и детства;

охраны здоровья семьи и репродукции;

охраны репродуктивного здоровья подростков;

паллиативной медицинской помощи;

патологии речи и нейрореабилитации;

перинатальный;

профессиональной патологии;

профилактики и борьбы со СПИД;

психофизиологической диагностики;

реабилитации слуха;

реабилитационный;

специализированные (по профилям медицинской помощи);

специализированных видов медицинской помощи;

сурдологический.

1.18. Медицинские организации скорой медицинской помощи и переливания крови:

станция скорой медицинской помощи;

станция переливания крови;

центр крови.

1.19. Санаторно-курортные организации:

бальнеологическая лечебница;

грязелечебница;

курортная поликлиника;

санаторий;

санатории для детей, в том числе для детей с родителями;

санаторий-профилакторий;

санаторный оздоровительный лагерь круглогодичного действия.

2. Медицинские организации особого типа:

2.1. Центры:

медицинской профилактики;

медицины катастроф;

медицинский мобилизационных резервов "Резерв";

медицинский информационно-аналитический;

медицинский биофизический;

военно-врачебной экспертизы;

медико-социальной экспертизы;

медицинской статистики;

патолого-анатомическое;

судебно-медицинской экспертизы.

2.3. Лаборатории:

клинико-диагностическая;

бактериологическая, в том числе по диагностике туберкулеза.

2.4. Медицинский отряд, в том числе специального назначения (военного округа, флота).

3. Медицинские организации по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:

3.1. Центры гигиены и эпидемиологии.

Лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) это медицинские учреждения - специализированные лечебно-профилактические заведения, в которых людям с теми или иными заболеваниями оказывается полный спектр медицинских услуг: диагностика, лечение, реабилитация после перенесенных болезней.

Как правило, медицинское обслуживание населения в России состоит из нескольких систем:

1. Терапевтические медицинские учреждения,

2. Хирургические и травматологические учреждения.

3. Педиатрические медицинские учреждения,

4. Профилактические медицинские учреждения - санатории и профилактории,

5. Специальные медицинские учреждения - отделения экспертизы, станции и отделения скорой медицинской помощи, медицинские службы спасения, отделения и станции переливания крови,

6. Родильные дома.

По своим функциям и задачам ЛПУ делятся на два типа: амбулатории и стационары. К учреждениям амбулаторного типа относятся амбулатории, поликлиники, здравпункты, диспансеры, станции скорой помощи, женские консультации, медико-санитарные части (МСЧ). (см рис.)

Основными задачами ЛПУ являются:

1. Повышение качества и объема профилактической работы.

2. Своевременное и качественное обследование, лечение и реабилитация больных в амбулаторных, стационарных условиях и на дому.

3. Усиление взаимодействия и преемственности с другими ЛПУ и санитарно-профилактическими учреждениями.

4. Повышение качества и оперативности медицинского ухода и сервисного обслуживания больных.

5. Оптимизация планово-финансовой и хозяйственной деятельности.

6. Развитие материально-технической базы.

7. Социальное развитие коллектива.

8. Своевременное внедрение достижений научно-технического прогресса.

9. Обеспечение готовности к работе в экстремальных условиях.

Лечебно-профилактическое учреждение обеспечивает:

  • экстренную и неотложную медицинскую помощь всем обратившимся больным и пострадавшим;
  • тесное взаимодействие с другими ЛПУ и службами здравоохранения в оказании медицинской помощи населению;

К лечебно-профилактическим учреждениям относятся

Здравпункты ФАП
Станция скорой помощи
Медико-санитарная часть
  • постоянное совершенствование форм и методов взаимодействия с другими ЛПУ, профилактической работы, диспансеризации населения, диагностики и лечения больных, исходя из потребностей населения и реальных условий хозяйствования;
  • комфортные бытовые и психоэмоциональные условия на амбулаторном приеме и в стационаре;
  • соблюдение персоналом норм этики и деонтологии;
  • своевременное и качественное проведение лечебно-диагностических процедур, врачебных назначений, манипуляций и т.д.;
  • высокое качество ухода за больными;
  • высокое качество, рациональность и безопасность диетического питания для стационарных больных;
  • соблюдение санитарных норм и правил устройства, оборудования и эксплуатации для лечебных учреждений, а также требований санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов;
  • бесперебойную работу медицинской аппаратуры, машин и механизмов, инженерно-технических коммуникаций и сооружений;
  • рациональное использование трудовых, финансовых и материальных ресурсов;
  • бесперебойное снабжение необходимыми средствами и материалами медицинского и хозяйственного назначения;
  • соблюдение правил и норм техники безопасности, охраны труда и противопожарной безопасности.

В городах указанная помощь оказывается территориальными поликлиниками для взрослых и детскими поликлиниками, врачебными амбулаториями, медсанчастями, женскими консультациями, врачебными и фельдшерскими здравпунктами. В сельской местности первым звеном в системе этой помощи являются лечебно-профилактические учреждения сельского врачебного участка: фельдшерско-акушерский пункт, здравпункт, амбулатория ВОП, участковая больница, врачебная амбулатория. Для жителей районного центра основным учреждением, оказывающим ПСМП, является поликлиника центральной районной больницы.

Для оказания скорой медицинской помощи в городах создана широкая сеть соответствующих станций (подстанций); в сельских административных районах организованы отделения скорой медицинской помощи при центральных районных больницах. Проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий возлагается на санитарно-эпидемиологическую службу при непосредственном участии врачей и средних медработников территориальных и производственных врачебных участков.

С Т А Ц И О Н А Р Ы

Больница

Больница - лечебно-профилактическое учреждение, осуществляющее диагностику и лечение пациентов, которые нуждаются в госпитализации с целью круглосуточного лечения и ухода. Выделяют: однопрофильные (только один профиль заболеваний), многопрофильные (в составе больницы имеются отделения для лечения пациентов различного профиля); районные, городские и краевые (областные, республиканские).

Уровень оказания помощи . Третий - четвертый.

Основные признаки . Стационарность, территориальность.

Тип оплаты

В какой ситуации обращаться . В больницу следует обращаться больным, которые нуждаются в круглосуточном лечении и уходе.

Клиника

Клиника - больница, в которой проводится преподавательская и научно-исследовательская работа. Характеризуется высоким потенциалом медицинского персонала и оснащенностью современным лечебно-диагностическим оборудованием.

Уровень оказания помощи . Третий - четвертый.

Основные признаки . Стационарность, наличие кафедр медицинского ВУЗа.

Тип оплаты . Обязательное медицинское страхование (необходим паспорт и действующий полис), добровольное медицинское страхование (требуется паспорт, полис и лист согласования объема обследования и лечения со страховщиком), личные денежные средства (требуется паспорт).

В какой ситуации обращаться . В клинику следует обращаться больным, которые нуждаются в круглосуточном лечении и уходе, особенно пациентам с диагностически сложными случаями или требующим сложного лечения.

Госпиталь

Госпиталь - лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее медицинскую помощь военнослужащим и инвалидам войны, которые нуждаются в госпитализации с целью круглосуточного лечения и ухода. Выделяют гарнизонные, окружные, видов вооружённых сил и центральные госпитали.

Уровень оказания помощи . Третий.

Основные признаки . Стационарность, военнослужащие.

Тип оплаты . Бесплатно для военнослужащих и инвалидов войны (требуется военный билет).

В какой ситуации обращаться . В госпиталь следует обращаться военнослужащим и ветеранам войны, которые нуждаются в круглосуточном лечении и уходе.

Санаторий

Санаторий - лечебно-профилактическое учреждение, которое проводит долечивание выздоравливающих больных, завершивших стационарное лечение в других лечебных учреждениях. Характерно широкое использование таких методов оздоровления как благоприятный климат, лечебные минеральные воды, лечебные грязи.

Уровень оказания помощи . Оздоровительный.

Основные признаки . Стационарная помощь, долечивание, профильность.

Тип оплаты . Обязательное медицинское страхование (необходим паспорт и действующий полис), добровольное медицинское страхование (требуется паспорт, полис и лист согласования объема обследования и лечения со страховщиком), личные денежные средства (требуется паспорт).

В какой ситуации обращаться . В санаторий следует обращаться выздоравливающим от тяжелых заболеваний, которым требуются дополнительные оздоровительные мероприятия в рамках санаторно-курортного лечения.

Хоспис

Хо́спис - медицинское учреждение, в котором больные с прогнозируемым неблагоприятным исходом заболевания получают достойный уход. Пациенты хосписов окружены обычными «домашними» вещами, к ним открыт свободный доступ родственникам и друзьям. Медицинский персонал оказывает паллиативную медицинскую помощь: больные могут получать кислород, обезболивающие, зондовое питание и т. п. Минимум врачей и максимум среднего и младшего медицинского персонала. Основная цель пребывания в хосписе - скрасить последние дни жизни, облегчить страдания. Это гуманно и кроме того, выгоднее экономически, чем лечить терминальных пациентов в условиях отделения интенсивной терапии.

Хоспис – это бесплатное государственное учреждение, которое обеспечивает уход за тяжело больным человеком, облегчение его физического и психического состояния, а также поддержание его социального и духовного потенциала.

Идеи хосписного движения в настоящее время распространяются по всей России. Всего в нашей стране сейчас существует около 45 хосписов, более чем в двадцати разных областях, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Ульяновске, Ярославле, Самаре, Новосибирске, Екатеринбурге, Таганроге, Иркутске и многих других.

Зачастую слово «хоспис» ассоциируется у людей с неким домом смерти, куда люди помещаются на длительный срок доживать свою жизнь в изоляции от мира. Но это заблуждение. Система хосписов развивается, становится более популярной, ориентированной на человека и его потребности. Главная идея хосписа – обеспечить достойную жизнь человеку в ситуации тяжелой болезни. Современные российские хосписы работают практически так же, как и обычные онкологические диспансеры, но специализируются на помощи пациентам в особо сложных случаях. Эта идея находит свое выражение в понятии паллиативной помощи.