Почему ребенок близкие предметы видит далеко. Нарушение восприятия величины предметов

23.06.2012, 21:11

Сыну 7 лет. С детства проблемы по неврологии. При родах: обвитие пуповиной, удаляли кефалогематому.
С младенчества - плаксивый, плохо спал и днем и ночью, повышенное ВЧД (глаза - т.н. синдром восходящего солнца).
Недавно после сбивания температуры во время сна появились какие-то галлюцинации (минут через 5-7 проходили).
Стал жаловаться, что иногда предметы отдаляются. (Мама становится совсем маленькой). Приступы такого плана бывают1-2 раза в день (но не каждый день)
Сегодня после небольшой неурядицы (папа отказался что-то объяснять и отвечать на множество вопросов ввиду занятости) у ребенка пропало настроение (сам так говорит). Потом начал плакать и остановиться не может. Понимает что что-то не так. Накапала валерьянки. Минут через 10 -бросило в холодный пот, температуру померяла - 36,2.
Ребенок обмяк и уснул. Спит уже 2 часа.
Посоветуйте, какие анализы нужно сдать или обследование пройти. Или тут ничего страшного нет?

24.06.2012, 07:54

ЭЭГ обязательно

24.06.2012, 08:00

проспал 12 часов, проснулся утром - нормально себя чувствует.

24.06.2012, 08:08

ээг делали 1.08.2011:
фото добавлю позже.
Описание такое:
Регистрируются обще-мозговые изменения биоэлектрической активности головного мозга с дезорганизацией основных ритмов и преимущественно явлениями раздражения без признаков межполушарной асиметрии с наличием дифузных острых колебаний, комплексов острая-медленная волна, вспышек обостренных тета волн. Реакция на открывание глаз - адекватная. При гипервентиляции наблюдается усиление явлений раздражения, фиксируются билатерально-синхронные вспышки высокоамплитудного альфа ритма, тета волн и комплексов острая-медленная волна с акцентом в левых теменно-височной-затылочных участках, как проявление дисфункции неспецифических серединных структур мозга.

25.06.2012, 16:26

Может кто-то сможет прокомментировать данные ЭЭГ?
Очень буду благодарна!
Врач сказала, что тут только немного повышенное ВЧД и на основании этой ЭЭГ назначила пить диакарб с аспаркамом.

26.06.2012, 13:41

сегодня снова прошли ЭЭГ и ЭХО. Результаты на руки не дали, только сказали, что результат мало чем отличается от предыдущей (выше приведенной) и есть немного повышенное ВЧД (с правой височной области меряли эхо).
Невролог назначил диакарб по схеме с аспаркамом 20 дней, хвойные ванны, массаж воротниковой зоны и добавки Омега-3 и Нутри Калм (кажется фирма NSP).
Хотелось бы узнать о целесообразности добавок и вообще назначенного лечения. (Т.к диакарб уже пили в 2 месяца жизни и в 6 лет, т.е. примерно год назад).
Голова у ребенка периодически болит в этом месте.

26.06.2012, 20:50

Диагноз невролога областной детской больницы:" астеноневротический синдром, тики локальные.""

27.06.2012, 09:37

Диагноза ВЧД не существует, по ЭЭГ этого диагноза поставить нельзя, ЭХО устаревшая недостоверная методика. Лечение безграмотное, добавки - развод на деньги.

27.06.2012, 14:13

Подскажите, если можно, какое следует пройти исследование. А я уже буду искать где такое проводится! Спасибо за внимание и помощь!

27.06.2012, 14:13

И еще: следует ли принимать диакарб с аспаркамом?

27.06.2012, 15:13

Сейчас ребенка что- то беспокоит?

27.06.2012, 18:14

На фоне эмоциональных переживаний (обида и т.п.) пропадает настроение и начинается плаксивость, которую остановить трудно (капаем валерьянку). Бывает не очень часто.
Голова болит в височной области, но жалуется не каждый день и боль со временем самостоятельно исчезает (только один раз давала парацетамол)
Сейчас больше беспокоят вокальные тики (как бы похрюкивание) и реже уже мотание головой.
Иногда жалуется на отдаленность предметов (удаляется мама). Последний раз было несколько дней назад.
И для себя - боюсь повышения температуры, так как дважды месяц назад после!!! сбивания температуры ночью ребенок вспотел сильно, просыпался и было что-то вроде галлюцинаций (папу испугался). Через 5-7 минут приходил в себя.

01.07.2012, 11:27

Даю диакарб с аспаркамом (т.к не знаю, что дальше делать)?

02.07.2012, 09:27

Диакарб с аспаркамом не нужны. Нужна консультация семейного психолога. Учитывая головные боли и приступы зрительных нарушений может иметь место детская мигрень со зрительной аурой и все таки, учитывая характер этих нарушений - проведение более детального исследования - ЭЭГ мониторинга.

02.07.2012, 19:20

Хочу уточнить подробности. Голова болит у сына уже больше года (в основном в правой височной области, но иногда переходит боль в левую).
Нервные тики появились впервые полтора года назад в виде покашливания (после перенесенной инфекции). Периодически (после лечения ноофеном и энцефаболом) проходили, а потом появлялись новые (подергивания головой и что-то вроде подхрюкивания).
Галлюцинации и отдаления предметов появились не так давно.
Два месяца назад утром начался понос, до обеда прошел (с нифуроксазидом), после обеда поднялась температура. На ночь дали парацетамол. Вот тогда ночью появились после снижения t галлюцинации. На утро - t практически нормальная. Через неделю-полторы начался насморк (желтый) и немного поднялась температура (до 37,8). На ночь снова сбили парацетамолом и снова галлюцинации. На утро температуры уже не было (или же совсем небольшая 37.0 - 37,2). Обратились к ЛОРУ. Диагноз - гайморит. Назначили цефодокс. Но одновременно начали закисать глаза (коньюнктивит) После общения с педиатром поняли, что у нас была аденовирусная инфекция. ОАК подтвердил вирусную природу инфекции.
Вот с этого времени сын периодически жалуется (раньше чаще было) на отдаление предметов. Пару минут проходит, встряхнет головой - нормально.
Прошу уточнения для "чайников" (т.е. себя): ЭЭГ мониторинг - это несколько раз подряд сделать ЭЭГ с определенным промежутком времени? Или же нужно длительное время (включая сон) - следить за ЭЭГ?

Обратила внимание, что второй раз подряд (после практически их исчезновения) усиление значительное тиков началось через сутки после пикника (кушали шашлыки, сын не любит овощи и не любит пить воду и напитки). Сейчас (спустя три дня) немного меньше тиков, но все же ярко выражены. Стресса не было, поведение обычное. Голова также не болела и удаления предметов не было все это время.
У меня вопрос: может ли пища, богатая пуринами вызвать подобную реакцию? (прочитала о нервно-артритическом диатезе) или это только мои домыслы? Я знаю, что это не болезнь, а склонность.
Ребенок с рождения беспокойный, плаксивый, раздражительный. Высокого роста, с бледной кожей (астенического склада).Аппетит слабенький. Гемоглобин - норма.
В полтора года уже знал половину букв, в два года - практически все, которые мог выговорить. На память цитировал практически всю книжечку со стишками.
Проблем с ацетоном не было.
Пол года назад была ИМВП и немного позже цистит. Оба раза в моче были обнаружены ураты (в большом количестве и ++).
Нужно ли корректировать питание на предмет присутствия (или вернее минимального присутствия) пуринов?
Большое спасибо за внимание к моей проблеме! и прошу простить заранее, если не корректно задала вопрос.


Вряд ли найдется человек, который не знает сказку Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». В подземной стране, куда попала маленькая девочка, все было не так, как в обычной жизни. Она пила волшебное снадобье, а потом становилась необыкновенно маленькой или такой большой, что ноги свои чувствовала далеко внизу.

Так в сказке английского писателя. Однако, чтобы ощущать себя малышом или великаном, оказывается, совсем не нужно оправляться в волшебное тридевятое царство-государство. Такие странные превращения можно испытать в самой обыкновенной жизни.

Когда человек заболел микропсией, все окружающие предметы начинают видеться маленькими или большими. И это вовсе не обман зрения - галлюцинация, которая может появиться, допустим, из-за употребления алкоголя (наркотиков), или проявления какого-либо хронического заболевания, например, шизофрении.

Зрение в данном случае совсем не при чем. Все дело в чувствах, которые, можно сказать, «вывернуты» наизнанку. Связано это со сбоем в работе церебральных (мозговых) анализаторов - нервных образований, отвечающих за восприятие и анализ различных внешних и внутренних раздражителей.

По не совсем ясным причинам они вдруг начинают выдавать искаженную информацию. И тогда кажется, что, допустим, обыкновенная ложка выросла до великанских размеров или, наоборот, стала совсем микроскопической. Соответственно и человек, заболевший такой страной «причудой», представляет себя маленьким или большим.

Вот потому такое необычное неврологическое заболевание получило свое второе название по сказке Льюиса Кэрролла, в которой главная героиня Алиса испытывает необыкновенные превращения. Есть мнение, что сам автор страдал таким недугом, потому и описал его в своей странной повести.

Развивается синдром внезапно, течение его может быть считанные минуты, но иногда приступы повторяются на протяжении нескольких дней и даже месяцев.

Причины синдрома Алисы к стране чудес не совсем ясны. Однако медики выделяют две группы факторов, влияющих на возникновение и ход болезни. В первую очередь это воздействие травм, отравлений, некоторых других обстоятельств, действующих на работу головного мозга, его структур, которые отвечают за восприятие внешнего мира.

Вторым провоцирующим моментом может быть неблагоприятное психоэмоциональное воздействие. Сюда следует отнести конфликты как внешние, допустим, ссора с женой или с кем-то из близких, друзей, так и внутренние противоречия с самим собой, со своим «я».

Все эти факторы могут проявиться одновременно, но главным будет тот, что стал «спусковым крючком» для синдрома.

По международной классификации болезней (МКБ-10), микропсия не является хроническим заболеванием. Классифицируется она как «симптомы и признаки, относящиеся к познавательной способности, восприятию, эмоциональному состоянию и поведению».

Болезнь не кажется таковой потому, что после своего неожиданного проявления на краткий период так же внезапно, без всякого медицинского вмешательства, исчезает. Хотя зафиксированы случаи, когда продолжалась довольно долго.

Синдром Алисы в стране чудес считается болезнью детского и подросткового возраста. Может возникнуть у ребенка с 5 лет, иногда проявляется в пору полового созревания (пубертатный период), когда в организме подростка начинается настоящая «гормональная буря», связанная с взрослением. Именно в это время по не совсем ясным причинам нарушается процесс восприятия и все вокруг воспринимается как в кривом зеркале, - чрезмерно маленьким или большим.

Однако известны прецеденты, когда микропсия проявлялась у молодых людей в возрасте 20-25 лет. Этому предшествовали травмы головы или психические заболевания.

Виды и стадии синдрома Алисы в стране чудес


Болезнь может проявляться в различной форме. Иногда обнаруживается как макропсия. Это состояние, когда все вокруг начинает видеться в гигантских размерах. Допустим, обыкновенная кошка вдруг кажется размером с тигра. А самый обыкновенный цветок увеличивается до размеров дерева.

Иной раз заболевание сказывается как микропсия, иногда ее называют «карликовой» болезнью. Когда та же кошка может «усохнуть» до величины мыши, а, например, береза уменьшиться ростом до комнатного растения.

В своем развитии синдром проходит три стадии. Первая характеризуется приступами головной боли и беспокойством, причины которого заболевшему неясны.

На второй - болезнь уже проявляется во всей своей симптоматике, когда окружающие предметы начинают казаться слишком мелкими или чересчур великими. Чаще такие приступы проявляются с наступлением сумерек, в них вещи теряют свои реальные очертания. Заболевание только подчеркивает их неестественные размеры.

На третьей стадии симптоматика постепенно исчезает и болезнь прекращается. После нее чувствуется разбитость, усталость, апатия. Больной постепенно приходит в себя.

Важно знать! Если уж так случилось, что предметы вокруг стали казаться маленькими или большими, не нужно паниковать. Конечно, стоит обратиться, допустим, к психологу, но как правило, все это пройдет само собой.

Причины возникновения синдрома Алисы в стране чудес


Совсем неясно, отчего начинается заболевание. Предполагается, что вызывают микропсию расстройства неврологического характера, которые сопровождаются нарушениями психики. Болезнь может быть отдельным заболеванием или проявлением серьезного расстройства нервной системы, в частности работы отделов головного мозга, отвечающих за восприятие и анализ внешних раздражителей.

К болезням, которые могут спровоцировать синдром Алисы в стране чудес, следует отнести:

  • Сильные головные боли . Нередко они сопровождаются галлюцинациями, которым сопутствует метаморфопсия. Это патология, когда все предметы кажутся искаженными по своим очертаниям и окрашенными в иные, чем на самом деле, цвета. Они могут двигаться, быть в покое и представляться совсем не там, где реально находятся.
  • Эпилептические припадки . Часто вызывают галлюцинации, которые появляются в результате нарушения работы нервных анализаторов.
  • Слабоумие (шизофрения) . Состояние, когда распадается процесс мышления и нарушается деятельность психоэмоциональной сферы.
  • Вирусное заболевание (мононуклеоз) . Характеризуется повышением температуры, лихорадкой, острым воспалением зева и лимфатических узлов. Поражается печень, селезенка, изменяется состав крови, угнетается нервная система. В таком состоянии могут начаться приступы микро- и макропсии.
  • Травмы и опухоли головы . Могут нарушать нормальную работу определенных участков головного мозга, например, гипоталамуса, отвечающего за все функции в организме. В этом случае возможны проявления синдрома Алисы в стране чудес.
  • Алкоголь, наркотики, другие психотропные вещества . Все они изменяют психику, когда возможны неадекватные представления о реальных размерах находящихся рядом предметов. Некоторые лекарства также способны изменять психоэмоциональное состояние и вызывать галлюцинации.

Важно знать! Не следует путать микропсию со зрительными галлюцинациями, которые могут возникнуть вследствие разных причин, когда предмет только представляется, а в действительности его нет.

Основные симптомы синдрома Алисы в стране чудес


Главным показателем болезни являются несуразных размеров предметы, такими они видятся даже с закрытыми глазами. Это только подтверждает, что синдром Алисы в стране чудес связан с нарушениями нервных процессов в организме и не имеет непосредственного отношения к зрению.

Так как болезнь проявляется, как правило, в детском возрасте, микропсия у ребенка может характеризоваться таким симптомом, как ночные страхи, когда малыш (малышка) среди ночи может заплакать и закричать, а на вопрос матери ответить, что она (мама) кажется, допустим, маленькой и где-то далеко. Это уже повод обратиться к специалисту.

К другим симптомам следует отнести подавленность настроения, неуверенность поведения и капризы. Все это следствие неадекватного восприятия действительности в период заболевания.

К внешним признакам микропсии у взрослого относятся такие расстройства в поведении и психоэмоциональной сфере:

  1. Дезориентация в пространстве . Происходит так из-за нарушения правильного восприятия мира. Поступающую извне информацию нервные анализаторы головного мозга неадекватно перерабатывают, а потому выдают неверные сведения.
  2. Искаженное восприятие времени . Во время приступов больному может казаться, что, допустим, стрелки часов убыстряют или замедляют свой бег.
  3. Плохое настроение . Перед обострением и во время болезни ухудшается самочувствие, появляются необоснованные страхи, человек впадает в прострацию.
  4. Кратковременная агнозия . Это состояние, когда нарушается зрительное, слуховое и осязательное восприятие, хотя психоэмоциональная сфера в порядке.
  5. Нелогичность действий . Искаженное восприятие предметов (маленькие или большие) приводит к противоречивым поступкам. Допустим, обыкновенная кошка видится такой большой, что больной пугается и убегает.
  6. Мигрень . Частые головные боли могут привести к развитию микропсии. Известно, что автор сказки «Алиса в стране чудес» страдал приступами мигрени, возможно, потому и написал такую необыкновенную историю.
  7. Соматические проявления . Синдром Алисы в стране чудес приводит к резким изменениям в самочувствии. Это может быть тахикардия, боль в висках, большой скачок давления, сердечная аритмия. Иногда появляются чувство удушья, учащенное дыхание, частая зевота, непроизвольные вздохи. Нередко начинается тремор конечностей, ощущается жжение в кончиках пальцев.
  8. Расстройства желудка . Выражается в спазмах и болях в желудочно-кишечном тракте, что заканчиваются диареей.
  9. Вирус Эпштейна-Барр . Это острое инфекционное заболевание характеризуется повышенной усталостью и болями в горле, увеличением лимфоузлов, некоторыми другими крайне негативными признаками. На этом фоне иногда развивается микропсия.

Важно знать! Симптомы синдрома Алисы в стране чудес нередко являются проявлением совсем другого заболевания. Главной отличительной чертой тут выступает ощущение, что все окружающие предметы представляются в искаженном виде - маленькими или большими.

Способы борьбы с синдромом Алисы в стране чудес

Как поступить, если уж «прихватила» такая редкая болезнь? Тем более что для синдрома Алисы в стране чудес как отдельного заболевания нет специально разработанной методики лечения. Следует помнить, что это болезнь детского возраста. Но иногда недуг появляется у вполне взрослых людей. Как быть в этом случае? Рассмотрим оба варианта подробнее.

Особенности лечения микропсии у ребенка


Родители должны обратиться к врачу, чтобы тот назначил всестороннее обследование. Необходимо обязательно получить консультацию психиатра, невропатолога, инфекциониста. Последний должен определить, нет ли заболевания энцефалитом, который может спровоцировать синдром. Также нужно побывать у окулиста, чтобы исключить возможную проблему со зрением.

После полного осмотра, когда пройдены ультразвуковое исследование (УЗИ) и магнитно-резонансная томография (МРТ), доктор сделает вывод: связано ли заболевание с какой-либо патологией в развитии ребенка.

Родителям следует помнить, что в период обострения синдрома нужно внимательно наблюдать за своим чадом, чтобы страхи, которые захватывают в это время дитя, не привели к более серьезным последствиям. И если болезнь зашла далеко и тяжело протекает, обязательно рекомендовано (по совету врача!) принимать соответствующие лекарства.

Это могут быть успокаивающие и седативные препараты, разрешенные к применению в детском возрасте. Допустим, хорошее успокаивающее действие оказывает «Персен», средство на растительной основе, в нем содержится валериана, мелисса и мята. Выпускается в таблетках и капсулах. Последние рекомендуются детям с 12 лет.

Если ребенок заболел синдромом Алисы в стране чудес, не следует слишком нервничать. Большая вероятность, что с возрастом болезнь пройдет сама. Нужно лишь запастись терпением и не лишать дитя своей заботы.

Тонкости борьбы с микропсией у взрослого


Так как для этой болезни нет специально разработанной диагностики и метода лечения, основываются на показаниях пациента, что он сам рассказывает о своем недуге. Сдаются общие анализы, и проводится широкое обследование в надежде, что оно поможет выявить причины заболевания.

Помимо энцефалографии и компьютерной томографии, делают пункцию - из позвоночника берут спинной мозг для исследования. Если патология не выявлена, проводят курс лечения, направленный на снятие тревожных симптомов, которые проявляются головной болью, беспокойством, сопряженным с паникой, и нередко плохим сном.

Для этого назначают препараты седативного действия. Это могут быть транквилизаторы, нейролептики и нормотимики. Хорошим успокоительным эффектом обладает «Карвалол». К тому же он помогает снять спазмы сосудов головного мозга, что очень важно при приступах микропсии.

Вспомогательное лечение позволяет легче перенести приступ синдрома Алисы в стране чудес, а через некоторое время он проходит самостоятельно.

При микропсии нарушаются привычные представления об окружающем мире, а потому заболевшему крайне нужна поддержка. Только внимание родных поможет ему с наименьшим ущербом для своего здоровья преодолеть приступ болезни.

В шутку и всерьез! Помните, что лечение по интернету не поможет избавиться от болезни. Невинная на первый взгляд опечатка в названии или дозе лекарства может привести к смерти!

Последствия синдрома Алисы в стране чудес


Приступы болезни, которую иногда именуют «лилипутским зрением», приносят много неприятных моментов. Когда заболевшему кажется, что все вокруг выглядит нереально, это накладывает свой отпечаток на психику.

Личность становится неуверенной в своих поступках, уходит в себя, старается найти точку опоры в своем внутреннем мире, а потому избегает общения. Искаженное восприятие действительности заставляет не выходить из дому, чтобы не попасть в неприятную ситуацию, избежать насмешек. Таковы социальные последствия микропсии.

Однако есть и чисто психологическая подоплека болезни. Это ужасное по своим переживаниям ожидание повторных приступов, когда все вокруг вдруг предстанет в нереальном, пугающем своими размерами виде.

Заболевший микропсией ребенок этого еще не осознает, а только плачет от страха, надеясь, что его успокоят родители. А вот подросток или взрослый, страдающий «карликовой болезнью», все понимает, а потому внутренне напряжен в постоянном ожидании нового «наскока» синдрома Алисы.

Все эти факторы в комплексе оказывают очень плохое влияние на психику и физическое состояние заболевшего, когда угнетаются сердечно-сосудистая, нервная, другие системы организма. Это вводит в глубокую депрессию, что может сопровождаться потерей трудоспособности.

Важно знать! Чтобы уменьшить страдания заболевшего микропсией, его необходимо направить на обследование к специалисту. Только врач может дать совет, как облегчить течение болезни.


Смотрите видео о синдроме Алисы в стране чудес:


Болезнь, при которой вполне невинный на вид зайчик превращается в огромного зверя, а, допустим, рост заболевшего вдруг стал таким большим, что голова пробила потолок, а ноги через пол ушли невесть куда, - это уже не сказка про Алису в стране чудес. В таком состоянии теряется контроль над действительностью, человек впадает в мир ирреальности. Это для него может закончиться трагически. Хорошо, что такое заболевание крайне редкое и, как правило, если не сопряжено с какой-либо патологией, проходит самостоятельно. Однако знать о такой болячке нужно. Не дай бог, чтобы кто из близких заболел таким неприятным синдромом.

Микропсия – дезориентирующие состояние по части неврологии, характеризующееся нарушенным субъективным восприятием удаленных предметов, которые при этом кажутся уменьшенными. Также эта болезнь известна как «Карликовые галлюцинации», «Лилипутское зрение», «Синдром Алисы в Стране чудес». Зрение и зрительные нервы у ребенка при этом остаются в полном порядке, повреждение носит сугубо психическое отклонение.

Чаще всего временная микропсия может проявляться у ребенка в возрасте от пяти до десяти лет и в основном при наступлении темноты. Это обусловлено недостатком мозга в сигналах о размерах предмета. Микропсия способна затрагивать не только визуальные, но и слуховые восприятия, а также осязание и визуализацию собственного тела. При закрытых глазах симптомы не исчезают.

Признаки

Микропсия является удивительным, странным и необыкновенным заболеванием в мире медицины. Симптомы микропсии могут проявляться следующими способами:

  • предметы кажутся ребенку меньшими, чем они есть на самом деле (к примеру, стол может показаться большим, чем лежащая на нем ложка);
  • вертикальные поверхности могут казаться горизонтальными и наоборот;
  • неподвижные предметы, такие, как мебель, могут начинать двигаться и кружить по комнате;
  • как результат, есть вероятность появления дезориентации.

Причины

Микропсия – заболевание, свойственное детям от трех до тринадцати лет, как правило, после завершения пубертатного периода приступы случаются реже, а к тридцати годам и вовсе исчезают. Поэтому, при возникновении симптоматики у ребенка не стоит паниковать. До конца это явление не изучено, поэтому четко и однозначно определить причину, послужившую толчком к появлению симптомов, невозможно. Однако есть ряд факторов, которые провоцируют возникновение расстройства:

  • вирусные инфекции Эпштейна-Барра;
  • злокачественная опухоль мозга;
  • мононуклеоз;
  • эпилепсия;
  • лихорадка;
  • шизофрения;
  • употребление галлюциногенов;
  • мигрени.

Также принято рассматривать микропсию на фоне психического расстройства, а не как отдельное устойчивое заболевание.

Лечение

Поскольку болезнь малоизученная и до конца непонятны причины её возникновения, то нет и четкой методики лечения микропсии. Однако последствия проявления симптомов в виде дезориентации, ставят жизнь больного под серьезную угрозу, поэтому оставлять без внимания это расстройство не следует. Тем не менее, главным образом лечение должно быть направлено на устранение главных факторов, а не их последствий, при которых назначают медикаментозное лечение. Лекарства, как правило, применяются те же, что и при мигренях – из группы обезболивающих.

Профилактическими же мерами являются:

  • установления режимности дня: сон не меньше 8 часов, прием пищи 3 раза в день, желательно с соблюдением распорядка и исключением вредной пищи;
  • избегание стрессов и конфликтов, а также ситуаций, где проявление симптомов может стать опасным (экстремальные виды спорта, вождение транспортных средств, плаванье в открытых водоемах и т.п.).

И следует помнить, что проявление симптоматики у детей их не пугает, взрослые же могут впадать в панику, отрицательно влияя на восприятие ребенком внешнего мира. Поэтому важно окружить ребенка заботой и пониманием для благоприятного исхода ситуации.

Кандидаты педагогических наук Марина ЕГУПОВА и Наталья КАРПУШИНА.

Мы привыкли доверять своим глазам и не задаёмся вопросом, почему один и тот же объект вблизи выглядит крупнее, чем вдали? Или почему разные по величине предметы порой кажутся одного размера? Механизмы зрения довольно сложны, однако некоторые его особенности можно объяснить на основе геометрических представлений.

Угловой размер объекта - это угол зрения, под которым виден весь объект (в данном случае - угол АВС).

Измерение высоты светила при помощи посоха Якова.

Рука - природный угломер.

Один и тот же предмет визуально может иметь разные размеры в зависимости от удалённости от глаза наблюдателя.

Изображение предмета на сетчатке глаза получается перевёрнутым вверх ногами (обратным) и уменьшенным.

Геометрия полного солнечного затмения.

Под одним углом зрения видимые линейные размеры предметов кажутся одинаковыми.

Что такое угол зрения

Всякий предмет имеет линейные размеры: длину, ширину и высоту. Но как только он попадает в наше поле зрения, то приобретает ещё один размер - угловой. Давайте разберёмся, что это означает. Когда мы смотрим на предмет, то через каждую его точку можно провести от глаза луч, называемый лучом зрения. Понятно, что их будет бесконечно много. Любые два луча зрения образуют угол зрения. Тот угол зрения, под которым предмет виден целиком, и принято называть угловым размером предмета. Как и всякий плоский угол, он измеряется в градусах, минутах, секундах или в радианах.

Понятие углового размера используется в геометрической оптике, геодезии, астрономии. Встречается оно и в геометрии, но здесь принято говорить об угле зрения, под которым из указанной точки «виден» данный отрезок - высота фигуры, её диаметр и пр.

Угловой размер зависит от выбора точки наблюдения, в чём легко убедиться, измерив его из двух точек, расположенных на разном расстоянии от предмета. В зависимости от характера предмета величину угла зрения, под которым он виден, определяют при помощи специальных приборов, например, для измерений на местности используется теодолит, для определения высоты небесных объектов над горизонтом - секстант и т.д.

В древности с той же целью применяли более примитивные инструменты. Один из них - посох Якова, предшественник современного секстанта. Он представлял собой стержень, по которому скользила поперечная рейка; на стержень были нанесены деления, соответствующие некоторым углам (их предварительно измеряли транспортиром). Наблюдатель подносил один конец посоха к глазу, другой направлял в сторону измеряемого предмета и затем перемещал рейку до тех пор, пока она одним концом не «коснётся» линии горизонта, а другим - небесного объекта. После этого оставалось только «снять показания» - посмотреть, какому делению на стержне соответствует рейка. Этот удобный и простой инструмент легко изготовить самому, он вполне годится для примерного измерения углов в любой плоскости.

Наконец, оценить угловой размер предмета можно буквально «голыми руками». Угломером послужит кисть руки, если, конечно, знать некоторые углы. Например, ноготь указательного пальца вытянутой перед собой руки мы видим под углом, приблизительно равным 1 о, кулак - под углом 10 о, а промежуток между концами расставленных большого пальца и мизинца - под углом 22 о.

Угловой размер и расстояние

Угловой размер предмета - величина не постоянная и зависит от расстояния предмета от глаза: чем предмет дальше, тем меньше угол зрения, под которым он виден.

Чтобы понять причину этого явления, вспомним, что на сетчатке глаза изображение предмета получается обратным и уменьшенным. При удалении предмета его изображение на сетчатке становится меньше, поэтому он и кажется нам уменьшающимся. При сокращении расстояния изображение, напротив, увеличивается и предмет кажется увеличивающимся. На языке геометрии это означает, что величина угла зрения обратно пропорциональна расстоянию до предмета.

Такая особенность зрения помогает понять некоторые наши действия и явления вокруг нас. Почему, например, чтобы рассмотреть детали висящей на стене картины или мелкий шрифт на странице книги, приходится подходить к холсту ближе или подносить текст к глазам. Ответ прост: нам необходимо увеличить изображение на сетчатке, а для этого следует увеличить угол зрения, что мы и делаем, уменьшая расстояние до предмета.

Другой пример. Представьте себе две «убегающие» вдаль параллельные линии (железнодорожные рельсы, края прямолинейного шоссе). Они кажутся «сходящимися» в одной точке. Такое же впечатление создают ряды телеграфных столбов или деревьев вдоль дороги. Зрение будто пытается убедить нас в том, что вопреки законам геометрии параллельные прямые пересекаются. Но это лишь иллюзия, которая возникает из-за видимого уменьшения расстояния между прямыми по мере их удаления.

Под одним углом зрения

Часто приходится сталкиваться и с другой ситуацией. Если рассматривать предметы одинаковой формы, но разных линейных размеров под одним и тем же углом зрения, то кажется, что их размеры равны. Это подтверждает простой опыт. Выстройте по росту несколько матрёшек и по-смотрите на них со стороны самой маленькой фигурки, а затем медленно отойдите назад, не изменяя направления взгляда. Вы увидите, как матрёшки начнут «сливаться», загораживая одна другую. Наконец, когда вы отодвинетесь на некоторое расстояние, будет видна только одна матрёшка - ближайшая к вам. Если теперь сместить фигурки в стороны так, чтобы все они были полностью видны, то визуально матрёшки будут казаться одного размера.

Похожее явление можно наблюдать и в природе. Например, при полном солнечном затмении лунный диск в точности заслоняет солнечный. В этот момент наблюдатель с Земли видит оба небесных тела под одним углом зрения. Увидеть такое уникальное явление было бы невозможно, если бы линейные размеры Солнца и Луны, а также расстояния от них до Земли не состояли в определённой математической зависимости.

С точки зрения геометрии в обоих случаях мы имеем дело с подобием фигур, точнее говоря, с гомотетией, с центром, совпадающим с глазом наблюдателя. Поэтому, если два схожих по форме предмета видны под одним углом зрения, то их линейные размеры отличаются во столько же раз, во сколько раз отличаются расстояния до предметов. Таким образом, диаметры Солнца и Луны (D и d) и расстояния от этих тел до Земли (L и l) связаны простой формулой:

Мы раскрыли далеко не все секреты зрения. Особенности зрения, когда человек смотрит двумя глазами, объяснение некоторых зрительных иллюзий, создание зрительных эффектов в архитектуре и живописи - разговор об этом впереди.

Краткое введение

Этот коротенький трактат (№35 в Порфириевой хронологии) - единственное сохранившееся доказательство того, что Плотин интересовался оптикой, о чем свидетельствует и Порфирий (см.: Жизнь Плотина, гл. 14). Проблема, почему отдаленные предметы кажутся меньшими, много обсуждалась в философских школах, и Плотин приводит пять объяснений этого феномена. Первое из них принадлежит стоикам (свет, сократившийся до размеров зрачка); второе - по-видимому, относится к вульгарному аристотелизму (мы воспринимаем эйдос без материи и, таким образом, без величины; но, замечает Плотин, величина сама есть эйдос); третье (необходимость рассматривать предмет по частям, чтобы познать его величину) - объяснение эпикурейцев; четвертое - снова принадлежит перипатетикам (мы воспринимаем главным образом цвет, величина же случайна для зрительного восприятия). Плотин явно отдает предпочтение именно этому объяснению и рассматривает его более подробно, делая отступление в сторону восприятия звуков. Пятое объяснение - математическое (через сужение угла зрения) - Плотин, очевидно, считает более интересным, чем первые три, но отклоняет как не объясняющее феномена.

Синопсис

Почему удаленные предметы кажутся меньшими? Четыре объяснения этого феномена: три - в кратком изложении, четвертое - в более развернутом, с некоторым отступлением в область акустики (гл. 1). Опровержение пятого объяснения - через сужение угла зрения (гл. 2).

1. Не делает ли отдаленность так, что вещи кажутся меньшими, нежели есть, и расстояния между ними кажутся меньшими; и разве близкие предметы не кажутся такими же, какие они и есть, и расстояния между ними такими же? Удаленные предметы кажутся меньшими смотрящим на них, поскольку свет приводит явление к сокращению, доводя предметы до размеров зрачка. Сколь удалена материя видимого предмета, столь большой приходит от него эйдос, который лишен материи, а поскольку и величина, насколько она есть качество, есть эйдос, - то приходит исключительно логос [эйдоса величины, лишенный всякой величины]. Или, при другом рассмотрении, так происходит потому, что мы воспринимаем величину в процессе перехода, осматривая предмет часть за частью, каждая из которых обладает некоей протяженностью. В таком случае, сам предмет должен быть близко, чтобы могла быть познана его величина. Или, при другом рассмотрении, величина есть нечто случайное в зрительном восприятии, предназначенном в первую очередь для восприятия цвета, так что, когда предмет находится близко, мы знаем величину окрашенного, когда же он удален, мы знаем только то, что он обладает цветом, но количественно определенные части не дают точного познания их конкретной количественной определенности; так что издали даже сами цвета приходят к нам неясными. Тогда, что же удивительного в том, что и размеры, подобно слабеющим звукам, становятся меньше по мере того, как их формы за-мутняются [в нашем чувственном восприятии их]? Как и в случае с количеством звука, размер есть некий случайный для чувственного восприятия эйдос. Но то, что величина звука есть нечто случайное, вовсе не очевидно; почему, в самом деле, величина слышимого случайна? Почему для слышащего величина звука первична, так же как величина видимого - первое, что бросается в глаза? Но величина звука воспринимается слухом не как количество, но как большее и меньшее, как сила, а не как что-то случайное; так же как и вкусовые ощущения воспринимают силу сладости не случайно; но величина звука есть величина расстояния, на которой он может быть услышан - это, пожалуй, действительно случайное значение, возникающее из силы и не бывающее строго определенным. Ибо, с одной стороны, каждый звук имеет свою собственную силу, которая остается тождественной, с другой стороны - он умножает себя, занимая все то место, на которое распространился звук. Но цвета не становятся меньше, а замутняются; это замутнение и есть малые величины. И то и другое имеет общим «быть меньшим, чем они есть»; в том, что касается цвета, «быть меньше» обозначает замутненность, а в том, что касается величины, «быть меньше» означает наличие малости; следовательно, аналогично цвету уменьшается и размер.

Что, в таком случае, делает ясными те пестрые и многочастные предметы, каждая из частей которых существует особо, каковы холмы с находящимися на них домами, множеством деревьев и многим другим? Если ясность достигается просто виденьем, тогда мы измеряем от видимых частей целое. Но если эйдос целого не дает нам пройти все части, то возможность познать величину целого, измеряя величину подлежащего согласно эйдосам отдельных его частей, исключается. Это относится и к вещам, находящимся близко. Если они многочастны, первый же взгляд на них как на целое, взгляд, не углубляющийся в рассмотрение всех эйдосов частей, показывает их меньшими настолько, насколько велики не увиденные части; когда же все части видимы, мы имеем предмет точно измеренным и знаем, какой он величины. Те величины, что принадлежат одной форме и во всем подобны цвету, обманывают наше зрение, потому что мы не можем измерить их, переходя от части к части, ибо они ускользают от измерения по частям, поскольку в них отсутствуют четко различенные отдельные части. Вещи отдаленные кажутся ближе, ибо промежуточная протяженность кажется сокращенной именно по этой причине. Потому же не скрыты величины вещей находящихся близко, но взгляд не может проникать на отдаленные расстояния [не искаженным] и видеть находящиеся там эйдосы таковыми, какие они есть, так что невозможно сказать - сколь велик в действительности предмет.

2. Уже было сказано в другом месте, что к уменьшению предметов угол зрения отношения не имеет, но мы вынуждены повторить это; ибо тот, кто сказал, что предметы кажутся меньшими из-за сужения угла зрения, оставил какому-то другому зрению видеть находящиеся во вне или иные вещи, или находящиеся вне угла зрения, каков, например, воздух. Следовательно, он ничего не оставляет вне угла зрения, если перед ним большая гора, например; но тогда либо расстояния в глазах [наблюдателя] те же, что в видимом предмете, и он не может видеть ничего другого, при том, что измерения поля зрения прилагаются сразу же к видимому предмету, либо видимый предмет так же существует и по другую сторону поля зрения, существует с обеих сторон; что он скажет, когда отдаленный предмет, занимая все поле зрения, окажется меньшим, чем он есть? Кажется, что такое утверждение было бы неоспоримым, если бы наблюдалось небо. Хотя и невозможно чьему-либо зрению единым взглядом охватить полусферу и взгляду рапространиться так, как она распростерлась, но если он хочет - допустим [, что это произошло]. Итак, пусть все зрение вмещает всю полусферу, величина которой видима как это реальное небо, однако, оно само больше, чем нам представляется; как же теперь можно объяснить то, что удаленные предметы кажутся меньшими через уменьшение угла зрения?