“Общение” с травами – древний секрет аюрведы. Лечебные аюрведические травы

В Аюрведе использование горьких трав в качестве тонизирующих не всегда присуще или может помочь. Горький вкус, как указано в главе этой книги, посвященной энергетике трав, является наиболее холодным, наиболее высушивающим, наиболее истощающим и уменьшающим из всех вкусов. Он не является тонизирующим в смысле питательности -- способствования росту или построению тканей в организме. Его влияние носит катаболический или уменьшающий характер, обеззараживая, способствуя истощению или удалению ткани, при этом подавляя или уравновешивая большинство органических функций тела.

Ему более присуще применение в качестве уменьшающего яды и избытки, а не для построения недостающего. Горькие травы являются частью очистительной, успокоительной теплоразрушительной или уменьшающей жар терапии, такое же применение она получили и в китайской медицине.

Аюрведа считает, что горькие травы стимулируют пищеварение, но только в небольших количествах и в основном для пациентов, страдающих от жара, лихорадки или условий сильной питты. Их нечасто прописывают хронически слабым или истощенным. Считается, что более высокая дозировка подавляет пищеварение, ослабляет ассимиляцию и расстраивает перистальтику.

Горькие травы по своей природе, как воздух и прочее высушивают ткани и жизненные флюиды и могут вызвать жесткость мускулатуры и даже спазмы мускулатуры. В большинстве условий горькие травы понижают, а не усиливают соответствующий тон мускулатуры, органов и тканей.

Если большинство западных фитотерапевтов прописывают эти травы при выздоровлении и вялости, то Аюрведа часто считает их бесполезными в таких условиях. Многие случаи слабости и выздоровления представляют собой вату по природе, условия охлаждения, недостатка жидкости и ухода в отбросы тканей организма. Они требуют согревания, увлажнительной и питательной терапии. Горькие травы также вата, воздушны по природе, а потому ничем не обеспечивают перестройку в организме или усиление жизненных флюидов. В основном они служат укрепляющими средствами в условиях затянувшейся лихорадки, перемежающейся или прерывающейся, или слабости (вялости), сопровождающей лихорадку или состояния высокой питты.

Возможно ранее западные фитотерапевты использовали горькие травы в качестве тонизирующих для выздоравливающих пациентов в питта состоянии, которые страдали от лихорадочных заболеваний или получили сверх меры токсинов при переедании мяса, употреблении алкоголя и т. д. Современные вегетарианцы, особенно имеющие вату, будут испытывать слабость при избыточном использовании горьких трав в качестве тонизирующих.

Тонизирующие травы в Аюрведе в основном сладкие с питательными веществами, которые создают ткани, укрепляют жизнеспособность, усиливают жизненные флюиды, повышают сексуальную энергию и продлевают жизнь. Они рассматриваются в отдельном разделе, посвященном тонизирующим травам. Горькие травы могут истощать жизнеспособность, понижать сексуальную энергию и способствовать процессу старения. В этой книге они названы горькими тонизирующими главным образом для удобства, поскольку они известны под этим названием. Мы также называем их "антилихорадочными" или травами, которые разрушают жар, огонь и лихорадку.

Можно сказать с некоторым оправданием, что эти горькие тоники являются тониками для питты, поскольку представляют собой наиболее сильные травы для уменьшения и регулирования ее функций. Но их действие не следует путать с действием тоников, которые являются питательными и омолаживающими.

Тем не менее горькие тоники являются очень важными растительными лекарствами. В Аюрведе и западной фитотерапии существует единое мнение о том, что это наиболее сильные травы для борьбы с лихорадкой, очищения организма и убийства токсинов. Они уменьшают лихорадку, питту, вывозят из организма токсины и жир. Они представляют собой наиболее сильные травы для очистительного нагревания.

Если лихорадка возникла из-за наружных патогенов и протекает в основном в поверхностных условиях, типа лихорадки от холода или флюса, то лечить ее следует диафоретической терапией с применением потения для открытия пор, разрушения циркуляции и истощения вызвавшего ее холода. Однако, если лихорадка сильна, в крови или внутри организма, нагревание печени, при наличии сильной жажды, потенция, воспаления или инфекции, обычно в условиях питты, более подходящими оказываются эти горькие тоники.

Горькие травы не просто подавляют лихорадку. Они разрушают вызывающую ее инфекцию, катаболизируя патогенезы. Они атакуют и разрушают аму, яды, которые проникли в ткани и вызвали лихорадку. Следовательно они показаны в любом случае лихорадки из-за амы (которая, как в случае артрита, может возникать из-за ухудшения ваты или капхи). Благодаря своей легкой природе они разрушают тяжелую по природе аму.

Посредством уменьшения жира, кислотности и токсичности они охлаждают и очищают кровь, они также обладают альтернативным или кровоочистительным действием. Можно подумать, что они аналогичны альтернативам, но они на порядок сильнее по воздействию.

Они регулируют функцию печени, контролируют и уменьшают образование желчи и кислоты в организме. В качестве таковых они показаны при большинстве заболеваний печени типа гепатита и желтухи, в особенности в начальной и острой стадиях.

Они уменьшают количество жира и регулируют сахарный обмен. Посредством этого они также регулируют функционирование селезенки и могут оказаться полезными при заболеваниях типа диабета. Являясь наиболее сильными травами для разрушения жира и уменьшения веса, они имеют сильное анти-капха действие.

Это, наряду с их кровоочистительными свойствами, придает им антиопухолевые функции. Они могут способствовать уменьшению как доброкачественных, так и злокачестве6нных опухолей типа раковых. Поскольку они катализируют катаболические процессы в организме, они очищают твердые наносы и удаляют закупорки из организма.

Будучи наиболее сильными травами для уменьшения питты, а также оказывая сильное понижающее действие на капху, они являются также наиболее сильными травами для ухудшения ваты. Если использовать их при несварениях, вызванных ватой (несварение на нервной почве, которое можно считать гипоглицемией), то они будут лишь вызывать дальнейшее нервное расстройство и еще большую сверхчувствительность.

К типичным горьким тоникам относятся: алоэ вера, американское коломбо, барбарис, калумба, карликовый дуб, горечавка, гидрастис, золотая нить, хинная корка, белый тополь и специфические для Индии чирата, кутки и ним.

Ветрогонные травы (вата-ануломан)

Ветрогонными считаются травы, удаляющие газы из кишечника, снижающие боль и вздутие. Они способствуют пищеварению и усиливают поглощение. Они помогают истощить воду и слизь. Аму, застаивающиеся и закупоривающие желудочно-кишечный (ж. -к.) тракт. Они способствуют необходимой и нормальной перистальтике.

Обычно они представляют собой ароматные или благоухающие травы, обладающие летучими маслами, которые стимулируют нервные окончания желудочно-кишечного тракта (самана и апана вайю, силы ваты, управляющие желудком малой кишечником и кишками), обеспечивая пищеварение и не давая накапливаться непереваренным пищевым продуктам.

Их стимуляция ваты также повышает агни -- как ветер раздувает огонь. В этом отношении они похожи на травы стимуляторы, а также на другие травы, как стимулирующие травы имеют тенденцию к способствованию пищеварению через непосредственное питание агни, эти работают более опосредованно через нормализацию ваты. В этом качестве они особенно хороши при слабости пищеварения из-за нервного расстройства, беспокойства и депрессии.

Они очень похожи на успокаивающие нервы. Путем рассасывания закупорок во всех каналах, оротас, они открывают нервную систему и снимают спазмы и боль. Они могут оказывать также диафоретическое и отхаркивающее действие, являясь также часто стимуляторами циркуляции. Они улучшают общий дух и стимулируют основной поток энергии, праны, в теле.

Все ветрогонные травы движут вату. Это стимулирующее действие выдвигает накопленную вату. Тем не менее их сухость может ухудшать вату, если использовать их слишком долго или в избытке.

Большинство из этих ароматических трав имеет тенденцию к нагреванию и остры на вкус. Однако, вторая группа охлаждает и тяготеет к горькому вкусу.

Разогревающие ветрогонные могут ухудшать питту, а некоторые из них способствовать кислотности, в этом случае следует отдать предпочтение охлаждающим ветрогонам. Охлаждающие ветрогоны чаще оказывают долговременное истощающее действие на вату. Все ароматические и ветрогонные травы уменьшают капху, благодаря своим высушивающим свойствам.

В этой категории трав находится большинство специй, и в качестве специй они должны быть частью ежедневного рациона, в особенности для того, кто имеет вату. От одного до пяти граммов многих из этих специй принимаемые с пищей могут излечить множество заболеваний, поскольку большинство болезней возникает из-за плохого пищеварения. Вместе с пищей или тонизирующими травами эти специи способствуют омоложению. Они лечат многие застойные заболевания и нервные расстройства.

К типичным разогревающим ветрогонам относятся : айван, базилик, лавровый лист, пальма ротанговая, кардамон, коричное дерево, гвоздика (пряность), чеснок, имбирь, ягоды можжевельника, мускатный орех, кожура апельсина, душица, тимьян, имбирь желтый, валериана.

К типичным охлаждающим ветрогонам относятся: пупавка, кошачья мята, хризантемы, кориандр, тмин, укроп, фенхель, липа, горчица, мята перечная, мята колосовая, грушанка. (см. также стимулирующие и пищеварительные травы).

Диафоретические травы (сведана карма).

Диафоретические (потогенные) травы вызывают потение и тем самым восстанавливают циркуляцию, истощают лихорадку и озноб, при этом выводя токсины с поверхности тела. Сильные диафоретики называются потогенными средствами.

Они являются поверхностно-освобождающими агентами, используемые в начальной и острой стадиях простуды и флюса, а также при более хронических условиях астмы и артрита. Первоначальная или острая стадия простуды и лихорадочных заболеваний парализует защитную энергию, которая движется вдоль поверхности тела. Результатом является остановка потоотделения и блокировка циркуляции. Диафоретические травы путем стимуляции восстанавливают защитную энергию организма.

Они оказывают следующее общее терапевтическое влияние: а) способствуют потению, б) снимают напряжение мускулатуры и болевые сочленения, в) низводят лихорадку до внешних факторов (связанных с простудой и флюсом), г) способствуют появлению и прохождению воспалительных процессов на коже, д) способствуют распространению поверхностной воды и отека лица и е) снимают головные боли, возникающие из-за простуды и застоя. В этом качестве они находятся на первой линии борьбы с заболеваниями.

Аюрведа различает два типа диафоретических трав в соответствии с дошей, на которую они работают. Этими двумя типами являются согревающие и охлаждающие диафоретики.

Большинство диафоретиков согревающие по своей природе. В основном, это горячие острые травы, которые уменьшают капху и вату, но увеличивают питту. Большинство холодных являются капхой по природе, вторжением холода и сырости. Вата, или ветер, представляет собой фактор, привносящий их в тело. Согревающие диафоретики лечат обычную простуду рассеиванием ветра, холода и сырости. Они обычно стимуляторы, отхаркивающие и могут обладать антиастматическими и антиревматическими свойствами.

К охлаждающим диафоретикам обычно относятся травы от горьких до острых, которые уменьшают питту и капху, но повышают вату. Они больше подходят для простуд питта-типа и более эффективны при лечении сильной лихорадки, ангины и других воспалительных заболеваний, включая попадание токсинов в кровь. Они обычно являются альтернативами и могут обладать мочегонным действием.

Согревающие диафоретики повышают температуру тела и посредством потения уничтожают озноб. Охлаждающие диафоретики понижают температуру тела посредством потения и выводят жар и токсины через кожу. Оба типа уменьшают содержание воды, флегмы и капхи.

Содержание капхи требует сильного потоотделения из-за ее мокрой позиции. Содержание питты требует умеренного потоотделения, охлаждающего по своей природе. Оно может быть ухудшено согревающими диафоретиками, горячим потом или паровыми ваннами, или горячими банями и саунами, которые уменьшают капху. Вата требует слабого потоотделения с преобладающей согревающей природой, чтобы помочь увлажнению ее поверхностной сухости, а сильные диафоретические методы еще более высушить вату.

Урбанизация, и как следствие снижение активности людей, преимущественно сидячий образ жизни, ухудшение качества продуктов питания и ряд других факторов, привели к тому, что уже в 20 веке чрезмерное увеличение веса и ожирение — стали одними из самых распространённых заболеваний в мире.

Ожирение является источником многих болезней, в том числе: заболеваний сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата, сахарного диабета и высокого кровяного давления. Об аюрведическом подходе к лечению излишнего веса и ожирения мы писали раннее в статье , сегодня же мы хотим рассказать о 10 аюрведических растениях и травяных составах, которые в сочетании с соблюдением рекомендаций по питанию и образу жизни используются в Аюрведе для лечения ожирения и связанных с ним осложнений.

1. Врикшамла (Garcinia indica, Гарциния индийская)


Врикшамла — цветущее дерево с жёлтыми плодами овальной формы, произрастающее на юго-западе Индии. Используется в целях снижения веса, так как содержит гидроксилимонную кислоту, которая обладает способностью блокировать выработку особого фермента цитратлиазы, отвечающего за образование жировых клеток в организме. Кроме того, плоды Врикшамлы нормализуют уровень холестерина в крови, снижают аппетит, повышая уровень гормона серотонина, отвечающего за контроль чувства голода.

2. (Трипхала)


Трипхала — мощная смесь из плодов трёх деревьев: амалаки или индийского крыжовника (Phyllanthus emblica), бибхитаки (Terminalia belerica) и харитаки (Terminalia chebula). Одна из самых известных аюрведических формул, которая эффективно устраняет запоры, питает ткани тела, улучшает пищеварение, способствует расщеплению жировых отложений, нормализует метаболизм печени и очищает ЖКТ от токсинов и шлаков. Кроме того, трипхала — один из самых богатых источников витамина С и кальция.

3. Ашока ( Saraca asoca , Сарака индийская)


,

Ашока — ещё одно дерево, высушенная кора, стебель и желтовато-оранжевые цветы которого используются в Аюрведе в целях снижения веса. Ашока балансирует Капха-дошу и применяется в терапии сопутствующих ожирению заболеваний, а также в лечении дизентерии, геморроя, нарушений менструального цикла и спазмов. Ашока улучшает цвет лица, снимает жажду, устраняет чувство жжения, уменьшает отёчность и очищает кровь.

4. (сommiphora mukul, арабский мирт)


Смола небольшого кустарника под названием Гуггул, широко распространённого на севере Индии и входящего в «золотой ряд» лекарственных растений Аюрведы, является традиционным средством для борьбы с ожирением и лишним весом в индийской медицине. Известно, что экстракт смолы Гуггула богат гуггулстероном, который уменьшает уровень холестерина в крови и стимулирует работу щитовидной железы, тем самым улучшая все метаболические процессы в организме и ускоряя снижение веса.

5. Кальмег ( Andrographis paniculata, Андрографис метельчатый)


Название этого небольшого травянистого растения, произрастающего в Индии, Китае и на Цейлоне в переводе с санскрита означает «король горечи». Аюрведа относит кальмег к числу горьких тоников, которые омолаживают, очищают организм, способствуют расщеплению жировых клеток, устраняют неблагоприятные последствия ожирения.

6. ( Aloe barbadensis)


Широко известное растение алоэ вера используется в Аюрведе для стимулирования метаболизма, увеличения силы пищеварения, активизации процессов расщепления и усвоения жиров и, следовательно, увеличения уровня потребления энергии. Кроме того, это одно из лучших растений для выведения токсинов из организма.

7. Катука ( Picrorhiza kurroa)


Входит в состав: ,

Катука — одно из самых известных горьких аюрведических растений, которая традиционно используется для лечения хронических заболеваний печени и регуляции секреторной функции желчного пузыря. Катука улучшает пищеварение, повышает метаболизм в организме, и, следовательно, способствует снижению веса.

8. Читрак (Plumbago zeylanica)


Входит в состав:

9. Мустака ( Сyperus rotondus, Нагармота)


Нагармота — травянистое растение, широко распространённое в Индии, чаще всего использующееся в традиционной индийской медицине при лечении лихорадки и ожирения. Мустака очищает заблокированные в результате несбалансированного питания телесные каналы, устраняя их непроходимость и нормализуя течение тонких энергий и праны в теле, что в свою очередь приводит к нормализации обменных и метаболических процессов в организме и способствует снижению веса.

10. Агниматха ( Clerodendrum phlomidis)


Входит в состав: ,

Корень этого растения, входящего в группу лекарственных корней «Дашамула», — одно из самых мощных аюрведических средств для похудения. Корень Агниматхи обладает выраженными мочегонными свойствами, снимает отёки и выводит излишки жидкостей из организма, балансирует Вата и Капха-доши, устраняет запоры и вздутие живота, улучшает пищеварение и обмен веществ.

Означает «наука жизни». Она не ограничивается индийской медициной и не должна рассматриваться как сугубо индийская. Это наука о жизни, объемлющая все аспекты существования и связывающая воедино жизнь человека и жизнь Вселенной.

Аюрведу не стоит относить ни к Востоку, ни к Западу, ни к древности, ни к современности. Это знание, которое принадлежит всему человечеству во все времена.

Человек как микрокосм содержит в себе все стихии, все минеральные, растительные и животные царства. Можно сказать, что наша нервная система – это дерево, растительная сущность которого человечна. Поэтому растения обладают способностью прямого общения с клетками человека.

Растения передают нам жизненную силу, любовь, которую несет свет солнца. Они существуют для нашего как психического, так и физического питания. В этом смысле жизнь растений – это великое жертвоприношение. Растения существуют для преобразования света (посредством процесса фотосинтеза) в жизнь, человеческие существа – для преобразования жизни в сознание и любовь (при помощи процесса восприятия). Свет, жизнь, любовь – одно целое, в котором каждая часть является выражением другой.

Правильное использование растения, при котором высвобождается его жизненная сила, подразумевает единение и даже общение с ним. Тогда оно оживляет нашу нервную систему и укрепляет наше восприятие. Именно так подходили мудрецы древней Индии к использованию трав. Их наука не была экспериментом, которое подразумевает наличие дистанции, разделения между наблюдателем и наблюдаемым. Их подход позволял раскрывать тайны растений, несравненно более тонкие, нежели просто определение химического состава.

Аюрведа классифицирует травы в соответствии с тканями человеческого тела, на которые они воздействуют. Сок растений воздействует на нашу плазму; смола – на кровь; мягкая древесина – на мышцы; камедь (застывший сок) – на жир; кора – на кости; листья – на костный мозг и нервы; цветы и плоды – на репродуктивные органы; сходным образом и семена растений излечивают врожденные заболевания…

Аюрведа подходит к растениям с позиций энергетики. Свойства растений рассматриваются системно, с учетом присущих им вкусов, оказываемого ими согревающего либо охлаждающего действия, воздействия на организм после переваривания и других особых качеств, которыми они могут обладать. Отсутствие такой системы в западной фитотерапии является ее существенным недостатком.

Аюрведа также располагает знанием об особых травах и веществах, которые воздействуют на тонкие ткани, включая нервную и репродуктивную. Квинтэссенция репродуктивной ткани (содержащая в себе, кроме прочего, силу омоложения) именуется оджас, что означает «то, что дает жизненные силы». Растения, подобно человеку, обладают собственным оджасом (тонкой жизненной энергией); если их использовать с любовью, они могут передать свой оджас и творить чудеса. Есть травы, которые содержат особенно большое количество оджаса, например, такие как ашваганда (Withania somnifera), семена лотоса (Nelumbo nucifera), шатавари (Asparagus racemosus), и есть особые способы приготовления трав с использованием мантр и медитаций, помогающих его передаче.

Многие аюрведические травы являются распространенными пряностями, например имбирь, кориандр, куркума, пажитник (шамбала, фенугрек). Из них легко приготовить аюрведические препараты, дающие впечатляющие фармакологические результаты.

Аюрведическое траволечение достигает своей вершины в науке омоложения. Имея целью обновление как клеток тела, так и мозга, Аюрведа стремится не просто к достижению долголетия, но к обретению чистого сознания, природной творческой активности, непринужденной радости. Эта наука омоложения называется Расаяна. Вещества Расаяны восстанавливают тело и ум, предотвращают распад и отодвигают старение; они являются более тонкими, имеют более специфическую направленность, чем простые питательные тоники. Одним из самых древних тонизирующих и омолаживающих средств (расаян) является эликсир Чаванпраш, своего рода символ Аюрведы (первое упоминание о нем относится ко второму тысячелетию до нашей эры!).

В Аюрведе обычно используются не отдельные травы, а их смеси. Правильное сочетание трав увеличивает их целебную силу, помогает расширить сферу действия и компенсировать побочные эффекты. Знание свойств отдельных трав должно быть дополнено искусством их сочетания – аюрведической йогой трав.

Главный принцип составления всех смесей заключается в том, что сходные свойства усиливают друг друга. Наряду с травами, оказывающими такое же действие, как и главный компонент, в состав могут добавляться в качестве вспомогательных травы, действие которых дополняет основное. Часто состав содержит одну-две травы, действие которых противоположно действию большинства других компонентов. Такие травы-антидоты необходимы для уравновешивания действия травяного состава, чтобы оно не оказалось чрезмерным или однобоким; они смягчают возможные побочные эффекты и могут защищать ткани (например, в составы для очищения могут быть включены некоторые тонизирующие травы для обеспечения защитного действия). В составы также добавляются травы, способствующие всасыванию и усвоению остальных компонентов смеси; еще одна-две травы могут добавляться для предупреждения накопления токсинов и отходов в организме… Итак, составление аюрведических смесей трав – это особое искусство.

Золотой ряд аюрведы

Имбирь (zingiber officinale) - широко используются в аюрведической медицине. Количество болезней, от которых избавляет имбирь, огромно. В Индии его называют "vishwa beshaja", что в переводе означает «лекарство мира», и "maha-aushadi", что означает "великое лекарство". Португальцы не жалели имбиря для своих рабов, чтобы увеличить их плодовитость. Европейские медики в 19 веке разработали так называемые «гаремные леденцы». В определенные праздники японцы подают традиционное блюдо с имбирем, а китайцы лечат женщин от бесплодия и фригидности. Имбирь знаменит сильным благотворным воздействием на желудочно-пищеварительную систему улучшает пищеварение, возбуждает аппетит, снимает тяжесть после еды. Древние греки боролись с последствиями слишком обильных пиршеств с помощью имбиря. Рекомендуется жевать кусочек имбиря после каждого приема пищи. Имбирь снимает приступы тошноты, головные боли, действует как мощное противовоспалительное средство при заболеваниях дыхательных путей.

Каликарпа белая ( callicarpa macrophyla) – с давних времен используется в аюрведе. Употребляются ягоды, листья и цветы растения. Балансирует все три доши, особенно вата и питта доши. Согласно аюрведе, имеет 4 вкуса из 6 возможных. Обладает сильными тонизирующими и стимулирующими свойствами, оказывает противовоспалительное действие. Используется для очищения и дезинтоксикации организма и при общей слабости. Эффективна при артритах и болях в суставах, нарушениях в крови, при долго не заживающих ранах,лечит большое количество других заболеваний. Входит в состав классической аюрведической формулы Сахачари тайлам.

Кантакари ( solanum xanthocarpum) мощный тоник и антиоксидант и очиститель крови, является также сильным афродизиаком и используется для повышения мужской потенции. Это сильное противовоспалительное средство, лечащее заболевания дыхательных путей, ревматизм и артриты. Регулирует менструальный цикл и избыточный вес. Входит в состав смеси десяти корней – Даша мула и тоника Чаванпраш.

Кедр гималайский (с edrus deodara) издавна занимает важнейшее место в системе аюрведы. Как лекарственное сырье деодар был известен за несколько тысяч лет до нашей эры. В кедре все его части обладают целебной силой. Это кладезь витаминов и минералов. Кедр богат витаминами С, А и витамином молодости Е. Как общеукрепляющее средство повышает физическую и умственную работоспособность, иммунитет, устраняет хроническую усталость, снимает последствия стрессов, повышает устойчивость организма к воздействию неблагополучной экологии и предотвращает возникновение многих заболеваний, возникающих в связи с этим. Продлевает человеку жизненно активный период, омолаживает организм и замедляет процессы старения, благодаря высокому содержанию антиоксидантов. Употребление кедрового масла особенно полезно людям, живущим в неблагоприятных климатических и экологических условиях, занятым на работах с повышенными психоэмоциональными нагрузками и повышенным расходованием энергии. Кедровое масло способствует выведению из организма солей тяжелых металлов.

Костус (saussurea lappa) - в течение тысячелетий использовался в аюрведе, тибетской и китайской медицине для лечения множества болезней. Корень костуса применялся в ароматерапии и в благовоньях, в том числе в религиозных обрядах. В древние времена в Индии костус считался растением божественного происхождения, растущим высоко в Гималаях, вместе со своим братом – знаменитым Сомой, растением-богом, прославлявшимся в Ведах, из которого арии делали необыкновенный пьянящий напиток. Костус описывается в старинных аюрведических текстах как расаяна, эликсир молодости, растение, помогавшее при сильной лихорадке – джваре. Согласно аюрведе, костус благотворно действует на вата дошу, снижает боль, очищает организм от токсинов, нормализует и улучшает пищеварение, повышает способность к деторождению у женщин, а также обладает многими другими лечебными свойствами.

Красный сандал (pterocarpus santalinus) – дерево широко используется в Индии как лекарственное средство более четырех тысячелетий. Употребляется сердцевина древесины и плоды. Регулирует питта и капха доши. Является сильнейшим антисептиком, ранозаживляющим и противовоспалительным средством. Лечит широкий ряд кожных заболеваний, останавливает кровотечения, снимает жжения и воспаления, заживляет раны и язвы. Очищает кровь от токсинов и помогает при жаре и лихорадке. Применяется в виде порошка и масла – rakta chandana choorna и rakta chandana taila.

Кунжутное масло (sesamum indicum) - одно из самых используемых масел в Азии. В Индии это основное масло, которое применяется в пищу, в религиозных обрядах, в народной медицине и в аюрведе. Благодаря его целебным свойствам, кунжутное масло называют "королем масел". В аюрведе масло тысячелетиями применялось для лечения широкого спектра болезней благодаря своим природным свойствам. Мощный антиоксидант, омолаживающий организм и продлевающий жизнь, снимает стресс, напряжение. Кунжутное масло – богатый источник минералов и витаминов. В одной ложке кунжутного масла содержится суточная норма кальция взрослого человека. Важное и ценное свойство кунжутного масла – проникать в кожу и ткани быстро и глубоко. Масло очень быстро проникает в кожу, вбирает в себя растворимые токсины, выносит их в кровь, а затем выводит их организма. Кунжутное масло - основное масло, используемое в аюрведическом массаже всего тела и головы - абхьянга. Им делают массаж даже грудным малышам. Аюрведа рекомендует хотя бы раз в неделю после мытья натирать тело кунжутным маслом.


В Индии кунжутное масло считается священным. Оно упоминается в Ведах и Пуранах и является символом бессмертия. Сама богиня любви, богатства и удачи Лакшми представляет свойства кунжутного семени. Кунжутные семена, смешанные с рисом, - тарпанам - подносили богам и пророкам Вед. После гхи (топленого масла) кунжутное масло занимает второе место по значимости и используется в храмах во время пуджи, в лампах перед образами богов, в качестве подношения богам. На его основе делают сладкие шарики ладу - любимое кушание бога Ганеши. В Южной Индии им натирают изображения богов из черного гранита.

Куркума (curcuma longa) - одно из самых основных и часто используемых растений в аюрведе. Целебные свойства куркумы используются в медицине более 4000 лет для лечения широкого спектра заболеваний. Она подробно описывается в старинных аюрведических текстах, в «Сушрута самхите»мощное противовоспалительное и антибактериальное средство, антиоксидант исильнейший очиститель крови и организма от шлаков и токсинов . Куркума содержит более 300 молекулярных соединений, среди которых около 20 молекул антибактериального действия, 12 - противоопухолевого, 12 - противовоспалительного, 10 - антиоксидантного. Куркума - растение йогов, поскольку улучшает подвижность сосудов, укрепляет связки, очищает энергетические каналы и чакры и способствует лучшей циркуляции жизненной энергии - праны. Регулирует все три доши. 80% аюрведических лекарственных препаратов содержат куркуму. Куркума применяется также и в других системах восточной медицины – в Китае, Непале, Тибете и многих других азиатских странах. Современные исследования подтвердили лечебный эффект куркумы, ее целебные свойства признаны всем миром.

Куркума является неотъемлемой частью индийской культуры, особенно среди индусов. Ее называют "золотой богиней" и "королевой кухни". Куркума считается в Индии священным растением и используется в многочисленных религиозных ритуалах и обрядах по всей стране. Она ассоциируется с плодородием, процветанием, благополучием и удачей. Куркума содержит сатва гунну и несет в себе энергию благости, чистоты и гармонии. Куркума символизирует женскую энергию. Она очищает кожу и улучшает цвет лица, даря красоту каждой женщине. Куркума используется в обрядах, посвященных богине любви, удачи и богатства красавице Лакшми.

Куркума – неотъемлемая часть религиозных обрядов и свадебных церемоний во всей Индии. Из пасты куркумы лепят символическую фигуру бога Ганеши перед началом пуджи. Во время южноиндийского праздника Понгал все растение со свежими корнями преподносится в дар солнцу - Сурие. Растение иногда обвязывают вокруг священного горшка, в котором готовятся приношения. Во время некоторых религиозных праздников верующие натирают свое тело пастой и порошком из куркумы, что символизирует очищение. Порошком куркумы посыпают образы богов. Во время свадьбы в Индии куркуму сыпят перед женихом и невестой, когда они идут к алтарю. Считается, что куркума обладает большой силой и приносит удачу. При подготовке к свадьбе ее наносят на тело и лицо невесты как часть ритуала очищения. Корни куркумы преподносят в качестве подарка по особым случаям – при помолвке и во время посещения беременной женщины. Куркума защищает от злых духов и помогает добиться успеха. Если носить в кармане корень куркумы или надетым на шею на шелковой нитке, то он защитит вас от болезней.

Куркума - растение йогов, поскольку улучшает подвижность сосудов, укрепляет связки, очищает энергетические каналы и чакры и способствует лучшей циркуляции жизненной энергии - праны.

Лодхра (sumplocos racemosa) – с древних времен лодхра высоко цениласьв аюрведе за свои целебные качества, описание ее свойств можно найти в древних индийских трактатах. Обычно использовался экстракт коры или корня дерева , которые входили в аюрведические порошковые смеси - чурну и кашайю. В Индии лодхре приписывали божественное происхождение. Она издавна считалась растением красоты не только благодаря своим целебным свойствам, но в первую очередь благодаря своей божественной сути, тем положительным вибрациям, которые от нее исходят. Лодхра очищает душу, впускает в нее свет, вдохновляет ее, заставляя "лотос сердца" раскрыться, соединяет свет души с мозгом. Внутреннее сияние при этом немедленно отражается на лице, заставляя его светиться изнутри, улучшая цвет лица и делая его очень привлекательным . Само слово "лодхра" переводится с санскрита как "делающая тело упругим". Особенно ценилось воздействие лодхры на женский организм. Во времена Древней Индии растение использовалось для лечения ран, полученных в битве. Это свойство лодхры описано в великом эпосе Махабхарата.

Лотос орехоносный ( nelumbro nocifero) – издавна использовался в аюрведе, китайской, арабской, тибетской, вьетнамской медицине как лекарственное растение. Входит в состав более 200 медикаментов. Используются все части лотоса – семена, лепестки, листья, корневища. Обладает антиоксидантными, стимулирующими, тонизирующими свойствами, укрепляет весь организм, питает при авитаминозе, выводит токсины из организма. Успокаивает при нервных истощениях, изнурении, стрессах. Сердечный и глазной тоник. Лотос – известный женский афродизиак, увеличивающий женскую привлекательность.В Индии лотос является священным растением, символизирующим духовную чистоту. Это один из атрибутов бога Вишну и его божественной супруги Лакшми, богини любви, богатства и удачи. На лотосах восседают боги. Это символ божественности, духовности и чистоты.

Манжишта (rubia cordifolia) - один из основных компонентов медицинских формул для лечения целого ряда болезней. Ее высоко ценили аюрведические врачи во все времена. Применяется вовнуть и наружно. Манжишта успокаивает и нормализует капха и пита доши. Ее использовали для вывода токсинов и улучшения цвета лица и как один из самых известных природных тоников-адаптогенов, или расаян, эликсиров молодости. Повышает иммунитет, увеличивает количество лимфоцитов, от которых зависит иммунная система, мешает доступу вируса в клетки, очищает и восстанавливает печень, селезенку, костный мозг. Контролирует нервную систему, помогает при общей слабости и усталости.

Это самое сильное кровоочистительное средство в аюрведе, лечит все болезни, связанные с застоем крови: улучшает кровообращение, очищает лимфосистему, предотвращает образование тромбов, рассасывает опухоли. В основном используются корни растения.

Ним (azadirachta indica) является одним из ключевых, базовых растений в системе аюрведы , а также в медицине юнани. Растение описывается как "панацея от всех болезней", "природная аптека", "дерево, которое очищает", "дерево, лечащее от всех болезней", «лечу все», «деревенская аптека», «подарок природы человеку», «горький подарок природы» (из-за горького вкуса нима), «благословенное дерево», «удивительное дерево». Само слово "ним, нимба" на санскрите означает "дарящее здоровье". В течение 5000 лет ним безопасно и эффективно используется в аюрведе, оправдывая свое имя на санскрите « arishta », что означает «устраняющий болезни». Лечебные свойства нима были известны в Индии в глубокой древности. Он не просто упоминается в Ведах, но и подробно описывается в относящихся к ним медицинских текстах, где говорится, что все части дерева необычайно полезны для здоровья. Описание нима встречается и в Пуранах, о его целебных свойствах слагались легенды. Старинная индийская пословица говорит о том, что на земле, где растут деревья нима, нет места смертям и болезням (The land where the neem trees abound can death, disease there be found?) . Ним присутствует в 75% всей аюрведической продукции . Препараты на основе нимаэффективны при лечении более 100 заболеваний. Используются все части дерева и масло нима.

Ним – сильный антиоксидант, тоник для всего организма, повышает иммунитет, очищает кровь, выводит токсины, эффективен при хронической усталости, стрессах, нормализует нервную систему, улучшает сон, устраняет тревогу. Лечит ревматизм и артриты, диабет, малярию, пародонтоз и пародонтит, глазные инфекции, желудочно-кишечные заболевания и заболевания печени, снимает жар и воспаления, обладает антиканцерогенными свойствами.

Ним относится к разряду высоко почитаемых священных деревьев . Он сажается в храмах. Под нимом произносятся молитвы для защиты от болезней, сглаза и злых сил.Жители деревень сохраняют и почитают священные рощи из ценных деревьев, в том числе и нимовые рощи. Ним непосредственно связан со многими индийскими праздниками, в том числе и религиозными . Во многих штатах Индии, особенно в Южной Индии, листья и цветы нима широко используются на свадьбах и других праздниках. Ими украшают дома и дворы, вешают перед входом в дом, поскольку ним отгоняет злых духов и защищает от инфекций. Для этих целей жгут листья и ветки нима - дымзащищает и живых, и мертвых от злых сил. Новорожденных детей кладут на листья нима - таким образом образуется защитная аура. Пред праздниками, такими как свадьба, Новый год, индусы часто принимают ванну из нима.

Ним ассоциируется с шакти - женской энергией и с Богиней Дургой, или Кали и разными ее проявлениями. Существует древнейшая традиция выпивания небольшого количества сока нима или съедания пасты из нима перед празднованием весной Гуди Падва - Нового Года в штате Махараштра , а также многих других праздников. Считается, что таким образом люди могут укрепить свой организм и иммунитет и избежать негативных воздействий смены сезона. В Бенгалии почитается богиня Ситала , которая считается богиней оспы и которая живет в ниме. Верующие натирают себя листьями нима и молятся богине, чтобы та защитила их от болезни. В штате Тамилнаду во время праздника, посвященного богине Марьяммам, защитнице от различных болезней, которая ассоциируется с нимом, статую богини украшают гирляндами из листьев и цветов нима. Сами верующие натирают себя пастой из нима и куркумы и несут в храмы горшки с водой, смешанной с нимои и куркумой, как подношения богине, прося здоровья и защиты от инфекций и болезней.

Патала ( stereospermum suaveolens) – один из известных омолаживающих тоников в аюрведе, а также средства для лечения различных болезней. Обладает противоотечными и противовоспалительными свойствами. Входит в состав смеси десяти корней – Даша мула и тоника Чаванпраш.

Пиппали - вид перца, произрастающий в Индии, благодаря своим целебным свойствам широко использующийся в аюрведе и в восточной медицине. Тоник и антиоксидант, омолаживает организм. Обладает сильным антисептическим и противогрибковым действием. Улучшает работу желудочно-кишечного тракта, обмен веществ, повышает аппетит, используется также как желчегонное и противорвотное средство. Растение-проводник для лечения желудочных заболеваний. Входит в состав очищающей смеси Трифалы и тоника Чаванпраш.

Понгамия (pongamia pinnata) - издавна использовалась в приготовлении традиционных лекарственных средст аюрведы. Используются настои, паста и порошок из корней, семян, коры, цветов, листьев и плодов, а такжепонгамовое масло, получаемое из семян, несмотря на то, что все части дерева токсичны. Свойства понгамии во многом схожи со свойствами нима. Это сильнейший антисептик, лечащий широкий спектр кожных заболеваний. Обладает антибактериальными, противомикробными, противогрибковыми свойствами. Используется как противоядие при укусах змей, скорпионов, ядовитых рыб. Помимо этого, понгамия лечит большое количество болезней.

В природе ее поведение схоже с поведением нима. Понгамия отличается сильным инсектицидным и ингибиторным действием и является натуральным пестицидом. Ее использование в различных областях жизнедеятельности человека такое же широкое, как у нима – в биоинженерии, в сельском хозяйстве, в быту, в качестве альтернативного топлива, в медицине и косметологии.

Пришнипарна ( uraria picta) один из антиоксидантов и природных тоников аюрведы и афродизиак. Благодаря богатому содержанию терпеноидов и таннинов устраняет кровотечения и укрепляет сосуды. Лечит переломы, благодаря содержащемуся фосфору и кальцию. Используются корни и листья растения. Входит в состав смеси десяти корней – Даша мула и в тоник Чаванпраш.

Пунарнава (boerhavia diffusa) - одно из знаменитых аюрведических растений. Употребляются корни, семена и листья растения. Согласно аюрведе, сок пунарнавы имеет сладкий, горький и вяжущий вкусы. Регулирует все три доши. Улучшает состояние 6 из 7 тканей организма: кровь, мускулы, жир, костный мозг и нервы, репродуктивные жидкости, питательную плазму.

Растение описывается в древних аюрведических текстах как очень ценное лечебное растение с многосторонним действием и эликсир молодости, омолаживающий весь организм. Слово "пунарнава" означает "снова новый", "обновленный". Пунарнава известна как высокоэффективное средство, снимающее различные виды отеков - тяжелые отеки при аллергии, при болезнях сердца, крови, анемии, воспалениях суставов, а также как тонизирующее растение для почек. Благодаря большому содержанию солей кальция и алкалоида пунарнавина, обычно используется в аюрведических мочегонных сборах. Диета с регулярным применением пунарнавы помогает нормальной работе почек и мочевыводящей системы. Используется в мочегонных сборах вместе с гокшурой . Входит в состав тоника Чаванпраш.

Рашна ( alpinia galanga) - одно из самых популярных и используемых растений в аюрведе и в восточной медицине, известное своими сильными антиоксидантными свойствами, богатый источник витаминов. Семена, корневище, стебли и листья растения обладают целебным воздействием. Питает, укрепляет, восстанавливает, тонизирует и стимулирует весь организм человека. Как антиоксидант рашна в 34 раза сильнее, чем красное вино и оказывает омалаживающий эффект на организм человека. Рашна – богатый источник ферментов и веществ для лечения желудочных болезней и хронических заболеваний внутренних органов, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки. Повышает активность желудка и желчного пузыря, способствует газоотделению, лечит расстройства пищеварения. Это мощное средство при лечении энтерита (воспаления тонкой кишки). Входит в состав рецептов, добавок и чаев, способствующих снижению веса, поскольку содержит аминокислоты, сжигающие жиры. Считается, что рашна обладает магическими свойствами, благодаря чему используется в религиозных и колдовских ритуалах.

Сандал ( santalum album) – широко используется в аюрведе, благодаря своим целебным свойствам. Сандаловое дерево и сандаловое масло упоминается еще в древних санскритских текстах. Тонизирует организм, улучшает кровообращение, укрепляет сосуды, очищает организм от токсинов. Сандал – сильный афродизиак, усиливает половое влечение, импотенцию и фригидностью, эффективен при лечении импотентности и фригидности, при простатите и половом бессилии. Чрезвычайно богат веществами, подобными мужским половым гормонам (андрогенам). Регулирует также функцию матки, в прошлом использовался для лечения венерических заболеваний.

Сандаловое масло и сандаловая паста считаются священными в индуизме и используются в религиозных ритуалах. Сандаловой пастой как чистой, божественной натирают изображения богов.

Солодка (hlycirrhiza glabral) – одно из древнейших лекарственных средств, популярное в аюрведе и во всей медицине Востока – в Корее, в Тибете, в Китае и других восточных странах. В разных странах с давних времен солодка считалась чудодейственным, омолаживающим растением. В Китае верили, что она способствует долголетию, наряду с женьшенем. Солодка описана в древнейших аюрведических текстах и в древнейшей китайской «Книге о травах».Солодка – волшебное растение, перечень ее полезных свойств и областей применения очень велик. Обладает сильными антиоксидантными свойствами и регулирует все три доши – вата, питта, капху. Высокоэффективное средство при воспалении дыхательных путей и кашле. Снижает уровень холестерина в крови, нормализует давление. Солодка входит в состав различных лекарственных сборов и добавок – антиоксидантных, антибактерицидных. Именно солодка часто является ядром» таких смесей. Растение также используется для усиления действия и улучшения вкуса других лекарств, являясь их «проводником». Употребляются корнирастения.

Тайла, агнимантхи (premna mucrunata) – лекарственное растение, балансирующее вата дошу. Природный тоник и антиоксидант, тайла известна и своими противоотечными свойствами, в том числе помогает от отека легких. Лечит ревматизм и налаживает работу желудка и поджелудочной железы. Входит в состав смеси десяти корней – Даша мула и тоника Чаванпраш.

Тулси, базилик священный (ocimum tenuiflorum) уникальное растение, тысячелетиями использовавшееся в аюрведе, обладающее большой целебной силой. Слово «тулси» переводится с санскрита как «несравненная». Упоминается еще в Ведах. Про тулси индусы говорят, что это растение помогает решению многих проблем - "от космических до косметических". В основном используют листья и стебли растения. В аюрведе тулси называют "лечебным бальзамом для тела, ума и души", "королевой трав". Это один из сильных тоников, омолаживающий весь организм. Согласно аюрведе, тулси увеличивает питта дошу (это прежде всего относится к пищеварительной системе) и контролирует капха дошу, устраняя ее избыток.

Еще одно название тулси - "прохладная трава", снимающая воспаления и жар, в аюрведе это традиционное средство от лихорадки . Используется при простудных заболеваниях, бронхитах, кашле, воспалениях, как отхаркивающее и потогонное средство, удаляет слизь из легких и носовых проходов. Чай из тулси содержит большое количество питательных и антиоксидантных веществ, выводит токсины из организма, повышает иммунитет, улучшает пищеварение, снимает стресс и простуду, успокаивает и согревает, особенно хорош он в холодную и сырую погоду и во время эпидемий гриппа.

Тулси – одно из немногих растений, чье действие достигает тонкого плана, поэтому используется для восстановления энергетических потоков и ауры. Божественность существует в каждом из нас, но находится в «спящем» состоянии. Тулси же – растение, в котором божественность не спит, внутри которого божественные вибрации активны и которое полностью «настроено» на принятие таких вибраций. Поэтому, когда мы принимаем тулси, она будет божественные вибрации внутри нас. В старинном аюрведическом тексте «Бхава Пракаш тулси» описывается как растение "любимое богами" и "имеющее вибрации богов", останавливающее патогенное и негативное развитие в человеке на разных уровнях.

Тулси - одно из самых почитаемых священных растений в индуизме . Эторастение Вишну , хранителя Вселенной и его божественной супруги Лакшми , богини любви, богатства и удачи. Оно рассматривается не только как любимое растение этих богов, но и как аватара, воплощение самой Лакшми . Это воплощение чистоты, духовности, лучших качеств - саттвы. На территории каждого храма, посвященного Вишну, Кришне или Лакшми, сажают дерево тулси и ухаживают за ним, как за богом. Присутствие в саду или в доме тулси защищает их от проблем и фатальных болезней, поскольку ни один дух не смеет приблизиться к нему. Растение дает божественную защиту и очищает ауру. Считается, что тулси была послала на землю богом Вишну и наделена замечательными целебными качествами в помощь людям.

Харитаки (terminalia chebula) – одно из самых известных растений в аюрведе, почитаемое во всей Индии. Принадлежит к группе миробаланов – растений, произрастающих в Гималаях, известных своими антиоксидантными свойствами и имеющие плоды, похожие на желудь или сливы. «Харитаки» дословно переводится как «устраняющая болезни». « Hara » - это еще одно имя Шивы, что свидетельствует о священной природе и выдающейся позиции харитаки в ряду других растений, поскольку она несет энергию самого Шивы. Помимо этого, « hara » еще дословно означает «зеленый», т.е. зеленая, как фрукт. «А bhaya » означает «бесстрашная», т.е. не боящаяся любых болезней. Харитаки называют «элексиром долголетия», поскольку растение обладает сильным омолаживающим действием, очищает организм и активизирует защитные силы организма. Кроме того, это одно из лучших средств в аюрведе для лечения проблем,связанных с легкими и пищеварительной системой.Широко используется в аюрведической и тибецкой медицине, где харитаки называют «королем всех лекарств».

C огласно аюрведе, харитаки обладает всеми вкусами из шести возможных, кроме соленого: кислым, вяжущим, сладким, горьким, острым.Харитаки нормализует функционирование всего организма, действует на все ткани, регулирует капха-дошу, стимулирует питта-дошу,но особенно благоприятно влияет на вата-дошу (уменьшает скопление и застой ваты). Все части дерева (кора, листья, цветы) обладают целебными свойствами, однако больше всего используются плоды харитаки. Входит в состав большинства омолаживающих тоников и в очистительное средство «Трифала» и «Трифала гуггул».

Согласно одному из мифов, харитаки появилась на свет из капли амриты, эликсира бессмертия, упавшей с небес на землю. Бог Индра с восхищением наблюдал за танцем апсар - небесных танцовщиц, возбудивших в нем страсть, и пролил амриту на землю. Из пролитых капель выросла харитаки, обладающая божественной энергией и согревающим действием, вызванным страстью Индры. Плод харитаки держит в своей руке Лечащий Будда.

Шалипарна ( desmodium gangeticum) одно из омолаживающих растений аюрведы. Шалипарна – антиоксидант, а также сердечный тоник. Богата алкалоидом резинном, поэтому вызывает тонизирующий эффект. Обладает жаропонижающим и потогонным действием. Входит в состав смеси десяти корней – Даша мула и в тоник Чаванпраш.

Шатавари (asparagus racemosus) – одно из самых известных в мире адаптогенных растений – расаян. Природный тоник и омолаживающая трава, она балансирует гормональную и иммунную системы и восстанавливает организм и его основные функции после стрессов. С древних времен использовалась в аюрведической и тибетской медицине. Воздействует на все ткани организма, стимулирует пищеварительную, дыхательную, сердечно-сосудистую, репродуктивную системы. В медицине в основном используют листья и корня растения. В аюрведе шатавари является необычайно важным растением и основным тоником для всего женского организма, поддерживающим природную вырабтку эстрогена. Слово «шатавари» переводится как «имеющая сто мужей», поскольку она оказывает такое тонизирующее воздействие на женские половые органы, что женщина становится способной удовлетворить сотню возлюбленных. При этом как общий тоник для всего организма с успехом может применяться мужчинами. Входит в состав тоника Чаванпраш.

Шафран (crocus sativus) - с точки зрения аюрведы, является уникальным и незаменимым растением, активно использующимся с самых давних времен. Он входит в состав более 300 лекарственных средств восточной медицины. За 4000 лет его использования он оказался эффективен при лечении 90 заболеваний. Укрепляет нервную систему, поднимает настроение, приводит в норму частоту сердечных сокращений. Шафран способен вырабатывать сетонин – гормон радости. Как антиоксидант, входит в состав очень многих омолаживающих прераратов, в частности, в состав тоника Чаванпраш. Благодаря тонизирующим свойствам шафрана, он питает все клетки организма, удаляет застои крови в сосудах, очищает печень и почки, лимфу и кровь. Улучшает память, работу ума и чувств, благотворно действует на рост тонких тканей головного мозга. Его используют для укрепления желудка, улучшения пищеварения, и как сильный афродизиак, восстанавливающий потенцию. Шафран используют при приготовлении глазных капель - он замедляет потерю зрения у пожилых людей. В Индии женщины пьют настойку шафрана перед родами, чтобы облегчить боль. Шафран значительно улучшает цвет лица и входит в состав всех известных аюрведических формул красоты.

Шионака (oroxylum indicum) – одно из важных растений в аюрведе, тоник для всего организма. Это сильное болеутоляющее, потогонное и противовоспалительное средство, используется для лечения суставов и ревматизма, простудных заболеваний. Используются семена, корни, побеги растения. Входит в состав смеси десяти корней – Даша мула и тоника Чаванпраш.

ПОДЕЛИЛИСЬ

ТРАВЫ В АЮРВЕДЕ: ТОП-10 ПОПУЛЯРНЫХ РАСТЕНИЙ.

Очень часто у нас возникает вопрос: почему лекарственные травы так помогают людям?

По сути, любое растение – это лекарство. Нет совершенно бесполезных растений. Если Бог их создал, значит это для чего-то нужно.

В аюрведе травяным препаратам уделяется огромное внимание. С точки зрения древней индийской медицины любое растение обладает определенными качествами:

  • Влияние на человека;
  • Вкус;
  • Вирья (согревающий или охлаждающий эффект);
  • Випак (послевкусие).

В аюрведе широко используются около ста различных лекарственных растений. Однако можно выделить десятку «золотых трав», которые являются наиболее распространенными и входят в состав многих комбинированных препаратов.

Аюрведические травы: особенности

Амалаки или Амла

Индийский крыжовник. Самое почитаемое и популярное растение в аюрведе. Сильнейший антиоксидант. В одном плоде амлы содержится в шесть раз больше аскорбиновой кислоты, чем в одном лимоне. Обладает мощным омолаживающим эффектом, питает и поддерживает тело.

Амла балансирует все три доши, но особенно питту. Как ни странно, в данном случае кислый вкус не увеличивает питту, а наоборот балансирует огонь. Соответственно, амла справляется со всеми болезнями пита доши: улучшает состояние желудка, печени, крови, кожи, глаз, останавливает кровотечения, лечит раны и внутренние и наружные (язвы, эрозии).

Вкус: сладкий, кислый, острый, горький и вяжущий.
Вирья: охлаждающая
Випак: сладкий

Препараты, в которые входит амла: , .

Арджуна

Знаменитое аюрведическое лекарство от сердечных болезней. В Индии говорят, что арджуна способна вылечить практически любое кардиологическое заболевание. Она питает сердце, улучшает коронарное кровообращение и обменные процессы в миокарде, разжижает кровь, стабилизирует состояния после инфаркта.

Балансирует вату, уменьшает питту, нейтрально влияет на капху.

Помимо благотворного действия на сердце, арджуна способствует укреплению костей, тем самым предотвращая остеопароз. А это значит, что после 60 лет арджуна будет полезна каждому.

Вкус: вяжущий и сладкий
Вирья: охлаждающая
Випак: острый

Препараты, в которые входит арджуна: ,

Ашвагандха

Это растение называют индийским женьшенем. Его наименование дословно переводится, как «запах лошади», хотя часто встречается неправильный перевод – «сила лошади».

В классической аюрведической литературе есть 14 показаний для приема ашвагандхи, но среди них выделяются главные: питание тела (особенно для ослабленных людей), влияние на репродуктивные органы (особенно у мужчин), успокоение центральной нервной системы.

Уменьшает вату и капху.

Вкус: горький, вяжущий и сладкий
Вирья: охлаждающая
Випак: сладкий

Препараты, в которые входит ашвагандха: ,

Брами

Очень почитаемое растение в аюрведе. Брами, в первую очередь, влияет на центральную нервную систему. Улучшает сон, память, интеллект, позитивно действует на все органы чувств. Помимо положительного влияния на ментальные качества ума, прекрасно действует и на физические (кровообращение в мозге, его питание). Поэтому брами часто назначают при гипертонии, болезни Альцгеймера, депрессии, задержке в умственном развитии у детей.

Положительно сказывается на сердечной деятельности. Брами хорошо сочетается с арджуной. Эти два растения усиливают действие друг друга, поэтому часто принимаются вместе.

Успокаивает все три доши, особенно вату и питту.

Вкус: горький и вяжущий
Вирья: охлаждающая
Випак: сладкий

Препараты, в которые входит брами: ,

Гуггул (мирра, бальзамовое дерево)

Растение, которое стоит в аюрведе особняком. Оно дало начало целой группе лекарственных средств (несколько десятков препаратов), которые мы называем гуггуламми. Соединяясь с другими травами, гуггул усиливает их действия благодаря очищению организма.

Гуггул – это смола из дерева. Он является сильнейшим абсорбентом. Попадая в пищеварительный тракт, гуггул не всасывается, вбирает в себя все вредные шлаки и выводит их естественным путем.

Гуггул отлично балансирует капху. Соответственно, он уменьшает сахар и холестерин, очищает жировую ткань, снижает вес, лечит жировой гепатоз.

Людям конституции вата следует назначать гуггул с осторожностью, так как он немного сушит тело. Также в больших количествах гуггул может увеличивать и питту из-за своих согревающих свойств (особенно в летнее время).

Вкус: горький, острый, вяжущий и сладкий
Вирья: согревающая вирья
Випак: острый

Препараты, в которые входит гуггул: ,

Гудучи (Амрита)

Это лечебное растение называют источником вечной молодости. Одна из самых горьких трав. Балансирует питту и все, что с ней связано. Входит в большинство препаратов, которые называются «горечи». Основные показания: ревматизм, лихорадка, гепатит, воспаления, жар.

Как и все горькие травы, гудучи нейтрализует яды. Так что одно из его специфических назначений – любые отравления и интоксикации.

Вкус: горький и вяжущий
Вирья: согревающая
Випак: острый

Куркума (харидра)

Пожалуй, самое доступное и эффективное растение. Назначается для улучшения пищеварения, работы печени и качества крови, для остановки кровотечений, эффективного желчеотделения и разжижения крови.

Куркума улучшает состояние кожи, поэтому часто входит в состав кремов и других косметических средств.

Уменьшает питту и капху, балансирует вату. Но, из-за горького вкуса людям с вата конституцией все же не стоит ею злоупотреблять.

Вкус: горький и вяжущий
Вирья: согревающая вирья (но не смотря на это прекрасно балансирует питту).
Випак: острый

Препараты, в которые входит куркума: ,

Ним

Ним широко используется в аюрведе. Горькая трава, главное назначение которой – баланс питты. Обладает кровоостанавливающим действием, разжижает кровь, благотворно действует на печень, заживляет раны, используется, как противовоспалительное и жаропонижающее средство. Если употреблять ним при гриппе и простудах, то болезнь пройдет быстрее.

Ним – сильнейшее кровоочищающие лекарство. Он очень хорошо действует на кожу, очищает ее, убирает воспаления, поэтому часто входит в состав косметических продуктов.

Уменьшает питту и капху. С осторожностью используется при доминирующей вата доше.

Вкус: горький и вяжущий
Вирья: охлаждающая
Випак: острый

Шатавари

Самая популярная трава для женского здоровья в аюрведе. Дословно переводится, как «имеющая сто мужей». Лечит большую часть гинекологических проблем. Прекрасно влияет на репродуктивное здоровье женщины, повышает способность к зачатию и вынашиванию ребенка. Это растение часто называют «женьшенем для женщин» из-за его позитивного действия на либидо. Очень хорошо влияет на структуру внутренних женских органов. Часто применяется во время менопаузы.

Шатавари особенно полезна для ваты и питты. Если капха в балансе, шатавари используется и для этой доши, но если она в дисбалансе, то лучше ее не применять.

Вкус: сладкий, горький
Вирья: охлаждающая
Випак: сладкий

Препараты, в которые входит шатавари: , .

Солодка (Яшти мадху)

Солодка известна своими целебными свойствами и в наших широтах. В аюрведе это растение используется прежде всего баланс питы. Оно лечит язвенные болезни, эрозии, гастриты, изжоги.

Также она обладает иммуностимулирующем действием, поэтому ее часто используют при простудных заболеваниях.

Солодка считается расаяной для ума, она питает его и омолаживает. Полезна при всех расстройствах центральной нервной системы.

Уменьшает вату и питту, в больших количествах может увеличивать капху.

Вкус: сладкий
Вирья: охлаждающая
Випак: сладкий

Препараты, в которые входит солодка: в основном используется, как моно препарат, часто входит в состав .