Нетрадиционные методы массажа. Бесконтактный массаж

Массаж нетрадиционными способами.

Материал подготовлен учителями-дефект ологами:

Шмелёвой Л.Л., Двоеглазовой И.В., Карпиковой Г.А.

Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, которая определена Федеральным Государственным общеобразователь ным стандартом является воспитание здорового подрастающего поколения. В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими факторами. Поэтому возникла необходимость оздоровления детей, создание здоровье сберегающих технологий для решения этой проблемы.

В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применять нетрадиционные методы здоровье сбережения детей. К ним относятся массаж и самомассаж.

Игровой самомассаж - нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно развиваться организму ребенка, морфологически и функционально совершенствовать ся его отдельным органам и системам.

Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.

Перед проведением занятия педагогу следует попробовать выполнить все упражнения самому. В этом случае на занятии дети легко их исполнят по показу.

Для того чтобы выработать у детей хорошую привычку делать массаж регулярно, он не должен быть для них утомительным

Самомассаж лица для детей

Цель массажа - предотвратить простудные заболевания, научиться управлять мимикой лица. Выполняется в игровой форме, имитируя работу скульптора.

Массаж глаз.

Массаж глаз улучшает кровообращение, активизирует обмен веществ в тканях глаза, а также укрепляет его мускулатуру. Прежде, чем перейти к глазам, помассируем лоб, лицо, уши. Делаем в такой последовательнос ти:

Круговыми движениями массируется лоб от срединной линии по направлению к височкам;

Поглаживаем лоб;

Тремя пальцами массируются брови, особенно посреди бровей (здесь есть ямочка, через нее проходит зрительный нерв);

Двумя пальцами круговыми движениями массируем височки.

Массируем верхнюю скулу под глазами, пазухи у крыльев носа, нос, переносица;

После этого уши, за ушами;

И, наконец, шея сзади, две мощные мышцы от спины к голове массируются.

Массаж лица можно выполнять и разными предметами, например ложками.

Массаж ложками изобрёл доктор Рене Кох. Он разработал уникальную методику массажа с помощью обычных ложек. Кох стал применять не только холодные, но и горячие ложки. Можно использовать разные ложки - например, для лица - чайные ложки, а движения во рту и на языке - выполнять кофейной ложечкой. Для массажа потребуется две ложки плюс еще 1-2 на случай падения. Ложки должны быть из нержавеющей стали с минимумом украшений на черенке и круглым, не острым кончиком. Если у ребенка пониженный тонус мышц, то ребенку нужен стимулирующий массаж - поставьте перед ним стакан с холодной водой и пусть он периодически опускает туда ложки. При повышенном мышечном тонусе поставьте стакан с тёплой водой, и пусть ребенок макает ложки в него.

Массаж ложками улучшает качество артикуляционных движений у ребенка, помогает в формировании нужного уклада артикуляционных органов, помогает нормализовать тонус мимической и артикуляционной мускулатуры, развивает мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве.

Перед началом обучения самомассажу расскажите ребенку о частях ложки. Показывайте их на большой ложке, а ребенок пусть повторяет. Две главные части ложки - это черпак и черенок. У черпака есть ямка, горка, боковые края и кончик.

ПРЕИМУЩЕСТВА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА ЛОЖКАМИ

1. Ложки есть в каждом доме, а если нет нужных - их легко приобрести, это не дефицит.

2. С ложкой связаны приятные ощущения и ассоциации (удовольствие от еды).

3. С ложкой умеют обращаться все - они просты в применении и безопасны.

4. Ложки не требуют стерилизации - достаточно их помыть.

5. Массаж ложками может служить хорошей подготовкой, как к артикуляционной гимнастике, так и к логопедическому массажу.

6. Массаж ложками - это хорошая профилактика отрицательной реакции на логопедический массаж.

7. Массаж ложками помогает в практическом усвоении предлогов и предложных слов.

8. Ребёнок, делая самомассаж ложками, легко усваивает названия частей лица.

9. Разную температуру ложек можно использовать для расслабляющего или стимулирующего эффекта.

10. Площадь воздействия ложки, даже кофейной, значительно больше, чем площадь воздействия пальца.

11. Ложкой можно провести такие движения, которые пальцем сделать невозможно.

12. Массаж ложками легко освоить заинтересованным родителям и применять в домашних условиях.

13. Движения массажа достаточно просты, и дети их легко усваивают.

14. Применение ложечного самомассажа даёт еще и развитие мелкой моторики у ребенка.

15. Делая самомассаж, ребенок выполняет движения с приятным для него усилием и никогда не сделает самому себе больно.

16. Ложки можно брать разные, что помогает поддерживать у детей интерес к занятию (показ массажа).

Упражнения с ложкой подробно описаны известным петербургским логопедом, автором многих пособий по логопедии и дошкольному воспитанию - Ольгой Игоревной Крупенчук.

1.Лоб погладили мы нежно (Поглаживание горками ложек вокруг лобных бугров) И расслабили прилежно.

2.Апотом очки надели (Поглаживание горками ложек вокруг глаз ) И читали две недели.

3.Как погладить щеки нам, (Круговое поглаживание горками ложек по щекам ) Не сдвигая кожу нам.

4. Растереть свои височки, (Спиральное растирание горками ложек висков с фиксацией Надавив в последней точке. и легким нажатием в конце движения)

5.Гладим личико. Опять (Поглаживание горками ложек пространство между бровями, Начинаем разминать.далее вокруг лобных бугров, затем через виски к

жевательным мышцам)

6.Под глазами по веснушкам (Поглаживание горками ложек от внешних сторон Мы пройдем к ушей верхушкам. к ноздрей верхним точкам прикрепления ушей )

7.Гладим-галадим по щекам (Поглаживание горками ложек от углов губ к козелкам ) От губы к и козелкам.

После этого потерли руки до тепла и начинаем непосредственно массаж глаз.

Начинаем массаж для глаз с общего расслабления, его лучше делать сидя. Руки (чистые, естественно) энергично потираем в течение 30-40 секунд, потом несколько раз закрываем глаза ладонями, соприкасаясь внутренней частью руки с закрытыми глазами. Потом делаем то же самое, но усиливаем надавливание. Проделав это 5-7 раз, сжимаем руки в кулаки и мягко, но достаточно сильно потираем глазные яблоки непосредственно кулаками, как это делают маленькие детки, когда хотя спать.

Следующие движения мы проделываем подушечками пальцев. Интенсивно прощупываем надбровную дугу, если на ней находятся болезненные точки — уделяем им особое внимание (по 30-40 секунд каждой), потом переходим к нижней части глазницы. И тоже интенсивно надавливаем на край.

Следующим упражнением мы массируем наружные уголки глаза, потом уделяем время внутренним. Переходим на переносицу, вибрирующим движением продвигаемся по носовой дуге. В этом месте находится носослезный канал и энергичное его массирование уменьшает застойные явления в пазухах носа, улучшает циркуляцию крови.

Потом массируем непосредственно пазухи носа, они расположены под глазами, на нижней дуге глазницы посередине находите небольшие углубления… И теперь мысленно опускайтесь на 1 см вниз. Это биологически активные точки, их часто массируют для повышения общего тонуса, улучшения иммунитета, активизации всех жизненных сил организма. Вот и мы в течение 1-2 минут интенсивно их по надавливаем, совершая пульсирующие движения.

Снова возвращаемся к глазным яблокам. Сильно, почти до появления неприятных ощущений надавливаем на закрытые глаза. И отпускаем. Повторить 10-12 раз. Потом совершаем круговые движения, сначала по часовой стрелке, потом против..

Заканчиваем мы массаж для глаз тем — с чего и начинали, мягкого, все ослабленного надавливания ладонями на глазные яблоки 5-7 раз.

Проводя тренировку глаз, помним, что глазодвигательны е мышцы — это одни из самых нежных в нашем организме! Все упражнения делаем плавно, медленно, не доводя до дискомфорта. Если глазки заболели, то количество повторов упражнений не увеличивайте, и больше внимания уделяйте расслаблению глаз.

Японский врач Намикоси Токудзирро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце.

Массаж ладоней и пальцев можно выполнять различными предметами .

Лучше всего начинать с использования специальных ребристых мячиков или мячиков с резиновыми шипами. Мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев; практический совет: мячик должен быть твердым, максимальным).

Массажные (сенсорные) мячики сделаны из резины, латекса, пластмассы, предназначены для микро массажа и рефлексотерапии кистей рук и стоп ног. Шипы на поверхности мячей при перекатывании воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение, служат для релаксации мышечных тканей. Маленькие мячики и шарики умещаются в детской ладошке, - незаменимый предмет для самомассажа. Дети с удовольствие выполняют несложные комплексы упражнения.

Упражнение с мячом-ёжиком . Движения соответствуют тексту.

Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк:

Мяч летает между рук.

Массаж карандашами. Эффективные упражнения для стимулирующего пальчикового массажа можно выполнять с помощью хорошо знакомого детям предмета — карандаша. В зависимости от поставленной задачи применяются толстый шестигранный, толстый круглый, тонкий круглый, короткий либо длинный тяжелый карандаши.

Массаж грецкими орехами .(шишками, каштанами, камнями…) С помощью грецкого ореха можно массировать запястья, кисти рук ребенка, ладони, пальцы, тыльные стороны кистей, межпальцевые зоны. Желательно иметь орехи различной величины, круглой и продолговатой формы, с гладкой и бугристой поверхностью. Ниже приведены некоторые полезные упражнения, которые можно выполнять с орехами.

1. Прятать орех в плотно сжатой ладони сначала одной, потом другой руки.

2. Кончиками пальцев одной руки «ввинчивать» орех в середину ладони другой руки.

3. Прокатывать орех по поверхности ладони, лежащей на столе, от кончиков пальцев до запястья.

4. Скатывать орех с тыльной стороны кисти рук, как с горки.

5. Прокатывать орех между ладонями от пальцев к запястью и обратно.

6. Раскатывать орех по поверхности стола ладонью кругообразными движениями, как пластилин.

7. Удерживать орех между пальцами обеих рук, сложив их в щепоть.

Массаж четками Традиционно четки изготовлены из пластмассовых или деревянных элементов круглой, овальной, цилиндрической формы или из плоских пластин. Ребенок перебирает их пальцами, сочетая это со счетом, проговариванием ритмизированных текстов, стихов. Нужно научить ребенка правильно держать четки: шарик лежит на первой (ногтевой) фаланге, большой палец — сверху.

Коррекционный эффект возникает от массажа активных точек и от непрерывного монотонного движения. Упражнения и игры с четками способствуют развитию пальцевой моторики и координации мелких движений.

Упражнения с четками.

Чётки мы перебираем, Все на свете мы считаем. За день всходит только раз В синем небе солнца глаз. И гордится голова: У неё-то глаза два! Мы пускаем пузыри: Раз пузырь и два, и три. Мы считаем дырки в сыре: Раз и два, и три, четыре. Будем пальчики считать: Раз, два, три, четыре, пять.

Массаж деревянными катушками.

Деревянные катушки для наматывания ниток можно использовать как тренажер для развития мелкой моторики пальцев и для самомассажа кистей рук и ладоней. Манипуляции с катушкой могут превратиться для ребенка в увлекательную, интересную забаву.

1.Самомассаж ладоней катушкой в различных направлениях .

2. «Перевертыши». Приподнять катушку над столом, зажав ее боковыми поверхностями пальцев, перевернуть кисть руки ладонью вверх и поставить катушку на стол противоположной стороной.

3.«Круги». Повернуть катушку на столе кончиками пальцев по часовой стрелке, а затем обратно, так чтобы катушка описала круг.

4.«Штанга». Поднять катушку усилием мышц среднего и указательного пальцев над столом как можно выше, как штангу. Большой, безымянный пальцы и мизинец плотно прижаты к поверхности стола.

5.«Прижми к ладошке». Катушка удерживается за внешние стороны дисков в горизонтальном положении между большим пальцем и мизинцем. Ребенок старается плотно прижать катушку к ладони, а потом максимально выдвинуть ее вперед.

6.«Заведи мотор». Удерживая катушку горизонтально за диски подушечками указательных и средних пальцев, вращать ее вперед, словно заводя мотор.

иголочки для елки, ёжика, плавники для рыбки (прищепки нужного цвета) и т.п.

Массаж бельевой прищепкой .

Бельевой прищепкой (проверяем её, чтобы она не была слишком тугой) поочерёдно “кусаем” ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха:

Сильно кусает котёнок глупыш, Он думает это не палец, а мышь. (Смена рук.) Но я же играю с тобою, малыш, А будешь кусаться, скажу тебе: “Кыш!”.

Массаж круглой щёткой для волос.

Берём круглую щётку для волос. Катаем щётку между ладонями, приговаривая:

У сосны, у пихты, ёлки

Очень колкие иголки.

Но ещё сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник.

С массажными щетками и коврик «Травка» - берем квадратный фрагмент порогового коврика «Травка» кладем его на колени и обе руки делают на нем движения соответственно тексту (с. 20)

На полянке, на лужайке, \ прыгают пальчики по коврику\

Целый день скакали зайки. И катались по траве. \покатываем ладони от основания к кончикам пальцев \ От хвоста и к голове. Долго зайцы так скакали, \допрыгались и легли на коврик\

Но напрыгались, устали, Мимо змеи проползали, \ладони по очереди ползут по коврику \ “С добрым утром» - им сказали. Стала гладить и ласкать \ладони поочередно гладят коврик\

Всех зайчат зайчиха мать.

Массаж пульками (горох, греча) - катание пульки между большим и другими пальцами, на каждую строчку один пальчик, а смена рук после четверостишья.

Круглую рожицу, а не косую, 1-й - 2-й

Каждому пальчику я нарисую 1-й - 3-й Пальчики, как озорные мальчишки 1-й - 4-й Целых четыре веселых братишки 1-й - 5-й Смена рук.

Пятый братишка на голову ниже, 1-й - 2-й

Только умишком и он не обижен 1-й - 3-й Даже такое порою бывает: 1-й - 4-й Маленький всем четверым помогает 1-й - 5-й

Массаж сухим бассейном (с горохом или фасолью) - в пластмассовые ведра насыпаем фасоль или горох и соответственно материалу подбираем стихотворение. На дне бассейна можно спрятать игрушку из киндера.

Горох. В ведро насыпали горох, И пальцы запустили, Устроив там переполох, Чтоб пальцы не грустили.

Фасоль. В ведре не соль, совсем не соль, А разноцветная фасоль. На дне игрушки для детей, Мы их достанем без затей.

В коррекционной работе активно используют приемы Су - Джок терапии для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма. Су - Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-вол евой сфер ребенка.

1.Массаж Су - Джок шарами (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом):

Катится колючий ёжик,

Нет ни головы не ножек.

По ладошке он бежит,

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Мне по пальчикам бежит,

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда,

Мне щекотно да, да, да.

Уходи колючий ёж

В темный лес, где ты живёшь.

2. Массаж пальцев эластичным кольцом (Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики)

Раз - два - три - четыре - пять, (разгибать пальцы по одному)

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Таким образом, овладеть основными навыками самомассажа - для дошкольников один из способов приобщиться к здоровому образу жизни. Самомассаж для детей - точечный, с использованием массажных мячиков, деталей конструктора, даже бумаги, «сухого» бассейна, самомассаж кистей и пальцев рук грецкими орехами, карандашами, массажными щетками, каштанами, воздушными шарами, использование природного материала (шишки, орехи, крупы, семена растений, песок, камни), массаж с помощью мячика Су-джок, аппликатора Кузнецова или игольчатых ковриков Ляпко, применение различных бытовых предметов (прищепки, ложки, щетки, расчески, бигуди, резинки для волос и многое другое), а так же тесто пластика - прекрасный способ расслабить мышцы и избавиться от нервно-эмоционал ьного напряжения в забавной игровой форме.

О пользе и чудодейственных свойствах массажа человек знает давно. Однако массаж — это не всегда массажный стол и человек, колдующий над вашим телом. Мануальные терапевты иногда специально прорабатывают отдельные точки какой-либо части тела, добиваясь определённой цели, а не общего оздоровления организма.

С помощью массажа головы можно улучшить состояние нервной системы, снять усталость, стресс, повысить настроение и общее самочувствие человека. Это также отличное средство для улучшения регионального кровоснабжения и состояния кожи головы, а, значит — укрепления волос и улучшения их внешнего вида, придания здорового блеска.

Массаж головы может быть разным. Обычно он разделяется на два основных вида: массаж лица или волосистой части головы (о котором мы и поговорим).

При массаже волосистой части головы следует помнить, что кожа этой области довольно плотная, она легко собирается в складки; в ней также много сальных и потовых желёз, а кровеносные сосуды образуют густую сеть из артерий и вен.

Такой массаж применяют для улучшения роста волос, их укрепления, а также при мигренях, гипертонической болезни. Для большего эффекта можно разделять волосы на проборы во время процедуры, но можно обойтись и без этого.

Прикосновения массажиста могут быть различными: мягкие поглаживания, активное растирание или разминание и вибрация. Массажные линии на голове идут от макушки вниз во все стороны. Направление же массажных движений должно соответствовать направлению роста волос, в противном случае они вызывают неприятные ощущения и травмируют корни волос.

Поглаживания проводят в продольном или поперечном направлениях. При продольном направлении для обнажения кожи с помощью расчёски делают пробор ото лба к затылку. Затем подушечками четырёх пальцев проводят лёгкое поглаживание в направлении спереди назад, повторяя несколько раз, а затем уже более интенсивно, также 3-4 раза.

Массаж, кстати, способствует очистке кожи от роговых чешуек — . В последнее время широкое распространение получили специальные аппараты, которые называют "мурашкой-антистресс", потому что во время массажа возникает ощущение приятных мурашек по всему телу, которые и ведут к полному расслаблению человека. С помощью такого массажёра каждый может сделать сам себе массаж нервных окончаний кожи головы в любое время.

Ускоряется микроцеркуляция, усиливается насыщение клеток кожи активным кислородом, расслабляются мышцы головы, лица, шеи. Осуществляется непосредственно поверхностный массаж нервных окончаний, находящихся в коже головы.

Техника такого массажа пришла к нам с востока, где считается, что прилив энергии происходит по каналам-капиллярам, главные из которых находятся именно в голове.

Из упомянутых выше аппаратов, чаще всего встречается модель, сделанная из стальных прутиков с наконечниками из натурального латекса. Бывает одно- и двухволновый массажёр (по количеству рядов прутиков и их расположению, форме), с магнитными или пластиковыми наконечниками.

Также существуют разные техники массажа головы с помощью такого массажёра. Классический вариант: массажёр плавно вводят в область макушки, затем совершают медленные движения вверх-вниз. Скорость движений определяется индивидуально, по ощущениям.

При круговом массаже — вращательные движения массажёра, введённого также в область макушки. Желательно, охватить всю поверхность головы. Активная техника массажа, когда надо быстро снять напряжение, называется вибромассажем. Это классический вариант, просто в более быстром темпе и не более 3 минут.

Вы можете придумывать и что-то своё, комбинировать различные варианты. Главное, чтобы желаемая цель была достигнута — здоровье и гармония!

Ксения Кочкина

Статья предоставлена женским журналом Суперстиль

Комментировать статью "Массаж - всему голова"

Для массажа не нужно использовать крем или присыпку. Массаж необходимо делать мягко и нежно. Не нашли то, что искали? Посмотрите другие обсуждения: Массаж - всему голова.

Массаж лица - ощущения??. Уход за лицом. Мода и красота. Массаж - всему голова. Обычно он разделяется на два основных вида: массаж лица или волосистой части головы (о котором...

Обсуждение

делала много раз. Ощущения полета просто-)))) Больно быть на должно, особенно на лице, иначе проблем не оберешьси...Воздейст-вие на лицо должно быть мягким и очень аккуратным

Что-то странное у вас ощущение)))После массажа наоборот ощущение легкости должно быть,ИМХО конечно.

В конце массажа, когда он после хорошего "месива" бедер снова вернулся к груди, я уже расслабилась, мне даже приятно стало. Спрашиваю у тех, кто когда-нибудь посещал сеансы...

Обсуждение

Ходите к массажистКАМ, и будет вам счастье... Нет, правда - ну на фига к мужику тащиться за антицеллютным массажем? Ладно бы спортивный или лечебный нужен, а тут заведомо ж@пу мять идете... Не понимаю((Как, впрочем, и страсть некоторых дам к мужчинам-гинекологам...

Не могу не рассказать, как грится. Был похожий случай:)). Сначала все мило так, с шутками прибаутками, куча советов, комплиментов и проч... Потом все смелее движения не совсем в области массажа (жаловалась я на шейный отдел, кстати:))), короче сбежала от него после попытки сделать мне ну совсем притно:))
Так что, проследите за тенденцией, если по-нарастающей, а это не входило в Ваши планы, то лучше поискать другого массажиста... имхо

Еще там есть схема массажей при задержке речевого развития, но она требует длительных Выполнять массаж ручек и ножек ребенка, а также общий массаж тела. задержка речевого...

Обсуждение

1. Мальчик. В 3 года знал очень много слов,хотя рассказывать не любил. Говорил понятно, по крайней для родственников, но с сильной "кашей во рту".
2. 3, 5 года то же самое
3. По дурости никаких мер не предпринимали и слушали садовского логопеда, которая говорила, что до 5 лет логопеды вообще с детьми не занимаются. В 5 лет поставили выраженную дизартрию. Начали заниматься с логопедом + курс пантогама.
4. Сейчас 6,5, насчет пантогама не знаю (побочные эффекты - была сильно выраженная плаксивость и возбудимость), а занятия с хорошим логопедом и массаж логопедический дали очень много. Сейчас поступил в языковую школу, логопед в комиссии не заметила даже стертой дизартрии, которую до сих пор ставит логопед. Но это был 3-й логопед, которого мы нашли и действительно ХОРОШИЙ. До этого занятия с другими 2-мя точно были выброшенными деньгами, так заниматься и дома с мамой можно было.

1. Мальчик. В 3 года только отдельные слова.
2. Начал строить фразы, которые понимали только родители
3. С 3 до 7 лет занимались с логопедом. Прошли кучу врачей. Диагноз - ЗРР.
4. В 4 года - уже более адекватная речь. Ребенок мог вести диалог с посторонним человеком. Все шло очень медленно, даже слишком. Скачков в развитии не было.
5. Сейчас проблем с речью нет. Единственное,я бы еще все-таки поработала над "р".

Мамочки, посоветуйте, какие логопед. упражнения или массаж своему ребенку, мама может Можно спринцовку заменить подходящей по размеру головой от резиновой игрушки, ведь...

Обсуждение

Девочки, еще раз напомню. У нас пониженный тонус, в том числе и языка, поэтому в основном наши упражнения на разминания и растирания, чтоб повысить тонус. Эти упражнения нам давали в центре, они были из книги Новиковой, я перекопировала только для пониженного тонуса.Нам три года, у нас лепета нет вообще, т.е. ни гласных, ни согласных, ни звуков, разве что крик. Недавно начала произносить немного тихих звуков, т.е. громкостью как обычная речь, поэтому работаем пока. Будьте предельно внимательны! Чтоб не повысить еще сильней тонус у спастиков.

Я тут периодически рассказываю о нашем логопедическом упражнении, так сказать "три в одном", которое нам посоветовала логопед из ЕДКС - жевание детской спринцовки. Сначала ее круглую часть дают покусывать, затем постепенно доводят внуть рта до средней линии спринцовки. 10 укусов в таком положении достаточно. Следить надо за дыханием через нос, постоянно напоминая об этом ребенку. Если же срабатывает рвотный рефлекс, то немедленно убрать спринцовку, закрыть своей рукой рот, добиваясь вдоха через нос. Эффект: подавление рвотного рефлекса, выработка жевательных движений, работа мышц щек и снятие спастики в ротовой полости. Упражнение это действительно действует, проверено на собственном ребенке. Я поначалу делала это в ванной во время купания, заполняя клизмачку водой, при укусе струйка выливается и ребетенку интересней. Можно спринцовку заменить подходящей по размеру головой от резиновой игрушки, ведь детки любят тянуть их в рот, а тут с пользой для дела подсовывать, моему малому нравиться, что они пищат при укусе. Одним словом, голь на выдумку хитра:)
Еще можно делать перед едой массаж языка обратной стороной (ручкой) от ложки (при спастике и для разработки глотательного рефлекса): по 5-10 надавливаний на боковые стороны языка, затем на кончик (здесь эффект надавил-сглотнул). Но все же в идеале проконсультироваться с логопедом, узнать свои логопедические проблемы, чтоб не появились новые от применения всех подряд упражнений.

Подскажите, пожалуйста, сколько примерно стоит массаж только на ножки (нужно исправлять икс). У кого была такая проблема, действительно ли массаж помогает?

Войта + массаж. Добрый день! У моей девочки ДЦП. 1 месяц в больнице - 3 месяца дома. В эти 3 месяца врачи запретили делать всё: массаж, ходить, вставать на ножки?

Обсуждение

Нам тоже запрещали. Массажи из-за того, что Войта - очень большая нагрузка,если ее правильно делать - 3- 4 раза в день по три упражнения на каждую сторону. Мы совмещали Войта, только с плаваньем в ванне.
А вставать, сажать, и прочее нам тоже запрещали. На вопросы отвечали так- пока сам ребенок не встанет и не сядет и не поползет - не принуждать....Значит еще не созрел ни психически ни физически.... Хоть мы шли и с опозданием.

Массаж http://amberhall.su/services/massage является одним из древних методов оздоровления. Помимо классического, существуют еще нетрадиционные методы. Они сочетают в себе не только физическое исцеление, но и духовное. Подход нетрадиционных методов массажа основан на гармонизации тела и духа, восстановлении жизненных потоков энергии.

Виды неклассического массажа

Амма китайская методика массажа, разработанная слепыми врачами, для которых это был единственный способ заработка. При этой технике клиенту не требуется лежать, он может сидеть или стоять в одежде. Такой массаж основан на стимуляции точек, расположенных на энергетических потоках тела. Используются надавливание, растирание и поглаживание пальцами или ладонями рук. Основными задачами данной методики является:

  • Общее оздоровление организма
  • Восстановление энергии
  • Улучшение эмоционального состояния
  • Избавление от депрессии

Шиацу – японская техника массажа с помощью пальцев и ладоней рук. Отличительной чертой данной техники является сочетание диагностики и терапии. Шиацу может провести любой человек. Изучив этот метод, можно сделать массаж самому себе. В процессе используются одни и те же точки, которые активируют внутренние потоки энергии. Данные точки связаны с функциональными органами и системами. Воздействие на них приведет к целебным эффектам:

  • Устранение усталости, болевых ощущений в пояснице, шее и головной боли
  • Профилактика заболеваний
  • Лечение остеохондроза, сколиоза, радикулита
  • Разглаживание морщин на лице и шее
  • Выработка выносливости
  • Психическое успокоение
  • Устойчивость к стрессам
  • Улучшение интимной жизни

Шведский массаж - основное действие направлено на улучшение кровообращения, успокоение нервной системы и всего организма в целом, расслабление мышечной системы, работа с уплотнениями, растягивание мышечной ткани и сосудисто-нервных пучков. Шведский массаж http://amberhall.su/services/massage/swedish/ показан для:

  • восстановления после травм
  • восстановление после операций
  • лечения психического состояние человека, успокоение нервной системы после стрессов, нормализация сна
  • боли в суставах

Стоун-массаж - древняя методика массажа камнями разной текстуры, разогретых до определенной температуры. Тепло камней проникает через кожу и улучшает кровообращение. Для проведения данного массажа используются базальтовые камни. Преимущества проведения такой процедуры:

  • Ускорение обмена веществ
  • Снятие болевых ощущений
  • Устранение головной боли, усталости
  • Улучшение работы нервной системы
  • Устойчивость к стрессам, депрессиям

Крио-массаж – вид массажа, набирающий большую популярность. Является частью процедуры криотерапии. Используется лед из отвара трав, завернутый в мешочки. Эти мешочки прикладываются на проблемные зоны и передвигаются круговыми движениями. Результат массажа:

  • Борьба с целлюлитом
  • Увеличение упругости кожи
  • Укрепление иммунитета
  • Снятие болей и отечности
  • Ускорение обменных процессов

Массаж бамбуковыми палочками – разновидность креольского массажа. Массажист прокатывает бамбуковыми палочками по проблемным зонам. Для каждой зоны используются палочки разных размеров. Процесс проходит под этническую музыку. Лечебные свойства:

  • Снятие усталости
  • Улучшение работы внутренних органов
  • Тонизирование кожи
  • Устранение целлюлита.

Ломи-ломи – древний гавайский вид массажа, который был до недавнего времени секретом избранных целителей. Выполняется с использованием эфирных масел в сопровождении гавайских танцев и песен. Массажист работает над всем телом пациента, обрабатывает подкожно-жировую клетчатку, разминает мышцы и суставы.
В чем помогает:

  • Избавление от стресса
  • Нормализация давления
  • Улучшение пищеварения
  • Улучшение кровообращения
  • Расслабление мышц

Звуковой массаж – массаж проводится с помощью тибетских чаш. Используются три чаши с разными звуковыми тонами. Массажист накладывает чаши на тело и с помощью палочек приводит чаши к вибрации. Преимущества данного массажа:

  • Глубокое расслабление
  • Избавление от стрессов
  • Избавление от головной боли

Катапатео – глубокий массаж спины с помощью ступней ног.
Результат:

  • Облегчение мышечных напряжений
  • Появляется легкость и гибкость
  • Избавление от бессонницы и мигрени

Неклассических видов массажа существует несколько десятков. Но, какой бы способ вы не выбрали, массаж – это отличный способ отвлечься от всех городских забот, поправить свое здоровье и хорошо расслабиться.

Те виды массажа, которые пришли к нам с Востока и которые мы называем нетрадиционными, насчитывают уже не одну тысячу лет. В Древнем Китае массаж применялся для лечения ревматизма, вывихов, спазма мышц уже в третьем тысячелетии до нашей эры. В Древней Индии массаж сочетали с паровой баней, а в Египте он был популярен у всех слоев населения. Массаж изначально был известен как лечебное средство и являлся частью врачебного искусства. В известном древнеиндийском трактате Аюрведа подробно описаны приемы массажа при различных заболеваниях. В наше время очень популярен в странах Востока и на Западе индийский массаж стопы.

Согласно йоге, ноги можно назвать распределительным щитом. На подошве сконцентрировано до 72 тысяч нервных окончаний, через которые организм связан с внешней средой. Стопы рефлекторно связаны со слизистой оболочкой верхних дыхательных путей и других органов, а их проекции взаимосвязаны на уровне высших нервных (вегетативных) центров. Можно воздействовать на любой орган, если знать соответствующую зону или точку на подошве.

В Древнем Китае были заложены основы профилактической медицины. Теоретическим фундаментом традиционной китайской медицины является философия даосизма и ее теория инь-ян. Ее концепция впервые появилась в книге «И Цзин» (Книга перемен) приблизительно в VI в. до н. э. Первой систематизированной книгой по традиционной китайской медицине является трактат «Хуан Ди Нэй Цзин Су Вэнь Лин Шу» («Трактат о внутреннем императоре Хуан Ди»), который был написан в начале III в. до н. э. В нем на основе более чем двухтысячелетнего опыта были систематизированы знания древних врачей. Примерно в это же время возник пальцевый, или точечный, метод массажа – чжень – и быстро завоевал популярность в странах, расположенных на территории современного Китая, Кореи, Монголии и Японии, а в VIII в. был признан официально.

Сущность точечного массажа сводится к механическому раздражению небольших участков поверхности кожи, называемых биологически активными точками, в которых размещается большое количество нервных окончаний. Точечный массаж имеет много общего с иглоукалыванием, так как при укалывании иглой или воздействии пальцем используются одни и те же точки. Его широкое распространение объясняется простотой техники выполнения приемов и возможностью применения в качестве доврачебной помощи и вместе с лечебной терапией.

Индийский массаж

Индийский массаж, или массаж стоп, в течение тысячелетий применялся в Индии и других странах Востока. Йоги считают стопы распределительным щитом, воздействуя на соответствующие точки которого, можно влиять на весь организм.

На подошве сосредоточена масса кожных рецепторов и 72 тысячи нервных окончаний. Стопы связаны со слизистой оболочкой верхних дыхательных путей и других внутренних органов, поскольку проекции на них внутренних органов и высших нервных центров совпадают.

Массаж стоп выполняют в положении лежа или сидя. Главное – полностью расслабить все группы мышц. Вначале проводится общий массаж стопы. Ее поглаживают, растирают, слегка надавливают в направлении от пятки к пальцам и обратно. Затем потягивают каждый палец и сдавливают стопу с боков двумя ладонями. После этого переходят к массажу определенных рефлекторых зон.

Выполняется данный вид массажа подушечкой большого (иногда среднего) пальца. Для этого палец прижимают к массируемому месту и выполняют движения, напоминающие растирание и разминание. Очень хорош прием надавливания на рефлекторную зону. Стопы массируют по очереди. В заключение вновь поглаживают стопу и производят вращения пальцев и голеностопного сустава. Закончив массаж, стопы можно смазать подогретым маслом, смягчающим кремом или лечебной мазью.

При легочных заболевания, в частности при бронхиальной астме, вначале делают классический массаж. Массируют грудную клетку, межреберные мышцы, диафрагму, мышцы спины и шеи. Затем проводят приемы сдавливания грудной клетки. Индийский массаж проводят как заключительный этап.

Рефлекторные зоны массажа подошвы стоп при легочных заболеваниях


Сначала массируют правую стопу, а затем левую. На ступне обрабатывают 5 рефлекторных зон в том порядке, который обозначен на рисунке. Затем проводят массаж боковых поверхностей стоп. Сначала первую зону, а затем вторую.


Рефлекторные зоны массажа боковых поверхностей стоп при легочных заболеваниях


При проведении массажа можно использовать различные подогретые масла, которые смягчают кожу или оказывают лечебное воздействие.

Массаж рефлексогенных зон кистей

Этот вид массажа также относится к разновидности древних восточных оздоровительных приемов и является дополнительным к основному классическому массажу. Его можно выполнять самостоятельно и многократно в течение дня.

На руки проецируются все внутренние органы человека. Надавливая на определенную точку, можно влиять на орган, который в нее проецируется.

Массаж кистей производится в положении лежа или сидя с использованием масел и кремов. Вначале растирают всю ладонь, затем каждый палец в отдельности в направлении от кончика к основанию. Затем разминают всю ладонную поверхность, начиная от внутреннего края (основание большого пальца) к основанию ладони, переходя к внешнему краю по средней линии ладони и потом от пальцев к запястью. Закончив основной массаж ладони, можно начинать лечебный. Легким, глотке и гортани соответствуют: на правой руке зоны 26 и 9; на левой – 16 и 6. Значит, нужно массировать именно их. В конце процедуры растирают и поглаживают всю кисть. Массаж по продолжительности может занимать от 5 до 10 мин.


Топография рефлекторых зон на руке человека (а – правая кисть; б – левая кисть):

а: 1 – околоносовые пазухи; 2 – слух; 3 – нервная система; 4 – зрение; 5 – тимус; 6 – надпочечники; 7 – почка; 8 – желудок; 9 – глотка, гортань; 10 – эпифиз; 11 – гипофиз; 12 – головной мозг; 13 – шея; 14 – ободочная кишка; 15 – позвоночник; 16 – половые органы; 17 – пояснично-крестцовая область; 18 – яичко; 19 – суставы нижней конечности; 20 – мочевой пузырь; 21 – кишечник; 22 – аппендикс; 23 – желчный пузырь; 24 – печень; 25 – суставы верхней конечности; 26 – легкие; 27 – уши; 28 – геморроидальные узлы; 29 – поджелудочная железа; 30 – щитовидная железа;

б: 1 – околоносовые пазухи; 2 – нервная система; 3 – нервная система; 4 – гипофиз; 5 – эпифиз; 6 – глотка, гортань; 7 – желудок; 8 – тимус; 9 – зрение; 10 – зрение; 11 – головной мозг; 12 – позвоночник; 13 – щитовидная железа; 14 – геморроидальные узлы; 15 – половые органы; 16 – легкие; 17 – надпочечники; 18 – суставы верхней конечности; 19 – сердце; 20 – поджелудочная железа; 21 – селезенка; 22 – кишечник; 23 – мочевой пузырь; 24 – суставы нижней конечности; 25 – яичко; 26 – пояснично-крестцовая область; 27 – ободочная кишка; 28 – уши

Точечный массаж

Точечный массаж появился на территории современного Китая несколько тысяч лет назад и является разновидностью чжень-цзю-терапии, которая включает в себя еще иглоукалывание и прижигание. В его основе лежат три принципа: лечение должно быть комплексным, неспешным, основательным и индивидуальным.

Древние врачи представляли человеческий организм как сложную систему, связанную со всеми явлениями природы. Они рассматривали болезнь как процесс, возникающий вследствие нарушения нормальных взаимоотношений и взаимосвязей как в целом организме, так и между ним и окружающей средой, а свою задачу видели в помощи организму в борьбе с болезнетворным фактором.

Китайские врачи еще в древности описали и систематизировали определенные линии, каналы и меридианы, или зоны проекции отдельных внутренних органов, и выявили их функциональную взаимосвязь с органами и системами организма. Точки, на которые нужно производить воздействие (иглой, пальцем, полынной сигаретой и др.), называются «жизненные точки», или «биологически активные точки».

Современные исследования показали, что они имеют высокий электрический потенциал, обладают высокой болевой чувствительностью и высоким уровнем обменных процессов. При надавливании на них появляется ощущение ломоты, онемения или боли, которые служат критерием правильного нахождения точек. В основе механизма лечебного эффекта от воздействия на активные биологические точки лежат сложные рефлекторные физиологические процессы. При исследовании точек, проводимом как в нашей стране, так и за рубежом, было установлено, что точечный массаж, в зависимости от продолжительности воздействия, успокаивает или стимулирует нервную систему, усиливает кровообращение, улучшает питание тканей, регулирует деятельность желез внутренней секреции и трофику тканей, снимает болевые ощущения, снижает напряжение мышц и т. д.

Широкое применение точечного массажа обусловлено простотой выполнения приемов, небольшой площадью воздействия, возможностью проводить его самостоятельно и сочетать в комплексе с лекарственной терапией.

Точечный массаж показан не только взрослым, но и детям для улучшения памяти и работоспособности, что позволяет им намного лучше усваивать учебную программу. Спектр действия китайского массажа достаточно большой. С его помощью можно избавиться от головной боли и некоторых заболеваний суставов, он применяется при гипертонии, ишиасе, язве желудка, запорах, артритах, бронхитах, бронхиальной астме и других легочных болезнях. Использование массажа замедляет процесс старения кожи и всего организма, он помогает при лечении ожирения и используется в борьбе со стрессами. При проведении точечного массажа необходимо учитывать все основные положения и требования современной медицины и выполнять его только при отсутствии противопоказаний.


Основы точечного массажа

Теоретическим фундаментом традиционной китайской медицины является философия даосизма, теория которой изложена в таких трудах, как «Дао Дэ Цзин», «И Цзин», «Шу Цзин» и др. Основная теория концепции инь-ян сформировалась в процессе наблюдения и анализа явлений окружающего мира и впервые появилась в Книге перемен, которая была написана приблизительно в VI в. до н. э. В соответствии с древневосточными представлениями все в природе делится на позитивный ян и негативную инь.

Инь определяют как отрицательное женское начало, присущее всему пассивному, холодному, темному, скрытому, облачному, изменчивому и восприимчивому. В природе ему соответствуют луна, ночь, а в человеке – внутренняя поверхность тела, нижняя часть и правая половина тела.

У человека, в организме которого образовался избыток ян, плохое настроение, бледное лицо, тусклые глаза, тихая, слабая речь, отсутствие аппетита, привычка к горячей пище, постоянные боли ноющего характера, холодные конечности, жидкий стул, а дыхание тихое, поверхностное и учащенное.

Ян – это активное мужское начало, несущее силу, быстроту. В природе ему соответствуют солнце, небо, день, а в человеке – наружная поверхность тела, его верхняя часть и левая половина. При доминировании в организме ян повышается температура, появляются запоры, повышенные потливость и аппетит, моча становится темного цвета, появляется привычка к холодной пище, головная боль, озноб, покраснение некоторых частей тела, судороги, конечности становятся горячими, дыхание – глубоким, редким, а голос – грубым и громким. В трактате «Су Вэнь» сказано: «Вода и огонь являются символами Инь и Ян». Это означает, что вода и огонь отражают два противоположных качества.

Взаимоотношения инь-ян были отображены в монаде Тай Цзи Ту, на которой белый цвет обозначает ян, а черный – инь, противоположность и взаимосвязанность олицетворяются кривой линией, а способность к трансформации друг в друга показаны точками одного начала в другом. Основные положения теории можно упрощенно сформулировать следующим образом: противоположность, взаимозависимость, внутренняя потребляюще-поддерживающая взаимосвязь, внутренняя трансформирующая взаимосвязь и бесконечная делимость инь и ян.

Кроме того, правила точечного массажа тесно связаны с представлением о «жизненной энергии», которую в Китае называют «чи», а в Индии «прана». Эта энергия движется по каналам и меридианам: 12 парным и 2 непарным классическим меридианм, 15 коллатералям, 8 «чудесным» сосудам (2 из которых являются задним и передним). Циркуляция чи снабжает организм необходимой жизненной энергией. В том случае, если происходит нарушение приливов чи, возникает заболевание. Это учение еще не до конца изучено, но оно соприкасается с теорией биоритмов, существование которых уже доказано.

Кроме того, теория чжень-цзю-терапии привязывает 5 элементов Земли к основным внутренним органам, которые, в свою очередь, подразделяются на цзан – 6 плотных органов, относящихся к инь, и фу – 6 полых органов, относящихся к ян.

Жизненные точки являются своеобразными отверстиями тела, через которые происходит энергетический обмен информацией с внешней средой. Они могут быть использованы как для диагностики, так и для лечения заболеваний. Все точки делятся на три большие группы:

1. Точки каналов тела. Они располагаются на 12 главных и 2 непарных каналах. Каждая точка имеет свои функции и дополнительные свойства. Эти точки используются наиболее часто и соответствуют всем принципам традиционной чжень-цзю-терапии. Всего описано около 360 канальных точек.

2. Внеканальные и новые точки. Их насчитывается около 280. Они располагаются вне каналов и не подчиняются всем установленным правилам. Каждая точка имеет свое специфическое назначение и может использоваться как отдельно, так и в комплексе с другими точками.

3. Аши-точки, или так называемые болевые. Они не имеют постоянной локализации, а появляются при каких-либо заболеваниях и используются для диагностики и лечения.

Канальные точки, в свою очередь, подразделяются еще на 12 групп:

1. Тонизирующие точки. Они всегда располагаются на своем канале, возбуждают его и активизируют ток чи, кроме того, тормозно действуют на каналы, связанные с тем, на котором они находятся.

2. Седативные точки также располагаются на своем канале и служат для успокоения самого канала и связанного с ним органа.

3. Юань-точки (первичные) усиливают действие тонизирующей и седативной точек.

4. Ло-точки (связывающие) регулируют ток и переход чи из одного канала в другой.

5. У-Син-Сюе (точки пяти элементов) располагаются на начальной или конечной части каналов и относятся к пяти элементам: дереву, воде, металлу, огню и земле.

6. Си-точки (противоболевые точки) являются самыми узкими местами циркуляции чи (места застоя). Они массируются при болевых симптомах.

7. Шу-точки (точки согласия) располагаются на канале мочевого пузыря. Их используют для диагностики и лечения хронических заболеваний.

8. Мо-точки (точки тревоги) располагаются на груди и животе и являются местами выхода чи внутренних органов.

9. Хэ-точки находятся на ян-каналах нижних конечностей и используются для лечения полых (фу) органов.

10. Восемь точек слияния (ключи «чудесных» сосудов) используются для лечения расстройств в системе «чудесных» сосудов.

11. Точки пересечения располагаются на голове, лице и туловище, являясь местами пересечения каналов. Их применяют для регуляции энергетического состояния в системе каналов.

12. Начальные и конечные точки каналов (точки входа и выхода) используются для регуляции тока энергии в смежных каналах. Они являются своеобразными точками «скорой помощи».

Кроме специфических точек, на каналах существуют еще восемь точек воздействия, которые оказывают специфическое влияние на ткани организма и применяются при комплексном лечении самых различных заболеваний.


Метод нахождения точек

Выделяют два основных способа нахождения точек: по анатомическим ориентирам и по мерным отрезкам – цуням. Анатомические ориентиры нахождения точек самые точные.

При нахождении точки ее местоположение определяют по выступающим костям, постоянным бугоркам и ямкам кожи, по контурам крупных мышц и по органам чувств.

Однако не все точки располагаются вблизи анатомических ориентиров. Для них используют систему деления каждой области тела на пропорциональные отрезки, которые называются пропорциональными цунями. Это деление производится следующим образом:

– рост человека равен 75 цуням;

– от лобной до затылочной границы роста волос на голове по средней линии – 12 цуней;

– от переносицы до лобной границы роста волос на голове до средней линии – 3 цуня;

– от задней границы роста волос до точки да-чжуй (Т 14), которая находится между 7-м шейным и 1-м грудным позвонками, по средней линии – 3 цуня;

– на спине от задней серединной линии до внутреннего края лопатки – 3 цуня;

– на животе по средней линии от лобковой кости до пупка – 5 цуней;

– на животе от пупка до основания мечевидного отростка – 8 цуней;

– на животе от средней линии до наружного края прямой мышцы живота – 2 цуня;

– на груди от серединной до среднеключичной линии – 4 цуня;

– на груди от основания мечевидного отростка до яремной вырезки грудины – 9 цуней;

– на верхней конечности от передней (или задней) подмышечной складки до локтевой складки – 9 цуней;


Ориентиры для нахождения точек: 1 – передняя серединная линия; 2 – скуловая дуга; 3 – ушная раковина; 4 – козелок; 5 – ключица; 6 – надключичная ямка; 7 – подключичная ямка; 8 – шиловидный отросток лучевой кости; 9 – лобковая кость; 10 – тыл кисти; 11 – передняя поверхность бедра; 12 – передняя поверхность голени; 13 – внутренняя лодыжка; 14 – тыл стопы; 15 – основание 1-й плюсневой кости; 16 – головка 1-й плюсневой кости; 17 – свод стопы; 18 – задняя серединная линия; 19 – надостная ямка лопатки; 20 – лопатка; 21 – запястье; 22 – задняя поверхность бедра; 23 – задняя поверхность голени; 24 – наружная лодыжка; 25 – пяточное сухожилие


– на верхней конечности от локтевой до лучезапястной складки – 12 цуней;

– на нижней конечности от уровня крестцово-копчикового сочленения (или верхнего края лобковой кости) до подколенной складки – 18 цуней;

– на нижней конечности от подколенной складки до линии, проведенной между вершинами лодыжек, – 16 цуней.

Кроме пропорционального цуня, существует и индивидуальный цунь. Он равен расстоянию между кожными складками согнутого среднего пальца руки у женщин на правой руке, у мужчин на левой.

Достичь желаемого результата можно только в том случае, если местонахождение точки будет определено точно. Иногда воздействие на близлежащие точки может оказать негативный эффект или причинить вред. На нижеприведенном рисунке даны ориентиры для нахождения точек.


Техника и приемы точечного массажа

В классическом китайском точечном массаже существуют следующие приемы: разминание, надавливание, поглаживание, растирание, толкание, захватывание, вонзание, вибрация, резание.

Все приемы проводятся подушечками одного или нескольких пальцев, исключение составляет только прием толкание, который выполняется ладонной поверхностью большого пальца.

Поглаживание производят подушечкой большого или указательного пальца, согнув все остальные в кулак. Воздействие на выбранную точку осуществляется горизонтально-вращательными движениями по часовой стрелке. Если поглаживание нужно осуществить в двух симметричных точках, то для усиления эффекта их можно поглаживать одновременно. Правильно выполненное поглаживание сопровождается ощущением тепла в массируемых точках. Интенсивность надавливания следует увеличивать от сеанса к сеансу. Этот прием используют при массаже головы, лица, шеи, рук и, кроме того, в конце всей процедуры.

Растирание выполняется подушечкой большого или среднего пальца по часовой стрелке. Прием используется для усиления крово – и лимфотока, устраняет припухлости, онемения и озноб, пробуждает нервные окончания и тонизирует кожу. Растирание можно использовать как самостоятельный прием или после всех других приемов массажа.

Разминание выполняется кончиком большого пальца или двумя большими пальцами (при массаже симметричных точек), а также средним или указательным пальцем. При выполнении приема все остальные пальцы должны быть согнуты. Сначала палец фиксируют на выбранной точке, а затем им производят вращательное движение – вначале медленно и слабо, постепенно усиливая давление до появления чувства распирания в месте воздействия, а затем ослабляют надавливание. При разминании кожа не должна смещаться, сдвигается только подкожная клетчатка.

Надавливание – один из основных приемов точечного массажа. Он может проводиться как отдельно, так и в совокупности с другими приемами.

В тех случаях, когда этот прием выполняется после разминания, делают 21–25 движений разминания и столько же надавливаний. Если же массаж состоит только из надавливаний, то необходимо выполнить 71–75 движений.

Прием проводится подушечкой большого пальца, причем остальные пальцы находятся в полусогнутом положении. При выполнении надавливания подушечка большого пальца устанавливается перпендикулярно к массируемой точке и плавно, постепенно увеличивая интенсивность воздействия, вжимается. Кожа при этом не должна сдвигаться. При появлении болезненных ощущений интенсивность надавливания следует уменьшить или на некоторое время прекратить надавливание в этой точке и вернуться к ней после массажа остальных. В том случае, если нужно увеличить давление на точку, прием производят с отягощением.

Толкание производится лучевой и ладонной поверхностью большого пальца, согнув все остальные в кулак. При выполнении приема движения пальца направляют в центр массируемой поверхности. Толкание начинают делать медленно, с небольшой силой надавливания, постепенно увеличивая интенсивность движений. После массажа пациент должен чувствовать в массируемой точке ощущение тепла и онемения.

Захватывание («щипок») выполняется тремя пальцами – указательным, большим и средним. В месте расположения точки кожу захватывают в складку, разминают, сдавливают и вращают ее. В каждой точке выполняют 3–4 движения, быстро и отрывисто. В месте воздействия обычно появляется чувство онемения и распирания.

Вонзание («укол») выполняется кончиком большого или указательного пальца. Его можно проводить и двумя пальцами: большим и указательным или большим и средним. Выполнение приема начинают медленно, постепенно увеличивая интенсивность движений. В одной точке палец следует держать 20–30 с. Воздействие вонзания намного усиливается, если дополнительно использовать вибрацию. Правильно проведенный прием дает ощущение тепла, распирания и онемения в массируемых точках.

Вибрация выполняется подушечкой большого или среднего пальца. Она применяется после вонзания и самостоятельно. Колебательные движения следует делать быстро, не отрывая палец от точки, в течение 20 с. На больших мышцах этот прием можно проводить с отягощением. Для этого на руку, выполняющую прием, накладывается другая, усиливая давление. От характера раздражения вибрация подразделяется на успокаивающую и тонизирующую.

Успокаивающий вариант вибрации осуществляется непрерывным, медленным, глубоким надавливанием в течение 1, 5 мин. Колебательные движения производят равномерно, без смещения кожи. Вибрацию выполняют с постепенно нарастающей силой воздействия на точку, затем делают паузу, не отрывая пальца от кожи, и снова проводят прием.

Этот вид вибрации применяют при некоторых нарушениях кровообращения, болях, для расслабления мышц, при массаже детей и т. д.

Тонизирующий вариант оказывает более сильное, но кратковременное (20–30 с) воздействие в каждой точке в сочетании с глубоким растиранием или разминанием, и быстрым отрывом пальца после проведения приема. В каждой точке вибрацию повторяют 3–4 раза. Этот прием применяют перед утренней зарядкой, для повышения жизненного тонуса и по показанию врача.

Резание очень похоже на вонзание, но производится ногтем большого пальца. Выполняется прием очень осторожно, чтобы не поранить кожу. Интенсивность резания увеличивается постепенно и используется в тех точках, где подкожная клетчатка развита мало. Как правило, прием применяется при обмороках, шоковых состояниях и т. д.

Перед проведением массажа пациенту необходимо принять удобную позу, полностью расслабиться и сосредоточить внимание на проводимых процедурах. Не следует во время одного сеанса воздействовать на большое количество точек. В начале курса достаточно помассировать 2–3 точки, чтобы получить положительный эффект.

Точечный массаж, как и многие другие виды массажа, имеет свои противопоказания. Его нельзя проводить при туберкулезе, язвах желудка и двенадцатиперстной кишки, глубоких поражениях внутренних органов, заболеваниях крови, психических расстройствах, опухолях (раковых и доброкачественных), во время инфекционных и простудных заболеваний и беременности.

Не рекомендуется также проводить массаж в состоянии алкогольного опьянения и натощак. Во время проведения курса точечного массажа лучше всего воздержаться от употребления крепкого кофе и чая, спиртных напитков, соленых и острых блюд. После массажа можно принять непродолжительный теплый душ, но ни в коем случае не ванну.


Методика проведения приемов точечного самомассажа

В отличие от других приемов цжень-цзю-терапии точечный массаж можно проводить самостоятельно, поскольку он прост в выполнении, хорошо переносится практически всеми, относительно безопасен и не имеет побочных эффектов.

Точечный самомассаж нужно проводить в спокойной обстановке, полностью расслабившись. Его можно выполнять сидя или лежа. Для того чтобы получить ощутимый эффект, самомассаж желательно выполнять ежедневно. К сожалению, это не всегда возможно, но даже при выполнении его 2–3 раза в неделю результат будет довольно ощутимый. Сеанс самомассажа можно выполнять в любое время, но не раньше чем через час после еды, а после окончания процедур специалисты рекомендуют выпить чашку чая.

При выполнении приемов самомассажа следует соблюдать следующие правила:

1. Все приемы выполняются ритмично и медленно. Нельзя давить на точку резко и сильно. Массаж не должен вызывать неприятных и болезненных ощущений.

2. Если кожа повреждена или воспалена, то массируют близлежащие участки.

3. Нельзя выполнять массаж в местах прохождения крупных кровеносных сосудов и лимфатических узлов (в области паха, подмышек, молочных желез).

4. Прежде чем приступать к самомассажу, нужно посоветоваться с врачом.

Некоторые участки тела, например икры, лицо

и т. д., обладают повышенной чувствительностью, поэтому на них нельзя оказывать слишком сильное давление. При выполнении массажа, особенно больным бронхиальной астмой, следует уделить внимание дыханию. Оно должно быть медленным и глубоким, для того чтобы устранить боли и снять напряжение с мышц.

Продолжительность сеанса не должна превышать 1 ч, а на одну точку не следует воздействовать больше 10 мин. Слишком длительное массирование может вызвать головные боли или ухудшить самочувствие.

Разминание выполняется подушечкой большого пальца, а на больших группах мышц – ребром ладони. С помощью этого приема можно снять скованность мышц, напряжение в области шеи, плеч, ног.

Надавливание выполняется, как правило, подушечкой большого пальца, однако можно применять его ребром ладони. Для обезболивания или расслабления надавливание производят в течение нескольких минут, постепенно увеличивая силу давления, для успокоения нервной системы – в течение 1 мин., для стимуляции – несколько секунд.

Поглаживание проводится в виде легкого растирания и активизирует крово – и лимфоток.

Вибрация подушечкой пальца – тонизирующий прием. На больших участках тела (спина, ягодицы) его можно выполнять в виде похлопывания кулаком.

При выполнении самомассажа силу давления определяют, ориентируясь на собственные ощущения. При появлении сильной боли в массируемом месте следует уменьшить давление. Осуществляя давление, палец фиксируют перпендикулярно к массируемой точке. Если после выполнения нескольких сеансов массажа в точке появится пульсация, то приемы выполнялись правильно. Для большего эффекта каждую точку массируют не менее 3 мин. Правильно проведенный массаж вызывает ощущение тепла и онемения в точках, на которые было оказано воздействие.

При выполнении самомассажа пальцы быстро устают, для их тренировки можно по несколько раз в день делать следующие упражнения:

1. Вытянуть вперед левую руку, сжать пальцы в кулак и опустить руку на поясницу. То же самое проделать правой рукой. Каждой рукой нужно выполнить по 15 упражнений, чередуя руки и постепенно увеличивая скорость движений.

2. Согнуть руки в локтях и расположить пальцы так, как будто они держат воображаемый мяч. Большими пальцами произвести движения, как бы сдавливающие мяч. Следует произвести 25–30 движений, постепенно увеличивая скорость.


Точечный массаж при бронхиальной астме

Китайские врачи уже давно определили, что при заболевании астмой во время приступа ощущается боль в пяти точках, и если на них воздействовать в начале или во время приступа, то можно значительно облегчить дыхание. Для профилактики заболевания точечный массаж можно проводить систематически. Основные приемы – легкое надавливание и поглаживание – выполняются в успокаивающем варианте, при этом продолжительность воздействия на каждую точку не должна превышать 3–5 мин. При массаже используют три группы точек. В первую группу входят точки, расположенные на спине, руках и ногах.

1-я точка – несимметричная, расположена на задней серединной линии между остистыми отростками VII и I грудного позвонков. Пациент во время массажа сидит, слегка наклонив голову.

2-я точка – симметричная, расположена на полтора цуня в сторону от задней серединной линии, в районе промежутка между остистыми отростками II и III грудных позвонков. Массируются обе точки одновременно. Положение массируемого – сидя, слегка наклонив голову.

3-я точка – симметричная, расположена чуть ниже точки 2. Ее массируют так же, как и предыдущую.


Расположение точек 1–12


4-я точка – несимметричная, расположена на передней серединной линии у яремной вырезки грудины. Положение массируемого – сидя.

5-я точка – симметричная, расположена в правом межреберье, под ключицей. Обе точки массируют одновременно в положении пациента сидя.

6-я точка – симметричная, расположена на спине надостной ямки лопатки. Точка обнаруживается, если положить кисть на правое плечо массируемого. Она будет находиться под указательным пальцем. Массируют одновременно обе точки. Массируемый при этом может лежать на животе или сидеть, слегка подавшись вперед.

7-я точка – симметричная, расположена на плече непосредственно между передним концом подмышечной складки и локтевым сгибом. Массаж производят в сидячем положении пациента. Точки массируют поочередно.

Способ нахождения 6-й точки


8-я точка – симметричная, расположена на внутренней поверхности руки в районе локтевого сустава, в кожной складке. Точку массируют так же, как и предыдущую.

9-я точка – несимметричная, расположена в центре грудины ниже 4-й точки. Массировать ее можно в положении пациента сидя или лежа на спине.

10-я точка – симметричная, расположена на полтора цуня в сторону от задней серединной линии, в области промежутка между остистыми отростками I и II грудных позвонков. Положение массируемого – сидя, слегка наклонив голову. Обе точки массируются одновременно.

11-я точка – симметричная, расположена на 2 цуня в сторону от передней серединной линии, под ключицей. Обе точки массируются одновременно.

12-я точка – симметричная, располагается на полтора цуня в сторону от задней серединной линии, в области промежутка между остистыми отростками V и VI грудных позвонков. Обе точки массируются одновременно с обеих сторон. Эта точка используется только при проведении массажа у детей, страдающих бронхиальной астмой. При этом применяют тонизирующий метод воздействия – глубокое надавливание с вращением. Время продолжительности одного приема – 30–60 с. Перед массажем ребенок должен удобно сесть, слегка наклонившись и положив локти на стол.

Вторая группа точек рекомендована тем, чей возраст превысил 40 лет. Однако людям старшего возраста нужно чередовать массаж первой и второй группы точек. При проведении этого массажа применяется тонизирующий прием – глубокое надавливание с вращением. Время воздействия на каждую точку – 30–60 с.

1-я точка – симметричная, расположена на внутренней стороне голени на 3 цуня выше лодыжки. Обе точки массируют одновременно в положении пациента сидя.

2-я точка – симметричная, расположена на голени на 3 цуня ниже коленной чашечки и на 1 цунь назад от переднего края большой берцовой кости. Точку массируют так же, как и предыдущую. Ноги при этом вытянуты.

3-я точка – симметричная, расположена на тыльной стороне ладони между большим и указательным пальцами. Их массируют поочередно. Положение пациента при выполнении приема – сидя, рука должна свободно лежать на столе.


Расположение первых трех точек


4-я точка – симметричная, расположена на полтора цуня в сторону от задней серединной линии, на уровне промежутка между остистыми отростками II и III поясничных позвонков. Массируют одновременно обе точки. Положение пациента при выполнении массажа – сидя, при этом слегка наклонившись или лежа на животе.

Расположение 4-й точки


При массаже третьей группы точек используется успокаивающий метод, основной прием которого – легкое надавливание с вращением по часовой стрелке. Продолжительность воздействия на каждую точку – 3–5 мин.

1-я точка – симметричная, расположена там же, где и 8-я точка первой группы, на плече, между передним концом подмышечной складки и локтевым сгибом.

2-я точка – симметричная, расположена на предплечье на полтора цуня выше средней складки запястья, со стороны большого пальца. Обе точки массируют по очереди. Пациент при этом занимает сидячее положение, массируемая рука свободно лежит на столе.

3-я точка – симметричная, расположена на передней поверхности запястья, на 1, 5 см ниже нижней складки, со стороны большого пальца. Третью точку массируют так же, как и предыдущую.


Место расположения точек третьей группы


4-я точка – симметричная, расположена на полтора цуня в сторону от задней серединной линии на границе роста волос. Обе точки массируют одновременно, в положении сидя. Голову при этом следует слегка наклонить.

5-я точка – симметричная, расположена там же, где и 3-я точка первой группы.

6-я точка – симметричная, расположена между пяточным сухожилием и наружной лодыжкой в углублении. Точки массируются одновременно в положении пациента сидя.

7-я точка – симметричная, расположена на тыльной стороне стопы в самом узком месте промежутка, между I и II плюсневыми костями. Ее массируют так же, как и предыдущую точку.

8-я точка – симметричная, расположена возле внутреннего конца подколенной складки, на уровне центра коленной чашечки. Ее массируют так же, как и 6-ю точку.

9-я точка – симметричная, расположена на 2 цуня в сторону от передней серединной линии, под ключицей. Обе точки массируют одновременно.

10-я точка – симметричная, расположена на полтора цуня в сторону от задней серединной линии, на уровне промежутка между остистыми отростками XI и XII грудных позвонков.

При выполнении массажа пациент располагается сидя, слегка подавшись вперед. Обе точки массируются одновременно.

11-я точка – симметричная, расположена на полтора цуня в сторону от задней средней линии, в об-ласти промежутка между остистыми отростками V и VI грудных позвонков. Обе точки массируют одновременно. Положение массируемого при выполнении процедуры – сидя, слегка наклонившись и положив локти на стол.

12-я точка – симметричная, расположена на полтора цуня в сторону от задней серединной линии, в районе промежутка между остистыми отростками II и III грудных позвонков. Положение массируемого – сидя, со слегка наклоненной головой. Обе точки массируются одновременно.

Несмотря на простоту методики и техники выполнения приемов, необходим навык в нахождении месторасположения точек. Кроме того, перед тем как приступить к массажу и после его окончания необходимо проконсультироваться с лечащим врачом.


Методика проведения точечного массажа, помогающая облегчить дыхание

Во время приступа больные бронхиальной астмой испытывают затруднение дыхания. Нормализовать его можно, воспользовавшись точечным массажем, который способен уже через 20 мин. значительно облегчить дыхание. Для этого воздействуют на следующие точки:

1-я точка (К 27) – симметричная, расположена между грудинной костью и ключицей. Массируют одновременно две точки, надавливая на них большими пальцами в течение 1 мин.

2-я точка (Lu 1) – симметричная, расположена на внешней части грудины на 3 цуня вниз от ключицы. Точка Lu 1 наиболее важная при лечении бронхиальной астмы. На нее следует воздействовать твердо и достаточно сильно. Прием проводят одновременно двумя большими пальцами, осуществляя надавливание в течение 1 мин. Пациент во время массажа принимает положение сидя, максимально расслабив все мышцы.


Расположение точек K 27 и Lu 1


3-я точка (В 13) – симметричная, расположена между лопатками и позвоночным столбом на один цунь вниз от верхнего края плеч. Давление на эти точки производят попеременно, массируя каждую в течение 1 мин.

4-я точка (Lu 9) – симметричная, расположена под основанием большого пальца на сгибе запястья.

Расположение точки В 13


5-я точка (Lu 10) – симметричная, расположена на поверхности ладони, на возвышении у основания большого пальца.

Расположение точек Lu 9 и Lu 10


Точки Lu 9 и Lu 10 массируются одновременно на каждой руке. Сначала на точки производят надавливание в течение 30 с, а затем пациент сжимает кисть в кулак, и точки массируют еще в течение 1 мин. При проведении приема на точку Lu 9 воздействуют большим пальцем, а на точку Lu 10 – указательным и средним пальцами.

Искусство борьбы с болезнями насчитывает тысячи и тысячи веков. Современная медицина - содружество высокотехнологичных методик и способов лечения, пришедших к нам сквозь века. Характерным примером методик, выдержавших испытания веков, - рефлексотерапия и гомеопатия. Достаточно часто появляются эффективнейшие методики лечения различных заболеваний, которые дошли до нас в переработанном, адаптированном под современный мир состоянии. Например, различные методики массажа (палсинг, акупрессура, аюрведический массаж, ватсу-массаж и многие другие).

Нетрадиционный массаж сочетает в себе энергетическое и мануальное воздействие, национальные традиции и древние ритуалы, уникальные приемы, отличающиеся от классической техники. Действенность процедур основана на холистическом (целостном) подходе, восприятии организма как единого целого. Это одно из средств оздоровления организма, восстановления жизненных сил и психоэмоционального состояния, достижения гармонии тела и духа. Некоторые виды массажей выполняются с помощью уникальных приспособлений: поющих чаш, бамбуковых палочек, горячих и холодных камней.

Ниже остановимся на двух эффективнейших видах нетрадиционного массажа: палсинге (от англ сл. «pulsyng» - пульсация) -пульсационный массаж - и мануальной практике рейке - японского метода передачи стимулирования жизненной энергии пациента через руки массажиста и ряд специальных способов психологического воздействия. Данные методики с успехом выполняются великолепным целителем, прошедшим обучение в Санкт-Петербургской академии, Карповым Виталием Александровичем, профессиональным психологом и психоаналитиком. ОН НЕ ТАКОЙ, КАК ДРУГИЕ. Совмещая традиционную (телесноориентирован-ную психотерапию) и нетрадиционную (мощную энергетическую систему) медицину, проводит лечебные сеансы, получая высокий результат излечения широкого спектра заболеваний.

Что такое палсинг?

Пульсационный холистический массаж - высокоэффективный метод борьбы с физическим переутомлением и стрессами. Благодаря мягкой, не манипулятивной технике, палсинг-массаж практически не имеет противопоказаний.

Палсинг основан на колебаниях, проходящих по всему телу человека, частота которых во время сеанса приблизительно равна частоте сердечных сокращений. Пациент испытывает мягкое покачивание и вибрации, которые волнами проходят через весь его организм. Эти волны активизируют деятельность различных систем: кровообращения, лимфатической и гормональной, а также снимают энергетические блоки с различных участков тела подобно тому, как поток воды уносит все препятствия, встречающиеся на его пути.

Этот вид массажа эффективен при последствиях травм, инсультов, головных и суставных болях, проблемах с позвоночником. Массаж показан как при физических недугах, так и при психоэмоциональных проблемах. Не исключая фармакологических методов лечения, палсинг помогает при бронхиальной астме, проблемах с щитовидной железой и желудочно -кишечным трактом.

У палсинга нет противопоказаний - его с успехом можно применить как при тяжелых заболеваниях, так и для того, чтобы просто расслабиться, отдохнуть.

Другая удивительная, в высшей степени целебная методика -практика «рейке». Рейке в переводе с японского - универсальная жизненная энергия, помноженная на самого пациента, которая передается через целителя при помощи рук. Сеанс «Рейке» не может принести никакого вреда, и целителю невозможно совершить ошибку, так как при лечении используется не его энергия, а универсальная жизненная энергия. Методика лечит не только локальные проявления общих проблем через энергетическое воздействие, измененное состояние сознания, снятия блоков, коррекции психотравм прошлого, лечится причина болезни, происходит глубокая перестройка и исцеление всего организма, замедляется процесс старения.

Основные показания: нарушение сна, депрессии, навязчивые идеи, душевной дисбаланс, острые боли различного происхождения, острые воспалительные заболевания, функциональные расстройства нервной системы, органов пищеварения, органов дыхания, гинекологическая патология и пр.