Среди множества вопросов, которые вы себе задаете, этот, безусловно, волнует вас больше других.
Мы могли бы вам ответить, что дети с составляют всего 3% от общего числа рождающихся. Это немного, если принять во внимание, что сюда входит и большое число незначительных врожденных нарушений, которые легко поддаются лечению.
Природа устроена не так уж плохо, она сама производит отбор. 70% , происходящих в первые 6 недель беременности, связаны с . Это значит, что если не качественное то оно быстро удаляется из организма будущей матери.
Вероятно, вы хотите знать, что может вызвать уродство и нарушения или что должна делать будущая мать, чтобы иметь шанс родить нормального ребенка. В следующих статьях мы попытаемся ответить на ваши вопросы, потому что в этой области существует еще много белых пятен.
Почему рождаются дети с отклонениями «не такие, как все», т. е. с физическим или умственным отставанием? Чаще всего врачи не могут дать ответ на этот вопрос. Если все же есть причина, то это просто или какая-то , а может быть, .
В первом случае становится жертвой окружающей среды, в другом же причиной может быть наследственность.
Жертва окружающей среды
Яйцо во время своего развития может : инфекционного, химического или физического, целый ряд внешних факторов может нарушить нормальное развитие плода и вызвать некоторые дефекты, например, в случае таких инфекционных болезней матери, . Раньше в этом подозревали почти все инфекционные болезни, но отрицательное воздействие на плод большинства из них не было доказано. В зависимости от возраста плода последствия могут быть разными: и в течение первых 3 мес, могут возникать различные уродства, если же позднее, - ребенок может родиться с врожденной болезнью, но риск родить ребенка с отклонениями не будет.
Плод может подвергнуться химическому воздействию. Чаще всего это случается при назначении врача беременной женщине . Возможны и экологические катастрофы: отравление ртутью (как в Минамате, Япония) или диоксином (как в С’евезо, Италия).
Дети с отклонениями могут родится, от воздействия рентгеновских лучей или от радиации.
Мы уже говорил , которые помогут избежать, насколько это возможно, подобных несчастий.
Волнение, горе, тревога, нервная депрессия - могут ли они стать причиной рождения не нормального ребенка или врожденных физических недостатков? На этот вопрос врачи однозначно отвечают: нет.
Жертва наследственности . В этом случае ребенок становится жертвой не воздействия извне, а аномалии хромосом или генов
Москва, "Просвещение", 1992
ББК 74.3 М32
Л. Т. Воробьева
Мастюкова Е. М.
ISBN 5-09-004049-4 @ Мастюкова Е. М., 1992
Причины отклонений в развитии
Тяжелые нарушения речи
Нарушения общения
Заключение
ВИДЫ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ
Психомоторное развитие представляет собой сложный диалектический процесс, который характеризуется определенной последовательностью и неравномерностью созревания отдельных функций, качественным их преобразованием на новом возрастном этапе. При этом каждая последующая стадия развития неразрывно связана с предыдущей.
В основе психомоторного развития лежит генетическая программа, которая реализуется под влиянием различных факторов окружающей среды. Поэтому если ребенок отстает в развитии, прежде всего необходимо учитывать роль наследственных факторов в этом отставании.
Различные неблагоприятные воздействия во внутриутробном периоде развития, во время родов (родовая травма, асфиксия), а также после рождения могут приводить к нарушениям психомоторного развития ребенка.
Для успешной лечебно-коррекционной и педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, важное значение имеет знание причин и характера нарушений развития.
Хорошо известно, что дети, страдающие одним и тем же заболеванием, по-разному отстают в развитии. Это связано с генотипическими особенностями их центральной нервной системы, с различными влияниями окружающей среды, а также с тем, насколько своевременно поставлен правильный диагноз и начата лечебно-коррекционная и педагогическая работа.
Под причиной отклонения в развитии понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего неблагоприятного фактора, который определяет специфику поражения или нарушения развития психомоторных функций.
Известно, что почти любое более или менее длительное неблагоприятное воздействие на развивающийся мозг ребенка может привести к отклонениям в психомоторном развитии. Их проявления будут различны в зависимости от времени неблагоприятного воздействия, т. е. от того, на каком этапе развития мозга оно имело место, его длительности, от наследственной структуры организма и прежде всего центральной нервной системы, а также от тех социальных условий, в которых воспитывается ребенок. Все эти факторы в комплексе определяют ведущий дефект, который проявляется в виде недостаточности интеллекта, речи, зрения, слуха, моторики, нарушений эмоционально-волевой сферы, поведения. В ряде случаев может быть несколько нарушений, тогда говорят об осложненном или сложном дефекте.
Сложный дефект характеризуется сочетанием двух или более нарушений, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности обучения и воспитания ребенка. Например, сложный дефект имеет место у ребенка с одновременным поражением зрения и слуха, или слуха и моторики и т. п.
При осложненном дефекте возможно выделение ведущего, или главного, нарушения и осложняющих его расстройств. Например, у ребенка с нарушениями умственного развития могут наблюдаться нерезко выраженные дефекты зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, эмоциональные и поведенческие расстройства.
Как ведущий, так и осложняющий дефект могут иметь характер как повреждения, так и недоразвития. Нередко наблюдается их сочетание.
Особенностью детского мозга является то, что даже его небольшое поражение не остается частичным, локальным, как это имеет место у взрослых больных, а отрицательно сказывается на всем процессе созревания центральной нервной системы. Поэтому ребенок с нарушением речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата при отсутствии ранних коррекционных мероприятий будет отставать в психическом развитии.
Описанные выше нарушения развития являются первичными. Однако наряду с первичными часто имеют место так называемые вторичные нарушения, структура которых зависит от характера ведущего дефекта. Так, отставание психического развития у детей с общим системным недоразвитием речи прежде всего будет проявляться в слабости словесной (вербальной) памяти и мышления, а у детей с церебральным параличом - в недостаточности пространственных представлений и конструктивной деятельности.
У детей с недостатками слуха нарушается развитие понимания обращенной речи, с трудом формируются активный словарь и связная речь. При дефектах зрения ребенок испытывает затруднения при соотнесении слова с обозначаемым предметом, он может повторять многие слова, недостаточно понимая их значение, что задерживает развитие смысловой стороны речи и мышления.
Вторичные нарушения в развитии затрагивают прежде всего те психические функции, которые наиболее интенсивно развиваются в раннем и дошкольном возрасте. К ним относятся речь, тонкая дифференцированная моторика, пространственные представления, произвольная регуляция деятельности.
Большую роль в возникновении вторичных отклонений в развитии играет недостаточность или отсутствие ранних лечебно-коррекционных и педагогических мероприятий и особенно психическая депривация. Например, обездвиженный ребенок с детским церебральным параличом, не имеющий опыта общения со сверстниками, отличается личностной и эмоционально-волевой незрелостью, инфантильностью, повышенной зависимостью от окружающих.
Невыявленные отклонения в развитии, например слабо выраженные дефекты зрения и слуха, прежде всего задерживают темп психического развития ребенка, а также могут способствовать формированию вторичных эмоциональных и личностных отклонений у детей. Находясь в массовых дошкольных учреждениях, не имея к себе дифференцированного подхода и не получая лечебно-коррекционной помощи, эти дети длительное время могут пребывать в ситуации неуспеха. В таких условиях у них часто формируется заниженная самооценка, низкий уровень притязаний;
они начинают избегать общения со сверстниками, и постепенно вторичные нарушения все более усугубляют их социальную дезадаптацию.
Таким образом, ранняя диагностика, медицинская и психолого-педагогическая коррекция позволяют добиться значительных успехов в формировании личности детей с отклонениями в развитии.
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ
ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ
Под алалией понимается специфическое языковое недоразвитие, возникающее в результате поражения соответствующих отделов коры головного мозга в доречевом периоде.
Недоразвитие речи при моторной алалии всегда имеет системный характер: оно охватывает фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую стороны речи и сочетается с выраженными нарушениями ее коммуникативной функции. При алалии не развито речевое подражание, вследствие чего нарушена отраженная речь, т. е. затруднено повторение слогов, слов и особенно предложений. Нарушение организации звуковых единиц в линейную последовательность проявляется в недостаточности или отсутствии лепета, а в дальнейшем - в своеобразных нарушениях слоговой структуры слов и в специфических трудностях при построении предложений. На каждом возрастном этапе в зависимости от уровня речевого развития эти нарушения проявляются в разных формах.
При моторной алалии на всех возрастных этапах отмечается выраженное недоразвитие произносительной (экспрессивной) речи при более сохранном ее понимании (импрессивная речь).
Для алалии характерно нарушение ритмической стороны речи: ребенок говорит медленно, с паузами между слогами и словами, слова часто произносит по слогам. Грубо нарушена речевая интонация. Дети не улавливают и не воспроизводят с помощью выстукивания или хлопков ритмический рисунок слова или предложения.
Ребенок не может правильно повторять слышимые им слова, причем характерны различные варианты искажений одних и тех же слов.
Пассивный словарь увеличивается очень медленно, и долгое время он ограничен словами обиходно-бытовой тематики. Дети часто неправильно понимают значения слов.
Моторная алалия тормозит процесс формирования фразовой речи. Дети с большим трудом овладевают грамматическим строем родного языка.
Такое системное недоразвитие речи при алалии не может не отразиться на психическом развитии ребенка.
Психическое развитие детей, страдающих моторной алалией, характеризуется своей неравномерностью. В раннем и дошкольном возрасте эти дети обычно проявляют интерес к игрушкам, играм, хорошо ориентируются в быту, владеют навыками самообслуживания, их эмоции достаточно дифференцированы. Вместе с тем уже в дошкольном возрасте отмечается ограниченный запас знаний и представлений об окружающем, задерживается развитие словесно-логического мышления.
Дети с моторной алалией отличаются неравномерным развитием мышления. Практически-действенное и наглядно-образное мышление у них значительно преобладают над абстрактно-логическим. Поэтому чем младше ребенок, тем он больше производит впечатление интеллектуально сохранного; его интеллектуальная недостаточность маскируется тяжестью речевого дефекта. Однако с возрастом все более выявляется неспособность детей к абстракциям и преобладание конкретно-образного мышления над словесно-логическим. Поэтому у них с трудом формируются понятия о форме и величине предметов, операции сравнения, обобщения по существенным признакам, навыки счета.
Характерны нарушения умственной деятельности в виде замедленности мышления, его трудной переключаемости, выраженной истощаемости и пресыщаемости. Кроме того, эти дети отличаются малой психической активностью, слабостью побуждений, повышенной тормозимостью, склонностью к негативизму. Они отказываются от выполнения заданий, требующих от них интеллектуального напряжения. Частыми являются также нарушения функций активного внимания и памяти, при этом в первую очередь страдает словесная (вербальная) память.
В регуляции произвольной деятельности ведущая роль принадлежит речи. Поэтому при моторной алалии всегда имеет место нарушение произвольной регуляции психических процессов и ребенок постоянно нуждается в организующей помощи взрослого.
Судорожный синдром и острая сенсомоторная афазия и алалия (синдром Ландау - Клеффнера). Синдром впервые описан в 1957 году. Он характеризуется сочетанием эпилепсии с острой сенсомоторной афазией или с алалией.
При афазии заболевание возникает остро, без видимой причины и проявляется в утрате возможности понимать обращенную речь и говорить. Судорожные приступы в одних случаях предшествуют афазии, в других - возникают через определенный срок после потери речи. Они могут также проявляться атипично, и их эпилептическая структура может быть определена лишь с помощью ЭЭГ. Речевой дефект отличается стойкостью и сочетается со специфическими трудностями обучения, нарушениями поведения и интеллектуальной деятельности. Кроме того, у детей часто проявляются двигательная расторможенность, аффективная возбудимость, расстройства внимания и речевой негативизм.
При алалии с первых лет жизни выявляется стойкое системное недоразвитие речи, сочетающееся с нарушениями поведения и умственной работоспособности. Речевой дефект сопровождается судорожными приступами, которые характеризуются большим полиморфизмом.
Диагностика синдрома всегда основывается на данных ЭЭГ-обследования.
Ранняя диагностика данного синдрома имеет важное значение для эффективной реабилитации этих детей.
Синдром Ландау - Клеффнера следует отличать от глухоты, раннего детского аутизма, деменции.
НАРУШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ
Ранний детский аутизм (РДА) представляет собой особый вариант аномального развития, который чаще всего проявляется в первые 2-3 года жизни ребенка. Основным его признаком является нарушение контакта ребенка с окружающим миром и прежде всего с людьми. Ребенок с аутизмом погружен в мир собственных переживаний, отгорожен от внешнего мира. Он замкнут и избегает общения с детьми, не смотрит в глаза окружающих, отстраняется от телесного контакта и ласки близких. Он как бы не замечает других людей; предоставленный сам себе, может однообразно потряхивать руками, подпрыгивать на месте или бегать на пальцах по кругу, нашептывать, выкрикивать отдельные слова или звукосочетания и т. п.
Для этих детей характерна однообразная, как бы нецеленаправленная двигательная активность, которая проявляется в прыжках, хлопках, беге на цыпочках, своеобразных движениях пальцев рук около наружных углов глаз и других. Их двигательное беспокойство чередуется с периодами заторможенности, застывании в одной позе. Для детей с аутизмом характерны своеобразные страхи.
Несмотря на то что детский аутизм был описан Л. Каннером почти полвека назад (1943), многие аспекты этого заболевания до сих пор остаются невыясненными. В настоящее время РДА изучается во всем мире на основе комплексного междисциплинарного подхода с учетом современных достижений нейрофизиологии, психологии, фармакологии, генетики, психиатрии и неврологии. Большое внимание уделяется ранней диагностике аутизма. Основу диагностики этого своеобразного отклонения в развитии составляют следующие группы основных признаков: нарушение контактов с окружающими, специфические речевые и эмоциональные отклонения, общие специфические отклонения в психомоторном развитии. Характерной особенностью развития ребенка при аутизме является неравномерность развития в целом, а также отдельных психомоторных функций.
Одним из первых признаков аутизма является отсутствие зрительного контакта, «толчкообразный» взгляд, преобладание периферического зрения над центральным при сохранности зрительной функции как таковой. Отмечаются также особенности и слухового восприятия: малыш не реагирует на речевое общение с ним, хотя слух его является нормальным.
Кроме того, на первом году жизни обращают на себя внимание нарушения жизненно важных функций при отсутствии явных соматических и неврологических расстройств. Так, уже с первых месяцев жизни может возникнуть проблема с кормлением за счет недостаточной координации сосательных и глотательных движений, очень рано ребенок начинает отказываться от груди, в дальнейшем он плохо жует, долго держит пищу во рту, крайне избирателен в еде, отказывается от всех новых видов пищи; у него также выражены нарушения сна, с большим трудом формируются навыки опрятности. Но больше всего у него нарушено эмоционально-личностное развитие. Важным критерием ранней диагностики аутизма является нарушение довербального коммуникативного поведения.
Умственные способности детей, страдающих аутизмом, могут быть различными.
Рис. 21. Ребенок с синдромом ломкой Х-хромосомой и аутизмом
В одних случаях интеллект сохранен, но развит негармонично, в других - отмечается умственная отсталость, и, наконец, среди таких детей встречаются одаренные. Однако во всех случаях, как это уже подчеркивалось выше, имеет место своеобразная неравномерность их психомоторного развития.
Аутизм возникает под влиянием различных причин. Но во всех случаях ведущее значение имеет наследственная предрасположенность к подобной своеобразной форме аномального развития. Аутизм наблюдается во всех социальных классах и этнических группах. Его средняя частота 1:10000 с явным преобладанием лиц мужского пола (4 мальчика и 1 девочка).
При воспитании детей с аутизмом родители должны быть психотерапевтами, действующими совместно с педагогом, .психологом и врачом.
Отдельные проявления аутизма могут наблюдаться у различных категорий детей с отклонениями в развитии. Например, возможно сочетание аутизма с болезнью Дауна, фенилкетонурией и другими формами умственной отсталости. Особый интерес в этом плане представляет наличие аутистических форм поведения при так называемой Х-сцепленной умственной отсталости и в первую очередь при синдроме ломкой Х-хромосомы (см. рис. 21).
Интенсивные исследования, проводимые в последние годы во многих странах, показали высокую частоту этого заболевания, сопоставимую лишь с частотой болезни Дауна - самой распространенной формой умственной отсталости. По данным зарубежных авторов, его частота среди умственно отсталых мальчиков составляет 1,9-5,9%. В среднем в общей популяции частота этого заболевания составляет 1:1350 среди мальчиков и 1:2033 среди девочек, или 1:1634 среди детей обоего пола.
Раннее выявление детей с ломкой Х-хромосомой имеет важное значение для своевременной психолого-педагогической коррекционной работы и лечения. В связи с этим специалистам и родителям важно знать ранние признаки этого заболевания.
Характерными признаками данного заболевания являются нормальные или превышающие норму вес и длина при рождении в сочетании с некоторым увеличением окружности головы; обычно это блондины со светлыми глазами. У них удлиненное лицо, высокий лоб, уплощенная средняя часть лица и некоторое увеличение нижней челюсти (см. рис. 22).
Рис. 22. Внешний вид детей с синдромом ломкой Х-хромосомой
Отмечается повышенная частота подслизистых расщелин нёба или язычка. Обращают на себя внимание большие оттопыренные уши, деформации зубов, несколько увеличенные кисти рук, повышенная подвижность суставов и растяжимость кожи. У некоторых мальчиков уже при рождении можно отметить увеличение размеров яичек при нормально развитом половом члене.
Ранняя диагностика этой формы умственной отсталости имеет важное значение для своевременного проведения лечебно-коррекционных мероприятий и для медико-генетического консультирования семьи, что позволяет предупредить дальнейшее рождение детей с данным заболеванием. Однако отсутствие выраженных врожденных пороков развития при этом синдроме затрудняет его раннюю диагностику. Поэтому для диагностики заболевания большое значение имеет раннее выявление специфических отклонений в физическом, психомоторном и речевом развитии.
При этом к характерным признакам относятся следующие.
1. Тенденция к более интенсивному внутриутробному росту плода и ускоренному физическому развитию в первые годы жизни в сочетании с выраженным отставанием в моторном, умственном и речевом развитии.
2. Среди отставании в развитии различных моторных навыков особенно обращает на себя внимание нерезко выраженная задержка в развитии сидения и самостоятельной ходьбы.
3. Одним из наиболее характерных признаков является отставание в развитии речи. Часто это первая жалоба, с которой родители обращаются к врачу. Первые слова у этих детей появляются в среднем к 2-2,5 годам, фразовая речь формируется после 3,5 лет.
На протяжении всего дошкольного периода обращает на себя внимание выраженное нарушение звукопроизношения. Кроме того, у некоторых детей отмечаются грубый голос, тенденция к повторению отдельных звуков, слогов, слов; иногда имеют место признаки своеобразного заикания.
4. Интеллектуальная недостаточность различной степени выраженности сочетается с нарушениями внимания, памяти, поведения.
Кроме того, у детей даже при нерезко выраженной интеллектуальной недостаточности с большим трудом формируется право-левая ориентация, задержано развитие пространственных представлений, конструктивной деятельности. В дальнейшем эти дети с трудом овладевают навыками счета и письма.
5. Для детей типичны нарушения поведения в виде двигательной расторможенности, импульсивности. Кроме того, их поведение иногда напоминает аутистическое: они, как и дети с РДА, избегают глазного контакта, производят различные стереотипные движения руками в виде потряхиваний, похлопываний, испытывают страхи и т. п. Однако структура их эмоциональной сферы качественно иная, чем у детей с аутизмом. Дифференциальный диагноз этих заболеваний осуществляется детским психиатром.
Мастюкова Елена Михайловна
РЕБЕНОК С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
Зав. редакцией Т. С. Залялова Редактор М. А. Степанова Младший редактор А. Н. Синицына Художник С. А. Трофимов Художественный редактор Л. Н. Сельянов Технический редактор Г. В. Субочева Корректор И. Н. Пешкова
Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция
Москва, "Просвещение", 1992
ББК 74.3 М32
Рецензент методист я/с № 890 Хорошевского р-на Москвы Л. Т. Воробьева
Мастюкова Е. М.
М32 Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция.-М.: Просвещение, 1992.-95 с.: ил.-ISBN 5-09-004049-4.
В книге обобщены данные отечественных и зарубежных исследований по диагностике и коррекции различных форм аномального развития детей раннего возраста.
Автор рассматривает аномальное развитие как следствие органического поражения центральной нервной системы. Особое внимание обращает на раннюю диагностику и коррекцию отклонений в познавательной сфере детей.
Книга предназначена дефектологам, психологам, воспитателям аномальных детей, будет интересна студентам дефектологических факультетов, родителям.
М 4310010000-339 ,бз_92(заказ по КБ-34-1991) ББК 74.3 103(03)-92
ISBN 5-09-004049-4 @ Мастюкова Е. М., 1992
Виды и причины отклонений в развитии у детей
Причины отклонений в развитии
Возрастные закономерности психомоторного развития детей в норме и патологии
Основные закономерности возрастного развития
Психомоторное развитие ребенка первого года жизни
Роль речи в психическом развитии ребенка
Особенности отклонений в развитии детей раннего возраста
Ранняя диагностика отклонений в развитии
Основные методы и критерии медицинской диагностики
Основные формы аномального психического развития
Умственная отсталость
Задержка психического развития
Тяжелые нарушения речи
Сенсорные и двигательные нарушения
Нарушения общения
Коррекционное воспитание детей с отклонениями в развитии
Заключение
Ранняя диагностика и коррекция отклонений психомоторного развития детей являются главным условием их эффективного обучения и воспитания, предупреждения у них тяжелой инвалидности и социальной дезадаптации.
Известна роль семьи, эмоционально-положительного общения ребенка с окружающими взрослыми для его нормального психического развития. Однако для детей с отклонениями в развитии этого оказывается мало: они с самого раннего возраста нуждаются в особых условиях, обеспечивающих коррекцию нарушенных функций.
Полученные современной медициной данные свидетельствуют об эффективности ранних коррекционно-воспитательных мероприятий. Это связано с тем, что именно в первые годы жизни мозг ребенка развивается наиболее интенсивно.
Кроме того, на ранних этапах развития дети усваивают двигательные, речевые и поведенческие стереотипы. Если у ребенка с отклонениями в развитии они изначально сформированы и закреплены неправильно, то впоследствии скорректировать их крайне сложно.
Воспитание детей с отклонениями в развитии отличается своеобразием, которое заключается, во-первых, в его коррекционной направленности, во-вторых, в неразрывной связи коррекционных мероприятий с формированием практических навыков и умений. Конкретные особенности воспитания таких детей зависят от вида аномального развития, степени и характера нарушений различных функций, а также компенсаторных и возрастных возможностей ребенка.
Многие дети с отклонениями в развитии помимо правильного воспитания, обучения и коррекции нарушенных функций нуждаются также и в специальном лечении. Все это обусловливает необходимость ранней диагностики различных отклонений в психомоторном развитии.
При диагностике аномального развития мало только констатировать интеллектуальную, речевую, двигательную или сенсорную недостаточность, необходимо поставить клинический диагноз, который отражал бы причину и механизм нарушения развития, определял бы школьный и социальный прогноз, а также намечал пути и методы лечебно-коррекционной работы. Поэтому специалисты медико-психолого-педагогических консультаций и работники дошкольных учреждений должны хорошо ориентироваться в вопросах диагностики различных форм аномального развития, иметь представление о современных методах их лечения и психолого-педагогической коррекции.
Предлагаемая вниманию читателей книга - результат обобщения многолетнего опыта работы автора с детьми, имеющими отклонения в развитии, а также критического анализа отечественной и зарубежной литературы. Это позволило описать не только формы аномального развития, но и такие заболевания центральной нервной системы (ЦНС), при которых имеют место сложные дефекты и отклонения психомоторного развития.
Цель данной книги - показать работникам специальных и общих дошкольных учреждений, а также родителям структуру и характер имеющихся у детей отклонений в развитии, возрастные закономерности формирования у них психики, приемы и методы коррекции нарушенных функций.
Аномальные дети - дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического или психического развития и вследствие этого нуждающиеся в воспитании и обучении в специальных условиях, которые обеспечивают коррекцию и компенсацию недостатков развития. В Республике Беларусь проживают 126 785 детей с особенностями психофизического развития в возрасте от 0 до 18 лет, что составляет 7,14% от общей численности детей в республике. Ребенок с ОПФР – лицо, имеющее физическое и (или) психическое нарушения, препятствующие получению образования без создания для этого специальных условий. К основным видам аномального развития относят: умственная отсталость, сенсорные нарушения, расстройства речи, поведения, эмоционально-волевой сферы, опорно-двигательного аппарата, психические расстройства и др.
Виды аномального развития :
Интеллектуальная недостаточность (умственная отсталость)
Нарушения психического развития (трудности в обучении)
Нарушения речи
Нарушения слуха
Нарушения зрения
Нарушения функций опорно-двигательного аппарата
Тяжелые и (или) множественные физические и (или) психические нарушения
Выявляются и диагностируются новые группы детей, которые нуждаются не только в лечении, но и в специальном образовании (дети с гипердинамическим синдромом, синдромом дефицита внимания, гиперактивностью, аутистическими нарушениями, дети, прошедшие операцию кохлеарной имплантации, слепоглухие дети). При организации и осуществлении образовательного процесса и коррекционно-педагогической помощи крайне важен вопрос взаимодействия специалистов разного профиля: дефектологов (логопедов, олигофренопедагогов, сурдопедагогов, тифлопедагогов);иных педагогических работников (учителей, учителей-предметников, социальных педагогов; педагогов-психологов, администраций учреждений образования и др.)социальных работников;медицинских работников;специалистов по физической реабилитации и др.
Специальное образование включает в себя: дошкольное специальное образование; школьное специальное образование; профессиональное образование.
Учреждения, обеспечивающие получение СО
1.Специальные учреждения образования
Специальные дошкольные учреждения
Специальные общеобразовательные школы (школы-интернаты)
Вспомогательные школы (школы-интернаты)
Центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации
2.Учреждения образования общего типа
Классы (группы) интегрированного (совместного) обучения и воспитания,специальные классы (группы)
Пункты коррекционно-педагогической помощи
3.Детские дома-интернаты
4. Теория высших психических функций Л.С. Выготского и ее значение для специальной психологии.
Одним из центральных в категориальном СП является понятие "высшие психические функции", введенное Л. С. Выготским, которые представляют собой сложнейшие системные образования, характеризующиеся прижизненным формированием, опосредованным строением и произвольным способом регуляции. В силу этого они обладают высокой степенью пластичности за счёт взаимозаменяемости входящих в их состав элементов. Неизменным остаются цель (задача) и конечный результат. Средства достижения поставленной задачи могут быть вариативны. Пластичность высших психических функций, как одно из их свойств, лежит в основе компенсаторных процессов, восстановления нарушенных или утраченных функций путём внутренней перестройки.
На основании своей культурно-исторической теории Выготский сделал вывод о том, что высшие психические функции формируются у ребенка в результате интериоризации. Интериоризация происходит при взаимодействии со взрослым, и само это взаимодействие становится источником развития, а не его фактором, воздействующим на ребенка извне. Таким образом, Выготский предложил совершенно новую трактовку соотношения наследственности и среды.
Основную закономерность психического развития Выготский видел в хронологически последовательном формировании высших психических функций и последовательном прижизненном изменении их мозговой организации. Отсюда он делал вывод о различном влиянии очага поражения на высшие психические функции в детском возрасте и у взрослого человека. Недоразвитие или нарушение одной из функций ведет к недоразвитию другой или даже нескольких функций.
Выготский выделил три категории «трудных» детей, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании: одаренные, дефективные и примитивные, – и описал особенности их развития. К дефективным он относил детей, имеющих органические нарушения, а к примитивным – отсталых в смысле культурного и социального развития.
Выготский разделил «дефекты» на первичные и вторичные. Первичные дефекты – это органические нарушения, поражения какой-то структуры головного мозга или центральной нервной системы, не поддающиеся коррекции психолого-педагогическими средствами. Вторичные же дефекты возникают на основе первичных и выражаются в нарушениях развития, которые могут быть исправлены или скомпенсированы. Тем самым Выготский определил область компетенции педагогов, психологов и дефектологов.
Существующие виды отклонений
Отклонение психомоторного развития обнаруживаются по-разному, все зависит от времени плохого воздействия на детский мозг, продолжительности воздействия, социальных условий, наследственной структуры ЦНС - все это вместе определяет основной дефект, проявляющийся в виде недостаточного развития моторики, слуха, зрения, интеллекта, речи, нарушений поведения и эмоционально-волевой сферы.
Бывает так, что у ребенка присутствует сразу несколько нарушений - сложный дефект, например, поражение моторики и слуха, или слуха и зрения. В этом случае выделяется основное нарушение и осложняющие его расстройства. У ребенка, например, наблюдается нарушение умственного развития, которое сопровождается дефектами слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, возможно, проявятся эмоциональные расстройства. Перечисленные дефекты могут быть вызваны недоразвитием или повреждениями. Даже небольшое поражение детского мозга отрицательно сказывается на всем процессе развития ЦНС. Поэтому если у ребенка наблюдается нарушение слуха, опорно-двигательного аппарата, речи или зрения, то необходимо вводить корректирующие мероприятия, иначе в психическом развитии ребенок будет отставать.
Нарушения подразделяют на первичные и вторичные. У детей с недостаточно развитым слухом (первичное нарушение) очень сложно формируется связная речь и словарный запас (вторичные нарушения). А если у ребенка дефект зрения, то он будет испытывать сложности, так как ему трудно соотносить слова с обозначаемыми предметами.
Вторичные нарушения затрагивают речь, произвольную регуляцию деятельности, пространственные представления, тонкую дифференцированную моторику, то есть поражаются психические функции, активно развивающиеся у ребенка в раннем возрасте и дошкольном. В развитии вторичных нарушений большую роль играет несвоевременное или же полное отсутствие коррекционных, лечебных и педагогических мероприятий.
Стоит отметить, что у детей нарушения психомоторного развития бывают стойкими (формируются при органических повреждениях детского мозга), а бывают обратимыми (формируются при соматической ослабленности, легкой мозговой дисфункции, эмоциональной депривации, педагогической запущенности). Обратимые нарушения, обычно обнаруживаются в раннем возрасте - у ребенка наблюдается отставание в развитии речи и моторики. Но своевременное проведение лечебно-коррекционных мероприятий поможет полностью преодолеть подобные нарушения.
Принципы коррекции
Любая психолого-педагогическая коррекция с дошкольниками с патологиями в развитии основывается на ряде принципов - принцип доступности, системности, индивидуального подхода, последовательности. Помимо этих принципов существует главный принцип - онтогенетический, который учитывает психофизические, возрастные особенности у детей, а также характер нарушений. Данный принцип заключается в коррекционной работе направленной на устранение или сглаживание, компенсацию или коррекцию нарушений интеллектуального, речевого, эмоционального, сенсорного и двигательного дефектов, на создание полноценного фундамента для дальнейшего формирования личности, которая может быть создана только при развитии ключевых звеньев развития.
Благодаря пластичности коры головного мозга можно реализовывать развитие ребенка в не зависимости от патологических условий, даже если эти условия весьма тяжелые.
Прежде чем приступать к коррекционной работе, у ребенка определяются сохранившиеся звенья в зрительной, речедвигательной, речеслуховой, двигательной системах. Только после этого, опираясь на полученные данные, специалисты начинают коррекционную работу.